РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР РАБОТЫ: 54814.3.5.2024
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Интернациональная, д. 24 В
Дополнительная общеразвивающая программа
«Азбука добра»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
Разработчики:
Щербинина И.В., заведующий
Гутарева Е.С., старший воспитатель
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск
Нижневартовское городское благочиние Ханты-Мансийская епархия
Ханты-Мансийская митрополия
2024 г
Содержание
Раздел | Страница |
Паспорт Программы | 3 |
|
5 |
|
5 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
13 |
|
15 |
|
17 |
|
17 |
|
18 |
|
18 |
|
26 |
|
26 |
|
27 |
|
29 |
|
29 |
|
29 |
|
30 |
|
32 |
Паспорт Программы
Тема проекта | Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука добра» для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет |
Основание для разработки
Проекта |
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. |
Автор проекта | Щербинина И.В., Гутарева Е.С. |
Организация исполнитель | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Дружная семейка». |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | улица Интернациональная, дом 24В, город Нижневартовск, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Телефон/факс – 8(3466) 46-70-77. |
Целевая аудитория | Дети подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели. |
Сроки реализации | 1 год |
Цель | Создание условий для формирования духовно – нравственных качеств и системы ценностей воспитанников, основанных на личностном осмыслении базовых ценностей культуры, выработанных православной традицией в различных сферах жизни и деятельности человека и общества. |
Задачи |
|
Краткое
содержание проекта |
Дополнительная образовательная программа духовно- нравственной направленности «Азбука добра» создана на основе результатов педагогической практики на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №37 «Дружная семейка». Программа предусматривает формирование основ православия, духовно-нравственного развития, патриотического развития, формирования творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, социально-интеллектуального и эмоционального развития детей. Авторами проанализировано влияние основ православия на всесторонне развитие детей дошкольного возраста 6-7 лет. |
Ожидаемые результаты | Предполагается, что усвоение Программы будет способствовать: объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных и православных ценностей; возрождению, сохранению и развитию национальных культурно-исторических традиций, обеспечению культурно-исторической преемственности поколений; формированию готовности к диалогу и сотрудничеству с носителями других культурных традиций при сохранении собственной культурной идентичности. |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В настоящее время, кажется, более чем когда-нибудь,
желающие благочестно жити окружены всякими
неудобствами и затруднениями.
Особенно становится трудно вести дело
воспитания детей в духе христианском и
в правилах святой Православной Церкви.
Преподобный Амвросий Оптинский.
В деле православного воспитания ребенка- дошкольника большое значение имеют приобщение его к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужениях, посещение воскресной школы, а также тесная взаимосвязь педагогического коллектива и семьи в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и дошкольное учреждение не заменяли, а дополняли друг друга).
Детство – время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Это этап формирования фундаментальных психологических новообразований, период быстрого усвоения норм морали и социальных способов поведения. В это время активизируется чувственная и интеллектуальная сферы, осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире; формируется социальная ориентация на окружающих людей, интерес к сверстникам, закладываются основы духовной культуры ребенка, развивается потребность в общении с искусством. Это обусловлено особой впечатлительностью, эмоциональностью, непосредственностью самовыражения детей. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой духовностью, нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.
В связи с этим духовно- нравственное и патриотическое воспитание дошкольников является актуальной проблема в условиях современной России, требуется обновление, совершенствование практики и поиска новых подходов в работе. Акцент Программы направлен на формирование у детей знаний истории и культуры, традиций нашего народа и основ православия. Разрешение проблем духовно-нравственного воспитания и патриотического воспитания, знания основ православия требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Понимая актуальность данного вопроса, нами разработана дополнительная общеразвивающая программа «Азбука добра». Данная Программа основана на личном педагогическом опыте авторов программы. Она позволяет создавать условия для формирования личностных качеств: уверенность в себе, отзывчивость, доброжелательные отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Воспитание духовности, нравственности и патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от нас, взрослых, большой личной убежденности, вдохновения и примера, а начинать необходимо с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого из нас, а перед специалистами дошкольного учреждения стоит огромная и важная задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям.
Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками, в работе по воспитанию в детях духовного отношения к Богу, к миру и к человеку, как творению Божьему для того, чтобы они могли определить свое место в мире и назначение в нем.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием морально – этических основ личности, где ставилась основная цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.
Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей – дошкольников, от их духовно – нравственного здоровья. Духовно-нравственное воспитание способствует духовно-нравственному становлению ребенка на основах православия во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, творческой, бытовой) и является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука добра» с детьми дошкольного возраста 6-7 лет, закладывает фундамент для дальнейшего духовного просвещения детей. Здесь крайне важно помнить слова К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие».
Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальные, нравственно умозрительное и практическое. Исторический раздел программы будет представлен изучением эпизодов библейской и церковной истории, которые отражают в себе течение истории общечеловеческой. Важно познакомить детей с устройством храма, его историей. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир высоких духовно-нравственных образов, в эмоционально привлекательной, понятной форме передающие сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Очень важно ввести ребенка в координаты высших нравственных ценностей, задать алгоритмы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы, а также организация такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию.
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука добра» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания Гражданина России», Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», с учетом «Примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редак. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез.
Она построена на принципах: концентричности, развития личностных качеств ребенка, ценностно-ориентированного подхода, проблематизации, культуросообразности, свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности, тематического планирования материала, наглядности, системности, последовательности, занимательности, опоры на ведущую деятельность, преемственности, сезонности, систематичности и последовательности, интеграции развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, на принципе активного развития эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе и произведениям искусства, психологической комфортности и вариативности.
Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в комплексном решении задач духовно-нравственного направления, состоящих из формирования духовно – нравственных качеств и системы ценностей воспитанников, основанных на личностном осмыслении базовых ценностей культуры, выработанных православной традицией в различных сферах жизни и деятельности человека и общества, подборки других дидактических материалов по данной теме, а это позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе дидактического материала (игр, альбомов, художественной литературы). Создаются условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение дидактических игр.
Отличительной особенностью программы «Азбука добра» является то, что ребёнок имеет право изучать на свой выбор предложенные в программе произведения устного народного творчества, произведения житийной литературы и произведения святоотеческой литературы. Обязательными разделами остаются теоретические понятия о различных жанрах духовной литературы. При составлении занятий учитывалась возможность обучения детей разных национальностей, разного возраста, доступность изложения информационного материала, яркость и конкретность зримого информационного материала.
Тематический принцип построения программы является основным, поэтому в течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Программа построена с учетом специфики методики работы в данных возрастных группах и дидактических принципов. По каждой теме предлагается комплекс творческих заданий, вопросов, дидактических игр, оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Она предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Еще одна особенность программы – постоянный заинтересованный и ответственный диалог с семьей. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. Семья ребенка – ключевое звено направления духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея – за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Работу по проблеме необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, общественными организациями. В современных семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков, так как бабушки в большем случае, все работают, заняты и внукам уделяют внимания меньше, чем это было раньше, меньше читают и рассказывают об основах православия, таким образом, теряется нить традиций. Рекомендации родителям по формированию основ православия в семейном воспитании даются педагогами по конкретным темам воспитания определенных качеству детей: благодарности, трудолюбию, нравственности и др. Родители получают информацию от педагога об успехах ребенка, а также сами высказывают педагогу свои пожелания, что значительно повышает эффективность образовательной деятельности.
Практическая значимость Программы состоит в разработке методических рекомендаций по итогам осуществления инновационной деятельности учреждения (карты, пакет методик, разработка новых авторских дидактических игр по теме и т.д.); подборку методических материалов по ознакомлению дошкольников с основами православия; педагогические проекты, сценарии мероприятий, картотекой игр, игровых тренингов, игровых ситуаций.
- Цель и задачи Программы
Цель Программы:
- Создание условий для формирования духовно – нравственных качеств и системы ценностей воспитанников, основанных на личностном осмыслении базовых ценностей культуры, выработанных православной традицией в различных сферах жизни и деятельности человека и общества.
