«Работа над сценическим образом в сопровождении классической музыки на уроке «Художественное слово» с учащимися отделения «Искусство театра»

ФИО: Язина М.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3798
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Успехи и достижения моих учеников в области искусств», в рамках Национального проекта «Культура»
Наименование конкурсной работы: «Работа над сценическим образом в сопровождении классической музыки на уроке «Художественное слово» с учащимися отделения «Искусство театра»
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Зареченская детская школа искусств»

Открытый урок на тему:

«Работа над сценическим образом в сопровождении классической музыки

на уроке «Художественное слово» 

с учащимися отделения «Искусство театра»

Преподаватель 

высшей квалификационной категории 

Язина Мария Игоревна

Тула

2023г.

Содержание.

 

1.Пояснительная записка.

 

2.План урока.

  

3.Список литературы.

 

   

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по предмету «художественное слово» по теме: «Работа над сценическим образом в сопровождении классической музыки на уроке «Художественное слово» с учащимися отделения «Искусство театра»

  Разработка содержит:

1)теоретический и практический материал по теме урока;

2)методические рекомендации по закреплению дикционных навыков и изучению музыкального материала;

4)список рекомендуемой литературы.

Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми по программам «Художественное слово» на отделении «Искусство театра» для изучения в детских музыкальных школах, школах искусств, кружках, студиях, а также в общеобразовательных школах.

Цель урока: формирование сценического образа под воздействием сопровождения классической музыки. 

Задачи урока:

 1) обучающая – изучить с детьми стихотворения Э. Асадова и В. Поденкова;

 2) развивающая – продолжить развитие изученных навыков: артикуляционной гимнастики, дыхания, вибрационного массажа, дикции, звукообразования, развитие эмоциональной отзывчивости на классические музыкальные произведения;

 3) воспитательная – воспитывать интерес и любовь к стихотворениям пропитанными любовью к Родине, добру, влияющих на становление эмоционально-волевой сферы ребёнка и формируют положительные качества личности.

     В данной разработке урока применяет следующие методы работы:

  1) словесные (рассказ, беседа, объяснение), помогающие раскрыть детям содержание урока;

  2) наглядно-образные (художественный показ голосом), помогающие настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение к характеру произведения, образам;

  3) создания проблемно-поисковой ситуации, состоящий в самостоятельном поиске чувства, полученного под влиянием своего прочтения под музыку;

  4) анализа и сравнения, помогающие детям сделать выводы и правильно ответить на поставленные вопросы. Так детям предлагается сравнить и проанализировать свое прочтение и сделать выводы.

В ходе урока преподаватель использует следующие приёмы:

 1)эмоциональное воздействие – педагог при помощи эмоциональной беседы помогает детям понять, что от них требуется;

 2)удивление – педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления;

 3)работа с партнером – педагог помогает детям занимать равные позиции во время прочтения стихотворения, не выделяться;

  4)создания ситуации успешности ребёнка в коллективе – подбадривание и закрепление успеха на уроке.

Отличительная особенность урока – это применение различных форм работы на уроке: разминка, чтение без музыки, чтение с музыкальным сопровождением.

В представленном уроке преподавателем применяется комплекс упражнений для развития силы голоса и дикции.

В предложенном уроке используется следующий репертуар: разминочный материал, стихотворный репертуар, соответствующий году обучения, возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип урока: комбинированный. Урок направлен как на отработку, закрепление навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.

Оборудование урока:

для преподавателя: концертный зал, ноутбук

для учащихся: сцена.

Ход урока

I этап. Подготовительный

  • Организационный момент.

Приветственное слова учащимся и план работы на урок

  • Комплекс разминки

Для разминки педагог использует и подбирает упражнения на раскрепощение мышечных зажимов языка, лицевых мышц, дыхание, дикция. Педагог использует при этом приём работы с партнером в едином ритме. 

  • Артикуляционная гимнастика

Упражнение 1. «Улыбка-трубочка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Упражнение 2. «Покрутить трубочку» Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Упражнение 3. «Открыть рот-закрыть» Широко открыть рот, держать 3 секунды и закрыть.

Упражнение 4. «Тик-так» Ритмичное движение языка вправо-влево.

Упражнение 5. «Качели» Ритмичные движения языка вверх – вниз.

Упражнение 6. «Вкусное варенье» Напряженным кончиком языка облизать губы по кругу.

Упражнение 7. «Лошадка» Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Упражнение 8. «Болтушка» Движение языка по верхней губе вперед-назад с голосом.

