“Взаимодействие семьи и образовательной организации – основа духовно-нравственного воспитания личности ребенка”

ФИО: Цветкова К.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3845
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Взаимодействие семьи и образовательной организации – основа духовно-нравственного воспитания личности ребенка"
Итоговая оценка: 2 место,  68 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» посёлка Шувалово» Костромского района

Родительское собрание 

Тема: «Взаимодействие семьи и образовательной организации – основа духовно-нравственного воспитания личности ребенка»

Кострома

2024

Работа с семьёй направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей; 
  • педагогическое просвещение родителей; 
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; 
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

 

  Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В   семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

 

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценность есть у человека только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. 

Ценности – смыслы воспитания и социализации. По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников. Воспитание – преимущественно межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования, обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка.

Социализация – содействие духовно- нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и иных задач.

А в современном обществе проблема воспитания подрастающего поколения как никогда актуальна, особенно проблема духовно-нравственного образования. Причин тому много, одна из них – деилогизация общества. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей родины. «Низкопробные» передачи средств массовой информации, Интернета ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельной образовательной деятельностью в образовательном процессе, решение проблемы заключается в создании духовной атмосферы в образоваетельной организации при непосредственном взаимодействии с семьей. 

Культурологическое пространство помогает каждому педагогу найти нравственный ориентир в жизни, но важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями обущающегося. Педагог– духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. Он организатор системы отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности  коллектива, создатель условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности. Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями. 

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, поэтому в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны образовательной организации, особенно со стороны социализации детей. Образовательная организация и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании детей. Объединить их усилия – значит, во многом решить проблему подрастающего поколения. Для педагогов и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство на их формирование. 

Одной из эффективных форм духовно- нравственного воспитания является совместная деятельность родителей и их детей. Это могут быть спортивные соревнования, Клубы выходного дня, совместные поездки, а особенно – внеклассные мероприятия.

В своей практике проводила такие совместные мероприятия: День Матери, Новогодний концерт, Русские забавы (катание с горки совместно с родителями), проводы зимы, спортивные соревнования, совместный выход на природу и другие. Такие мероприятия позволяют многое изменить в общении детей в отношении к родителям, бабушам и дедушкам. Вместе проведенное время позволяет создать здоровую нравственную атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, мы можем сделать очень много как для детей, так и для себя. Эти формы работы сплачивают не только детский, но и родительский коллективы, а также сближает родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляется доверие и взаимопонимание. 

В работе с родителями педагог должен опираться на следующие нравственные нормы:

  • чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей,
  • активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
  • уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
  • повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
  • тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
  • терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.