Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров»

ФИО: Дерибезова Л.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3702
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Управление образования администрации Снежинского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова»

Дополнительная общеобразовательная 

общеразвивающая программа  

«Город мастеров»

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 6–12 лет

Срок реализации программы: 4 недели

Количество часов: 15

Уровень освоения: начальный

Автор составитель:

   Максименко Анжела Викторовна, 

зам. директора по методической работе

Дерибезова Людмила Михайловна, 

Методист Дворца творчества

г. Снежинск

Содержание

Раздел № 1. Основные характеристики программы…………….. 3
1.1 Пояснительная записка……………………………………… 3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………… 10
1.3 Планируемые результаты…………………………………… 11
1.4 Содержание программы……………………………………… 12
Раздел № 2. Организационно-педагогические условия………….. 16
2.1

Календарный учебный график………………………………

16
2.2

Формы аттестации …………………………………………..

16
2.3

Оценочные материалы………………………………………

17
2.4

Методическое обеспечение программы………………….. …

20
2.5 Условия реализации программы…………………………… 23
Раздел № 3. Воспитательная деятельность……………………….. 25
3.1 Цель, задачи…………………………………………………. 25
3.2

Условия, формы и методы воспитания……………………

25
  3.3 Методы воспитания………………………………………… 26
3.4 Оценка результативности…………………………………… 26
3.5.

Календарный план воспитательной работы……………….

26

Список литературы…………………………………………..

28

Календарно-тематический план…………………………….

30

Приложения………………………………………………….

31

 

Раздел 1. Основные характеристики программы

  • Пояснительная записка

Каникулы – это пора отдыха для детей, разрядка накопившейся за год учебной напряжённости. Это период, когда школьники освобождены от проблем школьной жизни и часто предоставлены сами себе. Поэтому в настоящее время проблема организации летних каникул в условиях города приобрела особую значимость. Летние каникулы как нельзя более благоприятны для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей обучающихся и приобщения к ценностям культуры. Большим развивающим потенциалом обладает художественно-прикладное творчество, которое обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, формирует эстетический вкус, даёт ребёнку возможность приобрести опыт творческой самореализации, и в целом развивает художественные способности. В декоративно-прикладном творчестве можно применять самые разнообразные материалы и осваивать технику работы с ними (бумага, ткань, картон, природный материал, пластилин, глина, бросовый материал, краски). Поэтому появилась идея  использовать  потенциал  декоративно – прикладного творчества для создания   краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы «Город мастеров», в процессе освоения которой обучающиеся научатся разным видам декоративно-прикладного творчества. 

Город Мастеров – образовательное пространство, состоящее из пяти мастерских: «Мастерская «Резьба по камню»,  «Мастерская чеканщика», «Мастерская природы», «Швейная мастерская»,  «Мастерская скульптора». 

Программа имеет художественную направленность, обучающиеся приобщаются к народным ремёслам, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки различных техник рукоделия.  

Уровень программы: начальный, так как ее содержание направлено на формирование познавательного интереса к занятиям художественно – прикладным творчеством, освоение простых техник и способов создания художественных изделий.

Программа реализуется в летний период в рамках лагеря дневного пребывания детей на базе Дворца творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова. По функциональному назначению программа носит как образовательный, так и досуговый характер: обучающиеся не только получают необходимые знания, умения и навыки, но и имеют возможность проявить себя в творчестве, реализовать собственные замыслы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ;
  • Национальный проект «Образование», проект «Успех каждого ребенка»;
  • Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 
  • Приказ Минтруда России от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей

и взрослых»; 

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от31.03.2022г. №678-р;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 
  • Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утверждена приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03 сентября 2019 года № 467;
  • Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова», утвержден Постановлением администрации Снежинского городского округа 06.12.2018 г. №1742, с изменениями от 16.03.2021 г.№ 317, от 11.04.23г. №522;
  • Локальные акты учреждения.

Актуальность программы 

Изучению народного творчества уделяется большое внимание в современном обществе. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г определены задачи: создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам художественного творчества, содействие эстетическому, нравственному воспитанию детей путем приобщения к искусству, художественным ремеслам и промыслам. 

Дополнительная общеразвивающая программа «Город Мастеров» создает условия для вовлечения обучающихся в творческую деятельность по разным видам художественно-прикладного искусства. В процессе освоения программы, обучающиеся имеют возможность создавать уникальные изделия, которые радуют, мотивируют и стимулируют их к развитию, позволяют почувствовать уверенность в себе и в своих силах.

Актуальность программы также обусловлена привлекательностью и востребованностью со стороны родителей обучающихся, так как позволяет эффективно использовать свободное время ребенка, получить личный художественный опыт, на основании которого ребенок может определиться в заинтересовавшей его сфере деятельности и сделать осознанный выбор творческого объединения (дополнительной общеобразовательной программы).

Особенности программы:

  1. Программа разработана на основе дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности, реализуемых во Дворце творчества: «Работа с природным материалом», «Художественная пластика», «Мозаика рукоделия», «Мир на ладошке». 
  2. Программа является краткосрочной и дает возможность обучающемуся за незначительный временной период получить общее представление об определенных видах декоративно – прикладного творчества. 
  3. Содержание программы:
  • представляет собой линейную последовательность освоения учебного материала и состоит из пяти творческих мастерских, представляющих определённый вид художественно-прикладного творчества. Данная форма обучения характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое саморазвитие деятельности обучающегося под руководством педагога-мастера;
  • дает возможность знакомства с различными материалами в разных техниках изготовления изделий (работа с гипсом, чеканка с объемной подложкой, работа с природными материалами, работа с соленым тестом, изготовление изделий из ткани). 

