УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Прошлое и настоящие Пермского края»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 3 месяца
Составитель:
Гришаева Т.В. – методист
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Березники 2024
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы | «Прошлое и настоящие Пермского края» |
Вид программы | Модифицированная |
Уровень программы | Вводный |
Направленность программы | Социально-гуманитарная |
Продолжительность образовательного процесса | 3 месяца |
Возраст обучающихся | 7-17 лет |
Цель программы | Цель программы: создание условий для развития технических способностей обучающихся, осознание сопричастности к истории семьи, учреждения, города, края, страны. |
Аннотация программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Прошлое и настоящие Пермского края» направлена на создание условий для всестороннего развития личности ребенка, раскрытие его нравственного и духовного потенциала, для формирования патриотических качеств, проявления социальной активности посредством знакомства с историческим прошлым и настоящим Пермского края, города, обращения к семейной истории, знакомства с экспозициями музеев центра «Каскад», образовательными направлениями и традициями Центра, детскими общественными объединениями, действующими в учреждении. |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
В настоящие время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового вида граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Дополнительная общеразвивающая программа «Прошлое и настоящие Пермского края» способствует формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности. Цели программы перекликаются с задачами цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», посвященных самым различным темам, волнующим современных ребят.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Прошлое и настоящие Пермского края» (далее – программа) направлена на создание воспитывающей среды в учреждении, насыщенной благоприятными условиями для формирования патриотических качеств, проявления социальной активности посредством знакомства с историческим прошлым и настоящим города, его достопримечательностями, обращения к семейной истории, знакомства с экспозициями музеев центра «Каскад», образовательными направлениями и традициями Центра, детскими общественными объединениями, действующими в учреждении.
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
– Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
– Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
– Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
– методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
– СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление главного санитарного врача РФ от 04.07.2014);
– Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы»;
– Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, 2009 г.;
– Устава МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Образовательная программа «Прошлое и настоящие Пермского края» педагогически целесообразна, так как позволяет решать педагогическую задачу, которая в настоящее время ставит общество – воспитание у молодежи уважения к государству, без которого у страны не будет будущего.
В содержание программы входят аспекты из различных областей знаний: краеведение, история, география, культурология, литература, музееведение. Дети познакомятся с интересными фактами из истории Пермского края и родного города. Узнают о вкладе Пермского края в истории страны.
В основе программы «Прошлое и настоящие Пермского края» используются краеведческие материалы.
Также при создании программы использовались основные положения Программы воспитания МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Отличительные особенности программы:
– содержание курса обучения рассчитано на 12 учебных часов;
– содержание программы, исходя из возрастной группы обучающихся, делится на 2 уровня: для детей 7-11 лет, 12-17 лет. Каждый уровень различается по степени сложности восприятия учебного материала, степени самостоятельности, характера творческих заданий и социальной активности;
Новизна программы состоит в том, что в основу ее содержания положены исторические события прошлого и настоящего Пермского края и города Березники, запечатленные в исторических документах, музейных экспозициях, архитектурных памятниках. Формат программы предусматривает широкое применение технологии музейной педагогики.
Актуальность программы. Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свое Отечество, свою малую родину; знать историю города, образовательного учреждения, историю своей семьи.
К сожалению, встречаются такие проявления, когда материальные интересы учащихся берут верх над нравственными ценностями и патриотическими чувствами. Становится понятным, что мир, основанный на такой системе ценностей, не может быть устойчивым. Размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на возможности воспитания.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста от 7 до 17 лет. При построении образовательно-воспитательного процесса необходимо учитывать психологические характеристики детей всех представленных возрастных категорий, уровни их физического развития и потребности.
Обучающиеся 7-11 лет. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения нашими земляками, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.
Обучающиеся 12-17 лет: У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Следует не просто передавать обучающимся знания о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины. Наряду с этим данная программа способствует развитию у подростков интереса к науке и технике, творчеству, помогают сознательно выбрать будущую профессию.
Срок реализации программы. Программа имеет социально-гуманитарную направленность и рассчитана на 3 месяца обучения.
Объем программы: 12 часов.
Наполняемость группы: 15 человек.
Режим занятий: один раз в неделю по 45 мин (1 академический час).
Форма обучения: очная.
В период карантинов на фоне сезонных вспышек ОРВИ и прочих вирусных заболеваний обучение проводится с применением электронного обучения и технологий дистанционного обучения согласно учебно-тематическому плану программы в соответствии с Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Особенности организации образовательного процесса.
