Использование инновационных технологий в работе с младшими школьниками

ФИО: Сергакова И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3753
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Использование инновационных технологий в работе с младшими школьниками
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Актуальность рассмотрения вопроса инноваций в логопедической работе с детьми с ОВЗ ТНР

обусловливается  комплексными трудностями детей  с ТНР, 

 трудностей системного характера, 

 невысокой динамикой достижений обучающихся с ТНР

Проблемы детей с ОВЗ, в  том числе, с ТНР  носят многоплановый и многофакторный характер. 

Зачастую основная речевая  недостаточность осложняется нарушениями эмоционально – волевой сферы, общемоторного развития, поведенческими нарушениями, недостаточностью гнозиса, расстройствами коммуникационной сферы.

В силу характерной дисгармоничности и неспецифичности нарушений у детей с ОВЗ ТНР  возникает актуальность вопроса   пересмотра традиционных путей организации логопедического сопровождения.

С общепедагогической  точки зрения инновация в педагогическом процессе  предполагает введение новшеств в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Инновация представляет собой внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, целью которых является расширение зоны актуального развития и расширение горизонтов зоны ближайшего развития. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

 Ресурс инноваций в образовательном процессе обеспечивает реализацию следующих направлений ( на экране)

Интерактивность и привлекательность.

Инновационные технологии позволяют создавать интерактивные и привлекательные занятия. Игровые элементы, анимации, звуковые эффекты и другие интерактивные возможности способствуют повышению познавательного интереса и мотивации. Разноплановые приемы  рефлексии собственных речевых достижений ( игровые элементы, поощрительные стикеры)  мотивируют обучающихся на большую активность и эффективность.

Индивидуализация и адаптация

Инновационные технологии позволяют логопеду создавать индивидуальные программы и упражнения, адаптированные под конкретные потребности и возможности каждого обучающегося. Это позволяет эффективно реализовать индивидуализацию развивающего маршрута.

Визуализация и аудиализация

Инновационные технологии позволяют визуализировать и аудиализировать звуки, слова и фразы, что помогает пациентам лучше понимать и запоминать правильное произношение и структуру речи. Визуальные и звуковые подсказки помогают улучшить артикуляцию и развить слуховое восприятие.

В логопедическом сопровождении нацеленность инновационных технологий очевидна: повысить осознанность , стимулировать познавательный интерес , что , как следствие, оптимизирует процесс обучения и повышает эффективность реализации логопедических программ, повышает   мотивацию и удовлетворённость в речекоррекционном процессе.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую. Кроме того, инновационные технологии в логопедической практике  можно рассматривать как дополнительные технологии в совокупности к устоявшимся и традиционным ( технологии диагностики, технологии звукопостановки и т.д.)   в работе с детьми с ТНР.

Инновации в логопедии – это новые, современные  и эффективные методы,

новые способы взаимодействия педагога с ребёнком;

дополнение к общепринятым технологиям;

новые стимулы эмоционально – мотивирующего компонента и др.

В логопедической практике  используются следующие инновационные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Проектные технологии
  • информационно-коммуникативные технологии; 
  • дистанционно образовательные технологии; 
  • психо-коррекционные технологии (арттерапия; библиотерапия); 
  • технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т. д.);
  • арт-терапевтические технологии;
  • технология сенсорного воспитания;
  • логопедический и  пальцевый массаж;
  • телесноориентированные техники;
  • су-Джок терапия;
  • кинезитерапия;
  • песочная терапия;

В собственной практической деятельности в рамках логопедического сопровождения обучающихся начальной ступени  обучения   детей с ОВЗ – ТНР   прежде всего используются

Проектные технологии, 

здоровьесберегающие технологии

развивающие технологии

Использование здоровьесберегающей технологии предполагает 

Применение совокупности форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья участников образовательного процесса

В рамках данной технологии характерным является использование в логопедическом взаимодействии следующих форм:  дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз смена видов деятельности и др.

Личный практический опыт  работы с обучающимися с ОВЗ  ТНР, в качестве одного из приоритетных направлений выделяет    блок работы по развитию дыхания и дыхательной системы в целом.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Упражнения дыхательной гимнастики, используемые на занятиях логопеда, помогают выработать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха.