Новизна программы заключается в использовании игрового метода

проведения занятий по аналогии «мастер и ученик». В основе каждого учебного занятия лежит ручной труд, а результатом работы является создание художественного продукта под руководством «мастера», что придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс освоения материала, создаёт положительный эмоциональный фон. Такая подача материала способствует развитию не только творческих способностей детей, но и сплочению коллектива в целом, несмотря на возрастные различия

Реализация содержания дополнительной общеобразовательной программы «Город мастеров» основывается на следующих принципах:

  •  от простого к сложному  
  •  доступности

Доступность принцип, согласно которому образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося.

  • индивидуального подхода 

Медленно работающим детям необходимо объяснять и показывать дополнительно. 

  • сотрудничества и доверия
  •  разновозрастного единства

Каждое дело, занятие – творчество обучающихся и педагога.  

  • права  на ошибку

Адресат программы. 

Дополнительная общеобразовательная программа «Город мастеров» предназначена для детей 6 – 12 лет.

Формирования групп: 

  1. Группы комплектуются из обучающихся, желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством, с любым уровнем подготовки. Основанием для зачисления обучающихся на занятия являются: заявление родителей (законных представителей), подписание договора с родителями (законными представителями); подписание согласия на обработку персональных данных.
  2. 2. Занятия по программе можно проводить с объединением обучающихся разного возраста с постоянным составом.

Возрастные особенности обучающихся 6-8 лет

Дети данного возраста очень подвижны, энергичны. Желание творить – внутренняя потребность, которая отличается чрезвычайной искренностью. Овладение умениями ручного труда способствует возрастному формированию мелкой моторики рук и усиливают тактильные ощущения, развивают образное восприятие окружающего мира

Произвольное внимание не прочно, поэтому программой предусмотрена смена видов рукоделия, целенаправленная педагогическая помощь и поддержка в условиях разноуровневой группы, периоды отдыха, использование наглядности. 

Возрастные особенности обучающихся 9-12 лет

В этом возрасте у детей развиты познавательные потребности и интересы к разным видам деятельности, они чрезвычайно любознательны. Ведущим мотивом является социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение,  общественно-полезный труд. 

Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, мышления, памяти. Вовлечение детей в различные виды творческой деятельности, обогащает его индивидуальный жизненный опыт.

Особое внимание на учебных занятиях уделяется созданию эмоционально-положительной атмосферы, развитию учебной инициативы и самостоятельности. 

Объем и срок освоения программы:

Срок реализации программы: 4 недели

Общее количество часов:15 часов

Режим занятий: 1,5 академических часа.

Первая неделя – три раза по 1,5 часа

Вторая неделя – два раза в неделю по 1,5 часа

Третья  неделя – два раза в неделю по 1,5 часа

Четвертая неделя – три раза по 1,5 часа

Продолжительность одного занятия – 30 мин. В конце каждого часа предусмотрен пятиминутный перерыв (отдых, физ. минутка, проветривание помещений).

Особенности организации образовательного процесса.

Основной формой учебного занятия является мастер-класс. Занятия носят практико-ориентированный характер и построены таким образом, чтобы на каждом этапе обучающийся получил результат своего труда – готовый продукт (изделие). 

Освоение технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях  данной программы помогает обучающихся познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности и гибкости мышления. Такие занятия развивает у них трудовые умения и навыки.

Форма обучения – очная, язык русский 

Форма организации учебных занятий – групповая. 

Наполняемость группы до 16 человек.

Вид занятий: практические и теоретические

Типы занятий:

  • учебное занятие по получению новых знаний
  • применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка,

использующего на практике приобретенные знаний. (М.И. Махмутов, Г.И. Щукина);

  • контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, устный опрос, беседа, выставка творческих работ.

1.2.  Цель и задачи программы

Цель программы: развитие мотивации к познанию и творчеству средствами декоративно-прикладного искусства, расширение возможностей для самореализации и творческого самовыражения обучающихся.

Задачи:

Предметные (образовательные):

–  познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества (историей резьбы по камню, ковки и чеканки на Руси, значением оберега в жизни людей, видами художественной лепки, работой с тканью и соленым тестом);

  освоить техники декоративно-прикладного творчества: (резьба по камню, чеканка, лепка, работа с природным материалом, шитье)

– сформировать умения и навыки владения различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе (владение шилом, резцами, ножницами, чтение схем, графических инструкций, работа с  лекалам, и выкройками).

 Метапредметные (развивающие):

содействовать развитию внимания, образного мышления, художественного вкуса, познавательного интереса;

– способствовать развитию мелкой моторики рук и глазомера;

-способствовать развитию коммуникативных умений: доброжелательного отношения друг к другу,  стремления к сотрудничеству, уважения к старшим

Личностные (воспитательные):

формировать у обучающихся интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

воспитывать терпение, трудолюбие, умение планировать свою деятельность;

– содействовать воспитанию духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважительного отношения к русской традиционной культуре.

