Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество»

ФИО: Столяренко О.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3720
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Столяренко О.С., воспитатель

МБДОУ №10 г. Апатиты

Мурманской области

Родительское собрание «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество»

 

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями и повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы. Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе. Активизировать работу родителей в сотрудничестве с воспитателями детского сада.

Участники: воспитатели, родители, медсестра детского сада.

Подготовительный этап 

  1. Подготовить конверты с полосками разноцветной бумаги для каждого родителя.
  2. Заготовить шаблоны цветочков по количеству детей. 
  3. Оформление приглашения на родительское собрание. 

План проведения: 

  1. Вступительная часть. 
  2. Оформление (работа раскрась цветочки) родителями раздаточного материала. 
  3. Проводим тест по Люшеру.
  4. Показ презентации на тему «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество».  
  5. Ознакомление родителей с задачами на год. 
  6. Особенности детей младшего дошкольного возраста.
  7. Определение перечня действий, которые могут выполнять дети (обсуждение с родителями).  
  8. Заключительная часть. 

Организационный этап 

На столах стоят карандаши и заготовки цветочков (для каждого родителя).

Родители заходят, рассаживаются произвольно. 

Звучит музыка.

Ход мероприятия

Вступительное слово на фоне музыки.

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Прежде, чем мы начнём наше собрание и ждём еще несколько минут остальных родителей, я бы хотела Вас попросить взять по цветочку и раскрасить его с одной стороны, так как Вы хотите, а с обратной стороны, напишите пожалуйста ФИ ребёнка и слова описывающие, то каким бы вы хотели видеть вашего малыша в будущем.

Воспитатель. Наверное, все кто смог и хотел, подошли, итак начнём наше собрание. У Вас у каждого есть конверт, откройте его и возьмите цветные полоски (проводим тест по Люшеру). 

Показ презентации.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. 

Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании», «Семейный кодекс РФ» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской Федерации, обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения. Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Родители воспитывают в детях любовь к родной природе, Родине, традициям, обычаям. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители.

Макаренко А. С. подчеркивал: «Воспитывает все: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги…». Итак, сегодня мы поговорили о том, за что отвечают родители и педагоги учреждения. Мы думаем, что совместная работа педагогов и родителей принесет положительный результат в воспитании детей. Между детским садом и семьей должна быть тесная связь, потому что родители обязаны, а педагоги должны.

Воспитатель. Очень важно, чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы, и папы, бабушки и дедушки.

Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте. 

Воспитатель. Мы работаем по федеральной образовательной программе и федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на укрепление здоровья детей и всестороннее развитие подрастающей личности. А также перед нами стоят задачи

1) становление компонентов речевой системы детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук;

2) развитие социально-коммуникативной компетентности воспитанников через организацию различных видов и форм игровой деятельности.

Воспитатель. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (возможные ответы родителей) Воспитатель. Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

1.Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Возьмите все свои цветки и сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы – взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

  1. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках.

Воспитатель. Мы с вами будем идти вместе и рядом на протяжении 4 х лет.

А.С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед стариной»

Младший возраст – важный период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают капризы, упрямство, строптивость (в контакте со сверстниками этого не происходит)

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!” В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно). Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши дети (обсуждение с родителями):

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
  • Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, ребенок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Уважаемые родители! Пусть Ваши тревоги, заботы окупятся радостью удач, взаимопониманием, любовью детей. И давайте взаимодействовать и сотрудничать вместе. И мы, Ваши воспитатели ваших детишек, надеемся быть Вам в помощь, а также надеемся на Вашу помощь нам.

Спасибо большое, что вы были здесь с нами сегодня!

 

PS.

Воспитатель. Ваши красивые цветочки с пожеланиями на то, какими бы вы хотели видеть своих малышей в будущем, мы заберем и вернемся к ним на вашем выпускном в подготовительной группе.