Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №8»
(Свердловская область, Режевской р-н, село Останино)
Статья
Приобщение младших школьников к народной культуре и народным промыслам
(на примере мероприятия внеурочной деятельности «Весенняя ярмарка»)
Колмакова Ольга Михайловна,
учитель начальных классов I категории
МБОУ ООШ №8
с.Останино, Свердловская обл.
2024 г.
УДК: 37.09
Колмакова Ольга Михайловна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №8»(Свердловская обл., Режевской р-н, с. Останино)
kolmakova9530079735kolmakova@yandex.ru
Приобщение младших школьников к народной культуре и народным промыслам (на примере мероприятия внеурочной деятельности «Весенняя ярмарка»)
Аннотация. Как воспитать в детях любовь к Родине, уважение к истории народа? Как научить уважать людей старшего поколения, сформировать духовно-нравственные качества детей? Автор раскрывает своё видение решения проблемы через знакомство с народными промыслами Урала, традициями, общности труда и праздника народного на внеурочных занятиях в начальной школе.
Ключевые слова: приобщение, школьник, культура, народный промысел, Урал, проект, ярмарка
В настоящее время, в век компьютеризации и современных технологий назрела необходимость обогащения содержания образования и воспитания учащихся педагогическими идеями, накопленными народом в ходе многовековой истории развития. Поэтому перед школой стоит задача: формирование духовности и нравственности обучающихся, приобщение их к национальной культуре, формирование патриотического чувства – чувства любви к своей Родине, в том числе малой.
В своё время многие учёные обращали внимание на проблему приобщения молодёжи к национальной культуре и традициям. Например, К.Д. Ушинский писал, «нужно, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры,…знакомились с произведениями устного народного творчества»[3].
В наши дни происходит переоценка ценностей, новых путей и форм образования. Много внимания уделяется патриотическому воспитанию и возвращению культурного наследия, изучению истории родного края. Проводятся фестивали, народные праздники, олимпиады, выставки, экскурсии. Всё это помогает детям почувствовать духовную жизнь своего народа, приобщиться к истокам русской народной культуры, которая во все времена несла в общество такие ценности, как уважение к старшим поколениям, к семье, любовь к природе, труду, родному краю, народным традициям и промыслам. Педагогами разрабатываются программы по народоведению, краеведению, родоведению, которые реализуются в том числе за счёт внеурочной деятельности.
Нам, взрослым, ещё не забывшим и уважающим эти ценности, необходимо донести детям, что они являются носителями русской национальной культуры. Для этого нужно обратиться к народной истории, изучать традиции, художественные промыслы, ремёсла. Именно в них отражена вся жизнь русского народа, его опыт, связанный с вековой историей, духовный мир, чувства наших предков. Русская музыка, русская песня, русская игрушка должны стать частью жизни ребёнка. Часть этой культуры в сёлах сохранена, дети живут, напрямую соприкасаясь с природой. Лес, река, русская народная песня, сохраненные обычаи, трудовые и семейные традиции – всё это материал, который близок и понятен сельским школьникам. Воспитание на основе знаний об истории и культуре своего народа – это и есть простое решение для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся, проживающих в сельской местности.
В связи с этим, для организации внеурочной деятельности в своем классе я выбрала народоведческое направление. Моей задачей было приобщить учащихся к русской культуре, культуре малой родины, помочь им ощутить её, понять и принять, как свою собственную. В рамках этих занятий я предложила ребятам заняться среднесрочным проектом «Народные промыслы Урала». Считаю, что именно через проектную деятельность каждый современный ребёнок без принуждения, маленькими шажками приобщается, привыкает к культуре своего народа. И постепенно она должна стать основой его воспитания, развивающей духовно-нравственные качества личности каждого ученика, навыки культурного поведения, его художественный вкус, трудолюбие, воспитать чувство красоты и добра. При работе над проектом были определены следующие виды деятельности:
– знакомство с малыми формами устного народного творчества (пословицами поговорками, закличками);
– изучение обучающимися трудовых традиций своей семьи;
– творческая продуктивная и игровая деятельность учащихся;
– посещение краеведческих и этнографических музеев, экскурсии на фабрики и мастерские (по возможности);
– изучение календарных народных праздников;
– знакомство с народными промыслами и занятиями жителей нашего села.