 

1.3 Планируемые результаты

Предметные (образовательные):

  • обучающиеся будут иметь представление о истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества (резьбы, ковки и чеканки на Руси, значение оберега в жизни людей, работа с тканью и соленым тестом);
  • овладеют простыми техниками изготовления изделий декоративно-прикладного творчества: из ткани, солёного теста, природного материала;
  • получат умения и навыки работы с различными инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

  Метапредметные (развивающие):

  • будет развиваться внимание, образное мышление, художественный вкус;
  • получат возможность развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • будут формироваться коммуникативные умения и навыки: доброжелательное отношение друг к другу, стремление к сотрудничеству, уважение к старшим 

Личностные (воспитательные):

  • будет сформирован познавательный интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • будет развиваться терпение, трудолюбие, умение планировать свою деятельность;
  • будут понимать важность уважительного отношения к своему труду и к русской традиционной культуре, развитие духовно-нравственных ценностных ориентиров

 

1.4. Содержание программы

Учебный план

Возраст: 6-12 лет 

Количество часов: 1,5 часа (15 часов)          учебных недели 

п/п

Наименование раздела, темы Количество часов Форма аттестации/контроля
Всего Теория Практика
Раздел 1 Ведение -1, 5 часа
1 Вводное занятие

«Страна Рукоделия»

1, 5 1,5 Наблюдение, беседа
Раздел 2 Мастерская «Резьба по камню» – 1,5  часа
2 Ремесло  «Резьба по камню» 1,5 0,5 1 Наблюдение,

беседа, мини выставка

творческих работ

Раздел 3 «Мастерская чеканщика» – 1,5  часа
3 Ремесло «Чеканка»  1,5 0,5 1 Наблюдение, беседа, мини выставка творческих работ
Раздел 4 «Мастерская природы» – 3 часа
4 Обережное рукоделие.

Оберег «Домовой»

1,5 0,5 1 Беседа, мини выставка творческих работ.
5 Обережное рукоделие.

Настенное панно «Подкова»

1,5 1,5 Беседа, мини выставка творческих работ.
Раздел 5 «Швейная мастерская» – 3 часа
6 Рукоделие из ткани.

Мягкая игрушка «Медвежонок»

1,5 0,5 1 Наблюдение, беседа,

мини-выставка творческих работ

7 Рукоделие из ткани.

Мягкая игрушка «Бабочка»

1,5 0,5 1 Наблюдение, беседа,

мини-выставка творческих работ

Раздел 6 «Мастерская скульптора» – 3 часа
8 Ремесло «Скульптуры из мягких материалов» 

 «Стрекоза»

1,5 0,5 1 Наблюдение,  беседа, мини-выставка творческих работ
9 Ремесло «Скульптуры из мягких материалов» 

 «Улитка»

1,5 0,5 1 Наблюдение, беседа, мини-выставка
Раздел 7 Итоговое занятие -1,5 часа
10 Итоговое занятие. Выставка «Ремесло и творчество» 1,5 1,5  Выставка творческих работ. Анкетирование обучающихся

Содержание учебного плана.

Тема 1 Вводное занятие «Страна Рукоделия» – 1, 5 часа

Теория: Ознакомление с программой, целями и задачами. История рукоделия. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, декоративно-прикладного искусства). Быт и ремёсла на Руси. Современные виды декоративно-прикладного творчества – чеканка, резьба, шитье, лепка. Инструктаж об организации рабочего места и правилах поведения на занятиях. 

Входной контроль: Наблюдение. Беседа.

Раздел 2 Мастерская «Резьба по камню» – 1,5  часа

Тема. Ремесло «Резьба по камню» – 1,5 часа

Теория: Народные промыслы по камню. Художественная резьба по камню. Знакомство с видами резьбы. Виды камней. Шкала Мооса.

Практика: Практическая работа: гипсовая тонированная резная картинка «Парусник». Опыт на определение твердости камня. 

Текущий контроль: Наблюдение, беседа, мини – выставка творческих работ.

Раздел 3 «Мастерская чеканщика» – 1,5  часа

Тема. Ремесло «Чеканка» – 1,5 часа 

Теория: Знакомство с видами чеканки. Материалы и инструменты, используемые при выполнении чеканки, технология выполнения чеканки,  безопасные приёмы работы. Виды металлов.

Практика: Практическая работа: Чеканка с объемной подложкой «Цветы». 

Опыт на определение железа. Создание цветочного таймера.

Текущий контроль: Наблюдение, беседа, мини – выставка творческих работ.

Раздел 4 «Мастерская природы» – 3 часа

Тема 1. Обережное рукоделие. Оберег «Домовой» – 1, 5 часа

Теория: Что такое оберег. История оберега. Где размещать обереги в доме? Значение оберега «Домовой». Техника наматывания ткани и ниток. Демонстрация образцов игрушек – сувениров.

Практическая работа: Изготовление оберега «Батюшка- домовой».

Текущий контроль: Беседа, мини выставка творческих работ.

Тема 2. Обережное рукоделие. Настенное панно «Подкова»- 1,5 часа

Теория: Бытовое значение подковы. Значение оберега «Подкова». Декоративные функции оберега. Демонстрация образцов игрушек – сувениров.

Практическая работа: Изготовление оберега «Подкова». 

Текущий контроль: Беседа, мини выставка творческих работ.

