Внеурочное занятие для обучающихся 6-8 классов по теме «И.Я. Яковлев и Симбирская чувашская учительская школа»

ФИО: Яковлева Г.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3681
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Внеурочное занятие для обучающихся 6-8 классов по теме «И.Я. Яковлев и Симбирская чувашская учительская школа»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Плакат И.Я.Яковлев

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

Для обучающихся 6-8 классов по теме

«И.Я. Яковлев и Симбирская чувашская учительская школа»

Цель: формирование представления у обучающихся о значимости открытия Симбирской чувашской учительской школы чувашским просветителем И.Я.Яковлевым.

Основные смыслы: знание истории родного языка помогает сохранять культурное наследие, понимать мир и свою идентичность, что важно для уважения к культурному наследию. 

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, сохранение исторической памяти, формирование патриотизма, чувства гордости за родную республику.

Продолжительность занятия: 40 минут

Форма занятия: познавательная беседа, занятие предполагает использование видеофрагментов, презентации, игровых занятий.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель: Ребята, предлагаю совершить путешествие в недалекое прошлое.

Демонстрация видеоролика из документального фильма «Люди – легенды: Иван Яковлева» (Госкиностудия Чувашкино и архив электронной документации, 2018г.)

Временной отрезок: 1.38 – 3.30

Текст диктора: Архивы сохранили нам несколько бесценных кинокадров. Иван Яковлевич в кругу семьи и бывших учеников вспоминает детство, деревню Кошки Симбирской губернии, где он родился в 1848 году. « Меня взяла после смерти матери семья удельных крестьян Пахомовых, когда мне от роду было дня два-три. Фамилия и отчество были даны мне при крещении по моему крестному, крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Живя у Пахомовых, я любил слепого дедушку Пахома. Водил его в качестве поводыря за конец палки, когда он отправлялся далеко к своим родственникам. Так как я служил поводырем дедушки и был хорошим работником: бороновал, косил, сажал, то принимались разные меры, чтобы не отсылать меня в школу, но в конце концов меня вынуждены были туда отправить. Учиться было трудно, все преподавалось по-русски, а в числе учеников находилось более половины чуваш, ни слова по-русски не понимавших, как и я.  Из школы я был взят, как первый ученик в землемерное училище. Работая мерщиком, Яковлев переезжал из одного селения в другое: нищета и неграмотность чувашского народа вызывали в его душе боль и сострадание, но он понимал, чтобы помочь другим надо самому получить образование. 

Временной отрезок: 3.59. – 5.21.

И вот Симбирск. Экзамены выдержаны. Яковлев – единственный в то время в России чуваш – гимназист. Еще учась в гимназии, он решается на смелый шаг – создать чувашскую школу. Собирает ребят, подыскивает для них общежитие, чтобы содержать их зарабатывает уроками у купцов и чиновников, сам занимается с ребятами. В следующем году Яковлева Ивана, который при отличном поведении оказались весьма удовлетворительные успехи из всех студентов гимназического курса удостоить награждения золотой медалью, единственного из всего класса. Теперь университет. Планы Яковлева обширны, самые насущные создать чувашскую письменность, ведь она так необходима. Как сейчас трудно чувашским детям учиться, да и можно ли поднять культуру не опираясь на родной язык

Учитель: Современный чувашский алфавит составлен на русской графической основе и состоит из 37 букв. Современная версия чувашского алфавита в честь И. Я. Яковлева называется Яковлевской (1938г.).

АаӐӑБбВвГгДдЕеЁёӖӗЖжЗзИиЙйКкЛлМмНнОоПп

РрСсҪҫТтУуӲӳФфХхЦцЧчШшЩщЪъЫыЬьЭэЮюЯя

Методический комментарий: необходимо пояснить детям, что первый вариант чувашского алфавита состоял из 47 букв. На основе того алфавита и был составлен И. Яковлевым и его сотрудниками букварь, представленный ими на утверждение к печати 15 (27) ноября 1871 года. Эта дата и считается началом новой чувашской письменности. 

