Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию «В поисках сокровищ»

ФИО: Столяренко О.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3722
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию «В поисках сокровищ»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию 

«В поисках сокровищ»

Автор:

Григорьева Анастасия Олеговна

учитель-дефектолог МБДОУ № 10 г. Апатиты

Цель: развитие сенсомоторных способностей у детей, активизация сенсорного восприятия.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать представления детей об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание); знания о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник, овал; различие предметов по размеру, форме и цвету
  • коррекционно-развивающие: развивать у детей творческие способности, двигательную активность зрительное, слуховое и вкусовое восприятие, познавательный интерес, мышление, речь
  • коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.

Предварительная работа: проведение ряда занятий по сенсорному развитию; конструирование корабля из разных видов конструкторов и строительного материала; игры на развитие тактильного восприятия «Чудесный мешочек»; игры и задания на формирование общей и мелкой моторики рук (работа с пинцетом и щипцами); упражнения на координацию речи с движением; задания на ориентировку в пространстве.

Дидактическое обеспечение: разноцветные помпоны (большие и маленькие), пинцет, щипцы, разноцветные корзинки, 2 корзинки разного размера, музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, маракасы, дудочка, трещотка), «чудесный мешочек», плоские геометрические фигуры, овощи и фрукты (помидор, огурец, морковка, яблоко, апельсин, банан)

 

Создание развивающей среды: корабль из модулей (построен совместно с детьми накануне занятия), «игровые центры-острова»: «Остров помпонов», «Остров волшебных звуков», Остров ощущений», «Остров запахов и вкусов», письма с заданиями, скрученные в трубочку, материал для их выполнения

 

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «шум моря».

Ход занятия:

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, ребята! Представляете, я сегодня пришла в группу, а на столе лежит письмо, да не простое, а какое-то загадочное. Я никогда не видела, чтобы письмо скручивали в трубочку. И от кого оно, может быть? Вам интересно узнать? (Дети: да!). И мне интересно! Давайте скорее его откроем и прочитаем. 

 

(Учитель-дефектолог читает письмо)

«Здравствуйте, мои дорогие друзья. Меня зовут капитан Сильвер. Я предлагаю отправиться вам в путешествие по островам в море. На одном из островов я спрятал для вас клад-сюрприз, но найдете вы его тогда, когда выполните все мои задания. Готовы ли вы отправиться в путешествие на поиски клада?». 

Учитель-дефектолог. Ребята, Сильвер нам предлагает путешествие по морю. А на чем можно передвигаться по морю? (Дети: на корабле, на лодке).

Учитель-дефектолог. Правильно. Мы поплывем на корабле. Садитесь поудобнее и в путь (звучит музыка «шум моря»).

Учитель-дефектолог. Открывайте глаза. Где мы с вами оказались?

Дети: На море.

Учитель-дефектолог. А какое оно море?

Дети. Синее, глубокое, большое.

Гимнастика для глаз «На море»

Учитель-дефектолог.. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. А теперь посмотрите вверх на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (педагог показывает). А теперь мы увидели чайку. (Поставить палец перед собой). Она то приближается, то удаляется от нас.

Учитель-дефектолог. Ребята, кажется мы на месте, давайте сверимся с картой. Посмотрите в свои бинокли? (Дети делают бинокль при помощи рук)). Что вы видите?

Дети. Какой-то остров.

Учитель-дефектолог. Все верно, вот и письмо от капитана Сильвера, давайте его прочтем.

(Учитель-дефектолог. читает письмо)

«Добро пожаловать, друзья, на первый остров, который называется «Остров цветных помпонов». Я приготовил для вас задания, выполнив которые, вы сможете плыть дальше. Мои любимые игрушки  – шарики-помпоны перепутались между собой. Ваша задача разделить их по цвету и размеру. Но помпоны нельзя трогать руками. Переносить их можно щипцами, если помпон большой или пинцетом, если помпон маленький» (Приложение 1).

Дети выполняют задания: сортируют помпоны по цвету и величине «большой – маленький»

Учитель-дефектолог. Молодцы ребята, вы справились с первым заданием капитана Сильвера. Интересно было разбирать помпоны? (Дети: да)

Учитель-дефектолог. А теперь садимся на корабль и плывем к следующему острову (звучит музыка «шум моря»). Пока мы плывем, давайте разомнем наши руки и пальцы. Доставайте каждый свой шарик и повторяйте движения.

Массаж рук «Волшебный шарик»

(выполнять действия в соответствии с текстом)

Мячик я в руках катаю,

Между рук его гоняю,

А теперь сожму в ладошке,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

Учитель-дефектолог. Вот мы с вами нашли второй остров. Давайте, скорее, прочитаем следующее задание от капитана Сильвера.

(Учитель-дефектолог. читает письмо)

«Дорогие мои друзья, вы прибыли на самый музыкальный остров в мире «Остров волшебных звуков». Послушайте звуки музыкальных инструментов, отгадайте, какой инструмент играл, и покажите его на картинке». 

Учитель-дефектолог за ширмой играет на музыкальных инструментах и предлагает детям узнать на слух  звучание инструмента, найти и показать его на картинке. 

Учитель-дефектолог.. Молодцы, ребята, отгадали все инструменты, а теперь задание на внимание: встаньте по порядку так, как играли инструменты (какой инструмент был первым, вторым, третьим и т.д.) (Приложение 2).