Раздел 5 «Швейная мастерская» – 3 часа

Тема 1. Рукоделие из ткани. Мягкая игрушка «Медвежонок» – 1,5 часа

Теория: Знакомство с русским народным промыслом – шитье, с материалами и инструментами для работы. Виды мягких игрушек. Плоскостная игрушка. Технология изготовления плоскостной игрушки. Основы цветоведения и свойств применяемых материалов. Цветовая гармония.  Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, клеем. 

Практика: Изготовление игрушки «Медвежонок». 

Текущий контроль: Наблюдение, беседа, мини выставка творческих работ.

Тема 2. Рукоделие из ткани. Мягкая игрушка «Бабочка» – 1,5 часа

Теория: Знакомство с историей развития мягкой игрушки.  Цветовой круг. Цветовая гармония.  Технология изготовления плоскостной игрушки. Повторение правил техники безопасности при работе.

Практика: Изготовление мягкой игрушки «Бабочка».

Текущий контроль: Наблюдение, беседа, мини выставка творческих работ.

Раздел 6 «Мастерская скульптора» – 3 часа

Тема 1.     Ремесло «Скульптуры из мягких материалов».  Изделие «Стрекоза» -1,5 часа

Теория: Виды художественной лепки. История возникновения соленого теста.  Состав соленого теста. Материалы и техника изготовления. Приемы и техника работы с соленым тестом, особенности материала. Изделие из теста. 

Практика: Изготовление изделия из соленого теста «Стрекоза».

Текущий контроль: Наблюдение, беседа, мини-выставка творческих работ.

Тема 2.  Ремесло «Скульптуры из мягких материалов».  Изделие «Улитка»  -1,5 часа

Теория: Технологические возможности соленого теста. Знакомство со способами изготовления изделий: вручную и при помощи форм. Создание нужного цвета. Правила сушки соленого теста. 

Практика: Изготовление изделия из соленого теста «Улитка».

Текущий контроль: Наблюдение, беседа, мини-выставка творческих работ.

Раздел 7 Итоговое занятие -1,5 часа

Тема. Выставка «Ремесло и творчество»

 Подведение итогов, организация выставки детских творческих работ «Ремесло и творчество». Анкетирование обучающихся.

Раздел № 2 «Организационно-педагогические условия реализации программы».

2.1. Календарный учебный график.

Дата начала занятий 29.05.2024
Дата окончания занятий 22.06.2024
Количество учебных недель 4
Количество учебных дней 10
Количество учебных часов 14
Режим занятий Первая неделя – три раза по 1,5 часа

Вторая неделя – два раза в неделю по 1,5 часа

Третья  неделя – два раза в неделю по 1,5 часа

Четвертая неделя – три раза по 1,5 часа

Праздничные дни По производственному календарю
Каникулярный период
Входной контроль/

формы

Наблюдение, беседа
Текущий контроль успеваемости/формы  Наблюдение, практическая работа, беседа, мини выставка творческих работ.
Аттестация по итогам освоения программы/формы Выставка творческих работ обучающихся «Ремесло и творчество», анкетирование

2.2. Формы аттестации (контроля)

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе «Город мастеров» проводится: входной, текущий контроль успеваемости и аттестация по итогам освоения программы. 

Входной контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся, его целью является выявление отношения обучающихся к выбранному виду деятельности, определение их способностей, личностных качеств.  При его проведении используются формы: наблюдение и беседа.

Текущий контроль направлен на выявление отношения обучающегося к предмету, организацию самостоятельной работы, реализацию воспитательных целей.  Формы текущего контроля успеваемости – наблюдение, практическая работа, беседа, мини выставка творческих работ.

Аттестация по итогам освоения программы – это процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися всего объема учебного материала по дополнительной общеобразовательной программе.  Он проводится с целью проверки качества полученных знаний и практических умений, результатов изменений личностных качеств обучающихся. 

Формы: выставка творческих работ, анкетирование обучающихся.

  • Оценочные материалы

В данном разделе отражаются оценочные материалы, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов.

  1. Методика наблюдения за обучающимися

Наблюдение осуществляются на протяжении всего процесса обучения, на любом этапе усвоения учебного материала. В ходе наблюдения отслеживаются показатели: познавательный интерес; уровень креативности; практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеобразовательной программой.

Таб. 1 Диагностические показатели педагогического наблюдения 

по программе «Город мастеров» 

Показатель Уровень усвоения/результативности
Минимальный уровень Средний уровень Высокий уровень
Познавательный интерес Интерес к творческой деятельности проявляет, но он носит эпизодический характер, большого интереса не проявляет, нет эмоционального отклика на успех Проявляет стремление к познанию нового Присутствует устойчивый познавательный интерес, легко и быстро увлекается новым делом
Креативность Испытывает трудности в воплощении идей связанных с воображением; Воображение развито слабо, но фантазировать умеет, при условии поддержки педагога и сверстников Может воплотить идеи связанные с воображением Отмечается оригинальность и гибкость мышления, богатое воображение, выдвижение новых идей
Практические умения и навыки Допускает существенные ошибки при выполнении практических заданий, при работе с инструментами; затруднения координации рук, не понимает свойств материала При выполнении заданий допускает незначительные ошибки, есть незначительные затруднения при работе с инструментами; средняя координация рук; понимает свойства материала, старается выполнить работу аккуратно Выполняет задание без ошибок; свободно владеет инструментами; хорошая координация рук; понимает свойства материала, аккуратен, высокий образовательный результат (качественное выполнение работы)
  1. Беседа – ведение тематически направленного диалогамежду педагогом и обучающимися, позволяет актуализировать или усвоить новые знания, обобщить и систематизировать материал.  

