Конспект ООД  для детей подготовительной к  школе  группы с использованием ИКТ Тема: «История создания книги»

ФИО: Родионова Т.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3839
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



МАДОУ  – детский сад №26 «Росинка»

Конспект ООД 

для детей подготовительной к  школе  группы

с использованием ИКТ

Тема: «История создания книги»

                                            Родионова  Татьяна Леонидовна,

                                            воспитатель,                             

                                            стаж педагогической работы – 5 лет.

2024г.

Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.

Программные задачи: 

 обучающие:

  • продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
  • познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;
  • знакомить с правилами безопасного чтения;

 развивающие:

  • расширять и уточнять представления о людях разных профессий;
  • развивать умение поддерживать беседу;
  • развивать мелкую и крупную моторику;

 воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;
  • развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми, 
  • проявлять доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в парах.

Интеграция образовательных областей:

 социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Словарная работа: 

  • клинопись, папирус, береста, пергамент, свитки, лесоруб, печатник, переплетчик;

Оборудование: 

  • книги;
  • иллюстрации знакомых книг;
  • телевизор;
  • слайды (клинопись, свитки, береста, папирус) ;
  • музыкальная динамическая пауза «Читайте, читайте».

Предварительная работа:

  • просмотр презентации «Кто работает в библиотеке»;
  • чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;
  • чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;
  • заучивание пословиц, стихов, загадок о книге;
  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • изготовление книжек-малышек совместно с родителями.

Ход ООД

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель:

 Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

– Я вам сейчас загадаю загадку.
Воспитатель:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

Воспитатель: – Ребята, что это?

Правильно, это – книга. 
Воспитатель:

–  Для чего нужны книги? (Выслушать ответы детей).

( Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)

–   Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. 

I.Обратить внимание детей на выставку современных книг.

– Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей). 
– Из чего делают книги? (из бумаги). 
– Из каких частей состоит книга? (обложка, корешок, страницы).

–  А вы знаете стихи про книгу?  А загадки какие вы знаете?

II.Дети читают стихи и загадывают загадки про книгу.

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни. С книгой жить мне интересней!(Максим К.)(София М.)

Сама мала, а ума придала.(Паша К.)(Соня А.)(Кира.)

– А теперь я вам расскажу интересную историю.


— Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги? 


Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга
Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга.
Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
— Вы запомнили просьбы книг?  (ответы детей)

– Как надо обращаться с книгой?(ответы детей)

III. Ребята, как вы думаете, всегда ли книги были такими как мы их знаем? Хотите знать какие книги были в древности? (Садимся за столы) Мы поговорим о тех древних книгах, которые мы никогда не видели.   

  1.   Давным-давно были времена, когда книг не было. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы. (Слайд).

  1. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок. (Показать иллюстрацию). 

Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. 


  1. 3.  Потом  люди изобрели рисуночное письмо. (Показать иллюстрацию).

  1. Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Он записывал то, что хотел запомнить. На чём же он писал?

– Дидактическая игра «Из чего сделана книга?»

 

-Ребята, как вы думаете?( На камне)

-Как называется такая книга?(Каменная).


5.В разных странах писали на том материале, который находился вокруг. Например на глиняных дощечках. (Показать иллюстрацию). На влажной глиняной дощечке писали острой палочкой. 

6. Пробовали люди писать и на бересте. (Показать иллюстрацию).

-Что такое береста?

 Береста – это наружная часть берёзовой коры. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами.  

  1. А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. (Показать иллюстрацию).

  1.   К сожалению, папирус не очень прочный. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Из пергамента впервые стали делать книги, очень похожие на наши.

  1. 9.  Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показать иллюстрацию с изображением летописца). 

    Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли. рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. (Показать иллюстрацию старинной книги и нарисованные на листах древние заглавные буквы). 
    Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. 

    – Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям? 
    – А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать). 

    11. Человек придумал печатный станок. (Показать печатный станок). И ускорил изготовление книг.

– Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Материал для книги.

 Над этим работают поэты, писатели, художники.(показать)

 Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки. 

  1. Современные книги (аудиокниги и электронная книга)(слайд). Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь.  А вот уже мы попали в настоящий мир: здесь современные книгиаудиокниги и электронная книга.

Гимнастика для глаз  (любопытная Варвара).

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А потом упала вниз.

IV.Создание детской книги

–  Ребята,   сегодня мы с вами начнём создавать свою книгу.

Скоро вы пойдёте в школу, а нам оставите на память книгу. Ведь книга – лучший подарок.

–  Посмотрите, у нас уже есть обложка, корешок, и страницы. Но они пока пусты.  Мы с вами их заполним.

– Прочитайте, как называется наша книга?

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА.  Это наш   детский сад.

–  Кто мне расскажет о нашем детском саде?( Наш детский сад называется «Солнышко». Он находится на улице Урицкого 91А. Большой, красивый, двухэтажный.)

ВТОРАЯ СТРАНИЦА. Это наша группа. (Группа называется «Ромашка». В ней много игровых центров: больница, магазин, парикмахерская, экологии, центр «Книги», центр физкультуры и спорта).

Физминутка.  «Открывай скорее книжку»  Назаренко Маша.

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА. Математика.  Какое это занятие? А что мы делаем не математике?(Ответы).

Воспитатель: – Решите логические задачи.

1.Курочка на  одной ноге  весит 2 кг. Сколько килограмм станет весить курочка, если встанет на две ноги? (2 кг.)

2.Какого вида камни нельзя найти в океане? (Сухие).

  1. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? 
    (Отдать одно вместе с корзиной)


4.Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов? 
(Два)

5.На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе? 
(Три) 

ЧЕТВЁРТАЯ СТРАНИА. Развитие речи. (Соединить букву с цифрой и прочитать слово:1К 5А 3И 2Н  4Г  –  КНИГА)

Поиграем в игру «Добавь словечко». Добавляйте слова в рифму и по смыслу.
Есть у книжицы одёжка,
Называется – …. (обложка).
Где написано названье,
Автор, год её …. (изданья).
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы).
Чтобы никому не сбиться,
Нумерованы…. (страницы).
Все они наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт).
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … .(картона).
Где та, давняя пора,
Где для книг нужна… .(кора).
Иль пергамент нужен был,
Кто запомнил, не забыл?
Книга – это мудрый труд,
Дети книги…. (берегут).
ПЯТАЯ СТРАНИЦА. Фотография, где дети маленькие(младшая группа).

ШЕСТАЯ СТРАНИЦА. Рисунки детей.

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА. Дети пишут свои имена и приклеивают их.

V.Рефлексия деятельности.

– Вам понравилась наша встреча?

– О чём мы сегодня с вами говорили?

– Какие самые первые книги были?

– А что вам особенно запомнилось? 

– Наша встреча подошла к концу. До свидания!