Задачи:
- ознакомление с основами духовности и традиционного уклада жизни русского народа, с основами религиозных понятий, элементарных сведений из Библии;
- развитие способности к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- формирование желания совершать хорошие поступки, творить добро;
- развитие у детей духовной культуры;
- формирование знаний о Православной Церкви, православном храме и, совершаемых церковных Таинствах;
- формирование и развитие морально – интеллектуальной компетенции детей, нравственно – этических норм и представлений;
- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию ценностей и традиций разных этнокультурных групп;
- воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям;
- воспитание любви и уважения к своей Родине – России, уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным и церковным праздникам;
- формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Для достижения указанной целей и задач необходимо: обеспечение необходимых научно-методических, материально-технических условий, наличие пособий, художественной литературы создание предметно – развивающей среды в группе. Модель развития духовно-нравственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста включает в себя: развитие интереса и положительных эмоций, фантазий, любознательности и творчества, способности взаимодействия друг с другом в игровых ситуациях, в подготовке и проведении инсценировок, праздников и досугов; в познании культуры своего и других народов, в знакомстве с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций, фольклором, играми.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на принципах и подходах дошкольной образовательной организации:
- Принцип культуросообразности предполагает воссоздание культуры в содержании образования, обеспечивая направленность образовательного процесса на создание воспитанниками культуры как пространства личностной, социальной и духовной жизни, присвоение ими содержания культуры в виде знаний, ценностей, смыслов;
- Принцип ценностного восхождения ребенка в культуре. Смысл данного принципа состоит в том, что каждая встреча воспитанника с педагогом в рамках реализации содержания основ духовно-нравственной культуры России должна быть направлена на раскрытие ценностной картины окружающего мира и постепенное продвижение в осмыслении вечных проблем человеческого бытия, его духовно-нравственных оснований;
- Принцип ориентации на ценности демократического общества подразумевает открытость образовательной организации в вопросах осуществления духовно-нравственного воспитания;
- Принцип взаимодействия детского сада и религиозных организаций в деле обучения и воспитания детей, основанного на обращении к традиционным ценностям культуры и понимании воспитательного значения содержания образования;
- Принцип сочетания опытного и теоретического пути освоения духовно-нравственных-ценностей. Воспитанники должны приобрести не только знания, но и укрепляющий их опыт нравственного поведения;
- Принцип диалогизации. Воспитательный процесс должен быть направлен на сознательное создание педагогом ситуаций внешнего и внутреннего этического диалога, в который оказываются, вовлечены воспитанники;
- Принцип персонификации. Ценностное содержание духовно-нравственной культуры народов России, раскрывается и осваивается воспитанниками, прежде всего, при соотнесении этого содержания с конкретным образом человека (исторической личности, литературного героя, нашего современника), в деятельности которого осваиваемые ценности проявляются как источник преобразующей мир жизненной силы;
- Принцип учета многообразия потребностей воспитанников в выборе форм, методов и содержания воспитательной и образовательной деятельности, обеспечивающих гармонизацию развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы обучающегося.
- Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста 6-7 лет
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста 6-7 лет в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и социальной ситуации развития.
Обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события – рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. П. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
- Планируемые результаты
Предполагается, что усвоение Программы сформирует у детей подготовительной к школе группы мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Каждое направление в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников должно обеспечивать идентификацию себя как гражданина России, с её традициями и ценностями. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста, должно обеспечиваться достижение некоторых результатов:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил дошкольник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- воспитательного эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие дошкольника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности дошкольника, формирование его социальных компетенций— становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности и т. п.), а также собственным усилиям дошкольника.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение дошкольниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитателя с детьми группы (непосредственно в самой группе и при проведение дополнительных образовательных программ) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой на уровне коллектива, дошкольного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение дошкольниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у дошкольника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, или приглашение гостей в детский сад, а также в открытой общественной среде (в семье).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности дошкольников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, социально-ролевых игр;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия дошкольников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни, игре со сверстниками, в семье и т.д.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются дошкольниками и становятся их личностными смыслами. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых аспектов духовно – нравственного развития и воспитания дошкольников — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д
В результате работы повышается компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, оптимизируется взаимодействия с родителями, происходит активизация позиции родителей как участников педагогического процесса ДОУ. Происходит расширение связей ДОУ с социумом. Формируется пакет документов для распространения опыта в других ДОУ.
- Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учёта критериев и показателей, а фиксация данных проводится на начало и конец учебного года.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Критериями оценки объективной результативности выступают в качестве обобщенных оценочных показателей – количественные и духовно-нравственные параметры. Духовно-нравственные – толерантность, снижение степени идеологического противостояния в детской среде; обеспечение заинтересованности обучающихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность детей к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала детей.
Оценочный материал
Критерии и показатели результативности реализации программы.
Критерии | Показатели |
1. Нравственная развитость дошкольников |
Сформированность основных духовно- нравственных качеств личности дошкольников. |
2.Удовлетворённость жизнедеятельностью группы |
Степень удовлетворённости родителей.
Степень удовлетворённости дошкольников. |
3.Уровень воспитанности | Отношение к обществу. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям. Отношение к себе. |
Отслеживание результатов эффективности программы проходит через самоконтроль педагога, а также через отношение самих детей (активность детей и их интерес к игровой деятельности).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации дальнейшей работы с группой детей.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание этапов работы над Программой
I этап. Вводный: Развитие интереса у детей к предстоящим знаниям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. Знакомство с основами православия. Дать представление о религиях. Рассказать о становлении Христианства на Руси, о символах христианства, о правилах поведения в Храме. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения. Формирования дружеских отношений в группе и с другими людьми
II этап. Основной: Предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем – повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся знаний. Дать понятия что такое хорошо и что такое плохо. Рассказать о материальных и нематериальных ценностях. Дать понятие, что словом можно обидеть, но добрым словом исцелить; формирование правил поведения (мужских и женских). Объяснить детям что можно, а что нельзя людям разных призваний (профессий).
Толерантность- это сохранение мира между людьми не похожими друг на друга, разных национальностей и с людьми ОВЗ. Закрепить представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине. Закрепить знания о главных событиях современной истории. Рассказать о Святом семействе, семье как малой Церкви. Закрепить знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители, развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.
Расширить представления о молитве, ее назначении и смысле; научить отличать общение с Богом от общения с близкими. Закрепить знания о богослужении, храме, святынях – мощах и иконах. Научить различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых; совместно участвовать в Таинствах Церкви, подготовить детей к первой исповеди. Познакомить детей с Библией и Священной историей Ветхого и Нового Завета, с Евангелием. Формировать в детях правила Божественного Закона — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Рассказать детям о жизни Господа Иисуса Христа и более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении. Рассказать о заповедях блаженства. Формировать знания о Церковных праздниках Христианства, а также о государственных праздниках России. Закрепить знания о святых заступниках, рассказать о чинах святости. Рассказать о том, что кроме дня рождения бывают Дни Ангела (именины).
III этап. Заключительный: Предусматривает постепенное снижение нагрузки, снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. Мониторинг формирования основ православия, выставка продуктов творческой деятельности детей. Дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года.
- РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Возраст | Продолжительность (мин) | Время проведения | День недели |
6 – 7 лет (подготовительная к школе группа) | 25-30мин | 15.10 – 15.40 | Понедельник |
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 1.2.3685-21. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой по 6 – 8 детей (наполняемость группы детей для занятий по Программе устанавливается в соответствии с калькуляцией).
- Планирование
Программа составлена на основе «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка». Она включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом комплексной примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Является не изолированной от программы, а расширяет и углубляет знания, полученные детьми по духовно – нравственному развитию. Поэтому календарно – тематический план основывается на темы дошкольного образовательного учреждения.
