Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности для детей 6-7 лет “Робототехника”

ФИО: Панкратова Н.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3694
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности для детей 6-7 лет "Робототехника"
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

«Робототехника»

Автор:

Чучкова Екатерина Ивановна

Старший воспитатель 

  • Пояснительная записка

1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Робототехника» относится к познавательному направлению, технической направленности, составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 6-7 лет. Разработана на основе методического обеспечения: Matatalab. Робототехнический набор. Книга для учителя. – TechTerra Education, LLC, 2018., Matatalab. Уроки робототехники. Книга для учителя. – TechTerra Education, LLC, 2018.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы.

Новизна программы: Matatalab –это игровая лаборатория для детей  от 6 лет, предназначенная для развития логических и творческих способностей. Развивают логическое мышление в увлекательной игровой форме, учат основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств, музыке, рисованию, технологиям.

Актуальность: Мир, в котором мы живём, меняется стремительно. «Умные» машины, роботизированные производства и множество интеллектуальных сервисов стали обычными в нашей жизни. Робототехнические решения становятся всё более востребованными и распространёнными, а области их применения расширяются. 

Интенсивное использование роботов в быту и на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Отсюда возникает необходимость прививать детям интерес к области робототехники и автоматизированных систем. 

Данная дополнительная общеобразовательная программа актуальна, т.к. направлена на получение обучающимися знаний в области робототехники. Обучающиеся научатся моделировать автоматические устройства и создавать алгоритмы управления роботами, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. Данная программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. 

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Задачи программы.

– научить детей основам робототехники;

– формулировать цель (через результат) деятельности;

– научить анализировать ситуацию и образцы, составлять алгоритмы в процессе деятельности, принимать решения в процессе моделирования и программирования;

– действовать по аналогии и комбинировать тактики деятельности в условиях подгрупповой работы;

– анализировать условия и выполнять модель по условиям;

– обучать основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств, развивая логическое мышление в увлекательной игровой форме;

– приобщать к научно-техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

– способствовать развитию творческой деятельности: обеспечить освоение детьми основных приёмов в музыке и рисовании (учим ноты и составляем из них мелодии, составляем программы для рисования);

– формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

1.4 Категория обучающихся

Программа рассчитана на детей от 6 до 7 лет независимо от наличия у них специальных физических и умственных данных.

Возрастные особенности интеллектуальной сферы у дошкольников 6-7 лет: Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. 

Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.

Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Ведущим является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. 

Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития

  • Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы

Отличительной особенностью программы является то, что в процесс обучения включена игровая деятельность с использованием робототехнических наборов и компьютерных технологий.

1.6. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной программы

Основные принципы программы:

  1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс. 
  2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности. 
  3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка. 
  4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов. 
  5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 

Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.

1.7. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на 1 (один) год обучения и служит фундаментом для полноценного разностороннего развития личности ребенка.

1.8. Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы

Результатом учебной программы «Робототехника» следует считать:

– владеет основами робототехники;

– читает элементарные схемы, анализирует образец;

– умеет составлять алгоритмы;

– по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы для роботов;

– умеет корректировать программы программирования, создает и запускает программы самостоятельно;

– самостоятельно создает авторские модели, схемы для программирования роботов MatataLab;

– способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

– умеет программировать робота на рисование и воспроизведение музыки;

– может работать в команде и подбирать в команду участников, которые могут помочь в решении определенных задач;

– способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, навыки.

  1. Учебный план

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 учебный год (7 месяцев). 

Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц. Продолжительность занятий 30 минут. Содержание учебного плана представлено в приложении 3. 

  1. Календарный учебный график 

Количество учебных недель –  28

Количество учебных дней – 56

Количество учебных часов в неделю – 2

Количество учебных часов – 56

Сроки промежуточной аттестации: октябрь, апрель

Итого: 7 месяцев

  • Рабочая программа 

Вводное занятие (Знакомство с базовым робототехническим набором MatataLab. Правила безопасности). 

Раздел 1. «Программирование по образцу» (Знакомство со средой программирования (блоки, схемы, связь блоков программы), использование блоков движения, циклов, функции, мелодии, танец. Программирование по заданному образцу с помощью педагога и самостоятельно).

Раздел 2 «Преобразование образца по условию» (Расширение используемых блоков (блоки произвольное движение, цифры, угол). Обучение преобразованию образца по условию).

Раздел 3 «Программирование по условию» (Расширение используемых блоков (музыкальные блоком для альтового ключа; для скрипичного ключа, составными частями для программирования робота на рисование). Обучение программированию по условию).

Раздел 4 «Программирование по замыслу» (Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте. Обучение самостоятельному программированию по замыслу).

