Роль эмоционального опыта в духовно-нравственном воспитании и эстетическом образовании ребенкаСообщение в рамках муниципального методического профессионального объединения по изобразительной деятельности городского округа город Выкса

ФИО: Железнова С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3661
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Роль эмоционального опыта в духовно-нравственном воспитании и эстетическом образовании ребенка Сообщение в рамках муниципального методического профессионального объединения по изобразительной деятельности городского округа город Выкса
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Управление образования администрации городского округа город Выкса

МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»

Роль эмоционального опыта в духовно-нравственном воспитании и эстетическом образовании ребенка

Сообщение в рамках муниципального методического профессионального объединения по изобразительной деятельности городского округа город Выкса

Составитель:

Педагог 

дополнительного образования

первой квалификационной категории

Железнова Светлана Владимировна

Выкса

2024

Здравствуйте! Сегодня мы обсудим роль эмоционального опыта ребенка в его духовно-нравственном воспитании. При чем здесь эмоции? В силу возрастных особенностей, ребенок чаще всего фиксируется на том, что задело его чувства. 

Ребенок очень эмоционален. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность и нравственность для него будет не только сложным словом.

 Именно потому, что ребенок эмоции запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты. 

Телевидение и Интернет предлагают детям разнообразный контент: яркие краски, громкая ритмичная музыка и … искаженные пропорции персонажей. Ребенок может не понимать смысла, происходящего на экране, но быстрая смена картинки, яркость и звук вызывают у него положительные эмоции. Которые закрепляются при общении со сверстниками: «Ты видел?!» «Видел, круто, да!». То есть, формируется уже групповое отождествление. И попробуй, скажи: «Мне больше нравятся советские мультики!»

Герои роликов и мультфильмов с неясными нравственными ориентирами, искореженными лицами и фигурами становятся носителями эмоционального опыта наших детей. Поэтому у многих наблюдается гиперактивность, нежелание следовать правилам. Ведь герою из мультика так делать можно, почему мне нельзя? 

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный и проходит параллельно развитию эмоционального интеллекта. Быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребенка. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Главная цель духовно-нравственного воспитания – обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но и помочь обрести стремление жить по ним. 

 Количество информации, которое усваивают наши дети, формирует фрагментарность мышления. Ребенок уже не может долго концентрироваться на чем-то одном, ему нужна быстрая смена картинки, деятельности. И, не зависимо от возраста, желательно чтобы деятельность была развлекательного характера.

Ребенок отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным. Шум ветра, пение птиц, стук дождевых капель, различные голоса животных, краски вечернего неба, разнообразные оттенки зелени, воды в водоемах, запахи и голоса яркого лета, оттенки золотой осени, суровая строгая красота зимы – вот что является основным источником сенсорного воспитания, а значит и развития эстетического восприятия. 

Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка – это его отношение к людям в личной и общественной жизни, к своему внешнему виду, поступки, трудовая деятельность.

Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов – родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.

Грамотная, профессиональная организация процессов созерцания, созидания и общения – играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности.

Представляю вашему вниманию презентацию с работами гениального художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова и кадры из современных российских мультфильмов. Давайте попробуем их сравнить, не с точки зрения живописи, а эмоционального отклика ребенка. Какие картинки нужно разглядывать долго, обращая внимания на детали, а каким достаточно беглого взгляда? Давайте обсудим.

Спасибо за активное участие! 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду» (пособие для воспитателей детского сада. 2 – е издание, переработанное) – М.: Просвещение, 1986«Добронравие для маленьких». Учебно – методическое пособие. Москва, 2016.
  2. Кондаурова И. В., Яковлева, С. В. Организация художественноэстетического восприятия, как способ обогащения детского творчества // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 77- 80 
  3. Коноплицкая, И. Н. Средства изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании и художественно-эстетическом образовании учащихся / И. Н. Коноплицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94911/ (дата обращения: 10.01.2024).
  4. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. / Лыкова, И.А. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014 – 144с.;
  5. Мосина, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников//Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции. г. Москва, апрель 2012г. / Мосина, Н.В. – М.: Буки – Веди, 2012. – с. 119 – 125.; 1. «Нравственное воспитание детей в современном мире». Козлова С.// Дошкольное воспитание. – 2001. – №9.
  6. М.В. Грибанова, «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста». / М.В. Грибанова, 1999 – 127с.; .Сборник статей 
  7. “Эстетическое воспитание в детском саду”, под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1978.
  8. .Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Дубровская, Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 – 256 с.
  9. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства / под ред. В.В. Колокольникова. – М.: 1962 – 48с.; 49. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / под ред. Н.А. Ветлугиной – М.: Просвещение – 1995 – 207с.;
  10. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства / под ред. Р.И. Капустиной. – Шадринск, 1999 – 81с.