Календарно – тематическое планирование образовательного процесса по Программе
Период (месяц) | Период (неделя) | Тема ООД | Цель | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь | 1 неделя | Что такое религия? Основы православия | Общее знакомство с основами православия и религией. Мониторинг по знанию у детей основ православия. Дать представление о религиях. Экскурсия с родителями в Храм Рождества Христова. | 1 |
2 неделя | Христианство на Руси | Рассказать о становлении Христианства на Руси, о символах христианства, о правилах поведения в Храме. Виртуальные экскурсии по Храмам России. Приглашение Батюшки для проведения беседы с детьми по согласованию. | 1 | |
3 неделя | Красота Божьего мира осенью | Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения. Продуктивная деятельность – поделки из бросового материала на тему «Дары осени» | 1 | |
4 неделя | Дружба, зачем и как нужно дружить | Формирования дружеских отношений в группе и с другими людьми. Беседа о толерантности. Художественно- продуктивная деятельность на тему «Дружба народов» | 1 | |
Октябрь | 1 неделя | Сотворение мира. Праздник Покрова Божьей Матери | Закрепить знания детей о сотворении мира. Празднование Покрова Божьей Матери экскурсия в Храм Рождества Христова. | 1 |
2 неделя | Народно-прикладное творчество «Гжель, Хохлома, Городецкая роспись | Ознакомление детей с народно-прикладным искусством. Продуктивная деятельность на тему «Народное творчество» Выставка совместных с родителями творческих работ по теме « Народные промыслы» | 1 | |
3 неделя | Культура русского быта. Обычаи и обряды на Руси | Ознакомление с культурой русского быта, обычаями и обрядами. Посещение музея «Русская изба» в детском саду. Просмотр презентации «Обычаи и обряды русского народа» | 1 | |
4 неделя | Труд в русских традициях. Христианство и труд | Закрепление знаний о профессиях и орудиях труда, о труде в русских традициях. Формирование знаний детей о христианстве и труде. Оформление альбома «Профессии наших родителей» | 1 | |
Ноябрь | 1 неделя | Святые заступники Земли Русской | Ознакомление детей со святыми заступниками Руси. Рассматривание иллюстраций икон. Рассказать о чинах святости. Просмотр презентации «Святые заступники РУСИ» | 1 |
2 неделя | Человек – венец творения. | Закреплять знания детей о человеке, формировать правила ЗОЖ и безопасности. Надо ли изучать человеку самого себя? Для чего рождается человек? | 1 | |
3 неделя | Семья. Родные, родня, род. | Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Выставка творческих работ детей совместно с родителями на тему «Генеалогического древо моей семьи» | 1 | |
4 неделя | Что означает слово Именины. | Рассказать о том, что кроме дня рождения бывают Дни Ангела (именины). Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек. Праздничные посиделки совместно с родителями – чаепитие «День ангела – хранителя» | 1 | |
Декабрь | 1 неделя | Устное народное творчество | Закрепление знаний о устном народном творчестве. Пословицы, потешки, поговорки). Проведение викторины на тему «Узнай пословицу» | 1 |
2 неделя | Красота Божьего мира зима | Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения. Христианское отношение к природе. Изготовление совместно с родителями кормушкек «Покормите птиц зимой «Выставка фотографий на тему «Зима – зимушка» | 1 | |
3 неделя | Библия, Ветхий и Новый завет, Евангелием и другие символы Христианства | Знакомство с символами Христианства, с Библией и Священной историей Ветхого и Нового Завета, с Евангелием. Участие в творческом конкурсе «В свете Рождественской звезды» в Нижневартовском городском благочинии | 1 | |
4 неделя | Жизни Господа Иисуса Христа | Рассказать детям о жизни Господа Иисуса Христа и более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении Развлечение «Святочные дни» | 1 | |
январь | 1 неделя | Рождество Христово | Закрепить знания детей о Рождестве Христовом, рассказать о традиции и обычаях празднования. Развлечение «Праздник Рождества». | – |
2 неделя | Крещения Господня. | Познакомить детей с празднованием Крещения Господня. Православные традиции. Крестные ходы. Водосвятие. Выставка детских работ «Рождественская открытка» | – | |
3 неделя | Иконопись | Рассказать детям об иконописи, о том, что такое икона, что она несет в себе зримую проповедь. Иконы являются своеобразным проводником между человеческим и божественным миром. Православная иконопись славится разнообразием огромного количества ликов, которые способны исцелять болезни, а также душевные недуги. Просмотр иллюстраций и альбомов с изображение икон. | 1 | |
4 неделя | Церковное песнопение | Познакомить детей с Историей церковного песнопением (Знаменитый распев) прослушивание мелодии знаменного распева в произведениях П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и первых русские композиторов церковного пения М.С. Березовского, С.А. Дегтярёва. Презентация “Народная хоровая музыка. Музыка в храме” | 1 | |
февраль | 1 неделя | Русский храм Архитектура | Познакомить с понятие «ХРАМ», культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм Просматривание презентации «Храмы России и в Ханты-Мансийском автономном округе» | 1 |