Итоговое занятие (Закрепление полученных знаний).

Полностью рабочая программа представлена в приложении 5. Алгоритм занятия находится в приложении 2.

  • Оценочные материалы

В диагностике используются специальные диагностические таблицы (Приложение 1), с помощью которых, путем наблюдения или предложения выполнить задание, можно отследить изменения уровня знаний, умений ребенка по программированию и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, педагог ставит показатель «+». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «±». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы. Результаты мониторинга к концу каждого года обучения интерпретируются следующим образом:

– преобладание оценок часто свидетельствует об успешном освоении программы,

– если по каким-то направлениям преобладают оценки ±, следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем.

Созданная система оценочных средств позволяет проконтролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.

  • Организационно-педагогические и материально-технические условия

Группа комплектуется с согласия родителей (законных представителей). Наполняемость группы – 6-8 человек.

Материально-техническое обеспечение:

  • Набор для обучения MatataLab 
  • Поля для приключений MatataLab 
  • Поля для состязаний MatataLab 
  • Обучающие видео
  • DIY-проекты
  • Карточки с примерами заданий для MatataLab (Мелодии, Рисунки, Русский алфавит).

 

Информационное обеспечение: ноутбук. 

Кадровое обеспечение: воспитатель высшей кв.категории Чучкова Е.И. 

Занятия проводятся в групповой комнате.

  • Методические материалы

Организация образовательного процесса: очно.

Методы обучения: 

  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • игровой
  • объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию)
  • репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности)
  • частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом)
  • исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы воспитания:

  • убеждение, 
  • поощрение, 
  • упражнение, 
  • стимулирование, 
  • мотивация и др.

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальная (одновременно со всей подгруппой).
  • -индивидуально – фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
  •  подгрупповая (работа в парах).
  • -индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

Форма организации учебного занятия:

  • Практическое занятие
  • Творческая мастерская
  • Открытое занятие

Педагогические технологии:

  • технология индивидуализации обучения, 
  • технология группового обучения, 
  • технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, 
  • технология разноуровневого обучения, 
  • технология развивающего обучения, 
  • технология проблемного обучения, 
  • технология игровой деятельности, 
  • коммуникативная технология обучения, 
  • технология педагогической мастерской, 
  • технология образа и мысли, 
  • здоровьесберегающая технология

Список используемой литературы

  1. Matatalab. Робототехнический набор. Книга для учителя. – TechTerra Education, LLC, 2018., 
  2. Matatalab. Уроки робототехники. Книга для учителя. – TechTerra Education, LLC, 2018., 
  3. Matatalab.// https://lab.digis.ru/matatalab

 

Приложение 1

Диагностическая таблица

№ п/п ФИ ребенка Читает

элементарные

схемы

Умеет

составлять

алгоритмы

в процессе игры

Запускает программы

для роботов

(по разработанной

схеме с помощью

педагога)

Создает

и запускает

программы

самостоятельно

Самостоятельно

создает

авторские

модели,

схемы для

программирова-

ния роботов

MatataLab;

Способен

объяснить

техническое

решение, может

использовать речь для выражения

своих мыслей,

чувств и желаний

Умеет

програм

миро-

вать

робота

на

рисова-

ние

Умеет

воспроиз-

водить

робота

на музыку

Работает

в команде

и подбирает

в команду

участников,

которые могут

помочь

в решении

определенных

задач

Способен

к принятию

собственных

творческо-

технических

решений,

опираясь

на свои знания,

умения,

навыки

Вывод

Вывод: Дата:

Педагог

Приложение 2

Алгоритм учебного занятия

Каждое занятие состоит:

  1. Вводная часть – ритуал приветствия, упражнение на развитие мелкой моторики
  2. Основная часть – работа с набором MatataLab
  3. Заключительная часть – подведение итогов, прощание

Приложение 3

Учебный план

Предметы, разделы программы Кол-во часов Теоретическая часть Практическая часть Форма промежуточной аттестации
  1. Вводное занятие
1 1
  1. Раздел 1 

«Программирование по образцу»

18 18 Диагностика
  1. Раздел 2 

«Преобразование образца по условию»

10 10
  1. Раздел 3 

«Программирование по условию»

17 17
  1. Раздел 4

«Программирование по замыслу»

9 9 Диагностика
  1. Итоговое занятие
1 1
Итого: 56 56

Приложение 4

Рабочая программа

Наименование разделов № занятия Содержание,

методическое обеспечение

Количество часов
Вводное занятие
Знакомство с базовым робототехническим набором для младшего возраста MatataLab Coding Set. Правила безопасности.

