Семья, как основа воспитания подрастающего поколения

ФИО: Бурминская Т.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3864
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Семья, как основа воспитания подрастающего поколения
Итоговая оценка: 2 место,  66 баллов(-а)



Семья, как основа воспитания подрастающего поколения.

Бурминская Т.В., 

кандидат психологических наук

 

Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» 2024 год объявлен годом семьи.

Данное решение является, как никогда, своевременным и необходимым, так как, на сегодняшний день семейные ценности в мире приобретают совершенно иные формы и контекст.

Подрастающее поколение меняет свои приоритеты, взгляды на жизнь, меняются авторитеты, эталоны, кумиры. Всемирная сеть предоставляет множество немыслимых направлений самореализации, перспективы от которой слабо понимаемы и обозримы в будущем.

Нефильтрованная информационная доступность отрицательно влияет на формирование устойчивой психики. Принимая эту информацию за «чистую монету», ребенок часто попадает в капкан дуальной ситуации: с одной стороны – интерес к новому, непонятному – однополые браки, смена гендера, семьи childfree, с другой – устойчивые семейные принципы Российского общества.

Находясь перед таким выбором, ребенок должен иметь, как пример, лучшее, что может дать нормальная семья, в которой и мама, и папа являются морально-этическим стрежнем воспитания.

Первые шаги социализации ребенок проходит именно в семье. Основные ценности, которые прививает семья – это верность, уважительное отношение к старшим, сопереживание, ответственность по отношению к членам семьи.

Впитав эти элементы взаимоотношений, ребенок несет их дальше, в будущем – в свою семью.

Но, к сожалению, в современном обществе снижение влияния семьи на ребенка связано с множеством факторов: увеличение количества разводов, острая необходимость зарабатывать, чтобы обеспечить семью, слабое понимание родителями своих прямых обязанностей перед ребенком, смещение приоритетов к достижению материального благополучия, отрыв от исторических семейных корней. 

И в этой ситуации образовательное пространство просто обязано помочь не только детям, но и родителям.

Воспитательный процесс направлен не только на воспитание у детей основных гражданских позиций, но и на формирование аналитических навыков, позволяющих отличать ложь от правды, анализировать критические жизненные ситуации, формировать устойчивые взгляды на жизнь, которые позволят определить собственную жизненную траекторию. И успешность данной работы целиком и полностью зависит от совместного труда родителей и школы.

Анализируя современных родителей, можно, условно, разделить их на несколько основных категорий:

– родители, которые считают, что все, что надо, они для ребенка уже сделали – дотянули до школы. После передачи любимого чада в образовательное учреждение, они просто ждут окончания учебного процесса, чтобы получить готовую личность и гордиться результатом. Эти родители мало интересуются школьной жизнью ребенка, посещение родительских собраний для них является обременительной, необязательной рутиной, которую можно проигнорировать. Ребенок, растущий в такой семье, часто равнодушен к успехам, редко ставит для себя высокие цели. Перетекая из класса в класс, он подсознательно понимает, что его успехи не нужны его родителям, соответственно, и ему.

– родители, которые проявляют «огромный» интерес к жизни школы, направлениям работы, к каждой детали, в которой задействован ребенок, но, при этом, они никогда не принимают участие в школьных мероприятиях  рядом со своим ребенком, все проблемы активно обсуждают в родительских чатах, предлагают варианты проведения мероприятий, но личного присутствия никогда нет.

– родители, которых интересует только материальная сторона вопроса: ребенок одет, обут, сыт. И этого достаточно.

– родители, которые являются частью образовательного процесса, его реальными участниками, готовые отложить свои дела и заботы ради ребенка. Данная категория родителей – это главные помощники воспитателей, учителей, детей.

Что же в данной ситуации остается делать?

Есть в арсенале педагога-наставника основные рычаги восстановления семьи, семейной кооперации, что, как следствие, восстанавливает семейные связи.

  1. Абсолютно необходимо снискать доверие родителей и детей. Ребенок никогда не пойдет за взрослым, если нет доверия. И в этом случае индивидуальные беседы с родителями с целью выявления интересов и потребностей ребенка имеют неоценимую помощь. Создание для ребенка особых условий, в которых он сможет реализовать себя в интересующем его направлении – доказанная основа детского доверия. В этой ситуации привлечение родителей к совместной деятельности, получение общего результата от этой деятельности, может скрепить и упрочить детско-родительские взаимоотношения.
  2. Публикация информации о проведенных мероприятиях в родительских чатах, на официальных страницах образовательной организации в сети Интернет позитивно влияет на рост интереса родителей-наблюдателей к жизни классного коллектива и лично ребенка. В этой ситуации самое главное – получение обратной связи от родителей.
  3. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми. В таких ситуациях дети открываются максимально, радуясь, что родители с ними «на одной волне», часть их жизни здесь и сейчас. Они откровенно радуются и сопереживают своим родителям, так как в этой ситуации они не просто семья, они – партнеры, команда!
  4. Привлечение в воспитательный процесс старшего поколения. Россия – многонациональная страна. Национальные диаспоры, советы старейшин, семейные и клановые собрания – сильный и действенный аппарат воздействия не только на детей, но и на взрослых. Кроме того, это – хранители культурно-исторического кода своей национальности, которые транслируют основные духовно-нравственные и семейные ценности из поколения в поколение. Их опыт позволяет сохранить понимание ценности семьи, традиции, передаваемые подрастающему поколению через клановое воспитание, становятся фундаментом для формирования понимания семьи в целом. Используя данное взаимодействие совершенно необходимо проводить национальные фестивали, изучать героическое прошлое и национальных героев, создавать музейные экспозиции и выставки, которые наглядно продемонстрируют связь поколений, уважение к историческому и героическому прошлому, основные семейные ценности и традиции культур и народов.

Подводя итог, можно отметить основные направления работы школы и семьи, которые имеют одну единственную цель – воспитать достойную полноценную личность, имеющую четкие жизненные ориентиры и сформированную гражданскую позицию, личность, которая будет строить будущее страны и растить новое полноценное поколение:

  1. Формировать понимание детей и родителей о семье, как едином целом, которая живет здесь и сейчас, и каждый день – это совместно прожитое время, полное сопереживания, внимания и обоюдных обязательств.
  2. Семья – это доверие, и каждый член семьи имеет равные права и условия в обсуждении семейных вопросов и проблем, каждый имеет право на свободное выражение своего мнения для обсуждения.
  3. Воспитание приоритета духовного над материальным.
  4. Ответственность каждого перед другими членами семьи, желание помогать и быть частью любого процесса, который касается членов семьи.

Духовное семейное единство, сплоченность и доверие, сохранение исторического и духовно-нравственного наследия – краеугольный камень, который позволит укрепить семейные ценности и транслировать его будущим поколениям.