БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛИНИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Разработчик:
Тихонова Светлана Георгиевна,
учитель- дефектолог
КАЛИНИНО 2024
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо
Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В российском обществе в последнее десятилетие сформировалась тенденция к общему ослаблению физического здоровья населения страны. Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит более чем остро. И, вполне закономерно, что именно эти задачи стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы. Согласно данным Госкомстата России складывается стабильная тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно- соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Поэтому проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения.
Многолетняя практика работы в образовательном учреждении, реализующем адаптированные образовательные программы, показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушением познавательной деятельности, с речевыми нарушениями, нарушением двигательной активности и ослабленным здоровьем. Дети сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно- расторможенными, неусидчивыми или вялыми.
Плохое самочувствие, болезни и патологии рождения являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. Здоровье ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 3 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Увеличение числа детей с сопутствующими физическими, психическими и социальными расстройствами становится проблемой глобального уровня.
Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях интернатного типа условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения и воспитания должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно- коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику дефектологической работы с детьми с ОВЗ здоровьесберегающих образовательных технологий.
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в деятельность нашего образовательного учреждения, и в частности, в работу учителя- дефектолога внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования здоровьесберегающих технологий на дефектологических занятиях.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через
правильную организацию индивидуальных, подгрупповых и групповых
дефектологических занятий.
2.Формирование мотивационной готовности к регулярному применению
полученных навыков.
3.Привлечение родителей для активного участия в мероприятиях, проводимых в
школе- интернате, по использованию инновационных и здоровьесберегающих
технологий
Ожидаемый результат: развитие школьников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на дефектологических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Участники проекта: учитель-дефектолог, обучающиеся начальных классов, родители.
Срок реализации проекта: 1 год
Использование здоровьесберегающих технологий при работе детей с ОВЗ будет осуществляться на основе личностно- ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, а также опираясь на следующие принципы:
– Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения
познавательной деятельности.
– Принцип активности предполагает у учащихся высокую степень
самостоятельности, инициативы и творчества.
– Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
– Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
– Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
– Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Перед коррекционной педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Наличие затруднений в обучении и воспитании говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в школе, реализующем адаптированные образовательные программы.
Здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в работе учителя-дефектолога. Их можно выделить в три подгруппы:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);
- технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);
- коррекционные технологии (арт- терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Пальчиковая гимнастика. Ее цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Многочисленные исследования подтвердили, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно с использованием различных предметов: прищепок, пуговиц, пробок и т.д. Используются различные упражнения графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, работа в тетрадях и др. Пальчиковые игры очень важны, так как требуют участия обеих рук, их согласованных действий, что способствует синхронной работе обоих полушарий, а значит развитию мышления.
Артикуляционная гимнастика. Даже самые простые движения всех органов артикуляции оказывает благотворное влияние на чёткость произношения звуков, координацию движений. Упражнения преподносятся детям в игровой форме, не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Например, для некоторых детей широко открыть рот и удержать данную позу – трудная задача. Это упражнение нужно связывать с определённым образом, вызывая у детей интерес, устойчивость внимания: «рыбка открывает рот и ловит корм», движения языка влево- вправо дети с удовольствием выполняют, когда даются такие задания: «собака виляет хвостиком», «лиса заметает следы» и т.п.
Физкультминутка. Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания. Ходьба и маршировка в разных направлениях, музыкальные игры способствуют развитию общей моторики, речи, умению ориентироваться в пространстве, внимания.
Зрительная гимнастика. Основная цель проведения зрительной гимнастики – снятие зрительного напряжения, развитие глазодвигательных функций, укрепление глазных мышц. Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяю стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой. Например, на стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо фигуру. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей. Она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Пальминг (автор У. Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и помогает им отдохнуть. Используется после зрительных нагрузок. Дети самостоятельно или с помощью взрослого растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты.
Упражнение с меткой на стекле (по Аветисову). Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например дом и рассказать, что он там видит.
Дыхательная гимнастика – система упражнений на развитие речевого дыхания (короткий вдох и длительный выдох). Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшают дренажную функцию бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, самочувствие ребёнка становится лучше. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.
Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми дошкольного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.
Элементы Су-джок терапии. Су-Джок терапия – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.
Когда мы говорим о пальчиках, то должны вспомнить и о развитие тактильных ощущений. В работе с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, важно использовать все анализаторы. В этом направлении можно использовать такие приёмы, как сухой бассейн, найди на ощупь букву, узнай букву не глядя, и т. д.
Аурикулярный массаж – это воздействие на точки ушной раковины. Большинство учёных представляют аурикулу как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Воздействуя на точки ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Данный массаж рекомендуется детям практически от рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж можно применять ежедневно, его можно делать в течение дня несколько раз. Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами, воздействовать следует мягко, но чувствительно, без остановок, желательно придерживаться одного ритма движений. Массаж делают до покраснения ушной раковины и появления в ней ощущения тепла.
Кинезиологические упражнения. Кинезиолоические упражнения по методике А. А. Сиротюк. Эти упражнения, необходимые для становления многих психических процессов. Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т. п.
Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Замок» и др. Например кинезиологическо у упражнение «Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов, например, резиновый мяч, массажёров, маленьких фигурок и т.д
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся.
Цель сказкотерапии:
– снятие эмоционального и мышечного напряжения;
– снижение импульсивности, тревоги;
– развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в классе;
-развития внимания, восприятия, речи, воображения.
Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Арт- терапия – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт- терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние. Основная цель арт- терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит.
Ароматерапия – терапевтическое воздействие запахов на организм человека
(эфирных масел, фруктов, хвои, ягод). Запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека, повышают его концентрацию внимания, усиливают процесс запоминания. Эфирные масла используются в минимальных дозах и с осторожностью, т.к. могут вызвать аллергические реакции.
Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. Восприятие отдельных музыкальных произведений и звуки природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.
Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает мелкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок обладает релаксирующим действием. Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: фасоль, горох, манку и пр.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребёнка, может создавать определённый эмоциональный фон, обладает стимулирующим, активизирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом.
Заключение
Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Перечень здоровьесберегающих технологий велик. Их выбор зависит от программы, по которой работает учитель- дефектолог, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности учителя-дефектолога, а также показаний заболеваемости детей.
При этом можно сказать, что в результате использования здоровьесберегающих технологий учителем- дефектологом у детей:
– повышается обучаемость, дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
– улучшаются психические процессы (память, внимание, мышление);
– снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность;
– развивается умение действовать в соответствии с усвоенными правилами;
– обогащается положительная эмоциональная сфера;
– корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности.
Правильно организованные занятия учителя- дефектолога с детьми с ОВЗ с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Формирование здоровьесберегающей среды на занятиях зависит от грамотно организованной работы учителя-дефектолога.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды на занятиях зависит от грамотно организованной работы учителя- дефектолога.