Теоретические сведения включают информацию познавательного характера, объяснение нового, повтор пройденного материала. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Практическая работа включает отработку знаний полученных на теоретических занятий на практике.
Обучение по программе строится на сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации образовательного процесса.
1.2. Цели и задачи
Целью программы является создание условий для развития технических способностей обучающихся, осознание сопричастности к истории семьи, учреждения, города, края, страны.
Задачи:
Предменые
– познакомить с историей судоходства и авистроительства в Пермском крае,
– познакомить с биографиями знаменитых земляков, соотечественников;
– познакомить с градообразующими предприятиями, их вкладом в экономику страны;
– актуализировать знания истории своей семьи, ее традиций и связь с историей родного города, края;
– актуализировать знания об истории создания Центра «Каскад», направлениях деятельности учреждения, его роли в духовно-нравственном воспитании.
Метапредметные:
– содействовать развитию умений работать в команде, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
– обучить сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Личностные
– воспитывать гражданское сознание, ценностное отношение к истории малой Родины, Отечества, семьи;
– способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
Разделы программы | Теория | Практика | Всего |
1. Мой Пермский край | 1 | 1 | 2 |
1.1. Пермские изобретения и изобретатели. Кулибины Пермского края. | 1 | 1 | 2 |
2. История развития судоходства в Пермском крае | 1 | 2 | 3 |
2.1. История судоходства на реках Пермского края | 1 | – | 1 |
2.2. Посещение музейного уголка | – | 1 | 1 |
2.3. Игра «Морской бой» | – | 1 | 1 |
3. Авиастроительство и Пермский край | 1 | 2 | 3 |
3.1. История Авиации в Пермском крае | 1 | – | 1 |
3.2. Мастер-класс по изготовлению модели планера | – | 1 | 1 |
3.3. Работа на авиасимуляторе | – | 1 | 1 |
4. История развития промышленности в Пермском крае | 1 | 2 | 3 |
4.1. Основные промышленные комбинаты в Пермском крае | 1 | – | 1 |
4.2. Экскурсия в музей ПАО «Уралкалий» | – | 1 | 1 |
4.3. Техно-квест | – | 1 | 1 |
5. Защита проекта «Я и мой Пермский край» | – | 1 | 1 |
Всего | 4 | 8 | 12 |
Содержание обучения
- Вводное занятие
Теория. Правила поведения в кабинете и учреждении. Правила техники безопасности. Беседа «Кулибины Пермского края».
Практика. Работа по группам 3-4 человека. «Сквозь века».
- История развития судоходства в Пермском крае
Теория. Видео-экскурсия « История судоходства на реках Пермского края». Интерактивная-игра «Реки Пермского края».
Практика. Посещение музейного уголка. Игра «Морской бой».
- Авиастроительство и Пермский край
Теория. Беседа «История Авиации в Пермском крае», знакомство с Молотовской эскадрилью.
Практика. Мастер-класс по изготовлению модели планера. Работа на авиасимуляторе.
- История развития промышленности в Пермском крае
Теория. Онлайн-экскурсия по предприятиям города и края. Знакомство с промышленными комбинатами ПК.
Практика. Посещение музея ПАО «Уралкалий». Проведение Техно-квеста.
- Защита проекта «Я, и мой Пермский край»
Практика. Защита проекта «Я, и мой Пермский край».
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Итогом освоения программы станут следующие результаты:
– знать биографии знаменитых земляков, соотечественников и их вклад в развитие города, края, страны;
– знать градообразующие предприятия и их вклад в экономику страны;
– знать историю своей семьи, ее традиции и связь с историей родного города;
– знать историю Центра «Каскад», направления деятельности учреждения, его роль в воспитании юных патриотов.
– владеть основами поведения в учреждениях культуры (музеи, музейные уголки).
– уметь работать в команде, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
– уметь сопоставлять и отбирать информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
– демонстрировать уважительное отношение к истории малой Родины, Отечества, семьи;
– проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Прошлое и настоящие Пермского края»
Учебный курс рассчитан на 12 недель (3 месяца)
В течение учебного года программа может быть реализована 3 раза.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
октябрь | ноябрь | декабрь | Часы по программе | ||||||||||||
№ недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего часов | Теория | Практика |
часы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 | 4 | 8 |
2.2. Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение. Кабинет для занятий должен соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41. Помещение, в котором проводятся учебные занятия – проветриваемое и хорошо освещенное. Учебная мебель соответствуют возрасту обучающихся.