Знакомство со средой программирования (блоки, схемы, связь блоков программы)

1
Раздел 1
Знакомство с блоком вперёд 

С помощью педагога программировать робота на шаг

вперёд

1
Самостоятельно программировать робота на шаг вперед 1
Знакомство с блоком назад

С помощью педагога программировать робота на шаг назад

1
Самостоятельно программировать робота на шаг назад 1
Знакомство с блоком влево

С помощью педагога программировать робота на шаг

влево

1
Самостоятельно программировать робота на шаг влево 1
Знакомство с блоком вправо С помощью педагога программировать робота на шаг вправо 1
Самостоятельно программировать

робота на шаг вправо

1
Знакомство с блоком начало цикла 1
Знакомство с блоком конец цикла 1
Знакомство с блоком функция 1
Знакомство с блоком вызов функции

Знакомство с блоком вызов функции

1
Знакомство с блоком предустановленная мелодия

С помощью педагога программировать робота на воспроизведение мелодии

1
Самостоятельно программировать робота на воспроизведение мелодии 1
Знакомство с блоком предустановленный танец

С помощью педагога программировать робота на воспроизведение танца

1
Самостоятельно программировать робота на воспроизведение танца 1
Знакомство с блоком произвольное движение

С помощью педагога программировать робота на произвольное движение

1
Самостоятельно программировать робота на произвольное движение 1
Раздел 2
Знакомство с блоком с цифрой 2;

с помощью педагога программировать робота на 2 шага вперёд

1
Самостоятельно программировать робота на 2 шага вперёд

С помощью педагога программировать робота на 2 шага назад

1
Самостоятельно программировать робота на 2 шага назад

Знакомство с блоком с цифрой 3;

с помощью педагога программировать робота на 3 шага

вперёд

1
Самостоятельно программировать робота на 3 шага вперёд

С помощью педагога программировать робота на 3 шага

назад

1
Самостоятельно программировать робота на 3 шага назад

Знакомство с блоком с цифрой 4;

с помощью педагога программировать робота на 4 шага

вперёд

1
Самостоятельно программировать робота на 4 шага вперёд

С помощью педагога программировать робота на 4 шага назад

1
Самостоятельно программировать робота на 4 шага назад

Знакомство с блоком с цифрой 5; с помощью педагога программировать робота на 5 шагов вперёд

1
Самостоятельно программировать робота на 5 шагов вперёд

С помощью педагога программировать робота на 5

шагов назад

1
Самостоятельно программировать робота на 5 шагов назад

Знакомство с блоками угол от 30 до 150 градусов

1
С помощью педагога и самостоятельно  программировать робота на поворот под определённым углом программировать 1
Раздел 3
Знакомство с музыкальным блоком для альтового ключа; для скрипичного ключа 1
С помощью педагога и самостоятельно программировать

робота на музыкальную композицию по карточке № 1: Сияй, сияй, моя звёздочка

1
С помощью педагога  и самостоятельно программировать

робота на музыкальную композицию по карточке № 2: Колыбельная

1
С помощью педагога  и самостоятельно программировать

робота на музыкальную композицию по карточке № 3: Рождественская песенка

1
С помощью педагога  и самостоятельно программировать

робота на музыкальную композицию по карточке № 4: Песенка художника

1
помощью педагога  и самостоятельно программировать

робота на музыкальную композицию по карточке № 5: Мэри и её барашек

1
с помощью педагога  и самостоятельно программировать

робота на музыкальную композицию по карточке № 6: Песенка Красной Шапочки

1
С помощью педагога  и самостоятельно программировать робота на музыкальную композицию по замыслу 1
Знакомство с составными частями для программирования

робота на рисование

1
С помощью педагога программировать робота на рисование по карточке № 1: квадрат 1
С помощью педагога программировать робота на рисование по карточке № 2: треугольник 1
С помощью педагога программировать робота на рисование по карточке № 3: звезда- пятиугольная 1
С помощью педагога программировать робота на рисование по карточке № 4: цветок 1
С помощью педагога программировать робота на рисование по карточке № 5: звезда- многоугольная 1
С помощью педагога программировать робота на рисование по карточке № 6: дом 1
С помощью педагога программировать робота на рисование по замыслу 1
с помощью педагога программировать робота на рисование по замыслу фломастерами разных цветов 1
Раздел 4
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до озера 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до пляжа 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до ледника 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до вулкана 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до снежного поля 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до острова 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до моря 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до пустыни 1
Самостоятельно запрограммировать робота на передвижение по карте местности от леса до долины, не

пересекая море (Лабиринт)

1
Итоговое занятие 
Закрепление полученных знаний и умений 1