Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: «Путешествие мышонка Пика»

ФИО: Сучкова А.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3783
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет) Тема: «Путешествие мышонка Пика»
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Частное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад № 25 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект познавательного занятия

с детьми подготовительной к школе группе 

(6-7 лет)

Тема: «Путешествие мышонка Пика»

Цель: поиск детьми неизвестной информации через создание алгоритма действий робота – мыши и сканирование QR-кода с помощью мобильного телефона.

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей с интерактивной игрушкой «Робомышь».

  1. Научить задавать алгоритм передвижения робомыши по игровому полю, планировать этапы своей деятельности, разбивать одну задачу на подзадачи.
  2. Закреплять умение обобщать полученную информацию (мама, Кремль, дом, герб и флаг России – это все моя Родина.

Развивающие:

1.Познакомить детей с элементами программирования и алгоритмизации. 

2.Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования, отвечать на вопросы, обосновывая свою точку зрения 1-2.

Воспитательные:

  1. Развивать умение рассуждать и взаимодействовать. 
  2. Научить детей договариваться между собой и работать в команде.
  3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Техническая задача:

Научить сканированию QR-кода с помощью мобильного телефона.

Участники: дети подготовительной к школе группе, воспитатель. 

Образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Планируемый результат: Дети будут иметь представления о линейных алгоритмах, поучатся самостоятельно составлять алгоритмы; научатся работать со STEM – набором «Робомышь»; координируют свои действия с действиями других детей, научатся считывать QR-код и решать проблемную ситуацию.

Организация развивающей предметно-пространственной среды, оборудование: групповая комната, детские столы, стулья или подушки; карточки линейными алгоритмами для программирования «Робомыши», 2 игровых набора STEM -«Робомышь», 4-6 карточек с  QR-кодом (карточки с QR-кодами слов и картинок:«дом», «мама», «Кремль», «Герб России», «Флаг России», «Екатеринбург», фильм о Карелии, «матрешка»).

Материалы и оборудование: детские столы, набор «Робомышь» 2 (игровое поле, арки, барьеры, мышь робот), карточка с алгоритмом действий, QR-код 3 шт, мобильный телефон или планшет, цифры 1,2,3.

 

Аннотация к деятельности:

Воспитатель приветствует детей и обращает внимание на игровое поле с QR-кодами для робомыши, карточки со стрелками. 

– Здравствуйте, ребята. Я к вам приехала не одна, а с моим другом – мышонком. Его зовут Пик и он очень хочет отправиться с вами в путешествие. 

Воспитатель:

Это не простой мышонок – это робомышь, который может двигаться только после того как ему задали программу – алгоритм действий. Кто такие роботы? Какие бывают роботы?

У моего мышонка есть на спинке стрелки-помощницы: синяя стрелка показывает направление вперёд, жёлтая – движение назад, фиолетовая – движение направо, оранжевая – налево, круглая жёлтая кнопка – сброс программы, зелёная – пуск.

На игровом поле карточки с QR-кодом. Кто знает, что такое QR-код? (Ответы детей)

(с помощью QR кода зашифрована какая – либо информация: текст, номер телефона, букву, слово, ответ на вопрос). 

Как его распознать? (Ответы детей) Камера на мобильном телефоне или планшете. Кто из вас умеет читать QR-код? 

Где можно увидеть QR код? (Ответы детей) QR-код можно увидеть на упаковках продуктов питания, квитанциях, чеках, билетах и даже на пирожных.

Наш мышонок готов к путешествию. Чтобы он отправился к первому QR-коду предлагаю запрограммировать его, выстроить алгоритм по готовой схеме:

                                    ВПЕРЕД – ВПЕРЕД – ПОВОРОТ НАПРАВО – ВПЕРЕД

Ребенок задает программу, остальные проверяют. 

Робомышь, пройдя указанный путь, останавливается на клетке (QR-код 1). 

Давайте сканируем первый QR-код. (Воспитатель показывает, как с помощью телефона, можно это сделать). Алгоритм: взять телефон – навести на QR – код – нажать на приложение – прочитать ответ. Мы с вами сейчас составим алгоритм.

Воспитатель: Прочитайте расшифровку кода. Слово «МАМА» (чтение QR-кода).

Наш мышонок двигается дальше, задайте ему следующую программу.

 (QR-код 2). Попробуй, Ваня, считать QR – код: Картинка «Кремль. Москва». 

Воспитатель: Определяем путь, алгоритм движения робомыши к QR-коду 3.

Кто будет программировать Робомышь? А мы с вами проверяем. QR-код 3. Давайте сканируем и узнаем шифровку: «Флаг России»

2 подгруппа (аналогично и параллельно выполняет вторая команда те же действия).

На игровом поле квадраты для остановки мыши отмечены цифрами 1, 2, 3.

№1.Задание QR-кода «Дом».