 «Тъващ адизене сыръва вьренмелли кнеге» (Книга для обучения грамоте чувашских детей). 

Аа Бб Б̀б̀ Вв В̀в̀ Гг Г̀г̀̀ Ҕҕ Ҕ̀ҕ̀  Дд  Д́д́  Д̀д̀ Ее Жж Ж̀ж̀ Зз З̀з̀ Ии Йй Кк К̀к̀ Лл Л̀л̀ Мм М̀м̀ Нн Н̀н̀ Оо Пп П̀п̀ Рр Р̀р̀ Сс С̀с̀ Тт Т́т́ Т̀т̀ Уу Ӱӱ Фф Хх Х̀х̀ Шш Ш̀ш̀  ъ ь Ыы.

Ввиду громоздкости и несовершенства знаков для практического пользования алфавит оказался неудобным. Сразу после выхода букваря И. Я. Яковлев переделал его, сократив количество букв до 27.

Настольная игра «Собери слово». Обучающиеся, разделенные на группы, получают набор карточек с буквами чувашского алфавита, из которых нужно составить слова и прочитать. (Школа –Шкул. Семья – Çемье. Волга – Атӑл. Мама – Анне. Солнце. Родина –Тăванçĕршыв). Можно предложить ребятам составить другие слова.

Учитель: В чём вы видите важность того факта, что у чувашского народа появился свой алфавит, книги на чувашском языке?

Часть 2. Основная. 

Учитель: Ребята, предположите, о каком правильном пути пишет И.Я.Яковлев для чувашей?

«Я, родясь в среде этих мирных добрых людей и рано испытавши их горькую участь, не мог остаться хладнокровным к их судьбе и их будущности…Богу угодно было с ранних лет меня направить более по правильному пути, чем моих собратий, и настоящее безотрадное положение рано заставило меня вникнуть в свой смысл и искать из него выхода. Сельская школа научила и воспитала меня в христианской религии, а последующие обстоятельства сделали меня русским, и я горжусь этим именем, однако нисколько не гнушаюсь именем чувашенина и не забываю своего происхождения. Будучи христианином, любя Россию и веруя в ее великую будущность, я от души желал бы, чтобы чуваши, мои единоплеменники, были просвещены светом Евангелия и слились в одно целое с великим русским народом. То и другое важно и необходимо для блага и счастия чуваш; исполнение того и другого составляет предмет моих мечтаний и желаний».

Ответы обучающихся.

Учитель: Перенесемся во вторую половину XIXвека. Конец июня 1868 года. Ивану Яковлеву 20 лет. Окончив V класс гимназии, И.Я.Яковлев приехал в родную деревню Кошки-Новотимбаево, чтобы уговорить кого-либо из своих товарищей поехать на учебу в Симбирск. Здесь он разыскал друга по Бурундукскому училищу Алексея Ракеева (Васильева), которого и уговорил учиться. 19 летнего Ракеева не хотели отпускать из деревни, поэтому 27 октября 1868 года он тайком ушел из дома. 28 октября Ракеев прибыл в Симбирск. С этого дня начались хлопоты и заботы Яковлева о своем первом ученике, а 28 октября (9 ноября) 1868 года стало днем основания национальной школы по подготовке учителей для начальных школ.

В конце декабря 1868г. из деревни Баишево Буинского уезда приехал Егор Улюкин, второй ученик Яковлева. Оба ученика содержались на средства гимназиста. Осенью 1869г. в Симбирск привезли Ивана Исаева и Василия Кашкарова. Несмотря на трудности, И.Я.Яковлев стремится к расширению своей школы. Симбирская общественность поддержала начинание гимназиста Яковлева. После его выезда на учебу в Казань неоднократно производился сбор средств по подписным листам.

 Министерство народного просвещения долго не признавало Симбирскую чувашскую школу, и гимназист в течение более двух лет содержал ее на скромные средства. 

