Мастер- класс «Читателям с любовью, или Как нам обустроить библиотеку?»

ФИО: Халеева С.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3730
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Мастер- класс «Читателям с любовью, или Как нам обустроить библиотеку?»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Мастер-класс Халеевой С.Н.

Мастер- класс «Читателям с любовью, 

или Как нам обустроить библиотеку?»

Халеева С.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Образовательный комплекс «Перспектива»

       Цель: взгляд на библиотеку глазами современного читателя, организация библиотечного пространства с учётом запросов современных читателей.

      Задачи: 

  1. показать, какое место занимает библиотека в жизни современного 

читателя;

  1. формирование читательской активности школьников;
  2. воспитание читательского этикета.

      Целевая аудитория: библиотекари, учителя русского языка и литературы, родители, юные читатели.

      Этапы мастер-класса:

  1. Организационный этап. Погружение в мир современной библиотеки.

– Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «Читателям с любовью, или Как нам обустроить библиотеку?»

Начать работу предлагаю с мнения среднестатистических читателей о библиотеке. Посмотрите пожалуйста интервью с учеником. (Презентация)

(Здравствуйте! Как Вас зовут? Мы проводим опрос о требованиях к современной библиотеке? Уделите, пожалуйста, немного времени.

Нужны ли библиотеки в современном мире? Для чего? Как часто Вы посещаете библиотеку? Что Вас привлекает в ней? Что отталкивает? В какую именно библиотеку Вы хотели бы ходить?)

-мнение учителя;

-мнение родителя;

-мнение ребёнка.)

 – Как учитель русского языка и литературы хочу выразить большую благодарность Вам за Ваш труд. Современная библиотека стала совсем другой, в неё приятно заходить. Там интересно проводить время.

  1. Сейчас предлагаю Вашему вниманию три момента из жизни 

библиотеки. Читатели наши – совершенно разные люди, поэтому мы должны найти подход к каждому из них.

Работа с читателями (сценки показывают дети):

  1. «Стандартный отличник»

– в библиотеку заходит подросток – отличник, который любит читать, библиотекарю очень комфортно работать с такими читателями. Ему выдаются книги, или он работает в читальном зале.

Диалог 1

Читатель: Здравствуйте! Нам по литературе задали повесть Катаева «Сын полка», есть у вас такая книга?

Библиотекарь: Да, есть, возьмите, пожалуйста!

Читатель: Спасибо, до свидания!

Комментарий: Как было бы замечательно, если бы все дети были такими читателями!

  1. «Скучающий бездельник»

Диалог 2

Читатель, зевая, открывает дверь, заходит в библиотеку не спеша, смотрит по сторонам.

Библиотекарь: Здравствуйте, что желаете почитать? Приключения, фантастику, о животных, или что-нибудь из классической литературы?

Читатель: Я такое не могу читать – засыпаю. Может, у вас есть смешные рассказы современных писателей?

Библиотекарь: Есть Зощенко, Ильф и Петров.

Читатель: Нееет. Школьную программу я читать не буду.

А вай-фай есть? 

Библиотекарь: Есть.

Читатель: Пойду я лучше поиграю.

Комментарий: Как исправить такую ситуацию? Своевременно пополнять библиофонд, следить за новинками.

  1. «Пытливый ум»

Стук в дверь. В библиотеку забегает мальчишка

-Здравствуйте! Мне срочно нужна энциклопедия для написания исследовательской работы «Робототехника в нашей жизни»

Библиотекарь: Посмотрите, пожалуйста, вот на эту полку. 

Читатель: Здесь очень мало информации, можно поискать в читальном зале?

Библиотекарь: Проходите. Вот каталог

Читатель смотрит каталог.

-Здесь нет научной литературы 2000 – го года. Очень жаль. Буду искать в Интернете.

Комментарий: Проблема многих библиотек- отсутствие необходимой научной литературы для подготовки детей к исследованиям, проектам.

  1. Представление книги. Как за пять минут рассказать о книге 

пятикласснику, чтобы он захотел прочитать её? (Рассказы Юрия Казакова)

– Книгу нужно рекламировать. Практика просмотра буктрейлера широко популярна на уроке литературы, можно предложить в библиотеке видеопросмотр для читателей. (Презентация)

https://youtu.be/Y7Mh011STf0?si=wJVU1zeiMvC2mxVL

  1. Буктрейлер своими руками. Приложения 2, 3, 4.

Участники делятся на три группы по закладкам

     Составление визуального конспекта перед предварительным прочтением 

рассказа, буктрейлер. (Разрезать презентацию)

«Арктур – гончий пёс»

«Тихое утро»

«Запах хлеба»

Участники групп составляют наглядный буктрейлер. (Бумага А4 – 3 листа, 

клей, ножницы, фломастеры)

  1. Культура чтения современного читателя. Портфель читателя. Приложение 5.

   – Каждый читатель – ученик должен не просто знать основное содержание книги, но и уметь подробно описывать героев. Часто дети летом читают книги по списку, который выдал учитель на лето, а потом приходят и не помнят, что читали и о чём. Чтобы такого не случилось, нам понадобится «Портфель читателя».