Детско-родительское взаимодействие: ключ к гармоничным отношениям. Деловая игра «Семейный корабль под названием «Счастье».

ФИО: Кольцова Е.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3685
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Детско-родительское взаимодействие: ключ к гармоничным отношениям. Деловая игра «Семейный корабль под названием «Счастье».
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Детско-родительское взаимодействие: ключ к гармоничным отношениям. Деловая игра «Семейный корабль под названием «Счастье».

Кольцова Екатерина Леонидовна,

старший воспитатель 

МБДОУ «Детский сад №162» г. Чебоксары

 Чувашской Республики 

Аннотация. Дошкольный возраст является ключевым периодом в развитии ребенка. Родители играют особую роль в образовании ребенка и поддержке его учебной деятельности. Повышение компетентности родителей в вопросах образования позволяет им лучше ориентироваться в требованиях и методиках дошкольной программы, создавать подходящую образовательную среду для своих детей.

Многодетные семьи сталкиваются с дополнительными вызовами, связанными с охраной и укреплением здоровья детей. Психолого-педагогическая поддержка помогает родителям развивать здоровый образ жизни, навыки самоуправления и эмоциональной регуляции для создания благоприятной и поддерживающей атмосферы в семье.

Ключевые слова: Россия, российская семья, многодетная семья, любовь, удача, доброта, дружба, забота, взаимопонимание, традиции семьи.

Вступление. Детско-родительская игра «Семейный корабль под названием «Счастье» разработана с учетом важности просветительской деятельности. Нужно стремимся предоставить психолого-педагогическую поддержку для многодетных семей и помочь родителям (законным представителям) повысить свою компетентность в вопросах воспитания семейных ценностей и возрождения традиций. Наша цель – создать условия, где счастье станет основным руководством для укрепления семейного благополучия.

Данная форма встречи с родителями позволяет осознать высокую степень ответственности, и активно вовлекает их в образовательный процесс, а также имеет практическую направленность. Учитывая принцип индивидуального подхода, предварительно нужно провести работу с каждой семьей, чтобы это было максимально эффективно.

Решение проблемных ситуаций предоставляет возможность родителям почувствовать свою компетентность в вопросах семейного воспитания. Появляется возможность поделиться своими семейными ценностями и традициями, что способствует объединению многодетных семей, активизации благоприятного общения детей и родителей друг с другом в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания. А ребята в свою очередь делятся с душевной теплотой и любовью.

В качестве оригинальной педагогической находки можно использовать онлайн – встречи с родителями многодетных семей. Такие – встречи удобны тем, что мамы и папы могут в удобной семейной обстановке рассказать о традициях своей семьи.

Многие родители демонстрируют свою креативность, представляя свои семьи и рассказывая о своих семейных обычаях. Приятно слышать, как они с гордостью заявляют: «Мы – счастливая семья», «Вместе мы преодолеваем все трудности». 

Один из примеров педагогически значимых моментов – игра «Составь портрет»! Совместное времяпровождение в игре способствует сближению членов семьи, созданию доверительных отношений и эмоциональному обогащению родственных связей. Дети и взрослые начинают понимать, что их настроение может повлиять на всех членов семьи. Они делают попытки выяснить причины, вызывающие дурное настроение у их близких, и в результате общего обсуждения приходят к выводу, что для каждого члена семьи важно сохранять хорошее настроение всегда.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки многодетных семьей и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитание семейных ценностей, образования, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи: создание совместного творческого союза для многодетных семей, стимулирование дружественного общения между родителями и детьми в атмосфере доброжелательности и понимания; расширение представлений детей и родителей о ценностях и традициях семьи; поддержка развития ответственного и осознанного родительства, как основы благополучия многодетной семьи, предотвращение возникновения проблем в семье; формирование у родителей активной жизненной позиции при решении сложных ситуаций, укрепление положительных взаимоотношений между родителями и детьми.

Форма проведения: деловая игра.

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: многодетные семьи: дети и их родители. 