Для более углублённого изучения мною были выбраны такие уральские промыслы, как Тагильская роспись, бурачный промысел, камнерезное искусство, каслинское литьё, гончарный промысел, колокольное и самоварное производство, резьба по дереву. При знакомстве с народными промыслами Урала учащиеся наглядно и практически обучались этим промыслам через творческие занятия, мастер-классы, посещение музеев и предприятий уральских городов и сёл, тем самым ненавязчиво приобщаясь к национальной культуре. Был осуществлён выезд в гончарную мастерскую с. Таволги Невьянского района Свердловской области, минералогический и краеведческий музеи г. Реж Свердловской области, Ирбитский музей этнографии, ярмарочная площадь г. Ирбита, где исстари проводились народные ярмарки, собиравшие купцов из европейской части и Сибири.
Начинали мы с того, что ближе всего детям, со знакомства с народными национальными игрушками (матрёшками, свистульками, каталками, тряпичными и соломенными куклами и различными оберегами). Дети воспринимают игрушки, как предмет, предназначенный для забавы. Но именно через игрушку мы и пытались сформировать их интерес к народной культуре. Здесь и теплота душевная, и доброта, и забота о близких.
На занятиях мы изготавливали игрушки из ткани и глины. Во время поездки в гончарную мастерскую в село Таволги Невьянского района, мы научились лепить глиняных медвежат. Здесь же мы узнали о традиции уральской игрушки, сравнивали её с игрушками народов Севера и Поволжья, находили внешние сходства и различия, их предназначение в быту.
Большое влияние на детей оказало наше путешествие в Невьянск на фабрику мягкой игрушки «Алина», где дети не только познакомились с этапами изготовления ярких детских игрушек, но и попробовали сами сделать мягкую игрушечку для себя. Каких только здесь мы ни увидели мишек, слонов, обезьянок! Пусть этот промысел современный, но свое начало берёт от народных тряпичных кукол. С радостью я наблюдала, как игрушки пробуждают доброту в детских душах, развивают в них любознательность.
Ребята теперь с удовольствием сами шьют и украшают мягкие игрушки, затем дарят их как праздничные сувениры родственникам. Такие занятия приучают к ручному труду, развивают творческие способности. Когда процесс изготовления игрушки подходит к концу, мы придумываем сказки с участием наших игрушек, создаём новые сюжеты, показываем мини-спектакли.
Рукотворные игрушки, в которых заложен личный труд самого ребёнка, имеет огромное воспитательное значение – это самовыражение, ощущение собственной значимости – я могу! Игрушка тогда для ребёнка приобретает особую ценность. Он бережно хранит её, как талисман. С большим удовольствием играют мои учащиеся своими игрушками, придумывают одежду, шьют самостоятельно. А значит, развиваются творчески и интеллектуально.
Далее на наших занятиях мы осваивали такие виды национального художественного ремесла, как плетение поясов на дощечках и изготовление туесов-бураков (макеты). Ребятам очень нравились такие занятия, ведь они сопровождались занимательными рассказами об этом ремесле. Таким забавным словом «бурак» чаще всего называли туески, изготовленные из бересты. Туеса в прошлом изготавливались и применялись в крестьянском хозяйстве на Урале, в Сибири для самых разных нужд: хранения продуктов, мочения ягод, соления грибов, огурцов, рыбы. За многовековую историю мастера приспособились украшать свои туеса, короба и лукошки резьбой, узорами, тиснением, красить и расписывать. Так и возник бурачный промысел [1].
Вот и мои ученики приложили всё своё умение и фантазию в украшении своих бураков. Туески получились яркие и весёлые!
Когда учились плести пояса, мальчишки и девчонки разбивались по парам, заинтересовавшись, горячо обсуждали, что именно они будут плести (браслет, ручку для сумочки или длинный пояс), выбирали и подбирали цвет ниток. Здесь пригодились русские считалочки и поговорки. Дети помогали друг другу отмерять нужную длину ниток. Вот где вырабатывается чувство товарищества и взаимовыручки! А когда свои изделия они приносили домой, то рассказывали родителям о промысле, о том, каким способом раньше плели верёвки, о том, какой долгий и трудный процесс получения обычной нити (вырастить лён, убрать урожай, обработать его, спрясть нити, а уж потом плести), приобщая к русской культуре, народному промыслу и родителей.