2 неделя | Десять заповедей Закона Божьего | Формировать в детях правила Божественного Закона — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Участие в акции совместно с родителями, организованном приходом в честь Святой Троицы «Прихожане помогают прихожанам». | 1 | |
3 неделя | Воины- защитники Отечества. Праздник Мужества | Рассказать о празднике 23 февраля – День защитника Отечества. Просмотр презентации «Воины Защитники Отечества» Развлечение совместно с родителям «Праздник Мужества» | 1 | |
4 неделя | Русский храм Архитектура | Познакомить с понятие «ХРАМ», культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм Просматривание презентации «Храмы России и Тюменской области» | 1 | |
Март | 1 неделя | Красота Божьего мира весна | Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения. Христианское отношение к природе. Продуктивная деятельность на тему «Весна- красна» | 1 |
2 неделя | Женщина мать, сестра, дочь Христианское отношение к матери праздник 8 марта | Рассказать о празднике 8 марта – Международный женский день. Рассказать об иконах Казанской Божьей матери (Иверской, Владимировской, федоровская и др.) Просмотр презентации «Иконы божьей Матери» Развлечение совместно с родителями «Праздник 8 марта » | 1 | |
3 неделя | Прощеное воскресение | Рассказать об истории праздника Прощеное воскресение о традициях и обычаях в этот праздник. Просить прощения за осознанные и неосознанные обиды необходимо у близких людей, родственников, друзей, малознакомых людей. Слова нужно произносить искренне и от чистого сердца. Прощать следует открыто и осознанно. | 1 | |
4 неделя | Русский храм Архитектура | Познакомить с понятие «ХРАМ», культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности (древневосточные, античные храмы). Основные типы храмов — христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм Просматривание презентации «Храмы России и Ханты-Мансийского автономного округа» | 1 | |
Апрель | 1 неделя | Благовещение Пресвятой богородицы | Рассказать об истории возникновения, традициях и обычаях праздника Благовещения. Продуктивная деятельность роспись деревянных птичек | 1 |
2 неделя | Колокольный звон Благовест | Колокольный звон: виды Колокольный звон называют «молитвой без слов» Задача колокольного звона — призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой прослушивание аудио записи с колокольным звоном | 1 | |
3 неделя | Благоверные князь Петр и Феврония Муромские | 8 июля – Днем семьи, любви и верности, и этот праздник называют … Петр и Феврония – покровители супружеской любви, семьи и брака Творческая продуктивная деятельность – стенгазета «День семьи, Любви и Верности» | 1 | |
4 неделя | Вербное воскресенье | Рассказать об истории праздника Вербное воскресенье, традициях и обычаях этого праздника. Продуктивная деятельность- рисование нетрадиционным методом (метод тычка) на тему «Верба» | 1 | |
май | 1 неделя | Святая Пасха Христова | Рассказать об истории возникновения, традициях и обычаях Праздника праздников и Торжество торжеств, Светлое Христово Воскресенье — Пасха. Участие в фестивале «Пасхальная Капель». Выставка творческих работ совместно с детьми «Пасха – Светлый праздник» | 1 |
2 неделя | Троица | Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге, о святителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы» | 1 | |
3 неделя | Вознесенье Господне | Рассказать об истории и традиции великого церковного праздника. Он посвящен вознесению Сына Божьего на небеса. Вознесенье – праздник неба. | 1 | |
4 неделя | Итоговое | Мониторинг формирования у детей духовно- нравственного развития, знаний основ православия. Выступление перед родителями сценка «Тропинка к Храму» | 1 |
- Методы и приемы работы
Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный) метод: предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, дидактические игры);
Репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности;
Проблемный (поисковый) метод: постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (правил игр), самостоятельное их преобразование и решение проблем;
Частично-поисковый метод: выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога;
Исследовательский метод: исследование новых дидактических игр;
Метод стимулирования и мотивации деятельности: игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение;
Познавательный метод: восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками полученных знаний с изучением иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов;
Контрольный метод: при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе игровой деятельности;
Метод Групповой работы: используется при самостоятельной игровой деятельности;
Игровой метод: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания: игра в дидактические игры;
- Формы духовно- нравственного развития
Педагогом используются разнообразные организационные формы проведения организованной образовательной деятельности в зависимости от сложности изучаемой темы (фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная).