Следует отметить факт, что в рамках   реализации проекта «Древо дыхания», которое реализовывалось  в нашем образовательном учреждении по эгидой  общероссийской общественной организации  «Общее дело», специалисты сопровождения обучающихся с ОВЗ, приобрели бесценный опыт работы  именно с ребятами с  ТНР. Мы с ребятами изучали разноплановые приёмы дыхательной гимнастики, отрабатывали алгоритм выполнения дыхательных проб,  добиваясь продуктивности в правильном глубоком, размеренном, диафрагмальном дыхании. На последующих этапах  – закрепление изученных приёмов и основных постулатов работы проходило в рамках конкурса рисунков    «Дыши легко!». В дальнейшем группа мастеров  по дыханию в составе инклюзивной  группы  ( детей с нормативным уровнем развития и детей с  ОВЗ) и учителя-логопеда  проводила динамические  оздоровительные  «Динопаузы».  Данные  мероприятия включали приёмы  комплексных  общемоторных и дыхательных гимнастик с подключением психоэмоциональных разминок и элементов психогимнастики.    

Включение приёмов  психо-коррекционных технологий обусловлено спецификой речевых нарушений и состоянием эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией.  Все обучающиеся  и  те, кто был представлен в статусе « мастера дыхания»,  и просто участники мероприятия- «Динопауза»  приобрели бесценный опыт самостоятельной работы в рамках овладения и закрепления ну уровне автоматизированного умений и навыков  по направлению правильного физиологического и речевого дыхания.

 

В рамках технологии развивающего обучения  в качестве  апробированного и эффективного   инновационного метода , реализуемого в рамках логопедического сопровождения  представляется изографический  метод

Технология изографического моделирования предполагает объединение  речевой , изобразительной, графической деятельности.

Актуальность использования изографических методов обусловлена решением следующих задач: развитие импрессивной речи, помощь в подборе языковых средств, содействие обогащению словаря, способствование грамотному и осознанному планированию речевых высказываний, активизация понимания и эффективного  использования логико – грамматических конструкций, обеспечение  результативности мнестических процессов, стимуляция   развития всех  психических процессов. 

В основе использования метода изографии – приоритетность  развития наглядно – образного мышления. Использование  изографов  и мнемотехнических  линеек , в качестве опоры на визуальный образ, обеспечивает продуктивность собственного воображения ребёнка.

Данный приём  символизации  – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации (требующей повторения в том числе и дословного).  Изографические приёмы работы   активизируют внимание, повышают объем зрительной и вербальной памяти, улучшают распределение и устойчивость внимания.

Проектная технология в педагогике нацелена на стимулирование  интереса детей  к определенным проблемам и предполагает практическое применение знаний  для разрешения  проблемы.

 Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа с проектами  основана на  организации  совместной учебно-познавательной, творческой,  игровой деятельности обучающихся  -партнеров, имеющей общую цель и согласованные способы.

Для обучающихся  проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Условия реализации проектной деятельности:

учёт индивидуальных возможностей;

сочетание  видов  деятельности: коммуникативной,  когнитивной, продуктивной, игровой, творческой.

Так в рамках проектной деятельности по теме  « Помощники речи» основная цель для обучающихся  – это учиться помогать собственной речи становиться правильной, чёткой, красивой.

Что побудило участвовать в проекте? Желание добиться успехов в речи.

Основополагающий вопрос: как тренировать способности, которые позволят научиться красиво говорить.

Задачи

  1. Узнать, что в теле человека влияет на речь?
  2. Познакомиться с разными возможностями ученика, которые помогают лучше говорить
  3. Познакомиться с разными упражнениями, улучшающими речь
  4. Помогать своим друзьям развивать свои речевые способности.

Участники проекта – обучающиеся начальной школы с ОВЗ  ТНР ( в рамках инклюзии)

 Ресурс реализации проекта  –  командный.

Маршрут тренировки речевых способностей.

Шаг №1.  Изучаем и тренируем  язык, губы –  артикуляционную базу и артикуляционные  способности(зеркала, макеты карточек, разработка «Книжки – Растишки» с комплексом упражнений для артикуляции).

