«Со мной работали десятки молодых
педагогов. Я убедился, что как бы человек
успешно не закончил педагогический вуз, как
бы он не был талантлив, а если не будет
учиться на опыте, никогда не будет хорошим
педагогом, я сам учился у более старых
педагогов…»
А.С. Макаренко
Мастер-класс «Педагогика сотрудничества.
Цель: организация деятельности участников мастер-класса для ознакомления с приёмами технологии «Педагогика сотрудничества».
Задачи:
создать условия для демонстрации приёмов педагогики сотрудничества;
познакомить с приёмами работы в паре по данной технологии;
способствовать развитию профессионально-творческой активности раскрытию внутреннего потенциала педагогов.
Ход мастер-класса
Доброе день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я начну с цитаты одного известного телеведущего (Гордон Драйден):
«У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям, они учатся, наблюдая. Других можно назвать «аудио учениками», они учатся, слушая вещателя. Кто-то «печатно ориентирован»: учатся, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учатся, взаимодействуя с другими».
К какому типу вы относите себя? Поднимите руку, кто ученик-зритель. Присутствуют ли здесь аудио ученики? Есть среди вас печатно ориентированные? Кто интерактивный ученик? Спасибо.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми, быстро и правильно реагировать на предоставляемые обстоятельства – это путь к успеху любого человека.
Главной идеей обучения в сотрудничестве является – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Работая в паре или в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Каждый понимает, что он может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
Основные принципы сотрудничества:
- единая цель, которую можно достичь только сообща;
- распределение внутригрупповых ролей, функций;
- единый учебный материал;
- общие ресурсы;
- одно поощрение на всех.
На примере нашей работы мы понимаем, что можно использовать данную технологию. Людям и в жизни надо искать пути и способы, как двигаться вместе и сотрудничать друг с другом для более быстрого и качественного достижения общей цели.
Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости, прозрачности с обеих сторон, оно служит проявлению истинных отношений. Сотрудничество – это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать.
На открытом занятии более опытный педагог может сотрудничать с молодым педагогом, делясь своими знаниями и опытом, может демонстрировать свои методики и подходы к работе с детьми, может помочь молодому воспитателю развить свои профессиональные навыки и улучшить свою методику работы с детьми, адаптировать их под свои потребности и особенности своей работы.
Сотрудничество двух воспитателей на открытом занятии может также способствовать развитию творческого мышления и поиску новых подходов к работе с детьми.
Открытое занятие становится не только местом обучения детей, но и площадкой для профессионального роста и развития воспитателей, где опытные и молодые специалисты могут обмениваться знаниями, опытом и поддержкой, а молодой воспитатель, в свою очередь, может принести свежий взгляд и новые идеи, которые помогут сделать занятия более интересными и привлекательными для детей.
Обмен опытом и знаниями может способствовать укреплению доверия и уважения между коллегами, что в свою очередь может положительно сказаться на общей работе
Таким образом, сотрудничество пары педагогов на открытом занятии может принести множество пользы как для самих педагогов, так и для детей, которые получат более качественное образование благодаря обогащенному опыту и знаниям своих учителей.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад
«Терем-Теремок» муниципального образования «Цильнинский район»
Ульяновской области
(МДОУ Цильнинский детский сад « Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»)
МАСТЕР-КЛАСС ПАРЫ ПЕДАГОГОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Рисование на прозрачном мольберте с использованием нетрадиционных материалов в средней группе
Тема: «Морозные узоры на окне»
Подготовили воспитатели:
первой квалификационной категории Иванова Н.И.
Камалетдинова Д.Р.
Р.п.Цильна 2023г.
Цель: обогащение изобразительного опыта дошкольников нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками рисования на прозрачном мольберте;
создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов в создании морозного узора (точка, круг, завиток, спираль, ёлочка).
Развивающие:
развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук у детей;
вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционными способами рисования (нетрадиционными материалами).
Воспитательные:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями);
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Материалы и оборудование:
мольберты из оргстекла разрисованные в виде окон; гуашь – голубая и белая, ватные палочки, поваренная соль, искусственный снег; салфетки; загадки про зиму,
Предварительная работа: –
-Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» (в сокращении);
-Подвижная игра «Ветер и снежинки» («Дует, дует ветер, дует, задувает. Белые снежинки по ветру гоняет»);
-Загадки о зиме;
-Рассматривание иллюстраций к сказке Снежная Королева; зимнего дворца; зимние узоры на окне: иллюстрации и фото; наблюдение в природе рассматривание узоров на окне;
-Рассматривание демонстрационных материалов «Природные и погодные явления»;
-Рисование снежинок на голубой бумаге;
-Рисование морозных узоров на голубой бумаге; –
-Рисование морозных узоров на нарисованных окнах;
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель: М№1( Входят дети в группу) К нам сегодня в детский сад пришли гости. Поздороваемся с ними, улыбнёмся им, и друг другу улыбнёмся. (Дети здороваются) (Звучит музыка. ). М№2 (Воспитатель обращает внимание на окно. Дети подходят к окну и видят, что по улице к ним идет гостья- «Тетушка Зима».М№3 Тетушка Зима заходит к детям в группу)
Тетушка Зима: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. А вы догадались кто я?