Изучая традиции и обычаи народов Урала [2], мы знакомились с декоративно-прикладным творчеством. Уральский народ проявлял свои творческие способности в создании предметов быта, именно тех вещей, которые нужны были в доме. Но и здесь отражалась духовная жизнь народа, понимание окружающего мира, красоты природы. Народные мастера не просто копировали природу, но и добавляли свою фантазию. Вот и рождались неповторимые самобытные образы, сказочные росписи на простейшей посуде, кухонных досочках, подносах и мебели.
Так мои воспитанники познакомились с Тагильской росписью. Для того, чтобы изучение данного промысла было более интересным и наглядным, мы совершили виртуальное путешествие на фабрику знаменитых тагильских подносов, которая несмотря на меняющуюся с годами моду, не изменяет традиции ручной росписи подносов.
От теоретического изучения этого ремесла мы переходили к практике. Мои воспитанники узнали, что традиционный мотив тагильской росписи – растительный. Дети учились выполнять основные элементы росписи, сочетать их, создавая новые узоры, упражнялись в полосе и в круге, фантазировали, придумывали свои декоративные композиции. За помощью мы обратились к русской народной сказке. Ведь тагильская роспись впитала в себя русскую находчивость, неповторимую сказочную роспись, которая придаёт изделию особую яркость и трепет [1]. Уже начиная с конца ноября и до нового года, вдохновлённые ребята с удовольствием расписывали и украшали макеты подносов тагильской росписью.
Знакомство с камнерезным мастерством [2] происходило через русские народные сказки и сказы известного уральского писателя П.П.Бажова. Мы побывали в музее писателя в г. Полевской, где проживали и трудились прототипы бажовских героев. Именно произведения П.П. Бажова отражают ценности и традиции, колорит и язык уральских людей. Одним из самых ярких персонажей Бажова является Данило – мастер, который героически проходит все испытания, помогает слабым. С особым интересом разглядывали дети каменную скульптуру «Данила Мастер и Хозяйка Медной Горы». Ничто не способно сломить настоящую любовь, и добро всегда побеждает зло. При посещении минералогического музея г. Реж дети познакомились с богатым разнообразием уральских камней, добываемых в нашем крае и с красивыми изделиями из них.
Изучая колокольное производство [2], ребята совершили виртуальную экскурсию на Каменск-Уральский колокольный завод. Узнали, что первый колокол был отлит из меди, добываемой в тех местах в 1702 году. Но потом промысел был забыт. И только 1990 году был возрождён – открылся новый колокольный завод «Пятков и К», ставший одним из ведущих в России колокольных заводов. Потом ребята учились лепить форму для колокола из солёного теста.
Гончарный промысел более всего заинтересовал ребят. Мы побывали у мастеров на производстве глиняной посуды. В селе Нижние Таволги почти 200 лет династия Шадриных-Масликовых занимается народным промыслом — гончарным делом [2]. Здесь находится семейное производство. Ребята попробовали вручную сделать посуду и изделия из глины. Сергей Масликов познакомил нас с гончарным делом и этапами производства: добыча и обработка глины, работа на гончарном круге и роспись изделий. Он подробно рассказал об этом промысле. Очень радует, что живы мастера-гончары, которые с удовольствием поделились с нами накопленными знаниями и опытом. Ребята с большим интересом изучали особенности гончарного дела. Каждый смог поработать за настоящим гончарным кругом, слепил свою вазу.
При посещении гончарки мы собрали огромный материал для нашего проекта, приобрели изделия из глины – памятные сувениры и подарки для родных. Ребята очень горды, что побывали на этом производстве. Игрушки и посуда из мастерской Масликовых хранятся в различных музеях России, с удовольствием раскупаются туристами, приезжающими со всех концов страны.
На примере того, что народные промыслы были основаны на семейном труде, учащимися осознаётся важность семьи, воспитываются семейные ценности, что тоже является одной из целей моей работы.
Параллельно с изучением народных промыслов, происходит изучение народных праздников. Ребята хорошо знают о таких народных праздниках, как Масленица, Пасха, Рождество, Никольщина. Ярмарки, сочетающие в себе трудовые и праздничные народные традиции, ежегодно проводятся в нашей школе. У нас в школе уделяется особое внимание изучению и проведению народных праздников, ведь в том числе и в празднике отчётливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад.
В итоговое ярмарочное занятие мы с ребятами органично вплели образ любимый русским народом – образ домового. День пробуждения Домового – это старинный обычай, скорей обряд, восходящий к язычеству. Согласно древним славянским поверьям, домовой живёт в доме и защищает жилище от злых сил. Считается, что зимой домовые спят, а в апреле просыпаются и веселятся, а затем приступают к своим прямым обязанностям – охране и защите домашнего благополучия. В этот день даже верующие люди «задабривают» хранителя своего дома, чтобы Домовой не оставил его, а берёг от сил зла и всякого вреда семье.
