Летняя прогулка – поход для старших дошкольников «Люблю березку русскую…» с русскими народными забавами, хороводами, угощением и украшением березки разноцветными ленточками

ФИО: Столяренко О.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3719
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Летняя прогулка - поход для старших дошкольников «Люблю березку русскую…» с русскими народными забавами, хороводами, угощением и украшением березки разноцветными ленточками
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



 

Летняя прогулка – поход для старших дошкольников

«Люблю березку русскую…»

с русскими народными забавами, хороводами, угощением и украшением березки разноцветными ленточками

 

Авторы: Розова Ирина Владимировна,

Воспитатель

Иодковская Елена Романовна,

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 г. Апатиты

 

Летняя прогулка -поход для старших дошкольников

«Люблю березку русскую…»

с русскими народными забавами, хороводами, угощением и украшением березки разноцветными ленточками

 

Общее расстояние – 1.5 км.

Продолжительность – 2 ч.

Время проведения – июнь

Место – Академический парк

Целевая аудитория – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

 

Цель:  приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Образовательные задачи:

– познакомить с обрядами и обычаями русского народа;

– расширять знания и представления детей о берёзе как дереве-символе России; 

– формировать реалистичные представления о природе;

            

Воспитательные задачи:

 – воспитывать чувство патриотизма,  гордости за своё Отечество, приобщать к его тысячелетней истории, культурному и духовному наследию;

            – воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;

            – воспитывать любовь к природе, родному краю.

 

 Оздоровительные:

– укреплять организм;

– развивать  выносливость, скоростно-силовые и координационные качества;

            – удовлетворять потребность в движении;

            – приобщать детей к здоровому образу жизни. 

Планируемые результаты

– развивать познавательный интерес к истокам русской народной культуры;

– знать и различать народное искусство как основу национальной культуры;

– развить умение играть в народные подвижные игры, научить использовать фольклор.

 

Предварительная работа:

– беседы о народных традициях русского народа; знакомство с фольклором; разучивание стихотворений и пословиц о Родине; знакомство с государственными символами России.

 

Словесные методы: вопросы, объяснения, указания, художественное слово.

Наглядные методы: демонстрация презентации, рассматривание изображений гербов и флагов.

Практические и игровые методы: разучивание подвижных игр, продумывание маршрута и место привала, подготовка маршрутных листов и аптечки. 

 

Используемые ресурсы:

Материально-технические: развивающая предметная среда группы и сада, мультимедийные средства;

Информационно-методические: методические материалы, интернет – источники.

 

Оборудование: веревка (канат), ленты, кегли (3-4 шт.)  С собой сок, печенье (для пикника)

 

Ход занятия:

 

  1. Сбор у крыльца детского сада.

Воспитатели проверяют одежду, обувь, рюкзаки. Напоминают о правилах поведения на маршруте: не опережать друг друга, не кричать. Отмечают состояние погоды.

 Воспитатель: 

 – Ребята, скоро в нашей стране будет отмечаться праздник 12 июня – День России. Он символизирует единство всего нашего многонационального народа, напоминает, что все несут ответственность за настоящее и будущее нашей Родины.  Вы помните, что наше государство называется Россия! А какие символы нашего государства вы знаете?  (Гимн, герб, флаг)

А как называется дерево – символ России, вы узнаете, отгадав загадку.

Белоствольные красавицы 

Дружно встали у дорожки, 

Книзу веточки спускаются, 

А на веточках сережки. (Берёза)

 – Правильно, берёза! И сегодня мы с вами отправимся в поход в Академический парк.  Там мы  встретимся с нашей берёзкой  и узнаем много нового о дереве, которое является символом нашего государства.

  1. Ходьба до привала. Беседа с детьми по ходу движения об окружающем (как изменились деревья летом, какое небо, закрыть глаза и послушать окружающий мир, спросить, что слышат)
  2. Привал.

Воспитатель: 

–  Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать: если будете поступать хорошо, говорите  «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!

 

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

 

  1. Продолжение маршрута до места назначения.
  2. Обустройство лагеря. Определить какие деревья и кустарники растут в лесополосе.

Воспитатель:  

 – Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки. Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Во поле березка стояла»

Подвижная игра «Во поле березка стояла»

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Остальные дети, взявшись за руки,  образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» – руки двух «берёзок-детей».

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

 

Во поле берёза стояла,

     Во поле кудрявая стояла,

         Люли, люли, стояла,

                                                     Люли, люли, стояла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их.   Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

 

Воспитатель:  

 – Ребята, а кто знает, какую пользу приносит людям берёза?  Берёза  – щедрое и доброе дерево! С  давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами –  их используют для приготовления лекарств. Это деревце высаживала у своего дома каждая семья, по случаю рождения ребенка. Считалось, что береза приносит благополучие в семью, защищает ее от злых сил, от молний, от беды. Летом, в старину, девушки шли в лес, выбирали молодую березку, украшали ее лентами, устраивали под деревцем совместное угощение, водили хороводы.

Воспитатель: 

 – Давайте и мы сделаем хоровод! 

К березке, детки, подходите,

Хоровод вы заводите!

Белая берёза –

Машина (Петина, Серёжина) сестричка.

У берёзы белой,

Длинная косичка.

Машенька (Петенька, Серёженька) к берёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе,

В косы заплетёт.

Украшаем березку ленточками.

Воспитатель: 

 – Ну а теперь можно передохнуть и перекусить тем, что принесли с собой (сок , печенье)

Воспитатель:

 – Ребята, какой замечательный у нас пикник получился! И отдохнули, и перекусили вкусно! И погода отличная: солнышко светит, небо над нами голубое, мирное!

–  А скажите, кто в наше время защищает нашу страну от врагов (Армия), а когда не было армии, как называли сильных людей, которые воевали с врагами (Богатыри). Предлагаю вам узнать , кто у нас самый сильный и ловкий, но для этого нужно всем размяться.

 

Физминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) 

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу) 

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам) 

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

Воспитатель:  

 – Вот теперь  мы можем посостязаться в силе и удали молодецкой.

 

Состязание «Выбей дружинника с поля боя».

(Игроки разных команд парами встречаются в центре большого обруча ( из веревки), и без помощи рук пытаются вытеснить соперника из круга)

 

Игра-аттракцион «Силушка богатырская»

(Перетягивание каната).

Дети делятся на две команды, встают друг за другом и берутся за канат с двух сторон. По сигналу тянут, каждая дружина в свою сторону. Побеждает дружина, перетянувшая соперников на свою сторону.

 

Воспитатель: 

 – Ребята, богатыри не только воевали, но и умели веселиться. Сейчас и мы с вами весело попляшем.

Игра «Передай булаву»

А сейчас не зевай,

Булаву быстро передай!

          Дружинники-дети и взрослые стоят в кругу. Под русскую народную мелодию передают друг другу кегли (3-4 штуки). На окончание музыки те участники игры, у кого кегли, танцуют в кругу.

 

Воспитатель: 

 – Весело мы с вами поиграли! Но пришла пора возвращаться домой! Дорогие ребята, я хочу ещё раз сказать, что все мы – граждане России, россияне. Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие, но вы вырастите и сможете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне.

 –  А на прощание я предлагаю вам игру, которая  называется «Я живу в России». Для этого нужно вспомнить,  какие цвета у российского флага! (Белый, синий, красный). Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», синий – «ЖИВУ», а красный – «В РОССИИ». Молодцы!!!

  1. Дорога домой.