Конспект интегрированного занятия
Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»
Воспитатель Сучкова А.Б.,
НДОУ «Детский сад №25 ОАО «РЖД»
Образовательные задачи: способствовать проявлению у детей активного интереса и эмоционального отклика на художественное произведение. Вызвать желание внимательно рассмотреть натюрморт, полюбоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композицией. Развивать ассоциативное мышление.
Речевые задачи: активизировать в речи слова – натюрморт, муляжи, овощи, фрукты, ягоды, цветы, картины, художник, набросок; стимулировать эстетические оценки и суждения.
Воспитательные задачи: обучать координации совместных действий и поиску способов коллективного (подгруппой сверстников) решения проблемы. Воспитывать эстетический вкус. Развивать индивидуальность и сообразительность детей. Формировать у детей навык слаженной работы.
Технические задачи: продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачность, легкость цвета, плавность перехода от одного цвета в другой).
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Условия применения социо-игровой технологии на данном занятии:
- соблюдение вариантов деления на группы;
- сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения;
- смена темпа и ритма;
- использование игр разнообразного характера, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
Старшая группа детского сада (5-6 лет)
Продолжительность занятия: до 25 минут
Предварительная работа: экскурсия в Музей изобразительных искусств, беседы с детьми о разных картинах (пейзаж, натюрморт, портрет), просмотр видеоряда картин музеев России, экскурсия по мини-музею детского сада «История Октябрьской железной дороги в картинах художников».
Материалы и оборудование: Краски, кисти, стаканы с водой, листы с набросками, цветные жетоны 4 цветов на обратной стороне с цифрами, презентация, столы для практической работы, коробка, копия картины К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» на волшебном экране и для каждой команды, цветные капельки.
Деятельность педагога: учить мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организация познавательной, продуктивной, коммуникативной, творческой деятельности.
Деятельность ребенка: приобретает опыт совместных действий и поиск способов коллективного (подгруппой сверстников) решения проблемы, приобретает навык слаженной работы.
Содержание работы | Деятельность участников | Материалы и оборудование |
1 часть. Вводная.
Дети стоят в кругу. Педагог: «Давайте с вами передадим эту красивую коробку по кругу и подарим друг другу улыбку». Педагог предлагает детям догадаться, что может быть в коробке. Дети высказывают свои предположения и передают коробку друг другу. – Как вы думаете – что в ней? (Ответы детей). Педагог акцентирует внимание детей на разнообразие ответов детей. – Кому нужны эти предметы? Зачем? – Какие бывают картины? – Сейчас на нашем волшебном экране появится картина. Но для этого нам нужно разделиться на команды с помощью игры «Краски». Игра «Краски». Педагог предлагает взять каждому ребенку выбрать по желанию жетон и найти себе друзей по цвету жетона (3 команды – красные, желтые, зеленые) А как еще можно было разделиться? (вопрос к детям). Педагог: Переверните цветные жетоны и найдите свой номер. Хлопните 1 раз в ладоши участники №1. Поднимите руку участники №2. Встаньте участники №3. Улыбнитесь участники № 4. 2 часть: Основная часть. Работа в подгруппах. Дети получают е задания для работы в подгруппах. Педагог: Участники №1 подойдите ко мне. Задание: внести копию картины К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» в команду для рассматривания. Педагог: Участники №2 подойдите ко мне. Задание: рассмотреть картину К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» и посчитать, сколько предметов увидели. Участники №3 покажут на пальцах, сколько предметов нашли (начинаем спрашивать, кто нашел больше). Картина «Виноград и яблоки» К.С.Петрова-Водкина открывается на экране Педагог: Найдите все изображенные художником предметы на картине. Постарайтесь не повторяться. (Если кто-то не согласен, встаньте, объясните, почему вы так считаете). Если видишь на картине чашку кофе на столе, Или пруд в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Педагог: Посмотрите внимательно на картину, «направьте лучики вашего внимания» на яблоко, теперь на виноград. Назовите все одним словом? Какие фрукты вы знаете еще? Ответы детей – Из фруктов можно сварить очень вкусный компот. Предлагаю отдохнуть и немного поиграть в кругу. Игра «Компот». Участники стоят в кругу, ведущий в центре. Он раздает каждому название фруктов. Например, получилось 3 яблока, 3 груши, 3 винограда. Ведущий в кругу берет себе тоже название фрукта, например, груша. Те, кто получил этот фрукт, должны поменять свое место, а ведущий занять свободное место. Кто не успел, становится ведущим. Можно называть 1-2 фрукта, если называется слово «компот», то меняются все игроки. Чтобы собрать внимание детей после проведения подвижной игры. Используется следующий социо – игровой прием: – кто меня слышит, хлопните 1 раз, 2 раза, кто меня не слышит, хлопните 3 раза. предлагаю глазками найти членов своих команд и занять рабочие места. Педагог: Участники №3 подойдите ко мне за заданием Задание3: выберите предмет из натюрморта и покажите его без слов. При отгадывании предмета нужно задать вопрос: Настя, это – апельсин? (каждая команда показывает свой выбранный предмет). Педагог: Участники №4 подойдите ко мне. Задание: раздать каждому участнику в команде цветную капельку. Игра «Цветная капелька» – найдите цвет капельки на картине. Педагог подходит к каждому столу и индивидуально работает с командой (если ребенок быстро справился с заданием – предложить рассказать о своем цвете соседу). 3.Заключительная часть Педагог: После того, как художник составит натюрморт, он делает легкий его набросок карандашом на бумаге или холсте, а уже потом пишет красками. Я хочу вам предложить готовые наброски натюрмортов и вы, как юные художники сами раскрасите его красками. В завершении детские работы детям размещаются на выставке. Дети высказывают свои предпочтения: куда бы они хотели повесить свою работу, в группе или другом месте (холл, раздевальная комната). Все любуются работами друг друга. Детям предлагается наклеить смайлик на уголок понравившейся картины (в случае, отсутствия смайлика на картине, педагог наклеивает его). |
Дети встают в круг, передавая коробку, улыбаются друг другу.
Дети отвечают на вопросы: – Для того, чтоб нарисовать картину – Портрет, пейзаж, натюрморт. Дети берут цветные кружки и делятся на 3 команды (цвету). По цвету одежды, по считалочке, по количеству предметов на картине, по цифрам и др. Дети в командах садятся за столы. Посыльные №1 получают задание. Посыльные №2 получают задание. (команда, которая готова первая поднимает руку). Если вы согласны с командой – хлопните в ладоши, если нет – встаньте. Дети объясняют, почему они не согласны (название предмета) Дети читают название натюрморта и имя автора. Посыльные №3 получают задание. (команда, которая первая догадалась, поднимает руку и говорит «Мы готовы!»). Посыльные №4 получают задание. Дети накладывают цвет на копию натюрморта, рассказывают. Дети выбирают натюрморт, подбирают самостоятельно краски, расписывают готовые наброски. |
Краски, кисти, стаканы с водой, листы с набросками, цветные жетоны 4 цветов на обратной стороне с цифрами, презентация, столы для практической работы, коробка, копия картины К.С.Петрова-Водкина «Виноград и яблоки» на волшебном экране для каждой команды, цветные капельки. |