№2. Задание QR-кода: картинка «Герб России»

№ 3. Задание QR-кода: картинка «Екатеринбург»

Что объединяет эти все слова, картинки: это все наша Родина, Россия!

Рефлексивный круг:

Какие вы молодцы! Прекрасно справились с заданиями, работали по одному и вместе, проверяли и помогали друг другу.

Вопросы для обсуждения:

– Что вы делали, чтобы мышонок передвигался по игровому полю (программировали или создавали алгоритм движения)

– Зачем детям нужен QR-код, а взрослым?                   

– Какой предмет нам помогал сканировать QR-код? (телефон)

 

Технологическая карта 

Структура Содержание Деятельность 

педагога, приемы работы

Деятельность детей
Вводная часть:

Организация детей, установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель обращает внимание детей на игровое поле с QR-кодами для робомыши, карточки со стрелками. Педагог рассказывает о том, что Мышонок Пик очень хочет отправиться в путешествие и приглашает ребят помочь ему. 

Воспитатель отмечает, что Пик не простой мышонок – это робомышь, который может двигаться только после того как ему задали программу – алгоритм действий, синяя стрелка показывает направление вперёд, жёлтая стрелка– движение назад, фиолетовая стрелка – показывает движение направо, оранжевая стрелка – налево, круглая жёлтая кнопка – сброс программы, зелёная круглая кнопка – пуск.

Обсуждение с детьми, что за карточки на игровом поле: формулировка проблемы что такое QR-код.

С помощью QR кода зашифрована информация и ее может распознать камера на мобильном телефоне или планшете. При помощи QR-кода можно закодировать, например, текст, номер телефона, одну букву или одно слово, объявления, расшифровку ответа на вопрос. Где можно увидеть QR код?

QR код можно увидеть на упаковках продуктов питания, квитанциях, билетах, объявлениях и даже на пирожных и кружках. QR код бывает оформлен очень необычно и интересно. 

Создание проблемной ситуации (просьба о помощи Робомыши).

Демонстрация видеообращения

Знакомство с «Робомышью»

Акцентный вопрос:

На что нам необходимо обратить внимание?

Акцентный вопрос: Как мы сможем помочь мышонку Пику?

Проявляют интерес к набору «Робомышь», внимательно слушают видеообращение.

Знакомятся с программированием «Робомыши».

Участвуют в обсуждении проблемной ситуации.

Отвечают на поставленный вопрос

Основная часть:

Актуализация имеющихся у детей знаний.

Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. 

Актуализация ранее приобретённых знаний.

Чтобы мышонок Пик добрался до первой станции, надо его запрограммировать, выстроить алгоритм по готовой схеме (ВПЕРЕД, ВПЕРЕД, НАПРАВО, ВПЕРЕД).

Кто-то из детей программирует робомышь, другие дети помогают. На первой станции воспитатель показывает, как можно сканировать QR код. Педагог показывает детям телефон с программой и наводит его на первый код. Воспитатель: Прочитайте расшифровку кода. Слово «МАМА».

 Создание условий для получения новых знаний. Развитие творческого программирования.

Далее предлагается одному ребенку задать программу к следующему QR коду, остальные проверяют. Робомышь, пройдя указанный путь, останавливается на клетке (станция 2). Педагог читает вместе с детьми следующий QR – код) Картинка «Кремль. Москва». QR-код задает вопрос:

 1 подгруппа

На игровом поле квадраты для остановки мыши отмечены цифрами 1, 2, 3.

№1.Задание QR-кода

Слово «МАМА».

№2. Задание QR-кода: картинка «Кремль. Москва»

№ 3. Задание QR-кода: картинка «Флаг России»

2 подгруппа

На игровом поле квадраты для остановки мыши отмечены цифрами 1, 2, 3.

№1.Задание QR-кода

Слово «Дом».

№2. Задание QR-кода: картинка «Герб России»

№ 3. Задание QR-кода: картинка «Екатеринбург»

Что объединяет эти все слова, картинки: это все наша Родина, Россия!

Рассказ воспитателя

Объяснение предстоящего задания

Создание условий для самостоятельной познавательной деятельности детей, считывание QR-кода.

Слушают рассказ воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя.

Слушают задание воспитателя, производят выбор алгоритма.

Дети составляют алгоритм действий, программируют «Робомышь», отвечают на вопросы. 

Заключительная часть:

Подведение итогов деятельности детей (выход из деятельности).

Сбор детей в общий круг для подведения итогов общей деятельности. Обобщение. 

Какие вы молодцы! Прекрасно справлялись с заданиями, работали по одному и вместе, проверяли и помогали друг другу.

Вопросы для обсуждения:

– Что вы делали, чтобы мышка передвигалась по игровому полю (программировали или создавали алгоритм движения)

– Зачем детям нужен QR-код, а взрослым?                   

  – Какой предмет нам помогал сканировать QR-код? (телефон).

Представление и обсуждение результатов детской деятельности. Участвуют в обсуждении прошедшей общей деятельности. 

Отвечают на вопросы.