В образовательном процессе по данной программе используются  вводные и обобщающие беседы (по дидактическим целям). 

Цель вводной беседы подготовить обучающихся к предстоящей деятельности: педагог выявляет опыт обучающихся, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия нового материала, ставит перед обучающимся практические задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью уточнения, систематизации знаний, приобретенных обучающимися по той или иной теме.

  • Чему вы научились сегодня?
  • О чем вы узнали?
  • Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?
  • Что было самым интересным?
  1. Творческое задание (практическая работа)

Для оценивания практических работ применяются оценочные карты. Показателями оценки творческих работ, обучающихся являются:

  • качество выполненного продукта (изделия);
  • самостоятельность выполнения;
  • аккуратность выполненной работы.

При оценке практических заданий определяются следующие уровни: высокий, средний, низкий в соответствии с определёнными показателями по каждому виду декоративно-прикладного творчества, представленного в творческих мастерских (Мастерская «Резьба по камню», «Мастерская чеканщика», «Мастерская природы», «Швейная мастерская», «Мастерская скульптора») (Приложение 2). 

  1. Выставки творческих работ

В ходе реализации программы «Город мастеров» предусмотрены выставки творческих работ: мини – выставка и итоговая выставка обучающихся «Ремесло и творчество».

Итоговая выставка «Ремесло и творчество» является отчетом деятельности обучающихся объединения по итогам освоения программы и предоставляет возможность показать свои достижения, а также увидеть изделия творчества других обучающихся. Выставка способствует решению ряда педагогических задач:

  • формированию художественного вкуса;
  • формированию интереса к созданию оригинальных работ;
  • формированию ответственности и самостоятельности.

Мини – выставка выступает формой текущего контроля успеваемости, который позволяет подвести итоги по отдельной теме программы или учебного занятия.  Она позволяет:

  1. проверить усвоение пройденного материала (правильность выполнения технологических приемов, применение инструментов, использование цвета, материалов);
  2. создать положительные эмоции, особые эмоциональные переживания, настраивает на образное мироощущение и творчество.

Участие в выставках мотивирует обучающихся выполнять работу особенно аккуратно и тщательно. Обучающиеся имеют возможность обсудить интересные художественные решения, вырабатывается умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать собственное мнение. 

  1. Анкетирование обучающихся.

На итоговом учебном занятии обучающимся предлагается заполнить Анкету «Анкетирование» (Приложение 3)

  • Методическое обеспечение программы

Основной формой учебного занятия является мастер-класс.

Мастер-класс – это форма передачи знаний и умений, обмена опытом путем демонстрации способов освоения содержания при активной роли всех участников занятия. Педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая вопросы по ходу выполнения работы, определяя ошибки и подсказывая пути их исправления. Занятия носят практико-ориентированный характер и построены таким образом, чтобы на каждом этапе ребенок получил результат своего труда – готовый продукт (изделие). Задания подобраны в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Мастер-класс проводится по определенной структуре:

  1. Организационный момент (встреча в творческой мастерской, приветствие)
  2. Постановка целей и задач занятия
  3. Беседа «О ремесле».
  4. Инструктаж по технике безопасности
  5. Практическая работа 

Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов, технология изготовления изделия.

  1. Подведение итогов занятия. Беседа. 
  2. Презентация продукта. Мини-выставка. Обсуждение.

Работа в мастерских продолжается 1,5 академических часа с перерывом на отдых, при этом нужно иметь некоторый резерв времени, чтобы каждый обучающийся мог включиться в деятельность, действуя в собственном комфортном темпе. 

Методы обучения

В процессе обучения используются методы обучения по источнику получения знаний (Н.М. Верзилин, Л.П. Крившенко, Е.П. Перовский, П.И. Пидкасистый):

  1. Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово) –  рассказ, беседа, объяснение, чтение схем и технологических карт.
  2. Наглядные методы (источником знаний является изучаемые предметы, явления) –   просмотр каталогов, в том числе электронных ресурсов, картин, схем, плакатов, рисунков.
  3. Практические методы  (обучающиеся получают знания и умения, выполняют практические действия) – изготовление продукта, экскурсии на выставки. 

В процессе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Город мастеров» используются современные технологии, позволяющие в полной мере обеспечить развивающий характер обучения, создать учебные ситуации, способствующие удовлетворению познавательных потребностей обучающихся. 

  1. Технология личностноориентированного обучения. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка, предоставлениеобучающемуся возможности выполнять работу на   том уровне, который для   него   оптимален, отношения педагог-обучающийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
  2. Технология развивающего обучения. Учебная деятельность происходит в сотрудничестве с педагогом, но направлена на развитие самостоятельности, решение и организацию познавательных задач. 
  3. Здоровьесберегающие технологии – система мер по сохранению здоровья детей во время обучения, они включают компоненты:
  • оптимальный уровень сложности
  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
  • сочетание различных форм предоставления информации;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;
  • разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение);
  • создание здоровьесберегающего пространства кабинета, организация перерывов на отдых, проветривание.
  1. Технология творческих мастерскихформа организации обучения, осуществляемая в совместной деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое саморазвитие обучающегося.