Дел у меня не мало, я белым одеялом
Всю землю укрываю, белю поля, дома. Зовут меня …(Зима).
Воспитатель: Здравствуй, Зима!
Ребенок:
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Тетушка Зима: Спасибо вам, дети, за приглашение.
Ребята, вы знаете какая бывает Зима?
Предлагаю вам сыграть игру: «Передай снежинку» Сейчас мы встанем в круг и будем друг-другу передавать из рук в руки снежинку, а вы должны будете ответить одним словом на вопрос «Какая зима?» (Снежная, холодная, белая, пушистая, серебристая, морозная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая,) М№4
Тетушка Зима: Да, ребята, вы правы. Действительно я-Зима бываю очень разной: и студеная, и с метелями, и весёлая с падающим снегом.
(Раздается телефонный звонок)М№5
Тетушка Зима: Алле! Добрый день!(Достает телефон)
( Аудиозапись от Снежной Королевы)
Добрый день! Узнала? Да, это я Снежная Королева. Ты, наверное знаешь, что у меня много разных дел! Я прячу реки под лед, покрываю серебром деревья, а самое любимое моё занятие рисовать узоры на окнах домов. Для этого мне необходимо использовать воображение, фантазию, чтобы люди, глядя на мои узоры, радовались, восхищались красотой и моим мастерством. Свои лучшие работы я собираю в коллекцию, которая постоянно пополняется новыми узорами. Меня Дедушка Мороз отправил в командировку и я не успела раскрасить все окна узорами. Так вот! У меня в тебе деловой предложение! Не знаешь ли ты таких художников? Для этого надо отправиться ко мне во дворец. Лучшие узоры я возьму в свою коллекцию!
Тетушка Зима: Я как раз сейчас нахожусь в гостях в детском саду у ребят. Думаю они с удовольствием тебе помогут! До встречи! (Гудок отключившегося телефона М№7)
Ребята вам понятно, о чём попросила Снежная Королева?
Вы готовы отправиться в гости к ней в Ледяное Королевство?
Дети: Да! А как же мы туда попадем?
Тетушка Зима: Я сейчас произнесу волшебные слова и превращу девочек в снежинок, а мальчиков в снегурят М№ 8
Закружила метель, словно чудо – карусель.
Все дороги замело
Нам в подарок принесло – снежинки.
Превращаемся в снежинки.
(Дети «превращаются в снежинок и в снегурят, надевают на голову снежинки, и колпачки кружатся произвольно) М №8
Дети: ( все вместе)
Мы веселые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял.
Танец снежинок и снегурят М№9
Перемещаются вместе с Зимой М№10 (раскидывает по пути снежинки- путь к Снежной королеве) и воспитателем в музыкальный зал)
Тетушка Зима: Вот мы с вами уже на месте. М№11 (Дети заходят в царство Снежной Королевы, свет приглушен, рассматривают все вокруг)
М №12
Снежная королева: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас в моем королевстве. Если вы здесь, то значит согласились мне помочь! Сначала я хочу чтобы вы посмотрели несколько морозных узоров из моей коллекции. (узоры развешаны на мольберте). (Дети рассматривают узоры, обращают внимание, на что они похожи) М №13
(Предлагают детям присесть на стульчики напротив экрана, включается экран)
Тетушка Зима: Слайд 2,3,4
-Ребята, вы видели когда -нибудь такие узоры? -А знаете, как появляются узоры на окнах?
Снежная королева расскажи ребятам «Как появляются морозные узоры на окнах?»
Снежная Королева: Слайд 5,6 Зимой можно увидеть на окнах необычайную красоту, словно, кто-то красками и кисточкой расписал стекло узорами. Таинственный художник морозных узоров на окне ни кто иной, как мороз на улице.
Теплый воздух выходит из щелей Слайд 7 между стеклом и рамой – и замерзает на холодном стекле. В такую погоду стекла на окнах очень холодные, такие холодные, что пар превращается в лед Слайд 8
Почему же кристаллики льда образуют такие причудливые формы? Слайд 9 Виной тому неровности и царапинки на поверхности стекла. Помимо неровностей стекла, в “рисовании” узоров участвуют частички пыли на поверхности стекла На них ледяные кристаллики образуются в первую очередь. Кристаллики осаждаются один за другим, друг на друга – и получаются удивительные неповторимые узоры. Слайд10,11,12 А вот на пластиковых окнах редко появляются узоры , так как окна плотно закрыты и через них не проходит тепло. Слайд13
Тетушка Зима: Ребята, как вы думаете, сможем ли мы нарисовать снежные узоры, чтобы пополнить коллекцию Снежной Королевы?
