Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81
620072 г. Екатеринбург, ул. Рассветная, 6 А.
ЭССЕ
на тему: «Педагог в высокотехнологичном обществе»
Автор:
Кошелева Вера Анатольевна,
Старший воспитатель МАДОУ детский сад № 81
Екатеринбург 2024
Эссе «Педагог в высокотехнологичном обществе»
«Педагог без любви к ребенку – все равно,
что певец без голоса,
музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Недаром все великие педагоги,
мечтая о школе радости, создавая ее,
безмерно любили детей».
Т. Гончаров
Воспоминания из детства: «Я еще совсем маленькая, мне примерно пять лет… Каждое утро, с большим удовольствием я иду в детский сад, тороплюсь, чтобы вновь встретиться с моим воспитателем Екатериной Анатольевной. Это замечательный человек, который кажется мне, без преувеличения, какой-то волшебницей. Я с восхищением смотрю на нее, наблюдаю за каждым ее действием, движением и не понимаю, как она успевает каждому уделить внимание и каждому сказать ласковые слова. Особенно, мне нравится когда она рисует с нами, обводит нам наши маленькие ладошки и на каждом пальчике рисует «волшебные кольца» со звездами, солнышками, бабочками… Эти рисунки для меня нечто большее, чем просто рисунок, это что-то личное, моё, и самое красивое. Мне кажется, что всё, что Екатерина Анатольевна с нами рисует, лепит, творит, всё это сделать кому-то другому просто невозможно, ведь она лучше всех, она может всё и даже невозможное!!!»
Однажды я призналась маме, что когда вырасту непременно стану такой, как мой воспитатель! Я буду воспитывать и учить детей. Решив это, я старалась копировать её во всем: интонацию в голосе, жесты, мимику, умение красиво сидеть, говорить, играть и даже делать такую же прическу, как у Екатерины Анатольевны. Мой воспитатель стала для меня примером, моей мечтой!
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Итак, я – педагог. Воспитатель – это моя профессия, мой образ жизни. Образ, который накладывает на меня обязательства в постоянном совершенствовании себя, как педагога, ведь чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, надо самому развиваться.
Педагог должен любить детей – без этого наша работа не имеет смысла. Кто как ни мы, педагоги, знаем их потребности, интересы и переживания, понимаем, что маленький ребенок – это уже личность, со своим характером, способностями, умениями, мыслями, позицией. Не даром писал Клиффорд Столл: «Если вам хочется узнать, как будет устроено наше будущее, не стоит спрашивать об этом инженера, программиста или физика. Спросите воспитателя в детском саду. Именно они знают, как будет работать общество в следующем поколении. Конечно, многие из нас могут представить разные прикольные штуки, которые появятся в будущем. Но для меня будущее состоит не из предметов». Да, будущее – это не программы и схемы, это наши дети, активные, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И я, как педагог, должна уметь создавать им организованную среду, не ту, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. И чтобы удовлетворить любознательность современного ребенка, необходимо знать современные технологии и методики. Система образования не может оставаться на прежнем уровне – поэтому, понимаю, что обязана совершенствовать своё педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только знания и опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в поиске нового и интересного. Наша профессия нужна и дает обществу детей, подготовленных к жизни, уверенных в себе. Современному педагогу очень важно понимать, что дошкольное образование – это не подготовка детей к школе, а школа – не подготовка к ВУЗУ или рабочим специальностям. Все это самоценные периоды в жизни человека. И поэтому педагог должен сегодня приложить максимум усилий, чтобы помочь маленькому человеку увидеть мир во всем его многообразии, способствовать становлению успешной, развивающейся личности; свободно существовать в современном обществе; развивать культуру речи, необходимую для умения пояснять и доказывать свою точку зрения.
Сегодня поток информации и темп жизни очень быстр, изменилась цель образовательной работы, формируются новые качества ребенка, а именно физические, личностные, интеллектуальные, вместо прежних наборов качеств: знаний, умений, навыков.
Я понимаю, что требования к нам, педагогам, очень серьезные и одно из немаловажных требований – идти в ногу со временем, знать, владеть, использовать в своей работе современные методики, техники, иначе нельзя. Здесь очень подходят слова Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
На сегодняшний день мне нужно освоить самой и научить детей: учиться, общаться со сверстниками и жить в современно развивающемся, высокотехнологичном обществе. И всё же самой ответственной задачей, которая стоит передо мной, педагогом – воспитателем, является формирование человека. Как это прекрасно, закладывать фундамент характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать этим неугомонным созданиям тепло своего сердца, доброту и веру.
«Дети должны получать от нас во-первых, корни, а во- вторых, крылья» (Американское изречение)
Я – воспитатель! Я горжусь этим! Я счастлива, что связала себя крепкими связями с воспитанием детей. Я горжусь тем, что мне доверено судьбой, вносить свой вклад в наше будущее! И вот, в очередной раз, я иду, как и много лет назад та маленькая девочка, в детский сад, с нетерпением жду встречи, но уже не с воспитателем, а со своими любимыми воспитанниками, и желаю, чтобы дети всего света были счастливы, здоровы, чтобы они любили и ценили жизнь, верили в мечту, умели ставить цели и стремиться к их достижению. А ещё я очень хочу научить моих детей верить в «волшебство», ведь не смотря на стремительный ритм жизни, и развитость технологий, иногда им хочется иметь свои простые, незамудренные рисунки, с обведенными крохотными ладошками, с кольцами в виде звездочек, солнышек, бабочек.… Я думаю, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, даже если они не станут великими и знаменитыми, а будут жить в гармонии с окружающим миром, станут добрыми, честными, будут радоваться жизни – я буду ими гордиться!