Обучающиеся встречаются с опытными мастерами своего дела (педагогами направления), которые знакомят их с ремеслами и разными видами рукоделия: 

  • Мастерская «Резьба по камню» (работа с гипсом)
  • «Мастерская чеканщика» (чеканка с объемной подложкой)
  • «Природная мастерская» (работа с природными материалами)
  • «Мастерская скульптора» (работа с соленым тестом)   
  • «Швейная мастерская»– (изготовление изделий из ткани)

Тематика и формы методических материалов по программе:

Методическая разработка мастер-классов:

  1. Мастер-класс «Ремесло  «Резьба по камню».
  2. Мастер-класс «Ремесло «Чеканка».
  3. Мастер-класс «Обережное рукоделие. Оберег «Домовой».
  4. Мастер-класс «Обережное рукоделие. Настенное панно «Подкова».
  5. Мастер-класс «Рукоделие из ткани. Мягкая игрушка «Медвежонок».
  6. Мастер-класс «Рукоделие из ткани. Мягкая игрушка «Бабочка».
  7. Мастер-класс «Ремесло «Скульптуры из мягких материалов». «Стрекоза». 
  8. Мастер-класс  «Ремесло «Скульптуры из мягких материалов». «Улитка».

Дидактический материал: 

  • технологические карты;
  • готовые образцы изделий, 
  • каталог с декоративно-прикладными работами;
  • таблицы спектральных цветов, цветовой круг, таблицы с различными цветовыми композициями.

Оценочные материалы (Приложение 2).

Анкета для обучающихся (Приложение3). 

2.5. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: 

  • кабинет с хорошим освещением; 
  • столы ученические; стулья ученические; доска; 
  • проектор и экран; стенды для показа детских работ.

Материалы:

  • карандаш простой; акварельные краски, гуашь; акриловый лак;
  • бумага цветная, картон цветной, картон коробочный;
  • нитки, джутовый шпагат; ткань, мешковина, флис, фетр;
  • материал для лепки: соленое тесто, пластилин; гипс;
  • фольга алюминиевая; 
  • клей-карандаш, клей ПВА, клей «Титан» для потолочной плитки;
  • природный материал:  шишки, скорлупа  орехов,  желуди, береста, солома, ветки, засушенные листья, цветы, трава, мочало, спилы, семена, крупа;
  • декоративный материал: атласные ленты, кукольные глазки, декоративные цветы.

Инструменты:  клеенки; линейки; ножницы, ножницы маникюрные, ножницы прямые, ножницы зиг-заг; приспособления для лепки: фигурные формы, скалки, набор стеков; кисточки для клея; кисточки для рисования, стаканчики для воды, резцы, шило, резак, лезвия для резака; иглы швейные.

Кадровое обеспечение 

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации  (Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом   Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ №273 ст.46, ч.1).

К педагогам дополнительного образования, реализующему программу «Танцевальный сюрприз», предъявляются ряд требований:

  • среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы; 
  • педагог проходит курсы повышения квалификации для работников дополнительного образования не менее одного раза в три года. 

Компетенции педагога дополнительного образования, реализующего дополнительную общеобразовательную программу: 

  • обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка; 
  • осуществляет самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных технологий; 
  • владеет современными технологиями: здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологиями, ИКТ;
  • умеет интерпретировать результаты достижений обучающихся.

В реализации дополнительной общеразвивающей программы «Город мастеров» участвуют четыре педагога дополнительного образования, которые работают  во Дворце творчества по программам художественной направленности: «Работа с природным материалом», «Художественная пластика», «Мозаика рукоделия» и «Мир на ладошке».

Раздел 3 Воспитательная деятельность

3.1. Цель и задачи воспитательной деятельности 

Цель: воспитывать уважение к культурным традициям России, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.

Задачи:

  • получение опыта художественного творчества как социально значимой деятельности;
  • эстетическое воспитание (через формирование способности воспринимать и оценивать прекрасное, через формирование творческой активности);
  • воспитание уважительного отношения друг к другу и старшим, создание здоровых межличностных отношений в коллективе.

3.2. Условия, формы и методы воспитания

Воспитательные возможности занятий по программе реализуются через: 

  • специфику содержания – знакомство с образцами изделий мастеров-ремесленников, образцами декоративно-прикладного искусства, обращение к устному народному творчеству, художественной литературе отечественных классиков;
  • творческую трудовую деятельность, в процессе которой обучающийся учится планировать свою работу, выполнять ее аккуратно, наводить порядок на своем рабочем месте. Это способствует укреплению внутренней дисциплины, дает опыт самостоятельной работы, развивает ответственность;
  • создание на занятиях учебных и социальных ситуаций коммуникативных взаимодействий в которых происходит осознание обучающихся своего отношения к семье, родному краю, культурному наследию страны;
  • формирование в объединении детско-взрослой общности, объединяющей общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу, создание благоприятного психологического климата.

3.3. Методы воспитания:

Методы формирования сознания: объяснение, беседа, инструктаж, пример.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования: поощрение, похвала.

3.4. Оценка результативности

Программа не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы. Анализ воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением обучающихся, их общением, отношениям друг с другом, их отношению к творческой деятельности. В процессе освоения программы, обучающиеся демонстрируют результаты своего труда, обозначают личностную позицию по отношению к изучаемым темам программы. 