Только с зимы 1871г. она была официально признана как «Симбирская чувашская школа Министерства народного просвещения 

С 1875 г. школа стала именоваться Центральной чувашской школой. Начиная с этого времени, Симбирская чувашская школа приобретает значение и характер учительской семинарии, призванной удовлетворять нужды сельских чувашских школ в преподавательских силах и нужды чувашских приходов в инородческих священниках. Подготовка в Симбирской учительской школе учителей в начальные училища началась в 1877-1878 учебном году, а первый выпуск воспитанников со званием начального учителя состоялся в июне 1879 г. 

По окончании университета И. Я. был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа с непосредственным заведыванием основанной им школой. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 г., была переведена в собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.
В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель, отведенный под женское отделение школы, которым заведовала жена И. Я. Яковлева — Екатерина Алексеевна.  Построенные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь. 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. 

Наиболее значительным зданием школы было построенное в 1885 году трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведовала его жена — Екатерина Алексеевна. 

Игра «Верно – неверно».

  1. В Симбирскую чувашскую школу принимались только чуваши с 7 лет.

НЕВЕРНО. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары без ограничения возраста, обычно 11 и не старше 18 лет.

  1. Обучение в школе велось только на чувашском языке.

НЕВЕРНО. Обучение в школе вначале велось на чувашском языке. А по мере усвоения учениками русского языка преподавание всех предметов велось уже на нем.

  1. В программу Симбирской чувашской учительской школы входило более 20 предметов.

ВЕРНО. Первоначально в программу входило 16 предметов, а впоследствии – более 20.

  1. Будущие учителя изучали сельское хозяйство: садоводчество, огородничество, растениеводство.

ВЕРНО. В 90-х годах XIXв. будущие учителя в течение 6 лет изучали сельское хозяйство.

  1. И.Я.Яковлев в начале 1900-х гг. И.Я.Яковлев планировал приобрести землю на Кавказе для нужд Симбирской чувашской учительской школы. 

ВЕРНО.С целью приобщения чувашской молодежи к образу жизни, культуре других народов в начале 1900-х гг. И.Я.Яковлев планировал приобрести землю на Кавказе для нужд Симбирской чувашской учительской школы.

  1. В Симбирской чувашской учительской школе лекции читали такие ученые как: Д.К.Менделеев, И.П.Павлов, К.А.Тимирязев.

НЕВЕРНО. Лекции ученых Д.К.Менделеева, И.П.Павлова, К.А.Тимирязева учителя и учащиеся школы слушали в научно-учебном отделе на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896г.

  1. Симбирская чувашская учительская школа (1890г. преобразование центральной чувашской школы в учительскую) – первое высшее профессиональное учебное заведение в истории чувашского народа.

НЕВЕРНО. Симбирская чувашская учительская школа – первое среднее профессиональное учебное заведение в истории чувашского народа. К 1917г. из его стен вышло более 1000 народных учителей.

Демонстрация видеоролика из документального фильма «Люди – легенды: Иван Яковлева» (ГоскиностудияЧувашкино и архив электронной документации, 2018г.)

Временной отрезок: 7.26 – 8.52.

Текст диктора: Яковлев стремится воспитать из своих учеников гармонично развитых, всесторонне образованных людей. Симбирская школа притягивала к себе все лучшее, что есть в чувашском народе. Весь этот комплекс учебных заведений представлял собою школу-интернат. Работали ремесленные мастерские, сельскохозяйственная ферма. В школу принимались дети из крестьянских семей. Учащиеся содержались в условиях сельского быта, полностью обслуживали сами себя. Школа Яковлева за годы своего существования выпустила более 1000 учителей, отлично подготовленных к педагогической и воспитательной деятельности в начальных училищах и к распространению сельскохозяйственных, ремесленных, эстетических и этических знаний среди чувашей. Ученики получали и музыкальное образование. Однажды школьные хоры и оркестр поставили оперу «Иван Сусанин». В классах часто звучали стихи. Любовь к русской культуре Яковлев прививал с большим усердием. Сам сочинял сказки и короткие рассказы для детей, переводил с других языков на чувашский, активно привлекал к этой работе и учеников. Впоследствии из них выросли талантливые писатели, композиторы, артисты, ученые и общественные деятели. Со временем в чувашских деревнях появилось много школ, открытых Яковлевым и во всех работали его ученики. 