Предварительная работа: Беседы о семейных ценностях, разучивание стихов и пословиц о семейных традициях; Рассматривание семейных альбомов; Реализация проекта «Как хорошо, что есть семья!»; Фото – выставка «Мама, папа, брат сестра и я – счастливая многодетная семья!».

Материал и оборудование: Семь столов с названием семейного экипажа (любовь, удача, доброта, дружба, забота, взаимопонимание, счастье); стенгазеты на тему «Наши семейные традиции»; видео ролики семей, которые победили в конкурсе «Наши семейные традиции»; материал для изготовления открыток для мам; конверты с проблемными ситуациями, памятки и газета для родителей «Дюймовочка».

Ход деловой игры:

1 Ведущий: «Здравствуйте дорогие взрослые и дети! Спасибо вам, что откликнулись на наше приглашение, мы рады приветствовать вас и ваши семьи у нас в гостях. Тема нашей встречи «Семейный корабль под названием «Счастье».

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Каждая отдельная семья – это как маленькая страна, где свои традиции, свой порядок, каждая семья по-своему уникальна. Обратимся к истокам зарождения Российской семьи, роли многодетных семей в истории и современной жизни России (просмотр видео – сюжета).

Сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надёжный корабль, только на котором каждый человек может быть счастлив и всегда должен возвращаться сюда с радостью (Фото семейных фотографии на слайде).

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

2.Ведущий.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Мы отправляемся в путешествие на семейном корабле. Внимание на экран! (на слайде летучий корабль).

Наш корабль прибывает на станцию «Давайте познакомимся!». Давайте познакомимся с нашими семьями. (Фото семейных фотографии многодетных семей на слайде). Родители знакомят участников встречи со своей семьей, дают название своему семейному экипажу. Например: любовь, удача, доброта, дружба, забота, взаимопонимание.

1 Ведущий. Да действительно в счастливых Российских семьях всегда царит любовь, удача, доброта, дружба, забота, взаимопонимание (слайд № 3).

2 Ведущий. Ну вот, теперь, когда мы поближе познакомились, можно отправляться в путешествие. И вот мы подплываем к заливу «Умники». 

Задание 1: «Отгадывание загадок».

1 Ведущий. А теперь я предлагаем нашим семейным экипажам, взрослым и ребятам, прослушать и отгадать загадки.

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос ответьте прямо:

— Всех милее наша … мама!

Он научит гвоздик вбить,

Даст машину поводить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый … папа!

 

Кто любить не устает,

Для всей семьи пирог печет

И вкусные оладушки?

Это наша … бабушка!

Кто всю жизнь свою работал,

Окружал нас всех заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Наш родной, любимый … (дед)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя любимая … сестренка!

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он — старший …брат!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … семья- 

Молодцы, вы все были очень внимательны и хорошо справились. Отгадали все загадки!

2 Ведущий: Ребята, когда вы подрастёте, мы надеемся, у каждого из вас будет своя дружная, крепкая, любящая и любимая семья. Ведь такая семья – главное богатство в жизни каждого человека.

1 Ведущий: Отправляемся дальше. Наш корабль приплыл на остров «Семейные традиции». Я предлагаю Вам посмотреть небольшой фильм о традиции семьи Капитоновых (Показ видео фильма). Поделитесь, какие традиции есть в ваших семьях. (Фото на слайде). Родители вместе с детьми рассказывают о семейных традициях и увлечениях. Семья Королевых рассказывает о семейных традициях в форме сетевого взаимодействия «Мама-блогер», где привлекает других родителей к активному участию в диалоге по обмену мнениями об особенностях семейного воспитания в многодетной семье.

2 Ведущий: Отправляемся дальше и вот мы приплыли на нашем корабле «Счастье» на остров под названием «Игра».

Игра «Составь портрет» Игра, ведущий вид деятельности дошкольников. И очень важно, чтобы в семье родители и дети вместе играли. Это способствует сближению членов семьи, установлению доверительных отношений. Давайте поиграем! Мы предлагаем вам составить портрет одного из членов семьи с выражением определенной эмоции (удивленная бабушка, строгий дедушка, веселый папа, добрая мама, капризная дочка, испуганный брат, грустная тетя). Ребята, подумайте вместе с мамами, почему у одного из членов семьи появилось такое настроение?  Вы прекрасно справились с заданием, и мы отправляемся дальше. 

