Педагогическая мастерская «Модульное обучение с отработкой навыка анализа работы»

ФИО: Халеева С.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3732
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Педагогическая мастерская «Модульное обучение с отработкой навыка анализа работы»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Педагогическая мастерская

«Модульное обучение с отработкой навыка анализа работы»

                                                                                                                        Халеева С.Н., 

                                                                                  учитель русского языка и литературы 

                                                                                                   МБОУ ОК «Перспектива»

                                                                                                  г. Губкина Белгородской обл.

Пояснительная записка к педагогической мастерской 

Цель: формирование навыков применения технологии модульного обучения на уроках русского языка.

Задачи

  •  систематизировать теоретические знания о современных образовательных технологиях;
  • проанализировать и определить влияние современных образовательных технологий на качество образования детей;
  •  обменяться имеющимся опытом работы, показать фрагменты урока с использованием технологии модульного обучения; 
  • создать условия для активного взаимодействия с участниками педагогической мастерской.

Целевая группа: учителя русского языка и литературы

Продолжительность мастерской: 30 минут. 

Краткое описание ожидаемого результата 

Работа участников будет способствовать: 

  • систематизации знаний по созданию развивающей образовательной среды для обучающихся на занятиях;
  • получению практического опыта оказания поддержки детям в процессе их обучения и воспитания;
  • овладению опытом анализа собственной педагогической деятельности и нахождению путей по ее совершенствованию.

Оборудование:

  • компьютер, медиапроектор, смарт-доска;
  • презентация;
  • карточки с заданиями;
  • ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения педагогической мастерской

  1. Приветствие. Цели и задачи. Сообщение плана работы. (Модуль целеполагания)
  2. Модуль повторения
  3. Теоретическая часть (Модуль открытия новых знаний)
  4. Практическая часть (Модуль закрепления полученных знаний)
  5. Рефлексия
  6. Итоги работы

 

                         Ход проведения мастерской

Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера,

 мы украдем у детей завтра. 

Джон Дьюи

 

  1. Вступительная часть. Организационный момент.

Урок — это кузница, мастерская; это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя

Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего. 

Современный урок — это, прежде всего, урок, порождённый стремлением представить ученику максимум свободы для индивидуального развития. Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». 

Современный учитель должен демонстрировать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих и методических наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, методики и технологии его подачи. 

Итак, современный учитель:

  • Применяет разнообразные современные методы и технологии обучения, 
  • Руководствуется принципами организации современного урока, 
  • Создаёт условия для благоприятного микроклимата на уроке, 
  • Использует на уроке разноуровневое обучение, 
  • Учит работать самостоятельно, 
  • Организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению.

Существуют много применяемых технологий, но только от учителя зависит какую технологию обучения он возьмет на всем уроке или части урока. 

  • Технология развития критического мышления
  • ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология тьютерства
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Технология проблемного обучения.
  • Технологии уровневой дифференциации 
  • Групповые технологии. 

(раздать список технологий с краткой характеристикой каждой).

 

  1. Практическая часть

Урок можно разбить на три основные части: мотивационная, практическая, рефлексивная. Задача любого педагога показать ребенку успех применения его знаний в его предмете. 

  1. Этап мотивации. 

Мотивация важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” 

Задание: «Прочти пословицу». Попробуйте прочитать «ключ» к прочтению пословицы. 

Подсказка: Мы привыкли к движению по часовой стрелке, но есть и другое движение

Текст пословицы: Потерял минуту- потеряешь и час.

Определение темы 

  1. Практический этап:

Модуль целеполагания «Елка желаний»

-Найдите на парте снежок и запишите на него своё желание, которое должно сбыться на уроке. Прикрепите снежок к елке.

-Как вы думаете, какое желание у меня?

-Как мы будем добиваться того, чтобы желания сбылись?

Модуль повторения

1) Текст с пропущенными словами на тему «Зима» (Приложение1)

Предлагается восстановить текст с пробелами:

      Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе ……….. В вихре танца …….. вспыхивали удивительными огоньками. ……….. пролетели над рощей, полем, деревней.      

       Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. ………… решили здесь сделать остановку. …….. украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли ………. на луг. 

    Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

2) Соединить технологии и их результаты (Приложение 2)

Модуль открытия новых знаний (работа в парах, группах) (Приложение 3)

Участникам мастерской необходимо найти материал по теме «Модульное обучение» и составить опорную таблицу, схему, кластер, мнемотаблицу по теме.

Каждая группа отвечает на вопрос «Что такое модульное обучение?»

Учитель предлагает возможную ссылку и QRкод

Модуль закрепления:

Составление технологической карты для ученика (Приложение 4)

  1. Этап рефлексии. Подведение итогов. Анализ работы

Участники заполняют лист оценки педагогической мастерской.

 

Список литературы:

  1. В.Н. Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения, М.: Просвещение, 1989.
  2. Ю. К. Бабанский. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982г.
  3. В. С. Кукушин. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  4. В. А. Орехова. Педагогика в вопросах и ответах // учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006. 
  5. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
  6. Л.С. Выготский. Педагогическая психология /под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
  7. ФГОС НОО/ Министерство образования и науки РФ, -М.: Просвещение, 2010 г.
  8. Планируемые результаты среднего общего образования./ «Просвещение», М., 2011 г.
  9. Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения, Тула, 2010г.
  10. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. – Москва, 1999
  11. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002
  12. festival.1september
  13. Букреева С. Н., Мухортова И. И. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 738-740. — 

лист оценки мастер-класса Пиложение 1 Приложение 2. Приложение 3. Открытие новых знаний. Что такое модульное обучение Приложение 4. Технологическая карта урока для ученика