Фронтальная – форма предусматривает подачу образовательного материала всем воспитанникам группы. Занятие проводится в группе, предполагающей разную степень интеллектуальной подготовки детей. В ходе занятия дети изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания. При объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема работа ведется со всеми одновременно.
Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны педагога и которая позволяет, не уменьшая активности детей, содействовать навыкам самостоятельной работы. Воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей.
Групповая – разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы. Групповая форма работы позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Дети могут построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга на каждом этапе творческой работы.
Коллективное выполнение работ – для выполнения поставленных образовательных задач программой предусмотрены следующие основные формы организованной образовательной деятельности: беседы о православие, изобразительном искусстве и художественном труде, красоте окружающего мира, просмотр иллюстраций и картин по заданной теме, видеоматериалов, работа со специальной литературой, посещение Храма, музея, выставок, демонстрациями лучших образцов.
Деятельность по Программе проводятся как в традиционной форме: беседа, экскурсия, дискуссия, игра, так и в нетрадиционной форме: игра, сказка, путешествие, конкурс, фантазирование, выставки, поход в выставочный зал, встреча с представителями православной культуры. Ведущая форма обучающего процесса – игра, а так как именно игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, включение в игру происходит на эмоционально-положительном уровне, рождается интерес не только к игровой роли, но и к выполнению игровой задачи, повышается умственная и творческая активность. В игре ребенок не ощущает себя прямым объектом воздействия педагога. Косвенное педагогическое воздействие отождествляется с правилами игры, дети сами ставят игровые задачи, сами их решают согласно правилам, поэтому часто в процессе игры воспитание перерастает в самовоспитание.
Все формы и методы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развивать внимание, мышление, творческое воображение.
2.6.Методика организации образовательной деятельности
1.Объяснение и наглядно-образный показ. Педагог объясняет детям тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия. При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса воспитанников к основам православия.
2.Метод непосредственного показа в продуктивной деятельности очень важен, т.к. знакомит детей с техникой обращения с различными материалами, а педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
3.Самостоятельное выполнение. Практическая деятельность обучающихся, строится от простого к сложному.
- Подведение итогов.
- Дополнение – После подведения итогов педагог может дать небольшие рекомендации детям и родителям, чтобы можно было закрепить полученные знания и навыки в семье, дома.
Только в результате хорошо продуманного процесса обучения и правильно организованной деятельности у детей сформируются основы православия. Педагог устанавливает дружеские отношения, чтобы каждый ребенок чувствовал себя свободным и мог, не стесняясь, выражать свои чувства, эмоции, настроение; уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески, нестандартно мыслить, умел легко и свободно управлять художественными инструментами. В детскую деятельность вводятся упражнения на развитие внимания и логического мышления, формирования художественного вкусы, навыков культуры трудовой деятельности, ответственного отношения к труду, планирования, самоконтроля за своими действиями в процессе работы. В каждой организованной образовательной деятельности ребёнок выступает зрителем, художником и учится видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное, а также, выражать свои чувства и мысли в художественно-продуктивной деятельности.
III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Материально-техническое (пространственное) обеспечение Программы
Успешная реализация Программы и достижения воспитанников во многом зависят от предметной развивающей среды.
Учебно-методическое обеспечение Программы.
- Учебные и методические пособия: научная, специальная, нормативно-техническая, методическая литература, художественная литература и церковная литература
- Материалы из опыта работы: образцы, схемы, шаблоны, трафареты, альбомы, фотографии лучших работ;
- «Инструкции по технике безопасности в художественно- продуктивной деятельности»,
- перспективные тематические планы
- конспекты занятий
- Информационно-коммуникационные технологии, фонотека, CD и аудио материал,
- Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Наглядно – образный материал:
- открытки, иллюстрации и репродукции картин и икон мировой и отечественной живописи, скульптуры, архитектуры.