1 Ведущий: И вот мы прибыли на остров «Воспитание». У вас на столах в конверте написана проблемная ситуация, которая может произойти в нашей жизни.  В течение 2 минут вы должны подумать и предложить варианты разрешения данной проблемной ситуации, высказать свое мнение. А ребят мы приглашаем, в творческую мастерскую.  

Родители объединяются по 2 человека, совместно обсуждая предложенные ситуации.

Ситуация № 1: Мальчик, воспитанник подготовительной группы, назвал бабушку не хорошим словом. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился: «Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь!». Сын: «Но ведь ты маме тоже так говорил!?».  «Да как ты смеешь отца учить?».   Вмешивается мать: «Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости». Дайте оценку поведения всех членов семьи. 

Ситуация № 2: Дима и Саша, дружили, но только в детском саду. Родители запрещали Диме приводить Сашу домой, встречаться и играть вместе на улице. Мама считала, что развитие Саши не по возрасту. Он часто грубит, дерется, одним словом. Может научить лишь плохому. А Дима доказывал, что Саша хороший мальчик, он защищает его в детском саду и никогда не обижает младших и девочек. Ваш выход из этой ситуации. 

Ситуация № 3: Полина рассказала маме по секрету, что ей нравится в группе мальчик Вова. Мама, конечно, отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над девочкой, мол, куда ты, нос не дорос. По больше бы сидела лучше с книжками, буквы поучила бы, цифры. Вечером мама при всех рассказала отцу о секрете дочери. Отец был категоричен. «Ишь ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже больше и не слышал!», – бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?

Взрослые работают над решением проблемных ситуаций. Дети в это время дети делают подарки для мамы (открытка из сердечек).

Ребята, а как можно порадовать наших мам? Педагог подводит детей к общему решению сделать подарки для мамы.

Уважаемые взрослые, было интересно выслушать ваши решения данных проблемных ситуаций. И ваши дети приготовили для вас открытку-сюрприз. Ребята дарят мамам открытки.

2 Ведущий: Я думаю, мамам очень приятно получить подарки, сделанные своими руками от своих детей, но нам пора отправляться в путь на семейном корабле «Счастье». 

Наш корабль причаливает к острову танцевальному. Ребята, приглашайте своих родителей на танец «Вальс дружбы».

1 Ведущий: Дорогие друзья, как здорово, что сегодня мы собрались творческим объединением многодетных семей. В ходе нашего общения царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Приятно, что многие родители поделились особенностями своих семейных ценностей и традиций. Очень важно, что вы осознаете роль детско-родительских отношений, как базовой основы благополучия многодетных семьей. Рады вашей активной жизненной позиции при решении проблемных ситуаций.

Рефлексия игра «Составь солнышко»

2 Ведущий: Ребята, а вам понравилось путешествовать вместе с родителями? А какая атмосфера царила на протяжении нашей встречи (теплая и дружеская). Сейчас мы вам предлагаем Вам еще раз поделиться своей семейной теплотой и вместе с детьми приложить к солнышку лучики и сказать, за что вы любите свою семью.

Свои впечатления о нашей встрече вы можете оставить на «Листке откровений», ответив на вопросы:1. После этой встречи я задумался …  2. С этой встречи я возьму … 

В память о нашей встрече родители получают выпуск газеты «Акварелька» и памятки. Спасибо за внимание! 

До новых встреч!

Памятка «Счастливый ребенок»:

1) ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

2) ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным); 

3) ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины); 

4) ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других); 

5) ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным); 

6) ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым); 

7)  ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей); 

8)  ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя); 

9) ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 

10) ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

Данная форма работы апробирована на педагогическом совете детского сада «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» и заслужила положительные отклики от педагогов. Результативность подтверждена активным включением многодетных семей в образовательный процесс детского сада.

Литература

  1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  2. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. 
  3. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016.
  4. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: метод, рук-во для работников дошк. образовательных учреждений / Т. Н. Доронова [и др.]. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 224 с.
  5. Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2013.