Мастер- класс «Читателям с любовью,
или Как нам обустроить библиотеку?»
Халеева С.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Образовательный комплекс «Перспектива»
Цель: взгляд на библиотеку глазами современного читателя, организация библиотечного пространства с учётом запросов современных читателей.
Задачи:
- показать, какое место занимает библиотека в жизни современного
читателя;
- формирование читательской активности школьников;
- воспитание читательского этикета.
Целевая аудитория: библиотекари, учителя русского языка и литературы, родители, юные читатели.
Этапы мастер-класса:
- Организационный этап. Погружение в мир современной библиотеки.
– Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «Читателям с любовью, или Как нам обустроить библиотеку?»
Начать работу предлагаю с мнения среднестатистических читателей о библиотеке. Посмотрите пожалуйста интервью с учеником. (Презентация)
(Здравствуйте! Как Вас зовут? Мы проводим опрос о требованиях к современной библиотеке? Уделите, пожалуйста, немного времени.
Нужны ли библиотеки в современном мире? Для чего? Как часто Вы посещаете библиотеку? Что Вас привлекает в ней? Что отталкивает? В какую именно библиотеку Вы хотели бы ходить?)
-мнение учителя;
-мнение родителя;
-мнение ребёнка.)
– Как учитель русского языка и литературы хочу выразить большую благодарность Вам за Ваш труд. Современная библиотека стала совсем другой, в неё приятно заходить. Там интересно проводить время.
- Сейчас предлагаю Вашему вниманию три момента из жизни
библиотеки. Читатели наши – совершенно разные люди, поэтому мы должны найти подход к каждому из них.
Работа с читателями (сценки показывают дети):
- «Стандартный отличник»
– в библиотеку заходит подросток – отличник, который любит читать, библиотекарю очень комфортно работать с такими читателями. Ему выдаются книги, или он работает в читальном зале.
Диалог 1
Читатель: Здравствуйте! Нам по литературе задали повесть Катаева «Сын полка», есть у вас такая книга?
Библиотекарь: Да, есть, возьмите, пожалуйста!
Читатель: Спасибо, до свидания!
Комментарий: Как было бы замечательно, если бы все дети были такими читателями!
- «Скучающий бездельник»
Диалог 2
Читатель, зевая, открывает дверь, заходит в библиотеку не спеша, смотрит по сторонам.
Библиотекарь: Здравствуйте, что желаете почитать? Приключения, фантастику, о животных, или что-нибудь из классической литературы?
Читатель: Я такое не могу читать – засыпаю. Может, у вас есть смешные рассказы современных писателей?
Библиотекарь: Есть Зощенко, Ильф и Петров.
Читатель: Нееет. Школьную программу я читать не буду.
А вай-фай есть?
Библиотекарь: Есть.
Читатель: Пойду я лучше поиграю.
Комментарий: Как исправить такую ситуацию? Своевременно пополнять библиофонд, следить за новинками.
- «Пытливый ум»
Стук в дверь. В библиотеку забегает мальчишка
-Здравствуйте! Мне срочно нужна энциклопедия для написания исследовательской работы «Робототехника в нашей жизни»
Библиотекарь: Посмотрите, пожалуйста, вот на эту полку.
Читатель: Здесь очень мало информации, можно поискать в читальном зале?
Библиотекарь: Проходите. Вот каталог
Читатель смотрит каталог.
-Здесь нет научной литературы 2000 – го года. Очень жаль. Буду искать в Интернете.
Комментарий: Проблема многих библиотек- отсутствие необходимой научной литературы для подготовки детей к исследованиям, проектам.
- Представление книги. Как за пять минут рассказать о книге
пятикласснику, чтобы он захотел прочитать её? (Рассказы Юрия Казакова)
– Книгу нужно рекламировать. Практика просмотра буктрейлера широко популярна на уроке литературы, можно предложить в библиотеке видеопросмотр для читателей. (Презентация)
https://youtu.be/Y7Mh011STf0?si=wJVU1zeiMvC2mxVL
- Буктрейлер своими руками. Приложения 2, 3, 4.
Участники делятся на три группы по закладкам
Составление визуального конспекта перед предварительным прочтением
рассказа, буктрейлер. (Разрезать презентацию)
«Арктур – гончий пёс»
«Тихое утро»
«Запах хлеба»
Участники групп составляют наглядный буктрейлер. (Бумага А4 – 3 листа,
клей, ножницы, фломастеры)
- Культура чтения современного читателя. Портфель читателя. Приложение 5.
– Каждый читатель – ученик должен не просто знать основное содержание книги, но и уметь подробно описывать героев. Часто дети летом читают книги по списку, который выдал учитель на лето, а потом приходят и не помнят, что читали и о чём. Чтобы такого не случилось, нам понадобится «Портфель читателя».