  Отзывы родителей (законных представителей) и обучающихся также позволяют определить результаты воспитательной работы в объединении. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, отзывов используются в виде усреднённых и анонимных данных.

3.5. Календарный план воспитательной работы

№  Название мероприятия Сроки Модуль Практический результат
1. Профилактические инструктажи и беседы в течение учебного периода Профилактика и безопасность Представление о безопасном и здоровом образе жизни.
2. Познавательная экскурсия в музей Дворца творчества «Мир камней» в течение учебного периода Выставки, концерт, спектакли, праздник Коллективное посещение. Обсуждение.

(фоторепортаж)

Итоговая выставка детского и юношеского творчества».

Детская художественная школа. «Выставка работ учащихся».

в течение учебного периода Выставки, концерт, спектакли, праздник Коллективное посещение. Обсуждение.

(фоторепортаж)

3. Детская музыкальная школа Концерт «На всех парусах – в лето!» 11.06.2024 Выставки, концерт, спектакли, праздник Коллективное посещение. Обсуждение.

(фоторепортаж)

4. Праздник закрытия смены «Лето! Детство! Зажигай!» 22.06.2024  Ключевые мероприятия детского лагеря Коллективное посещение
«Взаимодействие с родителями»
5 Родительское собрание (перед началом лагерной смены) 27.05.2024 Работа с родителями Протокол собрания; 

беседы, рекомендации

6 Информирование родителей  Май/

Июнь

Работа с родителями Официальный сайт ДТДиМ

В сообществе ДТДиМ в Вк, 

https://vk.com/dtsnz

7 Выставка творческих работ Июнь Выставки, концерт, спектакли, праздники Итоговая выставка «Ремесло и творчество»

Список литературы

Для педагогов 

  1. Буйлова Л.Н. Современные тенденции обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ//Инновационная наука. Международный научный журнал. Уфа: Научно-издательский центр «АЭТЕРНА». – С. 83-89.
  2. Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 2017.
  3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М., 2011.
  4. Основы художественного ремесла / Под. ред. Барадулина В. A. –  М., 2015.
  5. Волков И.П. «Учим творчеству». – М.: Педагогика, 2019
  6. «Воспитание школьников», № 2, 2019
  7. И. Кискальд «Соленое тесто. Увлекательное моделирование». 2021
  8. Назарова К., Ордынская Т. Русский сувенир. М.,2020.
  9. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто для начинающих», М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2019.
  10. Хоменко В., Никитюк Г., Обереги своими руками: украшение и защита вашего дома. / В. Хоменко, Г. Никитюк –  Харьков : Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010 г., – 96 с. – ISBN:978-5-9910-1300-0 Текст: непосредственный.
  11. Хананова И.Н. «Соленое тесто». – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА

Для детей и родителей 

  1. Андреева И. Шитье и рукоделие: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2020.        
  2. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий. Москва. Олма-Пресс, 1999.
  3. Антипова М.А. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками», Ростов-на-Дону, ИД “Валдис”, 2020.
  4. Чаянова Галина «Соленое тесто». – Дрофа, 2018
  5. Чибрикова О.В. «Подарки к праздникам. Делаем сами», М., “Эксмо”, 2019.
  6. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков.– Дрофа, 2018.

 

Приложение 1

Календарно-тематический план

№ п/п  Дата проведения занятия Тема занятия  Кол-во часов  Время проведения занятия  Форма занятия  Место проведения  Форма контроля
Раздел 1 Введение -1,5 часа
1 Вводное занятие

«Страна Рукоделия»

1,5 Теоретическое занятие Каб. 312 Наблюдение, беседа
Раздел 2  – Мастерская «Резьба по камню»  3 часа
2 Ремесло «Резьба по камню»  1,5 Мастер-класс Каб. 312 Наблюдение, беседа, мини выставка творческих работ
Раздел 3  – «Мастерская чеканщика» – 3 часа
3 Ремесло «Чеканка»  1,5 Мастер-класс Каб. 312 Наблюдение, беседа, мини выставка.
Раздел 4 «Мастерская природы» – 3 часа
4 Обережное рукоделие.

Оберег «Домовой»

1,5 Мастер-класс Каб.202 Беседа, мини выставка творческих работ
5 Обережное рукоделие.

Настенное панно

«Подкова»

1,5 Мастер-класс Каб.202 Беседа, мини выставка творческих работ
Раздел 5 «Швейная мастерская» – 3 часа
6 Рукоделие из ткани.

Мягкая игрушка «Медвежонок»

1,5 Мастер-класс Каб. 209 Наблюдение, беседа, мини выставка творческих работ
7 Рукоделие из ткани.

Мягкая игрушка «Бабочка»

1.5 Мастер-класс Каб. 209 Наблюдение, беседа, мини выставка творческих работ
Раздел 6 «Мастерская скульптора» – 3 часа
8 Ремесло «Скульптуры из мягких материалов» 

 «Стрекоза»

1,5 Мастер-класс Каб. 111 Наблюдение, беседа, мини выставка. 
9 Ремесло «Скульптуры из мягких материалов» 

 «Улитка»

1,5 Мастер-класс Каб. 111 Наблюдение. Беседа. Мини выставка.
Раздел 7 Итоговое занятие -1,5 часа
10 Итоговое занятие.