Учитель-дефектолог. И с этим заданием вы справились. А какой музыкальный инструмент вам понравился больше всего?

Дети. Дудочка, бубен, гармошка.

Учитель-дефектолог. «Ну что, а нас ждет следующий остров. Пока наш корабль плывет, мы с вами немного разомнемся.

Физминутка «Морской мир»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. 

Не пугает их волна

Рядом плещется она. 

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит:

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять —

Нужно рыбкам уплывать. 

Рыбки плавали, плескались 

В голубой морской воде.

То погружались, то всплывали, 

То зарылись все  в песке

Выполнять кистью руки плавные движения

Потерание ладошек друг о друга

ходьба гуськом

Погрозить пальчиком

Ходьба с хлопками в ладоши

Сложить кисти рук вместе, показать, как плывет рыбка 

Приседания

Дети ложатся на коврик

Учитель-дефектолог. Ребята, пока мы с вами упражнялись, наш корабль приплыл на третий остров. Давайте прочитаем письмо капитана Сильвера. 

(Учитель-дефектолог. читает письмо)

«Итак, друзья вы добрались до третьего острова – «Острова ощущений». На нем живут геометрические фигуры. Ваша задача найти их и распознать на ощупь, так как все они спрятались в мешочке. А мешочек вы найдете под коробкой круглой формы и красного цвета». 

Учитель-дефектолог. Давайте для начала найдем круглую красную коробочку. Внимательно посмотрим по сторонам (дети находят коробку). Вот она коробка, значит можно начать игру. (Приложение 3).

(Дети выполняют задание: закрытыми глазами пробуют узнать геометрические фигуры на ощупь, объясняя свой выбор, например, «Это круг, потому что у этой фигуры нет углов»)

Учитель-дефектолог.. Ребята, у вас хорошо получается справляться с заданиями. Скажите мне, сколько островов осталось уже позади? 

Дети. Три острова.

Учитель-дефектолог. Вы помните, что мы делали на первом острове? 

Дети: Да, играли с цветными помпонами.

Учитель-дефектолог. А какое задание выполняли на втором острове?

Дети: Играли на музыкальных инструментах.

Учитель-дефектолог. Мы с вами заслужили минутку отдыха. Пока наш корабль плывет, закроем глаза и послушаем звуки моря (включить музыку «шум моря»).

Учитель-дефектолог. Ребята, посмотрите, кажется, мы приплыли на еще один остров. Что же нам здесь приготовил капитан Сильвер? Давайте прочитаем письмо.

(Учитель-дефектолог. читает письмо)

«Друзья, приветствую вас на  последнем острове – «Острове запахов и вкусов». Вы совершили большое и увлекательное путешествие по островам и, скорее всего, сильно проголодались. Последнее задание, очень вкусное и приятное. Вам нужно на вкус и запах отгадать мои самые любимые продукты. На столе лежат овощи и фрукты, а на подносе части овощей и фруктов. Ваша задача закрытыми глазами попробовать кусочек овоща или фрукта, определить по запаху и вкусу, что это за продукт. Назвать его и затем найти их на столе» (Приложение 4).

(Дети выполнят задание: распознают овощи и фрукты по запаху и вкусу, называют их).

Учитель-дефектолог. Вы молодцы, ребята. Вспомните, что же нам обещал капитан Сильвер, если мы выполним все его задания?

Дети: «Сюрприз»

Учитель-дефектолог. Да не простой сюрприз, а клад. Посмотрите внимательно на карту. Видите крестик, это место, где спрятан клад. Капитан дает нам подсказку.

(Уч.-дефектолог читает подсказку)

«Встаньте к кораблю спиной, пройдите вперед три шага, поверните направо и пройдите еще четыре шага, поверните налево и пройдите 2 шага. Клад-сюрприз вы найдете под растением, у которого цветы фиолетового цвета» (Дети находят клад). 

Учитель-дефектолог. «Ура! Клад найден. А это значит, мы выполнили все задания! Мы молодцы! Ну что, забираем сундук с собой и возвращаемся в детский сад (включить музыку «шум моря»).

Учитель-дефектолог. Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось путешествовать по островам  (Дети: Да). Как вы думаете ребята, что в сундучке?

Дети. Сокровища, клад, конфеты, игрушки.

Учитель-дефектолог. Давайте же заглянем в сундучок и посмотрим, чем же нас наградил капитан Сильвер» (дети открывают сундучок). Посмотрите, ребята, да это же самые настоящие сокровища – золотые монеты (шоколадные монетки). Давайте очень громко крикнем капитану «спасибо», чтоб он услышал даже на самом дальнем острове (Дети: спасибо!)

Учитель-дефектолог. Вам понравилось наше путешествие? (Дети: да) На каком острове было интереснее всего? 

Ребенок. Где играли с цветными шариками.

Ребенок. А мне понравилось угадывать овощи и фрукты.

Ребенок. Мне везде было интересно

Учитель-дефектолог. А на каком острове задания были легкие? 

Дети. На острове с помпонами.

Учитель-дефектолог. Где задания были труднее?

Дети. На острове с фигурами.

Учитель-дефектолог. Скажите, ребята, если появится возможность, вы бы хотели снова отправиться в путешествие? (Дети: да). Я думаю, нас ждут еще много новых и интересных приключений.