Шаг № 2.  Овладение  комплексом дыхательных  гимнастик ( игры на развитие дыхательной системы,  упр. гимнастики Стрельниковой) создание банка  дыхательных упражнений с использованием бросового материала и подручных средств, закрепление  комплекса дыхательных упражнений на занятиях с доп. Педагогом по вокалу) )

Шаг № 3. Изучаем возможности  дополнительных помощников речи  – глаз и ушей(  гимнастика  для глаз, оформление личных блокнотов  по тренировке слуха, создание плакатов « Классные друзья»)

Шаг № 4. Пальчиковые игры помогают речи.

(игры для мелкой моторики, пальчиковый театр, теневой театр «Теневые забавы».)

Шаг № 5.  Речь хороша, когда поёт душа (разработка памятки по хорошему настроению, подбор песен для семейного вечера, подборка интернет роликов – , музыкальных, мотивирующих и позитивных)

Шаг № 6. Скороговорки для родных

( Подбор  рифмовок , чистоговорок)

Шаг № 7 Облик оратора ( представление фотоальбома с фотосессией  моделей –  образов  для выступающих, организация выставки атрибутов успешного оратора, участие в проекте « манекен – челендж» по теме «Я на сцене»)

Шаг № 8. Защита проекта ( групповая)

В рамках проектной деятельности обучающимися с ТНР так же разрабатывался и был представлен проект  « Древнерусский календарь».

Актуальность разработки  данного проекта обусловлена недостаточностью пространственно – временных представлений у обучающихся с ОВЗ ТНР. Диагностика  школьников  с ТНР выявляет и подтверждает  дефицитарность в дифференциации представлений о пространстве и времени.

Следует напомнить, что категория  времени  является одной из важнейших  составляющих реальности. Времени подчинены все события и явления окружающего мира.  При этом, время — это очень сложный объект познания для детей с ОВЗ. Такие характерные  особенности времени, как текучесть, необратимость, недоступность  – являются сложнодоступными для осознания детьми с особенностями в развитии.

В рамках логопедического сопровождения все  аспекты по формированию и расширению круга  пространственно – временных представлений взаимосвязаны с развитием лексико – грамматического строя речи. 

Так в рамках проектной деятельности по теме  « Древнерусский календарь» основная цель для обучающихся  – это создать собственный календарь по месяцам, используя секреты понимания смысла слов.

Побудительный мотив для обучающихся – обладание авторским временным  календарём 

Основополагающий вопрос: как научиться понимать смысл слов, чтоб календарь стал успешным и настоящим

Целевая аудитория  – обучающиеся начальной школы с ОВЗ  ТНР ( в рамках инклюзии). Ресурс реализации проекта смешанный   –  командно – индивидуальный. Проект рассчитан на 1 год

Иллюстрация разработки  « Древнерусский календарь» представлена в следующем материале.

Задание. Соотнести старославянские   названия месяцев  с современными названиями.

Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель 
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

Выбери из таблицы  слова, характеризующие то или иное время года и соответствующий месяц ( по признакам )

Зимобор

Густоед

Сечень 

Полузимник  

Зоревник 

Зажги снега

Стужайло

Разносол
Ревун

Грязник

Травник

Студный

Вересень

Просинец

Перелом зимы

Хлеборост

Страдник

Протальник

Бездорожник

Ворота зимы

Лютый

 Сухий 

Снегогон

 Травень

Листопадник

Цветень

Золотое лето

Снежень

Бокогрей

Берёзозол

Листопад 

Грудень

Студень

Заиграй овражки

Серпень

Вьюговей

Грязник

Травник

Студный

Вересень

Просинец

Перелом зимы

Позимник

Берёзозол

Листогной

Позимник

Следует отметить , что традиционный и системный подход в рамках сопровождения детей с ОВЗ – ТНР характеризуется всё более активным внедрением инновационных логопедических подходов.

 Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются Государством. Переходом Российского образования на позиции личностно ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, обусловлено стремление педагогов – логопедов  внедрять в свою деятельность инновации.