 Выставка «Ремесло и творчество».

1,5 Выставка Фойе 1 этажа  Выставка «Ремесло и творчество». Анкетирование обучающихся.

Приложение  2

Оценочные материалы

Оценочные таблицы выполненной  творческой работы

Мастерская «Резьба по камню»

Тема 1.  «Резьба по камню»

Таб. 1. Оценочная таблица выполненной работы 

по теме 1. «Резьба по камню. Парусник»

Критерии оценивания Уровень усвоения
высокий средний низкий
Качество резьбы Резьба выполнена качественно. Выделены основные элементы глубокими линиями, с проработкой мелких деталей Выделены основные элементы глубокими линиями, нет точной проработки мелких деталей  Линии резьбы неглубокие и не четкие.

Не верно сделаны акценты глубиной линий: второстепенные элементы выделены, главные не проработаны

Самостоятельность выполнения Работа выполнена самостоятельно Требовалась незначительная помощь. Работа выполнена с помощью педагога.
Аккуратность выполненной работы Работа выполнена аккуратно  В работе есть незначительные погрешности Работа выполнена неаккуратно

 «Мастерская чеканщика»

Тема 2.  «Чеканка»

Таб. 2. Оценочная таблица выполненной работы 

по теме 2. ««Чеканка»

Критерии оценивания Уровень усвоения
высокий средний низкий
Качество чеканки Чеканка выполнена качественно. Все элементы четко выделены, правильно расставлены акценты Все элементы четко выделены, но не расставлены акценты Элементы выделены нечётко.
Самостоятельность выполнения Работа выполнена самостоятельно Требовалась незначительная помощь. Работа выполнена с помощью педагога.
Аккуратность выполненной работы Работа выполнена аккуратно  В работе есть незначительные погрешности Работа выполнена неаккуратно

 

«Мастерская природы»

Тема 3.  «Изготовление оберега «Домовой»

Тема 4. «Изготовление оберега «Подкова» 

Таб. 3. Оценочная таблица выполненной работы  «Изготовление оберега»

Критерии оценивания Уровень усвоения
высокий средний низкий
Качество сборки  Сборка изделия выполнена качественно. Все элементы правильно расставлены  Все элементы четко выделены, но не расставлены акценты Элементы выделены нечётко.
Самостоятельность выполнения Работа выполнена самостоятельно Требовалась незначительная помощь. Работа выполнена с помощью педагога.
Аккуратность выполненной работы Работа выполнена аккуратно  В работе есть незначительные погрешности Работа выполнена неаккуратно

«Швейная мастерская»

Тема 5. «Изготовление мягкой игрушки «Медвежонок»

Тема 6. «Изготовление мягкой игрушки «Бабочка»

Таб. 4. Оценочная таблица выполненной работы  «Изготовление мягкой игрушки»

Критерии оценивания Уровень усвоения
высокий средний низкий
Качество изделия Детали вырезаны ровно, стежки ровные, одинаковые.  Детали вырезаны не четко, стежки разного размера Работа выполнена с помощью педагога.
Самостоятельность выполнения Работа выполнена самостоятельно Требовалась незначительная помощь. Работа выполнена с помощью педагога.
Аккуратность выполненной работы Работа выполнена аккуратно  В работе есть незначительные погрешности Работа выполнена неаккуратно

 «Мастерская скульптора»

Тема 7. «Изготовление изделия из соленого теста «Стрекоза»

Тема 8. «Изготовление изделия из соленого теста «Улитка»

Таб. 5. Оценочная таблица выполненной работы «Изготовление изделия из солёного теста

Критерии оценивания Уровни
высокий средний низкий
Качество изделия Детали слеплены четко, без трещин, верно соблюдены пропорции.  Детали слеплены с незначительными погрешностями, пропорции соблюдены. Детали слеплены не четко, растрескались. Пропорции нарушены 
Самостоятельность выполнения Работа выполнена самостоятельно Требовалась незначительная помощь. Работа выполнена с помощью педагога.
Аккуратность выполненной работы Работа выполнена аккуратно  В работе есть незначительные погрешности Работа выполнена неаккуратно

Приложение 3

Анкета

«Изучение удовлетворенности обучающихся дополнительной общеобразовательной программой «Город мастеров»

Дорогой друг, предлагаем отметить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения при прохождении общеобразовательной программы.

Цифры означают следующие ответы:

4 – да, согласен;

3 – скорее согласен, чем нет;

2 – затрудняюсь с ответом;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Утверждения:

  1. Я посещал занятия с желанием.
  2. На занятиях у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем объединении хороший педагог.
  4. К педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации
  5. На занятии я могу свободно высказать свое мнение.
  6. На занятиях мне интересно, я знал много нового.
  7. Я считаю, что на занятиях художественно-прикладного творчества я могу развивать свои творческие способности.
  8. Я считаю, что, я приобрел знания, которые мне пригодятся в жизни.
  9. У меня появилось желание заниматься художественным творчеством.
  10. Я считаю, что с пользой провел свободное летнее время.

Обработка полученных данных. 

10-20 баллов – низкий уровень удовлетворенности;

21-30 баллов – средний уровень;

31-40 балов  – высокий уровень.

Показателем удовлетворенности (У) обучающихся дополнительной общеобразовательной программой «Город мастеров» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех обучающихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности.