Учебное занятие «Марши барабанщиков: ритмы из пионерского прошлого»

ФИО: Вичиков А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3774
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Учебное занятие «Марши барабанщиков: ритмы из пионерского прошлого»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Технологическая карта учебного занятия 

в детском объединении «Школа гитары» (1 год обучения)

Педагог дополнительного образования: Вичиков Андрей Александрович

Дата проведения: 30 марта 2022 года 

Тема: «Марши барабанщиков: ритмы из пионерского прошлого» 

Цель занятия: создание условий для формирования у обучающихся представлений об особенностях игры на барабане марша, расширения знаний о пионерской организации и пионерах. 

Задачи:

Образовательные:  познакомить с ритуалами и символами пионерской организации, научить исполнению комбинированного  барабанного боя с маршевым выходом

Развивающие: содействовать развитию навыков и умений игры на барабане, творческой и познавательной активности; развивать слуховую и зрительную память, внимание, мышление, чувство ритма.

Воспитательные: способствовать воспитанию. гражданско-патриотических чувств, нравственных качеств личности, чувства уважения к историческому пролому страны.

Тип учебного занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная 

Технологии обучения:

  • Технология творческих мастерских, где  процесс познания осуществляется через создание атмосферы, в которой обучающийся может проявить себя.
  • Технология сотрудничества ориентированная на достижение успеха в совместной деятельности, позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга. Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся новыми эмоциями и музыкальными средствами.
  • Информационно-комуникационные технологии.

Методы обучения: наглядный, словесный (беседа, обсуждение), практический метод, метод анализа, рефлексивные методы.

Методические приемы: педагогическое наблюдение, анализ, сравнение, комментирование, практическная работа, метод эмоционального стимулирования, метод контроля и коррекции. 

Основные понятия: 

символы пионерии, пионерский барабан, пионерский марш, глухой барабан, приемы звукоизвлечения

Планируемые результаты:

Личностные: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к истории родной страны; эмоционально-нравственной отзывчивости, умение работать в коллективе, совершенствование коммуникативных навыков, 

Метапредметные: развитие умения находить общее и различное, умений решать задачи творческого характера в процессе практической деятельности рефлексивных умений, контролировать и оценивать собственные учебные действия, умение различать способ и результат действия

Предметные: развитие знаний и умений приемов игры на барабане, способов извлечения звуков, умения отличать марши от других жанров музыки, использовать знания на практике, анализировать, существенные признаки, связывать исторические события с историей страны.

Ресурсное обеспечение: музейная экспозиция “история пионерской организации”, барабаны, барабанные палочки, проектор, аудиоматериал, компьютер.

Структура и содержание учебного занятия

Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Организационный момент. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Приветствуют гостей, проверяют свою готовность к учебному занятию
Целеполагание и мотивация. Педагог обращает внимание обучающихся на музейную экспозицию “История пионерской организации”  и предлагает рассмотреть атрибуты и символы пионерской организации.

Организует диалог с обучающимися  в ходе, которого ставится цель занятия, мотивирует детей на дальнейшую деятельность 

Участвуют в диалоге, определяют совместно с педагогом тему занятия, осознают смысл дальнейшей деятельности. 
Первичное усвоение материала Педагог предлагает отправиться в пионерское прошлое, где в ходе показа презентации «Страна Пионерия»  обучающийся детского объединения “Школа гитары” рассказывает о пионерской организации.

Вичикова А.А., бывший руководитель кружка горнистов и барабанщиков рассказывает о горне, барабане и показывает прием игры на барабане. Педагог обращает внимание детей на особенности игры, задает вопросы. 

Обучающиеся рассматривают экспозицию, знакомятся с историей пионерской организации, отвечают на вопросы, на практике осваивают  приемы и способы игры на пионерском барабане, играют на барабане выделяют особенности марша.
Осознание и осмысление новой информации  Педагог  устанавливает осознанность восприятия учебного материала. Предлагает сравнить приемы извлечения музыки на пионерском барабане и современном.  Анализируют приемы исполнения  и соотносят их с современной техникой исполнения  в соответствии  с полученной информацией. 
Актуализация знаний перед практической работой Актуализирует знания обучающихся о приемах игры на барабане, правилах работы с барабаном через субъектный опыт: Отвечают на вопросы педагога о правилах работы с барабаном, проговаривают особенности исполнения
Первичное  закрепление учебного материала Педагог организует практическую деятельность по применению новых знаний. 

Педагог показывает исполнение марша  подробно комментируя приемы извлечения звука  и одновременно контролирует работу обучающихся, наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Обучающиеся выполняют задание – играют марш, наблюдая
за действиями педагога, демонстрирующего некоторые приемы исполнения. Советуются с педагогом.
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Педагог организует обсуждение исполнения марша на барабане, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. Анализирую свою деятельность. Осуществляют рефлексию собственной деятельности

Список используемых источников:

а) печатные:

  1. Болотин Б., Горн и барабан в пионерском отряде. В помощь руководителям детской художественной самодеятельности и пионерским вожатым – Ленинград, “Советский композитор”, 1983. – 76 с.
  2. Купинский К., Школа игры на ударных инструментах.- Москва: 1981.- 206 с.
  3. Смирнов В. Ф. Всегда готовы! – М.: Знание, 1972

б)  музейные

  1. Альбомы по истории пионерского движения в Яранском районе [Текст]: Архивные документы Дома детского творчества.- Яранск, 1950-1990 гг.

в) Интернет-источники

6.Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина [Электронный ресурс]// Викитека  – свободная библиотека).-

  1. Барабан – Википедия