Роль семьи в становлении личности обучающихся – будущих педагогов начальной школы: проблемы и поиски решения проблем
Биджиева Венера Ибрайевна, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания гуманитарных и естественно-научных дисциплин, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия
По указу президента 2024 год объявлен Годом семьи: «В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей п о с т а н о в л я ю:
- Провести в 2024 году в Российской Федерации Год семьи» [1, с. 1].
Современный век – век высоких информационных технологий, наряду с массой положительных моментов, имеет, на наш взгляд, и некоторые отрицательные стороны, среди которых обозначить хотелось бы, в аспекте рассматриваемой нами темы, некоторую изолированность людей друг от друга (общение через гаджеты и т.п.), которые предполагают дистанционное общение. Данный факт, экономические, социальные и т.д. явления обуславливают недостаточную мотивированность у молодого поколения создавать семью, ибо в приоритете у значительной части молодежи, как показывают наши наблюдения, так «запланирована» (условно назовем, «схема») жизнь: учеба – карьерный рост – приобретение жилья – обустройство этого жилья. На реализацию данного плана, безусловно, уходит не один и не два года! Потом уже, спустя многие годы, по достижению (иногда так и не достигнув) всех своих намеченных целей, теперь уже далеко немолодой человек начинает задумываться и о создании своей семьи.
Обозначенное обуславливает актуальность проблемы и необходимость целенаправленной работы по формированию у подрастающего поколения гражданской идентичности, гражданина своей страны, любящего свою Родину, умеющего пользоваться всеми своими правами (закрепленного законодательством страны, в которой он живет), а также выполнять возложенные на него социумом обязанности [4].
Отметим, что роль семьи в становлении личности обучающихся – будущих педагогов начальной школы особо актуальна, так как учитель начального звена обучения (нисколько не умаляем значимость работы учителей-предметников) – он должен сам должен быть сам носителем-хранителем семейных традиций и транслировать его своим ученикам
Среди базовых ценностей, которые входят в понятие «гражданская идентичность», таких как: патриотизм, социальная солидарность, наука, гражданственность, труд и творчество, ценности религиозной культуры, искусство, литература, природа, человечество, семья, мы остановимся на последней нами перечисленной ценности – СЕМЬЯ. «Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста», – указывает Куликова Т.А. [2, с. 23].
Испокон веков семья, являясь ячейкой общества, призвана воспитывать ГРАЖДАНИНА своей страны, своей малой и большой родины. Например, именно в семье:
– закладываются в человеке духовно-нравственные качества, его здесь его родители обучают тому, что хорошо и что плохо (старшее поколение помним стихотворение Сергея Михалкова: «Что такое хорошо, и что такое плохо»). Отметим, что это стихотворение и сегодня можно использовать в работе не только с дошкольниками и младшими школьниками, но также в работе со старшеклассниками и даже со студентами (например, фрагментарно: при беседах на указанную тему дается задание: охарактеризовать определенное качество личности или поступок человека, ссылаясь на отдельные строки указанного стихотворения, и интерпретируя понимание положительное-отрицательное с точки зрения уже «не маленьких детей», а, по мнению, старшеклассников и студентов, «взрослых», умеющих давать объективную оценку поступкам как своим, так и окружающих);
– начинается эстетическое воспитание: чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира закладывается именно в семье, именно в семье ребенок впервые видит, например, как красиво цветут цветы и т.д.;
– закладываются основы трудового воспитания: еще не умеющий хорошо говорить и ходить, ребенок-дошкольник видит, как работают его родители: как, например, моет мама окно, как чинит отец поломавшийся табурет и т.д.;
– формируются патриотические чувства: чувство гордости за свою семью, которая является социальным институтом страны, чувство гордости за большую и малую родину развивается у малыша с самого детства и продолжает развиваться в последующие годы его жизни.
Для формирования базовых ценностей гражданской идентичности в целом, и базовой ценности семья, в частности, у обучающихся – будущих учителей начальных классов, мы предлагаем продолжать работу, начатую еще до обучения молодежи в вузе, работу по сохранению семейных традиций и в вузе, проводить ее систематически, целенаправленно, продуманно.
Воспитанию студентов, которые являются значительной частью в числе подрастающего поколения социума, а также развитию у них гражданской идентичности, позволяют спланированные и проводимые в определенной системе мероприятий. Например, в канун празднования 9 Мая Победы советского народа в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими захватчиками, была проведена акция: «Моя семья – участники ВОВ». Обучающиеся подготовили презентации, где рассказывали о членах своей семьи – участников ВОВ. Прослеживалась связь поколений: говорили бабушки, дети, внуки и правнуки о ветеранах – членов их семей.
Мы считаем, что такая живая связь поколений, где каждый от мала до велика, помнит, рассказывает о том, как воевали их предки (отец – дедушка – прадедушка), о совершенных подвигах членом их семьи (кому-то – отец, кому-то – дед, а для кого-то – уже прадед), является той крепкой нитью, связывающей поколения и способствующей воспитанию в подрастающем поколении: чувства гордости за представителей своих семей, которые, не жалея жизни, воевали за свою Родину, вносили каждый посильный вклад в дело Великой Победы над фашизмом; патриотизма, так как мы считаем, никакие увещевания о любви к своей большой и малой родине не могут столь живо, ярко, эмоционально, кратко, доступно обосновать важность любви к Родине, как то, что именно их предки настолько любили и считали настолько важным, необходимым любить и беречь свою Отчизну, что каждый из них был готов отдать, не задумываясь, свою жизнь за нее.
Мы полагаем, что можно провести следующие мероприятия в течение всего 2024 года – года семьи с целью формирования гражданской идентичности обучающихся – будущих учителей младших классов:
- Беседа «Семья: традиции и современность».
- Круглый стол: «Семейные приоритеты в современном социуме».
- Проект: «История моего рода»: герб, символика; знатные люди моего рода – я ими горжусь (здесь можно «разбить»: ветераны ВОВ, участники СВО и т.д.; по профессиям – заслуги и т.д.).
- Литературный вечер: «Семья, семейные традиции в русской литературе». Из литературных источников берутся фрагменты, в которых повествуется о семье, о семейных ценностях, проводится по ним работа.
- Эссе: «Что значит для меня семья?» Обучающиеся пишут о значении семьи в жизни человека.
«Семья пережила, – по мнению Н.Н. Посысоева, – все испытания временем и пространством. Сегодня семья существует во всех частях света, а ее история насчитывает многие тысячелетия. Значение семьи в жизни индивида и общества невозможно переоценить. Но каждое поколение постигает эту истину заново.
Наука о семье развивается в условиях многоликости семейных структур и разнообразия представлений людей о семье и браке» [3, с. 19].
Работа по формированию гражданской идентичности подрастающего поколения, куда входит и базовая ценность «семья» – дело государственной важности и предполагает, что необходимо «…осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года семьи» [1, с. 1].
Литература
- Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875
«О проведении в Российской Федерации Года семьи». Номер опубликования: 0001202311220013. Дата опубликования: 22.11.2023. – М., 2023. - Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –232 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
- Ростовская. Т.К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 331 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-18857-8. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт