Дерибезова Л.М.
Челябинская область, г.Снежинск
Особенности разработки краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Особенность дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных самими педагогами. Педагог должен представить свой взгляд на педагогическую деятельность по выбранному направлению (определить цель обучения, поставить задачи, выбрать формы, методы обучения и обозначить ожидаемые результаты) и документально его закрепить.
Создание программы – процесс трудоемкий и ответственный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Грамотно оформленная программа придает документу определенную юридическую силу, указывает на взаимосвязь заказчика и исполнителя, а также показывает уровень профессиональной подготовки разработчика программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна быть построена:
- на принципах конкретности, точности, логичности, реальности;
- иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии;
- иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
Кроме того, изложение содержания программы (язык, стиль) должно быть доступно для обучающихся и их родителей, педагогических работников
От качества разработанной образовательной программы будет зависеть и качество предоставляемых образовательной организацией образовательных услуг.
Создание образовательной программы дополнительного образования детей включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: идея – замысел – цели – задачи педагогической деятельности – методика и технология ее реализации.
Замысел должен всегда присутствовать при разработке любого вида образовательной программы дополнительного образования детей (авторской, модифицированной и др.). Суть замысла заключается в том, что же необходимо автору создать, изменить, усовершенствовать в разрабатываемой программе в новых условиях реформирующейся системы дополнительного образования детей.
Педагог, разрабатывающий дополнительную общеобразовательную программу, должен чётко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить.
- Общие сведения
Краткосрочные программы (КП) – это программы, срок реализации которых составляет не более одного года.
К краткосрочным дополнительным общеобразовательным программам относятся и программы, реализуемые в каникулярный период, в течение небольшого срока (оптимальный период – лагерная смена).
Краткосрочные программы могут быть направлены на:
- формирование у детей основ коммуникации;
- развитие и совершенствование определённых навыков;
- выявление интересов и творческих способностей;
- ознакомление обучающихся с азами в определённой области;
- приобщение к активному отдыху оздоровительного, познавательного и развлекательного характера, организации досуга;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- обеспечение условий социального, профессионального, культурного самоопределения, творческой самореализации;
- профилактику асоциального поведения;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей;
- взаимодействие наставнической пары/группы (проектная деятельность, подготовка к мероприятиям, конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, совместное посещение или организация мероприятий);
- развитие и совершенствование у обучающихся основных физических качеств, укрепление здоровья, успешную социализацию обучающихся в обществе и т.д.
Содержание КП должно быть ориентировано на:
- создание необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения (Концепция, гл.2), адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся (Приказ №196);
- удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством (Концепция, гл.2; Приказ №196);
- формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся (Концепция, гл.2; Приказ №196), а также лиц, проявивших выдающиеся способности (Приказ №196);
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей (Концепция, гл.2; Приказ №196);
- формирование общей культуры (Приказ №196), культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья (Концепция, гл.2; Приказ №196);
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса:
- для обучающихся – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности;
- для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка;
- для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент обучающихся, а также, стимул к разработке базовой программы.
Основные отличия краткосрочной дополнительной программы.
Краткосрочная программа создается с целью усиленного обучения детей деятельности в данной предметной сфере, т.е. изучение «узкого вопроса».
Краткосрочная программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
По окончании срока реализации краткосрочной общеобразовательной программы обучащемуся дается первичная ориентация в определенной предметной сфере и в области формирования личностных компетенций; поэтому в качестве типичных образовательных результатов обучения по таким программам можно считать наличие у ребенка:
- общих представлений об изучаемой предметной области;
- опыта деятельности по образцу (возможно, с элементами творческих проявлений);
- первичного интереса к изучаемой предметной деятельности;
- первичных основ ключевых личностных компетенций: общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых.
При составлении краткосрочной программы необходимо чётко выдерживать требования САНПиНов в части предельно допустимой ежедневной учебной нагрузки.
- Классификация краткосрочных программ (КП)
По срокам реализации КП:
- мини-программа на несколько недель,
- краткосрочная программа на 1 до 9 месяцев, (срок реализации программ от 8 до 72 учебных часов)
По содержанию:
- КП, содержание которой является модулем (темой, разделом, блоком и т.д.) долгосрочной программы, если долгосрочной программой предусмотрена возможность её изучения в такой форме. В этом случае педагогом может быть составлена рабочая программа по изучению модуля;
- КП, содержание которой является принципиально новым и не является модулем (темой, разделом, блоком и т.д.) долгосрочной программы, в этом случае педагогом может быть составлена новая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
По направленности деятельности:
Направленность (профиль) программы определяется как «ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы» (закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 1).
- техническая;
- художественная;
- естественнонаучная;
- социально-педагогическая;
- физкультурно-спортивная;
- туристско-краеведческая.
По уровню усвоения:
Содержание и материал краткосрочных программ должны быть подготовлены по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
- «Начальный уровень».
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания КП.
- «Базовый уровень».
Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления КП.
- «Продвинутый уровень».
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления КП.
Предполагает углубленное изучение содержания КП и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления КП.
По форме обучения:
- очная;
- очная с возможностью применения электронного обучения;
- применение дистанционных образовательных технологий.
