Конспект занятия по познавательному развитию (патриотическому воспитанию) «Край, в котором я живу!» для детей с ООП
Цель: сформировать простейшие географические знания о своём крае, сформировать знания о флоре и фауне родного края; дать представление о государственной символике Мурманской области, её достопримечательностях.
Задачи:
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края и к культурному наследию своего народа;
– формировать патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, городу, стране;
– воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой край, свою страну.
Коррекционно-развивающие задачи:
– развивать внимание, воображение, память, мышление;
– развивать связную речь;
– формировать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: карта России, карта Кольского полуострова, наборы карточек различной тематики: растения, животные, птицы, рыбы, достопримечательности, изображения государственной символики и т.д.
Предварительная работа:
изучение материала по лексическим темам учебного года.
Используемые ресурсы:
Материально-технические: развивающая предметная среда группы и сада, мультимедийные средства;
Информационно-методические: методические материалы, интернет – источники.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Все мы живём в большой стране, которая называется Россия! Наша страна огромная, в ней много разных городов, в них живёт много людей (Разных национальностей). Страна наша простирается от самого севера до жаркого юга и с запада на восток(?). Мы с вами живём на севере, вот здесь (показ на карте России). Эта часть нашей страны называется Заполярье! И сегодня я приглашаю вас в путешествие! Путешествие по родному краю! Как вы думаете. Что такое родной край? Почему его называют родным? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, родной край – это место, где мы родились, где вы растете и ходите в сад. Родной край – это и наш родной город Апатиты! Но Апатиты – маленький город, а край наш большой! И сейчас мы с вами отправимся в путешествие вот с этой замечательной картой! Картой нашего родного Заполярья.
«Знакомство с картой»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту, вы видите, что она разноцветная? Разными цветами на карте обозначена природа нашего края. Зелёным цветом обозначены леса, салатово-жёлтым обозначена тундра, в тундре нет высоких деревьев, там только карликовые – маленькие – деревья. Коричневым цветом нарисованы горы! Ребята, кто-нибудь скажет, как называются наши горы? (ответы детей) Правильно, Хибины! Видите, как далеко они простираются. Хибины очень красивые и древние горы! А вот синим цветом на карту нанесены озёра. Как вы думаете, а что на карте обозначают эти голубые ленточки? (ответы детей) Конечно, это реки! Их у нас на севере очень много! Голубым цветом вокруг нашего Кольского полуострова обозначены моря.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу главный город нашего Заполярья – это город-герой Мурманск! Героем наш Мурманск называют за то, что в годы Великой Отечественной войны он героически сражался с фашистскими захватчиками, врагами нашей Родины. (показ на карте местонахождения Мурманска) Мурманск очень большой город, в нём много домов, улиц, много транспорта и много людей! А вот здесь находится наш с вами родной город – Апатиты! И в Мурманске и в Апатитах очень много интересных мест и достопримечательностей! В следующий раз мы познакомимся с ними обязательно. И даже проведём виртуальную экскурсию по нашему городу Апатиты! А сейчас предлагаю передохнуть и сделать весёлую зарядку!
Над волнами чайки кружат!
Полетим за ними дружно!
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе!
(движения по тексту)
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать! (приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
Белки прыгают по веткам,
Прыг да скок, прыг да скок.
Забираются нередко
Высоко, высоко (прыжки на месте)
Воспитатель! Молодцы, ребята! Здорово размялись и передохнули! И сейчас мы с вами поиграем с нашей замечательной картой! Картой Кольского полуострова! Для этого вам, конечно, нужно будет что-то вспомнить, а с чем-то вы познакомитесь впервые! Ну что, начнём? (да!) Хорошо!
- Д/и «Что растёт у нас в лесу?» Здесь детям надо расположить в соответствии с рельефом местности деревья, ягоды, грибы. Здесь мы также знакомим детей с характерным для нашего края таким видом растительности, как карликовая берёзка, ягель, мох.
- Д/и «Какое животное лишнее?» В этой игре мы располагаем на карте не только животных нашего края, но и, например, животных Африки. Задача детей определить какое животное лишнее.
- Д/и «Узнай животное по описанию» Здесь мы можем загадывать загадки с ответом – рифмой или с усложнением – по описанию характерных признаков животного.
- Д/и «Чей голос?» это игра со звукозаписью. Здесь мы включаем запись птичьих голосов, предлагаем детям найти картинку с изображением нужной птицы и поместить её в нужную среду обитания.
- Д/и «Подводное царство» Нужно разместить их по водоёмам, в которых обитает определённый вид.
- Дидактическая игра «Чего не стало?» На карте мы располагаем 5 – 6 элементов по какой-либо лексической теме, дети их запоминают, далее какой-то элемент убирается. Дети должны определить чего не стало.
Один из вариантов игры – увидеть что появилось.
- Д/и «Найди тень» Здесь мы знакомим детей с народами, проживающими в Заполярье, и предлагаем подобрать и расположить картинку на «тень».
- Д/игры на перспективу: знакомство с городами Мурманской области. Для того, чтобы они были хотя бы на слуху. Для детей старшего и подготовительного возраста можно предложить игры:
-«Города, находящиеся рядом»
-«Полезные ископаемые»
– «Промыслы»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? (ответы детей) А скажите, что в наших заданиях было легко? А что трудно? ответы детей) Вы хотите ещё отправиться в путешествие?(ответы детей) Отлично! Мы с вами обязательно будем дополнять нашу карту родного края новыми замечательными объектами и достопримечательностями! А следующее путешествие мы с вами совершим по нашему родному городу Апатиты!