- Перечень оборудования и материалов, необходимых для реализации программы: экспонаты музейных уголков «Память», «История флота Прикамья: вчера, сегодня, завтра», поискового отряда «Феникс», Музея 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса, музея военной техники под открытым небом.
- Перечень оборудования учебного кабинета: учебные столы и стулья для обучающихся и для педагога, шкафы для хранения дидактических материалов и литературы, учебная магнитно-маркерная доска.
- Перечень технических средств обучения: компьютер, принтер, экран для видеотрансляций, колонки.
- Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, реализующий данную дополнительную общеразвивающую программу, должен соответствовать профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденному Приказом Минтруда России от 22.09.2021 № 652н.
- Организационно-педагогические условия. Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, дополнительной общеразвивающей программы и регламентируется расписанием занятий. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами.
2.3. Формы аттестации
Текущий контроль проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по теме, разделу. На занятиях используются следующие формы текущего контроля: кроссворды, викторины, тестовые задания, игры, квесты.
Итоговый контроль проводится в конце учебного курса и позволяет оценить уровень результативности освоения программы за весь период обучения. Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: выполнение и презентация творческого проекта.
Формы итоговой аттестации
Формы аттестации | Результаты обучения | Форма проверки |
Итоговая аттестация | Предметные результаты | Презентация творческого проекта |
Метапредметные результаты | Наблюдение | |
Личностные результаты | Наблюдение |
2.4. Оценочные материалы
Достижение учащимися планируемых результатов освоения программы оценивается уровнями: высокий, средний, низкий. Система оценка включает в себя три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.
Оценочный лист
№ п/п | Планируемые результаты освоения программы | Диагностический инструментарий | Оценка педагога (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень) | Самооценка обучающегося | |
1 | Метапредметные | Использование различных ресурсов для поиска, хранения и передачи информации. | Наблюдение | ||
2 | Проявление интереса к поисковой творческой деятельности. | Наблюдение | |||
3 | Личностные | Проявление трудолюбия, уважительного отношения к результатам труда взрослых и сверстников. | Наблюдение | ||
4 | Проявление нравственных качеств, необходимых в отношениях с окружающими (доброжелательность, уважение к старшим). | Наблюдение | |||
5 | Предметные | Владение теоретическими знаниями. | Тестирование, выполнение творческого проекта | ||
Владение понятиями и терминами. | Тестирование, выполнение творческого проекта |
2.5. Методические материалы
На занятиях используются следующие методы обучения:
-
- словесный (беседа, описание, разъяснение, дискуссия, диалог) – стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.
- наглядный (работа с книгой, показ видеоматериала, иллюстраций, наглядных пособий, работа по образцу, педагогический показ) – это методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.
- практический (самостоятельная работа, работа под руководством педагога, выполнение упражнений, творческие задания, изготовление изделия) – это методы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно. Вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию у учащихся первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
- репродуктивный (воспроизводящий) (упражнения, тренинг) – содействуют развитию у учащихся умений и навыков. Имеет следующие характерные признаки: знания ученикам предлагают в «готовом» виде; педагог не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их; прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение.
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций) – метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. Этот метод имеет следующие характерные признаки: знания ученикам в «готовом» виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно; учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают; изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.
- метод проблемного изложения (организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей).
Методы воспитания:
– методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие);
– методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная (индивидуально-групповая).
Формы организации учебного занятия: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, диспут, мозговой штурм, практическое занятие, соревнование, презентация творческого проекта.
Педагогические технологи, применяемые в ходе реализации образовательной программы
№ п/п | Педагогические технологии | Характеристика |
1 | Личностно-ориентированные | Ставят в центр образовательной деятельности личность ребенка, обеспечение комфортных условий для творческого развития обучающегося. |
2 | Сотрудничества | Реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка, педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, дают оценки, находятся в состоянии сотворчества |
3 | Игровые | Обучающиеся усваивают опыт, знания овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игровой деятельности. |
4 | Проблемного обучения | Предполагает систему проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. |
5 | Групповые | Предполагают:
– групповую работу; – межгрупповую (группы выполняют разные задания в рамках общей цели; – звеньевую (бригадную); – работу в статичных парах. |
6 | Дифференцированный подход | Предполагает дифференциацию по возрасту, уровню развития творческих способностей; позволяет осуществлять развивающее обучение с учетом разного состава обучающихся. |
7 | Здоровьесберегающие | Предполагает проведение физминуток, проветривания, влажной уборки, ограничение времени при работе за компьютером. |