А что вы думаете об этом: «Могут ли быть одинаковые узоры на всех окнах?» (Ответы детей) И у нас с вами – у каждого получится свой неповторимый снежный узор.
Снежная Королева, а где же ребята будут рисовать «Морозные узоры»?
(Снежная Королева приглашает ребят к столам покрытые покрывалами. Сюрпризный момент: выключается свет, включаются огоньки, снимаются с покрывала и на столах появляются прозрачные мольберты.) М№14
Снежная Королева: Мы будем с вами рисовать «Морозные узоры» на окнах, но у меня ребята есть не обычные окна, а волшебные, их мне подарил Дедушка Мороз. Я сейчас расскажу и покажу вам, как можно на них рисовать.
Тетушка Зима: Выполним вначале упражнения для пальчиков
Снег – снежок засыпал порог. (Имитировать: сыпем снег)
Побелела вся земля, и деревья, и поля.
Раз – слепила я комок, кругленький и крепкий. (Имитировать лепку снежка)
Два – метнула я снежок и попала в ветку. (Изобразить рукой метание снежка)
М№14 тихо Снежная Королева. садится за стол и показывает детям выполнение работы поэтапно. Дети стоят вокруг неё и наблюдают.)
Снежная Королева: У меня есть много разных приспособлений для рисования: кисти, ватные палочки, разные тычки, гуашь, снег.
С начало кистью я беру краску и наношу на окно основной узор- «завиток» или «елочку», кисть наклоняем влево – вправо, в зависимости, куда ведёте линию– «завиток», «елочка» Белой гуашью, с помощью ватных палочек или тычков я буду рисовать точки, при этом палочку или тычок держим прямо, по краям добавлю разных снежинок. Затем сверху по белому цвету можно добавить голубой.
Что то, ребята, мне кажется, что не хватает морозности нашему узору. Для этого сверху на рисунок насыплю снег.
Под руководством Тетушки Зимы дети повторяют рисование в воздухе элементов «Морозных узоров»
Тетушка Зима: А теперь давайте представим, что мы с вами художники. На столе перед вами окна, которые нужно украсить морозным узором. Вы ребята садитесь друг, против друга, за один стол по два человека. Один рисует на одной половине окна, а другой на второй половине. Прежде чем начать рисовать можете с друг с другом посоветоваться, какие узоры будете рисовать, одинаковые или каждый свой узор нарисует. (Подвести детей к рабочим местам, предложить присесть за столы)
(Для каждого ребёнка на столе лежит: салфетки, тарелочки с белой и голубой гуашью ,кисти, ватные палочки, тычки, тарелочка с искусственным снегом.)
Самостоятельная работа детей. Звучит спокойная музыка, дети выполняют работу. М №15-18
Снежная Королева и тетушка Зима наблюдают за работами детей, помогают затрудняющимся детям.
Рефлексивно – оценочный этап
(Дети подходят к своим работам встают полукругом и рассматривают узоры.)
Анализ детских работ.
Тетушка Зима: Посмотрите, ребята, какие красивые узоры у вас получились. И самое главное нет ни одной похожей.
Ребята я предлагаю вам взять по одной снежинке и приклеить ее к той работе, которая по вашему мнению получилась более интересной и которая лучше передала морозный узор. (Снежная Королева раздает снежинки)
Снежная Королева: Вам понравилось рисовать необычным способом?
Какие трудности вы испытывали?
Что было легко рисовать?
Чем рисовать легче кистью или ватными палочками?
Тетушка Зима: Какие вы молодцы, все постарались. Я думаю, Снежной Королеве понравились ваши узоры.
Снежная Королева: Мне очень понравились ваши работы, в мою коллекцию добавились ещё узоры. Сюрпризный момент. Чтобы у вас остались приятные впечатления о нашей встрече и в благодарность за вашу помощь, у меня есть для вас небольшие подарки. (Снежная Королева дарит детям леденцы)М№19
Тетушка Зима: А теперь ребята пора отправляться домой. (Прощаются со Снежной Королевой)
Дети встают в круг и произносят волшебные слова,
Мы весёлые снежинки,
В воздухе кружимся.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И снежинки все поднял. М№20
Тетушка Зима: А мне ребята, тоже пора с вами прощаться, нужно помогать Снежной Королеве. (Дети уходят в группу вместе с воспитателем)М№19
До скорых встреч! До свидания, ребята.