- Основные задачи КП
Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются:
- знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области;
- овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;
- развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений;
- развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе;
- воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации; формирование самооценки и чувства коллективизма.
- Формы реализации краткосрочных программ
4.1. «Интенсивы» в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Организационными формами реализации «интенсивов» могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.
4.2. «Профессиональные пробы»
Профессионально-ориентированные программы позволяют детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.
4.3. Оздоровительные смены
Программы, разработанные для реализации в летний оздоровительный период или в период зимних/весенних каникул. Организованная деятельность детей в каникулярный период позволяет сделать дополнительное образование детей непрерывным в течении года.
4.4. Модульный принцип построения программы
Модульно-блочный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию), затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от желания ребенка. Отдельные модули или их сочетание могут реализовываться как краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы.
- Результатом реализации краткосрочной программы можно считать:
- наличие/отсутствие у ребенка к концу обучения общих представлений об изучаемом предмете;
- появление/отсутствие у обучающегося первичного интереса к деятельности в данной предметной сфере;
- появление/отсутствие потребности к продолжению изучения выбранного вида деятельности по программам базового и углубленного уровнях.
- Особенности реализации КП:
- применение сетевых форм взаимодействия;
- с использованием практик наставничества;
- адаптированная (для лиц с ОВЗ);
- применение дистанционных технологий;
- Структура и содержание краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы
Краткосрочные программы дополнительного образования составляются с целью реализации за небольшой период времени для определённой целевой аудитории.
Структура краткосрочных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ соответствует требованиям к структуре дополнительных общеобразовательных программ.
Структура ДООП:
(согласно Приказу Министерства образования и науки Челябинской области № 02/2064 от 21.08.2023 г. Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Челябинской области в соответствии с социальным сертификатом).
Титульный лист
- «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи.
1.3.Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
- «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы аттестации (контроля)
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методическое обеспечение
2.5.Условия реализации ДООП
2.6. Список литературы
- Воспитательная деятельность
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
3.2. Формы и методы воспитания
3.3. Условия воспитания, оценка результативности
3.4. Календарный план воспитательной работы
Приложения
Календарно-тематическое планирование ДООП
Требования к содержанию комплекса основных характеристик ДООП
- Комплекс основных характеристик ДОП должен включать в себя следующие элементы:
1.1. Пояснительная записка — первый раздел программы, в котором необходимо представить основные концептуальные подходы педагога к работе с обучающимися.
Пояснительная записка (общая характеристика программы), в которой указывается:
-
- нормативно-правовая основа ДООП;
- направленность (профиль) программы (направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы);
- актуальность программы, новизна, педагогическая целесообразность программы;
- уровень программы (разноуровневая программа – начальный, базовый или продвинутый уровень);
- отличительные особенности программы;
- адресат программы;
- объем и срок освоения программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- режим занятий — периодичность и продолжительность занятий;
- формы обучения (очная, очно-заочная, заочная);
- перечень видов занятий;
- перечень форм подведения итогов реализации ДООП.
1.2. Цели, задачи
Цель и задачи ДОП должны верифицироваться планируемым результатом.
Задачи:
- предметные (образовательные)
- личностные
- метапредметные
Личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
Предметные (образовательные) – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
1.3. Планируемые результаты
- предметные (образовательные) результаты
- личностные планируемыми результаты
- метапредметные планируемыми результаты.
1.4. Содержание ДООП:
Учебный план должен содержать следующие обязательные элементы: перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся.
Учебный план
_______ год обучения
Возраст: _______ лет (____ класс)
Количество часов в неделю ______часа
____ учебных недели
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
(зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) |
Содержание учебного плана — это описание разделов (модулей) и тем ДООП в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме для каждого периода (года) обучения.
Требования к комплексу организационно-педагогических условий ДООП
- Обязательными организационно-педагогическими условиями ДООП являются:
2.1. Календарный учебный график, который определяет последовательность тем, количество учебных часов, сроки проведения аттестации, а также режим занятий.
2.2. Формы аттестации (контроля).
2.3. Оценочные материалы – перечень диагностических методик, технологических, информационных карт, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
2.4. Методическое обеспечение ДООП – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации:
-
- указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, дидактические материалы);
- краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся;
- описание используемых методик и технологий, в том числе информационных.
2.5. Условия реализации ДООП – перечень материально-технического оборудования и условий для реализации ДООП.
- 6. Список литературы, содержащий в том числе:
− нормативные правовые акты;
− основную и дополнительную литературу;
− список литературы для обучающихся, родителей, в том числе интернет-источники.
Список литературы оформляется в соответствии с современными требованиям к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.100 – 2018 и ГОСТ Р 7.0.108 – 2022).
Календарно-тематическое планирование ДООП
Календарно-тематическое планирование должно отражать содержание соответствующей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, составлено с учетом учебных часов, определенных учебным планом и содержанием программы, определяет последовательность изучения тем предполагаемой программы, количество часов на каждую из них и позволяет рассчитывать количество часов на изучение тем курса на полугодие, год; формы аттестации.
ВЫВОД: Реализация краткосрочных программ позволяет организовать образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют обучающимся в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.