Упражнение 9. «Надуть щеки» Сильно надуть щеки и сдуть за три хлопка по щекам.

  • Дыхательная гимнастика

Упражнение 1. «Вдох – выдох» Сделать глубокий вдох и выдох.

Упражнение 2 «Сорвать яблоки» по А. Стрельниковой на вдох поднять руку вверх, на выдох опустить руку вниз. Упражнение выполняется не более 10 раз.

Упражнение 3. «Взять книги» по А. Стрельниковой вдох – скручивание с рукой, выдох приятие исходного положения руки вниз.

Упражнение 4. «Собрать листья» по А. Стрельниковой вдох согнуться по полам, как будто поднимаем лист, выдох возвращаемся в исходное положение.

После выполнения упражнение на дыхание преподаватель на поминает детям, что стоит заниматься дыхательной гимнастикой в хорошо проветренном помещении.

  • Вибрационный массаж

Упражнения на звуки м, в, з, н активизирующие действия по зоне лица и разогревающие упражнения на горло и голосовые связки.

  • Снятие сценических зажимов

Упражнение 1. «Вешалка» Мы представляем, что одеваем себя на вешалку и снимаем.

Упражнение 2. «Цветок» Постепенное расслабление тела начиная с рук.

Далее педагог предлагает детям продолжить – поработать над навыком «чёткой» дикции на прочтении стихотворения Э. Асадова «Запоминайте нас» без музыкального сопровождения.

              

II этап. Основной (работа над сценическим образом с музыкальным сопровождением)

Педагог предлагает детям побеседовать о произведении. Кто автор? Немного о его биографии. О чем произведение Э. Асадова «Запоминайте нас»? Что хотел донести автор до слушателя? 

Педагог предлагает ещё раз прочитать стихотворение, но уже под музыку Я. Сибелиуса «Этюд». После прочтение снова беседа с учащимися на тему чувств. Что они чувствовали когда читали? Что представляли? Преподавателем использовался прием партнерского диалога. 

Дети четко высказывали свою позицию и отстаивали свое мнение.

Преподавателям были высказаны свои мысли и рекомендации как прочитать, чтобы ученики были на равных, никто не доминировал. Музыка помогает раскрепоститься и выбрать ритм и движение, в котором надо читать. Последнее исполнение было именно таким, каким педагог мыслил прочтение, был баланс и дети сами поняли, что так интереснее читать.

Педагог отпустил одного ученика в зал и продолжил работу над другим произведением для отчетного концерта школы.

           

  III этап. Закрепление

Ученица читала произведение В. Поденкова «Не прячьте доброты своей». Стихотворение было прочитано для дикции и закрепления текста без музыки, затем педагог провела беседу. Что это за произведение? О чем? Что ученица чувствует, когда читает его? Что представляет? Какие эмоции чувствует? 

Педагог уточняет, как интереснее читать просто под музыку или с музыкантами на сцене? Ученице предстоит читать именно с музыкантами и они должны работать, как единый организм. Прием партнерства. 

Педагог предлагает закрепить полученные навыки. На уроке стихотворение прочитывается под запись, сделанную на последней репетиции. Внесены поправки.

На видеозаписи представлен концертный вариант работы над произведением с отчетного концерта МБУДО «Зареченской детской школы искусств»

IV этап. Подведение итогов.

Педагог предлагает оценить свою работу и проводит с учениками опрос:

1) Что нового узнали для себя на уроке?

2) Что почерпнули для себя?

3) Над чем нужно работать?

4) Как нужно работать?

  Педагог хвалит детей за хорошую работу.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания: Очерки / Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова и др./Науч. ред. Л.В. Горюнова. – М., 1991.
  2. Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста Текст. / Т.С.Бабаджан. М.: Просвещение. – 1957. – 191с. с нот.
  3. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. М., 2010
  5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003. – 420с.
  6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – 3-е изд., стер. – М. : Academia, 2000. – 239 с. : ил., ноты, табл. – (Педагогическое образование). 
  7. Вендерова Т.Е. «Пусть музыка звучит», М.: Просвещение, 1990
  8. Радынова О.П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
  9. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова – М., 1997.
  10. Радынова, О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа и методические рекомендации – М.,1999.
  11. Теплов, Б. М. Избранные труды. // Соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.
  12. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр. труды 2 т. – М., 1985.
  13. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. – М. –Л., 1947, вып.11.
  14. Т.Э. Тютюнникова. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.- М.: Астрель, АСТ, 2000. – 68с.