- образцы народного творчества: 2 – 3 матрешки, 4 – 5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран, водоноска), 4 –5 филимоновских игрушек (курочка, петушок, медведь, солдат, барыня), богородские игрушки (медведь), куклы в сезонной одежде, в национальных костюмах,;
- игровые атрибуты, театр, театральные шапочки, персонажи кукольного театра;
- художественно-творческая папка «Наше творчество» и «Наши достижения».
Наглядно – дидактический материал:
- Картотеки с терминологией;
- Картотека с развивающими играми по духовно- нравственному развитию
- Картотека и различные виды дидактических игр по духовно- нравственному развитию.
- Работа с семьей
Стремление педагога к диалогу – важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Общение в форме диалога позволяет родителям почувствовать себя равными партнерами. Родители должны видеть в педагоге отзывчивого, знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.
Формы работы с родителями: групповых собрания, семинары-практикумы, групповые и индивидуальные беседы; анкетирование, индивидуальные консультации и рекомендации на тему «Нетрадиционные техники и методы в творчестве ребенка»; выставки творческих работ.
Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы следующие задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- познакомиться с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;
- выявление трудностей, испытываемых родителями по данному вопросу;
- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Таким образом, именно при взаимодействии с семьями воспитанников, возможно, сформировать у детей интерес к использованию в художественно-продуктивной деятельности различных нетрадиционных техник и способов работы. Любая работа с родителями обязательно отразится в положительном результате и значительно повысит эффективность образовательной деятельности.
- Заключение
Формирование основ православия процесс увлекательный и разнообразный, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы православия. Такая деятельность способствует развитию духовно-нравственного мира ребенка, он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в Программе были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в вопросе освоения основ православия и формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания; учитываются разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); интенсивно развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работ.
Таким образом, можно считать, что с введением в образовательный процесс дошкольной образовательной организации Программы можно добиться реальных положительных результатов в формировании основ православия детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка, патриотического и духовно- нравственного развития.
Перспектива дальнейшей работы.
Перспектива дальнейшей работы в том, что каждый год дети из подготовительных групп поступают в школы, а в дошкольном образовательном учреждении приходят новые малыши, с которыми педагоги продолжат работу по духовно- нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей средствами культуры и искусства. Педагоги будут привлекать к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, делая так, чтобы родители стали для них первыми союзниками и помощниками. Педагогами будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, путем отбора наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью по данной проблеме.
Размещение Программы в средства массовой информации и апробация в других дошкольных образовательных учреждений. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого дошкольного образовательного учреждения.
Программа может быть рекомендована воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования в детских студиях в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, родителям и всем заинтересованным лицам.
- Список литературы
- Владимиров А. Учебник жизни. М., «Дрофа», 2001.
- Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»; Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2001-2005 годы» Испр. и доп. – М: АРКТН, 2004 (Развитие и воспитание дошкольников).
- Журнал «Епархиальный Благовест». Епархия Елецкая и Лебедянская – 2014 – 2016
- Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 2015.
- Короткова Л. Д. «Духовно-нравственной воспитание дошкольников» средствами авторской сказки. Сказка учит жить. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2011
- «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор- составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», 2016.
- Мельникова, Т. А. Уроки нравственности на основе православного учения. Издательство «Школьная Пресса». М. 2009.
- Микляева Н. В., Ахтян А. Т. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет». – М: Айрис-пресс 2009 (Дошкольное воспитание и развитие)
- Мулько М. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Методическое пособие для ДОУ. – М: ТЦ Сфера, 2004 (Программа развития)
- Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2015; 2_е изд. Новосибирск, 2010.
- Протоиерей Александр Соколов. Библия для детей. – С.-Пб.: Изд. «Голос», 1991.
- «Путешествие по истории отечества». Автор-состав.Т. Л. Мирилова, Волгоград: ИТД «Корифей»
- Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,2013.
- Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. М., Отдел религиозного образования и катехизации, 2016г.