Конспект интегрированного занятия Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»

ФИО: Сучкова А.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3784
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Конспект интегрированного занятия Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Конспект интегрированного занятия

Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки» 

Воспитатель Сучкова А.Б.,

НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД»

Образовательные задачи: способствовать проявлению у детей активного интереса и эмоционального отклика на художественное произведение. Вызвать желание внимательно рассмотреть натюрморт, полюбоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композицией. Развивать ассоциативное мышление.

Речевые задачи: активизировать в речи слова – натюрморт, муляжи, овощи, фрукты, ягоды, цветы, картины, художник, набросок; стимулировать эстетические оценки и суждения. 

Воспитательные задачи: обучать координации совместных действий и поиску способов коллективного (подгруппой сверстников) решения проблемы. Воспитывать эстетический вкус. Развивать индивидуальность и сообразительность детей. Формировать у детей навык слаженной работы.

Технические задачи: продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачность, легкость цвета, плавность перехода от одного цвета в другой).

Форма работы: групповая, подгрупповая.

 Условия применения социо-игровой технологии на данном занятии:

  • соблюдение вариантов деления на группы;
  • сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения; 
  • смена темпа и ритма;      
  • использование игр разнообразного характера, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

Старшая группа детского сада (5-6 лет)

Продолжительность занятия: до 25 минут 

Предварительная работа: экскурсия в Музей изобразительных искусств, беседы с детьми о разных картинах (пейзаж, натюрморт, портрет), просмотр видеоряда картин музеев России, экскурсия по мини-музею детского сада «История Октябрьской железной дороги в картинах художников». 

Материалы и оборудование: Краски, кисти, стаканы с водой, листы с набросками, цветные жетоны 4 цветов на обратной стороне с цифрами, презентация, столы для практической работы, коробка, копия картины К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» на волшебном экране и для каждой команды, цветные капельки.

Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организация познавательной, продуктивной, коммуникативной, творческой деятельности.

Деятельность ребенка: приобретает опыт совместных действий и поиск способов коллективного (подгруппой сверстников) решения проблемы, приобретает навык слаженной работы.

 

Содержание работы Деятельность участников Материалы и оборудование
1 часть. Вводная.

Дети стоят в кругу. Педагог: «Давайте с вами передадим эту красивую коробку по кругу и подарим друг другу улыбку».

Педагог предлагает детям догадаться, что может быть в коробке. 

Дети высказывают свои предположения и передают коробку друг другу.

–  Как вы думаете – что в ней? (Ответы детей).

Педагог акцентирует внимание детей на разнообразие ответов детей.

– Кому нужны эти предметы? Зачем? 

– Какие бывают картины? 

– Сейчас на нашем волшебном экране появится картина. Но для этого нам нужно разделиться на команды с помощью игры «Краски».

 Игра «Краски». Педагог предлагает взять каждому ребенку выбрать по желанию жетон и найти себе друзей по цвету жетона (3 команды – красные, желтые, зеленые)

А как еще можно было разделиться? (вопрос к детям). 

Педагог: Переверните цветные жетоны и найдите свой номер. Хлопните 1 раз в ладоши участники №1. Поднимите руку участники №2. Встаньте участники №3. Улыбнитесь участники № 4.

2 часть: Основная часть. Работа в подгруппах.

Дети получают е задания для работы в подгруппах.  

Педагог: Участники №1 подойдите ко мне.

Задание: внести копию картины К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» в команду для рассматривания.

Педагог: Участники №2 подойдите ко мне.

Задание: рассмотреть картину К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» и посчитать, сколько предметов увидели.

Участники №3 покажут на пальцах, сколько предметов нашли (начинаем спрашивать, кто нашел больше). 

Картина «Виноград и яблоки» К.С.Петрова-Водкина открывается на экране

Педагог: Найдите все изображенные художником предметы на картине. Постарайтесь не повторяться. (Если кто-то не согласен, встаньте, объясните, почему вы так считаете). 

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или пруд в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это – натюрморт.
Педагог вновь обращает внимание детей на картину К.С. Петрова – Водкина «Виноград и яблоки». Как вы думаете это натюрморт? Ответы детей.

Педагог:

Посмотрите внимательно на картину, «направьте лучики вашего внимания» на яблоко, теперь на виноград. Назовите все одним словом? Какие фрукты вы знаете еще? Ответы детей

– Из фруктов можно сварить очень вкусный компот. Предлагаю отдохнуть и немного поиграть в кругу. 

Игра «Компот». 

Участники стоят в кругу, ведущий в центре. Он раздает каждому название фруктов. Например, получилось 3 яблока, 3 груши, 3 винограда. Ведущий в кругу берет себе тоже название фрукта, например, груша. Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое место, а ведущий занять свободное место. Кто не успел, становится ведущим. Можно называть 1-2 фрукта, если называется слово «компот», то меняются все игроки.

Чтобы собрать внимание детей после проведения подвижной игры. Используется следующий социо – игровой прием:

– кто меня слышит, хлопните 1 раз, 2 раза, кто меня не слышит, хлопните 3 раза. предлагаю глазками найти членов своих команд и занять рабочие места.

Педагог: Участники №3 подойдите ко мне за заданием

Задание3: выберите предмет из натюрморта и покажите его без слов.

При отгадывании предмета нужно задать вопрос: Настя, это – апельсин? (каждая команда показывает свой выбранный предмет).

Педагог: Участники №4 подойдите ко мне.

Задание: раздать каждому участнику в команде цветную капельку. 

Игра «Цветная капелька» – найдите цвет капельки на картине. 

Педагог подходит к каждому столу и индивидуально работает с командой (если ребенок быстро справился с заданием – предложить рассказать о своем цвете соседу).

3.Заключительная часть

Педагог: После того, как художник составит натюрморт, он делает легкий его набросок карандашом на бумаге или холсте, а уже потом пишет красками.

Я хочу вам предложить готовые наброски натюрмортов и вы, как юные художники сами раскрасите его красками.

 В завершении детские работы детям размещаются на выставке. Дети высказывают свои предпочтения: куда бы они хотели повесить свою работу, в группе или другом месте (холл, раздевальная комната). Все любуются работами друг друга. 

Детям предлагается наклеить смайлик на уголок понравившейся картины (в случае, отсутствия смайлика на картине, педагог наклеивает его).

Дети встают в круг, передавая коробку, улыбаются друг другу.

Дети отвечают на вопросы:

 – Для того, чтоб нарисовать картину

– Портрет, пейзаж, натюрморт.

Дети берут цветные кружки и делятся на 3 команды (цвету).

По цвету одежды, по считалочке, по количеству предметов на картине, по цифрам и др.

Дети в командах садятся за столы.

Посыльные №1 получают задание.

Посыльные №2 получают задание.

(команда, которая готова первая поднимает руку).

Если вы согласны с командой – хлопните в ладоши, если нет – встаньте.

Дети объясняют, почему они не согласны (название предмета)

Дети читают название натюрморта и имя автора.

Посыльные №3 получают задание.

(команда, которая первая догадалась, поднимает руку и говорит «Мы готовы!»).

Посыльные №4 получают задание.

Дети накладывают цвет на копию натюрморта, рассказывают.

Дети выбирают натюрморт, подбирают самостоятельно краски, расписывают готовые наброски. 

Краски, кисти, стаканы с водой, листы с набросками, цветные жетоны 4 цветов на обратной стороне с цифрами, презентация, столы для практической работы, коробка, копия картины К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» на волшебном экране для каждой команды, цветные капельки.