Наши предки умели трудиться, умели и веселиться. Всё, что своими руками делали, свозили на Ярмарку. Ярмарка – это не просто торговля. Это праздник, гулянье для всего русского народа с песнями, играми, весёлыми скоморохами и массовыми хороводами.
Участвуя в подготовке к заключительному итоговому занятию, как результату нашей внеурочной деятельности за учебный год – празднику «Весенняя ярмарка», ребята познакомились с народными играми и праздничной старинной одеждой жителей Урала. Это позволило показать связь поколений и искусство изготовления костюма. У детей была возможность нарядиться в эти костюмы, вместе с родителями украсить их и в них участвовать в празднике. Костюмы предоставил нам детский фольклорный коллектив «Родничок» при ДК села Останино. Треть моего класса занимаются в этом ансамбле по программе дополнительного образования.
В подготовке праздника Ярмарки участвовали все: учащиеся, родители, учителя. Мы собирали натуральные образцы народных ремёсел Урала. Ребята собственноручно готовили макеты предметов уральских народных промыслов, украшали различными подручными материалами. Изготовлению макетов к Ярмарке обязательно предшествовало знакомство с историей Ярмарки (на Урале это знаменитая Ирбитская ярмарка, экскурсию в г. Ирбит мы тоже совершили), с её обычаями и традициями (вертушка с лентами, скоморохи, лотошники, хороводные песни). Ребята собрали небольшую коллекцию народных инструментов, разучили народные песни «Во кузнице», «На зелёном лугу», ярмарочные песни, заклички и хороводы. Учащиеся разучивали стихи о народных промыслах. Каждый из промыслов я решила представить в стихах. Детям младшего школьного возраста легче и понятнее выучить стихи, чем представлять в прозе. Так что пришлось применить своё умение подбирать рифму.
Изучение народной истории и народных промыслов, как части этой истории – кропотливая работа, но она помогает формировать у учащихся чувство любви, уважения и гордости к Родине и к народному творчеству.
Праздник «Весенняя ярмарка», на котором присутствовали коллеги из школ Свердловской области, специалисты Управления образования Администрации Режевского городского округа, показал, что мои ученики (это третьеклассники, занимаются внеурочной деятельностью по изучению народной истории, традиций и обычаев уже третий год) научились свободно, раскованно держать себя на сцене, стали более артистичными, коммуникативные компетенции сформированы на достаточно высоком уровне (дети отвечали на вопросы присутствующих), умеют взаимодействовать со зрителем (дарили вересовые обереги). А главное работа в данном направлении очень сдружила класс, и не только детский коллектив, но и родительский. Папы и мамы стали частыми гостями школы и организаторами экскурсионных поездок, участниками праздников. Может быть, работа в данном направлении и есть решение сложной проблемы формирования духовно-нравственных качеств детей, приобщения родителей к образовательному процессу, укрепления связи между семьей и школой.
Список использованной литературы
- Афанасьева А. В. В гармонии с душой.: [к 105-летию со дня рождения тагильской мастерицы: альбом] / Министерство инвестиций и развития Свердловской области, администрация города Нижний Тагил ; [ответственный за выпуск М. В. Алеева ; автор-составитель и автор вступительной статьи Л. А. Хайдукова ; составитель каталога в части “Нижнетагильский музей-заповедник “Горнозаводской Урал” О. В. Лошагина ; научная редакция Е. В. Ильина и др. ; фотографии В. А. Кулак и др.]. – Издание 2-е, дополненное. – Нижний Тагил : [б. и.], 2019. – 124 с. : цв. ил., портр. – Библиография: с. 122-123.
- Лаврова С.А. Удивительный Урал. Издательство «СОКРАТ», 2019.г. Екатеринбург с. 44 – 52.
- 3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании (1857) // Собрание сочинений в 11 тт. Т 2. Педагогические статьи 1857 – 1861 гг. М., 1948 с. 69 – 166.
Интернет -ресурсы
- Народные художественные промыслы Свердловской области. – Текст : электронный // Народные художественные промыслы Свердловской области : [сайт]. – Екатеринбург, 2020. – URL: https://promysly.gotoural.com/ (дата обращения: 25.01.2023).