Учитель: После многократных ходатайств И.Я.Яковлева лишь в 1890 г. Министерство разрешило преобразовать Центральную чувашскую школу в учительскую.

По своему “Положению” школа имела следующие задачи: 

1) подготовлять учителей, долженствующих в будущем работать над сближением чуваш с русским народом, 

2) вооружать будущих учителей знаниями, одушевлять их идеей служения великому русскому отечеству и своему родному народу, всячески внушать ученикам идею сближения с русским народом, 

3) приготовить из своих питомцев технически умелых профессиональных педагогов.

Предметы обучения включали: закон божий, русский и церковно-славянский языки, логику, педагогику, арифметику, геометрию, алгебру, историю, географию, физику, химию, ботанику, минералогию, естествознание, зоологию, чистописание, черчение, сельское хозяйство, физический труд (в столярной и токарной мастерской, в поле, огороде и саду), пение, скрипичную игру.

В первые годы обучения в Симбирской школе самое большое внимание уделялось живому овладению русским языком. Большое место отводилось именно разговорным урокам и объяснительному чтению.

Для прочного изучения основ наук при школе были организованы различные учебно-производственные мастерские, в которых учащиеся могли работать в свободное время по избранной специальности, например, токаря, слесаря, столяря и т.д. В мастерских школы изготовлялись мебель, оконные рамы, классные доски для вновь открываемых и преобразуемых чувашских училищ. Будущие учителя изучали пчеловодство, животноводство и овощеводство. Из Симбирской учительской школы ее выпускники привозили с собой в отдаленные деревни рассады фруктовых деревьев, семена плодносных культур и т.д. 

Учащиеся занимались в кружках художественной самодеятельности, рукоделия, резьбы по дереву и т.д.  В школе было три хоровых коллектива, три оркестра.

Симбирская чувашская учительская школа по прилежанию и успеваемости учащихся, по соединению обучения с производительным трудом занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе.

В 1901 г. И.Я.Яковлев открыл женские педагогические курсы на базе женского училища, открытого в 1891г. К 1914г. на курсах обучались 73 слушательницы, в том числе 53 чувашки, 31 – русская. Жена И.Я.Яковлева, заведовавшая женским училищем, вела гигиену, домоводство, русский язык и литературу, причем чаще всего бесплатно. Воспитанницы называли ее «русской мамой».

К 1917 году в Симбирской чувашской учительской школе, в мужском и женском начальном училищах и на женских педагогических курсах насчитывалось 273 учащихся из чувашей, русских и мордвы. К этому времени из Симбирской чувашской школы вышло около 400 учителей-женщин.

Учитель: В стенах этой школы учились такие видные деятели национальной культуры, как классик чувашской художественной литературы К.В. Иванов, известный поэт Н.В. Шубоссинни, композиторы Ф.П. Павлов и С.М. Максимов, народный артист Чувашской АССР И.С. Максимов-Кошкинский, профессор В.Г. Егоров и др.

Демонстрация слайдов презентации с видными чувашскими деятелями культуры.

Учитель:

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» появилась заметка в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но, тем не менее… его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени».

1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее — Ульяновский чувашский педагогический техникум. 

23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева.

 С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 г.

Демонстрация видеороликов из документального фильма «Иван Яковлев. Завещание учителя». https://smotrim.ru/video/2727567

Временной отрезок: 13.05 – 13.31. 

«Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому и грядущему величию». Духовное завещание чувашскому народу. И. Я. Яковлев.

Временной отрезок: 16.10 – 16.34

«Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера» (Духовное завещание чувашскому народу. И. Я. Яковлев).

ПОСТРАЗГОВОР.

Беседа «Расскажи о своей школе, какой ты ее видишь сегодня и в будущем».