Мастер-класс: «Применение кейс – технологии при обучении младших школьников навыкам безопасного поведения на дорогах»

ФИО: Прусакова С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3848
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс: «Применение кейс – технологии при обучении младших школьников навыкам безопасного поведения на дорогах»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Прусакова Светлана Вениаминовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «ЦДТ» Чебоксарского муниципального округа  Чувашской Республики (МБОУ ДО «ЦДТ» Чебоксарского муниципального округа  Чувашской Республики), методист, 429500 Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Кугеси

Мастер-класс: «Применение кейс – технологии при обучении  младших школьников навыкам безопасного поведения на дорогах».

Цель:  научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

  • расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении;
  • создать  условия  для  профессионального  общения,  самореализации  и  роста  творческого  потенциала педагогов;
  • повысить их профессиональное мастерство.

Оборудование: проектор, ноутбук, игрушки, дорожные знаки, дипломы «Юный автоинспектор», кейсы с дорожными ситуациями и атрибутами.

 

Ход мастер-класса. 

  1. Вступительная часть. 

      – Добрый день, уважаемые коллеги! Для мастер-класса прошу выйти 6 человек. Нужно поделиться на 2 команды по 3 человека и присесть за столы.  Спасибо.

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.

В рамках мастер-класса я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс-метода  и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах.

 Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

 Родиной кейс-технологии  являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета, в России она появилась

3-4 года назад, но быстро приобрел популярность. 

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case – портфель, чемоданчик.  

Для чего нужен кейс? 

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Виды кейсов:

-Печатный кейс;

-Мультимедиа кейс;

-Видео кейс.

Что может содержать кейс?

-Текстовый материал;

-Иллюстративный материал.

 Типы кейсов:

Кейсы-инциденты Кейсы-вариации и догадки
Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации.

Кейсы-драматизации.

Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений.

Серия опорных картинок.

Предметные картинки, демонстрирующие источник опасности.

Кейсы наоборот.

Кейсы-варианты развития событий.

 

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Знакомство с ситуацией.
  2. Выделение основной проблемы.

3.Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

  1. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.

 Пример работы с фото-кейсом.

Практическая часть. 

       Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов. Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

 «Фото-кейс» рассмотрим с 1-ой подгруппой воспитанников.

– Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

– А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы. (Ответы детей, формулировка правила: « Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору) 

Молодцы! Верно!

 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию». – Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге)  Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей) А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. ( Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя – нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)

Словесное поощрение за правильные ответы.

  «Кейс – наоборот» (каждой подгруппе).

1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: « Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом , не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Итак, вопросы:

             – Какие неправильные действия совершил мальчик?

– К чему приводит такое поведение на дороге?

– Как нужно было перейти дорогу?

– Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)

2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Итак, вопросы вам.

                        – Какие неправильные действия совершила девочка?

                        – К чему приводят игры рядом с дорогой?

            – Как нужно было поступить девочке?

            –  Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)

Следующее задание это – «Кейс – драматизация». Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. 

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.

 «Кейс  на основе мультфильмов или литературных произведений».

– Предлагаю посмотреть мультфильм. Пауза при возникновении опасной ситуации. – Какая опасная ситуация может произойти с мальчиком, который отстегнул свой ремень безопасности? (варианты ответов) Давайте посмотрим продолжение и сравним ваши варианты развития события с продолжением в мультфильме. (Просмотр мультфильма  до момента вывода по сюжету.) – Молодцы! Варианты были правильные! А какое правило можно сформулировать, чтобы избежать такой травмоопасной ситуации? (Варианты ответов, показ вывода в мультфильме)

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.

И еще, при решении кейсов с детьми поощряйте и стимулируйте их.

 За активную работу, правильные  решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу наградить участников мастер – класса дипломами. А членам жюри разрешите вручить сувениры, которые будут напоминать о правилах дорожного движения.

 И в заключении, как гласит  современная  народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках,  а очень умный – на кейсах!». Спасибо за внимание!»