Педагогическая мастерская
«Модульное обучение с отработкой навыка анализа работы»
Халеева С.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ОК «Перспектива»
г. Губкина Белгородской обл.
Пояснительная записка к педагогической мастерской
Цель: формирование навыков применения технологии модульного обучения на уроках русского языка.
Задачи:
- систематизировать теоретические знания о современных образовательных технологиях;
- проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей;
- обменяться имеющимся опытом работы, показать фрагменты урока с использованием технологии модульного обучения;
- создать условия для активного взаимодействия с участниками педагогической мастерской.
Целевая группа: учителя русского языка и литературы
Продолжительность мастерской: 30 минут.
Краткое описание ожидаемого результата
Работа участников будет способствовать:
- систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях;
- получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их обучения и воспитания;
- овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.
Оборудование:
- компьютер, медиапроектор, смарт-доска;
- презентация;
- карточки с заданиями;
- ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.
План проведения педагогической мастерской
- Приветствие. Цели и задачи. Сообщение плана работы. (Модуль целеполагания)
- Модуль повторения
- Теоретическая часть (Модуль открытия новых знаний)
- Практическая часть (Модуль закрепления полученных знаний)
- Рефлексия
- Итоги работы
Ход проведения мастерской
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
- Вступительная часть. Организационный момент.
Урок — это кузница, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя.
Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современный урок — это, прежде всего, урок, порождённый стремлением представить ученику максимум свободы для индивидуального развития. Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Современный учитель должен демонстрировать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих и методических наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, методики и технологии его подачи.
Итак, современный учитель:
- Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения,
- Руководствуется принципами организации современного урока,
- Создаёт условия для благоприятного микроклимата на уроке,
- Использует на уроке разноуровневое обучение,
- Учит работать самостоятельно,
- Организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению.
Существуют много применяемых технологий, но только от учителя зависит какую технологию обучения он возьмет на всем уроке или части урока.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(раздать список технологий с краткой характеристикой каждой).
- Практическая часть
Урок можно разбить на три основные части: мотивационная, практическая, рефлексивная. Задача любого педагога показать ребенку успех применения его знаний в его предмете.
- Этап мотивации.
Мотивация важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”
Задание: «Прочти пословицу». Попробуйте прочитать «ключ» к прочтению пословицы.
Подсказка: Мы привыкли к движению по часовой стрелке, но есть и другое движение
Текст пословицы: Потерял минуту- потеряешь и час.
Определение темы
- Практический этап:
Модуль целеполагания «Елка желаний»
-Найдите на парте снежок и запишите на него своё желание, которое должно сбыться на уроке. Прикрепите снежок к елке.
-Как вы думаете, какое желание у меня?
-Как мы будем добиваться того, чтобы желания сбылись?
Модуль повторения
1) Текст с пропущенными словами на тему «Зима» (Приложение1)
Предлагается восстановить текст с пробелами:
Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе ……….. В вихре танца …….. вспыхивали удивительными огоньками. ……….. пролетели над рощей, полем, деревней.
Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. ………… решили здесь сделать остановку. …….. украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли ………. на луг.
Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
2) Соединить технологии и их результаты (Приложение 2)
Модуль открытия новых знаний (работа в парах, группах) (Приложение 3)
Участникам мастерской необходимо найти материал по теме «Модульное обучение» и составить опорную таблицу, схему, кластер, мнемотаблицу по теме.
Каждая группа отвечает на вопрос «Что такое модульное обучение?»
Учитель предлагает возможную ссылку и QRкод
Модуль закрепления:
Составление технологической карты для ученика (Приложение 4)
- Этап рефлексии. Подведение итогов. Анализ работы
Участники заполняют лист оценки педагогической мастерской.
Список литературы:
- В.Н. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения, М.: Просвещение, 1989.
- Ю. К. Бабанский. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г.
- В. С. Кукушин. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- В. А. Орехова. Педагогика в вопросах и ответах // учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
- Л.С. Выготский. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
- ФГОС НОО/ Министерство образования и науки РФ, -М.: Просвещение, 2010 г.
- Планируемые результаты среднего общего образования./ «Просвещение», М., 2011 г.
- Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения, Тула, 2010г.
- Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 1999
- Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002
- festival.1september
- Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740. —
лист оценки мастер-класса Пиложение 1 Приложение 2. Приложение 3. Открытие новых знаний. Что такое модульное обучение Приложение 4. Технологическая карта урока для ученика