«Образовательная кинезиология как средство развития мыслительных процессов и активизации познавательной активности у детей дошкольного возраста»

ФИО: Смирнова Ю.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3836
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: «Образовательная кинезиология как средство развития мыслительных процессов и активизации познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Смирнова Юлия Владимировна,

педагог дополнительного образования,

Центр дополнительного образования «Созвездие»,

г. Тутаев

«Образовательная кинезиология как средство развития мыслительных процессов и активизации познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребенка. Именно в этот период начинают формироваться основные психические функции человека – внимание, память, речь, мышление, воображение, закладываются основы мировоззрения и самопознания. В дошкольном детстве формируется фундамент для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

К сожалению, современные исследования ученых, физиологов, психологов показывают, что в последние годы увеличивается количество детей с нервными расстройствами,  появляется всё больше детей с речевыми и интеллектуальными проблемами, трудностями в социальной адаптации.  Причин этому множество. Это биологические, социальные и экологические факторы, и, конечно, малоподвижный образ жизни наших детей, а все мы знаем, что дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. 

Обилие у детей различных гаджетов с раннего возраста приводит к снижению двигательной активности и недостаточному снабжению головного мозга кислородом. Отсутствие физической активности заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, приводит к проблемам  с  мелкой моторикой и речевым развитием. 

 Работая с детьми дошкольного возраста в Школе раннего развития,  мы тоже заметили тенденцию к увеличению числа обучающихся, имеющих трудности в обучении и  проблемами в поведении. У детей отмечается либо повышенная возбудимость, либо заторможенность, недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, возникают сложности при запоминании инструкции и последовательности выполнения заданий. Растет количество детей с недостаточно развитой мелкой моторикой. Такие дети не правильно держат кисточку, карандаш, не умеют работать ножницами, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Обучающиеся часто испытывают трудности в продуктивных видах деятельности, таких как  лепка, аппликация, рисование, конструирование. Им бывает трудно работать с мелкими деталями конструктора, мозаикой, пазлами, счетными палочками. Неудачи в учебной деятельности сказываются на эмоциональном благополучии ребенка, на его самооценке.

Перед нами возникла необходимость в поиске инновационных технологий, эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей. Наше внимание привлекла такая наука, как  «образовательная кинезиология», которую ещё называют «гимнастикой мозга». Считается, что развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни человеку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

В своей работе мы активно используем нейроигры,  нейроупражнения, нейротренажеры, нейродорожки, различные задания на активацию работы мозга.

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистого тела). Развивая межполушарное взаимодействие, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. 

Нейроигры  стимулируют развитие межполушарных связей, улучшают мозговое кровообращение,  способствуют развитию новых нейронных связей в коре головного мозга, приводят к повышению стрессоустойчивости,  снижению конфликтности, возбудимости.

Нейропсихологические игры полезны как для обучающихся с различными нарушениями в развитии, так и для нормально развивающихся детей. 

Примеры нейропсихологических игр и упражнений

    • Упражнения для пальцев и кистей рук («Колечко», «Цепочка», «Коза», «Заяц», «Вилка»; «Домик – ежик – замок», «Фонарики», «Кулак -ребро – ладонь», «Класс – заяц», и др.) способствуют развитию мелкой моторики и стимулируют речевые зоны головного мозга, межполушарное взаимодействие.
    • Массажные упражнения (самомассаж пальцев рук и ушных раковин, игры с карандашом, прищепками, шишками) воздействует на биологически активные точки, снимают усталость, напряжение. Могут проводиться под стихотворное сопровождение.
    • Глазодвигательные упражнения («Нарисуй фигуры глазами», «Горизонтальная восьмерка», «Поморгаем-помигаем») позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, снять напряжение глаз;
    • Нейротаблицы на внимание (направлены на развитие навыка концентрации внимания, а также на улучшение кратковременной памяти и расширение угла зрительного охвата. В этих играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разными: геометрические фигуры, дикие и домашние животные, цифры, числа, буквы и т. В эти игры можно играть одному или всей группой на скорость, делиться на команды или научить детей играть вдвоем. 
  • «Зеркальное рисование», «Симметричные рисунки»

На чистом листе бумаги ребенок изображает одновременно двумя руками зеркально-симметричный рисунок. Это могут быть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг), буквы симметричной формы (А, О, М, Н, Д, Ж, П, Т, Ф). При выполнении данного упражнения можно почувствовать, как расслабляются руки и глаза.

    • Игры на координацию движений («Попрыгуши»; «Ножки-ладошки»; игра в парах «Хлопки», «Нос-пол-потолок», «Повтори позу», «Капитан») способствуют развитию внимания, ловкости, коммуникации, повышению настроения;
    • «Волшебные обводилки» и «Умные дорожки» направлены на развитие координации движений и графических навыков, умение действовать двумя руками одновременно, активизацию межполушарного взаимодействия.
  •  «Рисование двумя руками»( Рисовать нужно одновременно правой и левой руками два разных предмета, например, круг и квадрат. Для начала можно предложить детям шаблоны с пунктирными изображениями фигур.

Данные игры и упражнения позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта, позволят выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. В связи с улучшением функций мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Таким образом, нейроигры и нейроупражнения обладают высокой эффективностью в развитии мыслительных способностей, коррекции интеллектуальных возможностей, а также общего развития ребенка.

Информационные источники:

Литература: 

  1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное

Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.

  1. Сиротюк А.Л «Упражнения для  психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.-М,:АРКТИ, 2008», – 60с.