Край, в котором я живу!

ФИО: Столяренко О.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3718
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Край, в котором я живу!
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Конспект занятия по познавательному развитию (патриотическому воспитанию) «Край, в котором я живу!» для детей с ООП

 

Цель: сформировать простейшие географические знания о своём крае, сформировать знания о флоре и фауне родного края; дать представление о государственной символике Мурманской области, её достопримечательностях.

Задачи:

– воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края и к культурному наследию своего народа;

– формировать патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, городу, стране;

– воспитывать  патриотизм и чувство гордости за свой край, свою страну.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать внимание, воображение, память, мышление;

– развивать связную речь;

– формировать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: карта России, карта Кольского полуострова, наборы карточек различной тематики: растения, животные, птицы, рыбы, достопримечательности, изображения государственной символики и т.д.

Предварительная работа: 

изучение материала по лексическим темам учебного года.

Используемые ресурсы:

Материально-технические: развивающая предметная среда группы и сада, мультимедийные средства;

Информационно-методические: методические материалы, интернет – источники.

 

Ход занятия

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Все мы живём в большой стране, которая называется Россия! Наша страна огромная, в ней много разных городов, в них живёт много людей (Разных национальностей). Страна наша простирается от самого севера до жаркого юга и с запада на восток(?). Мы с вами живём на севере, вот здесь (показ на карте России). Эта часть нашей страны называется Заполярье! И сегодня я приглашаю вас в путешествие! Путешествие по родному краю! Как вы думаете. Что такое родной край? Почему его называют родным? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, родной край – это место, где мы родились, где вы растете и ходите в сад. Родной край – это и наш родной город Апатиты! Но Апатиты – маленький город, а край наш большой! И сейчас  мы с вами отправимся в путешествие вот с этой замечательной картой! Картой нашего родного Заполярья.

«Знакомство с картой»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту, вы видите, что она разноцветная? Разными цветами на карте обозначена природа нашего края. Зелёным цветом обозначены леса, салатово-жёлтым обозначена тундра, в  тундре нет высоких деревьев, там только карликовые – маленькие – деревья. Коричневым цветом нарисованы горы! Ребята, кто-нибудь скажет,  как называются наши горы? (ответы детей) Правильно, Хибины! Видите, как далеко они простираются. Хибины очень красивые и древние горы! А вот синим цветом на карту нанесены озёра. Как вы думаете, а что на карте обозначают эти голубые ленточки? (ответы детей) Конечно, это реки! Их у нас на севере очень много! Голубым цветом вокруг нашего Кольского полуострова обозначены моря.

Воспитатель: А сейчас я вам покажу главный город нашего Заполярья – это город-герой Мурманск! Героем наш Мурманск называют за то, что в годы Великой Отечественной войны он героически сражался с фашистскими захватчиками, врагами нашей Родины. (показ на карте местонахождения Мурманска) Мурманск очень большой город, в нём много домов, улиц, много транспорта и много людей! А вот здесь находится наш с вами родной город – Апатиты! И в Мурманске и в Апатитах очень много интересных мест и достопримечательностей! В следующий раз мы познакомимся с ними обязательно. И даже проведём виртуальную экскурсию по нашему городу Апатиты! А сейчас предлагаю передохнуть и сделать весёлую зарядку!

 

Над волнами чайки кружат!

Полетим за ними дружно!

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе!

(движения по тексту)

 

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать! (приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)

Белки прыгают по веткам,

Прыг да скок, прыг да скок.

Забираются нередко

Высоко, высоко (прыжки на месте)

Воспитатель! Молодцы, ребята! Здорово размялись и передохнули! И сейчас мы с вами поиграем с нашей замечательной картой! Картой Кольского полуострова! Для этого вам, конечно, нужно будет что-то вспомнить, а с чем-то вы познакомитесь впервые! Ну что, начнём? (да!) Хорошо!

  1. Д/и «Что растёт у нас в лесу?» Здесь детям надо расположить в соответствии  с рельефом местности деревья, ягоды, грибы. Здесь мы также знакомим детей с характерным для нашего края таким видом растительности, как карликовая берёзка, ягель, мох.
  2. Д/и «Какое животное лишнее?» В этой игре мы располагаем на карте не только животных нашего края, но и, например, животных Африки. Задача детей определить какое  животное лишнее.
  3. Д/и «Узнай животное по описанию» Здесь мы можем загадывать загадки с ответом – рифмой или с усложнением –  по описанию характерных признаков животного.
  4. Д/и «Чей голос?» это игра со звукозаписью. Здесь мы включаем запись птичьих голосов, предлагаем детям найти картинку с изображением нужной птицы и поместить её в нужную среду обитания.
  5. Д/и «Подводное царство» Нужно разместить их по водоёмам, в которых обитает определённый вид.
  6. Дидактическая игра «Чего не стало?» На карте мы располагаем 5 – 6 элементов  по какой-либо лексической теме, дети их запоминают, далее какой-то  элемент убирается. Дети должны определить чего не стало.

Один из вариантов игры – увидеть что появилось.

  1. Д/и «Найди тень» Здесь мы знакомим детей с народами, проживающими в Заполярье,  и предлагаем  подобрать и расположить  картинку на  «тень».
  2. Д/игры на перспективу:  знакомство с городами Мурманской области. Для того, чтобы они были хотя бы на слуху. Для детей старшего и подготовительного возраста можно предложить игры: 

-«Города, находящиеся рядом»

-«Полезные ископаемые»

– «Промыслы»

Рефлексия 

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? (ответы детей) А скажите, что в наших заданиях было легко? А что трудно? ответы детей) Вы хотите ещё отправиться в путешествие?(ответы детей) Отлично! Мы с вами обязательно будем дополнять нашу карту родного края новыми замечательными объектами и достопримечательностями! А следующее путешествие мы с вами совершим по нашему родному городу Апатиты!