Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса

ФИО: Родионова Т.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3840
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы»
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Использование возможностей цифровой образовательной среды
для повышения качества образовательного процесса


«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно».
Киплинг.


          Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Научно-технический прогресс, глобализация, цифровизация и другие общемировые тенденции предъявляют к человеку новые требования. Современный человек творит и работает в ситуации неопределенности, и то, что сегодня он делал с успехом, завтра может быть уже неэффективно. Для того чтобы быть успешным, человек должен предвидеть тенденции времени, понимать, какие требования предъявляются к современным и будущим профессиям, как меняется рынок труда и какие общемировые инновации влияют на характер этих требований. Какие новые передовые технологии будут востребованы в будущем. В связи с этим возникают новые требования к образованию.

В современных условиях внедрения федерального образовательного стандарта и модернизации современной системы образования, главным направлением развития системы образования становится повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. В основе модернизации современной системы лежат идеи непрерывности, интеграции и вариативности.  Давайте попробуем разобраться, что включают в себя понятия «качество образования», «цифровая образовательная среда» и определить действия педагога по повышению качества образования с помощью возможностей цифровой образовательной среды. 

 Качество является одной из главных целей развития образования.
            Рассмотрим разные формулировки понятия «качество образования»:
            Качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых
результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п. 2.29).
            В книге «Мониторинг качества образовательного процесса в школе» С.Е. Шишов и В.А. Кальней определяют качество образовательного процесса как «совокупность показателей образовательного учреждения (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база и т.п.), обеспечивающих развитие компетенции обучаемых».

«Качество образования определяется такими факторами как высокая
компетентность педагогических работников, использование новейших
педагогических технологий» Бабакова Т.А. (советский и российский ученый-педагог).
          Качественный состав педагогов в образовательном учреждении определяется
критерием компетентности в инновационных методиках, включающим в себя знание об инновационных методиках обучения, умение использовать инновационные методики в учебном процессе.

Одними из инновационных технологий являются информационные технологии.
          Без информационных технологий уже невозможно представить современный
образовательный процесс. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт цифровой среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, предоставляет преподавателям недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Информационные технологии освобождают преподавателя от свойственных традиционному обучению видов деятельности, связанных с изложением учебного материала и отработкой умений и навыков, при этом предоставляя преподавателю интеллектуальные формы труда. Но анализ, подготовка и использование качественных электронных обучающих средств процесс не быстрый, трудозатратный и многочасовой.

Многих преподавателей интересуют вопросы использования средств
информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Они понимают и четко осознают, что сегодня необходимо иметь в наличии не только
современное оборудование и программное обеспечение, электронные средства учебного и образовательного назначения, но и то, что они сами должны постоянно учиться использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности. Современный преподаватель должен не только обладать фундаментальными знаниями в своей предметной области, не только уметь донести эти знания до обучающихся, но и знать об уникальных возможностях ЦОС и уметь применять их в учебном процессе, использовать их в качестве средства обучения.

С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
          Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство,
состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса.

Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных
образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,
совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование,
коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий,
обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной
организации удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

ЦОС должна обеспечить:

  • использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы;
  • повышение уровня сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети
    Интернет и к ресурсам медиатек.


ЦОС для участников образовательных отношений – это:


для обучающихся

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование осознанного выбора профессии на основании
    полученных цифровых компетенций.
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.


для родителей (законных представителей) обучающихся:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • повышение прозрачности образовательного процесса.


          Методика обучения на основе информационных технологий способна обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.

С помощью программных средств можно представлять на экране в различной
форме учебную информацию:

  • инициировать процессы усвоения знаний, приобретения компетенций
    учебной и практической деятельности;
  • эффективно осуществлять контроль результатов обучения, организовывать повторение;
  • активизировать познавательную деятельность обучаемых;
  • формировать и развивать определенные виды мышления.

Современные мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении.

Современный преподаватель в области цифровой образовательной среды:
          -умеет находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из электронных учебников, Интернета в соответствии с поставленными образовательными задачами;

-может устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеет методами создания электронного дидактического материала;

-умеет преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные;

-умеет выбирать и использовать программное обеспечение (ссылки, текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентаций) для оптимального представления материалов, необходимых для образовательного процесса;

-эффективно применяет инструменты организации учебной деятельности обучающегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т.д.);
          -умеет формировать личное электронное портфолио и портфолио обучающегося;
          -организует работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и др.), дистанционно поддерживает учебный процесс.

Приобретение данных компетенций возможно только на практике. Следовательно, большее внимание необходимо уделять практической направленности учебных материалов. Задача педагога сегодня: попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения по своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие IT-компетентность.

Мы видим, что цифровая информационная среда дает педагогам большие возможности по использованию ЦОР в образовательном процессе, что способствует повышению качества образования.

Обратимся к практическому опыту использования возможностей ЦОС для
повышения качества образовательного процесса.