Методические рекомендации для работы воспитателей и родителей по формированию количественных представлений у младших дошкольников.
В обучении математических представлений детей младшего дошкольного возраста необходимо усилить практическую направленность в развивающих системах обучения. В воспитательном отношении чрезвычайно важным представляется обеспечение в процессе обучения математике систематического расширения жизненного кругозора детей.
В младшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игровые приёмы обучения сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинсткая, П.Я. Гальперин, В.В. Данилова, Н.И. Непомнящая и др.) подчеркивают большое значение использования игр и игровых приёмов в воспитании младших дошкольников. Математические представления лучше усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой форме. Поэтому образовательную деятельность нужно проводить в форме дидактической игры с использованием различных сюрпризных моментов (неожиданное появления «гостей», игрушек, предметов и т.д.). Следует также организовать разнообразные игры с активными движениями, стремиться к тому, чтобы в игровом действии по возможности участвовали все дети. Большое значение в развитии элементарных математических представлений имеет работа с раздаточным материалом, умения выполнять действия в определенной последовательности.
Изучив теоретические подходы к проблеме, можно сказать о том, что использование х игровых приемов в математическом развитии дошкольников необходимо, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка, в ходе которой происходит наиболее качественное усвоение и сохранение материала, который в последующем будет служить базой для более эффективного развития всех сторон личности ребенка, поскольку дошкольник может свободно удовлетворять в ней свои потребности. В игре развиваются наиболее важные свойства всех психических процессов, без которых в последующем может быть задержан и затруднен процесс обучения ребенка.
Игровые приемы наиболее интересны тем, что она заставляет думать, предоставляет возможность проверить и развить свои способности, заставляет стремиться быть первым, самоутвердиться, развить настойчивость, стремление к успеху, однако, не стоит забывать про принципы педагогики, одним из которых является индивидуальный подход.
Таким образом, игровые приемы обучения – это комфортные для дошкольника способы развития, обучения, целью которых является упрощение перехода к учебным задачам.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что обучение математике не превращается в механическое «натаскивание» ребенка к запоминанию по отдельным понятиям, а становится увлекательным, естественным для ребенка процессом. Процесс обучения, благодаря игровым приемам обучения, использованию в работе с детьми дидактических игр, более содержателен и интересен для детей.
Характеристика содержания математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
В дочисловой период обучения в ДОО дети осваивают различные действия с совокупностями: образование множества предметов, дробление на составные элементы, выделение из них отдельных предметов, группировка по свойству, характеризующему данное множество, определение принадлежности или непринадлежности элемента к данному множеству, нахождение количества предметов, адекватного предъявленному образцу, осуществление количественного анализа предметов окружения, сравнение совокупностей предметов.
Дети постигают содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.
Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста:
- Развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностей);
- Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений;
- Овладения детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
- Развитие точной аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребенка;
- Развитие активности и инициативности детей;
- Воспитание готовности к обучению в школе: развивать самостоятельность, ответственность, умения самоконтроля и самооценки.
В процессе обучения у детей 3 лет далее формируется представление о предметных разночисленных совокупностях: один, много, мало (в значении несколько). Они постепенно овладевают умением различать их, сравнивать, самостоятельно выделять в окружающей обстановке.
Такой подход является подготовкой детей к формированию представлений об отношениях «равенство» и «неравенство» и включает:
- Овладение умением сравнивать совокупности предметов путем непосредственного сопоставления элементов «один к одному» (т. е. фактически умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами);
- Определение равночисленности и не равночисленности множеств;
- Овладение приемами наложения и приложения;
- Понимание независимости количества (в пределах 5) от способа расположения предметов в пространстве, формирование представлений об инвариантности (неизменности) этого количества;
- Воспроизведение множества предметов, движений, звуков (заданном в образце количеством 1-5);
- Установление равенства и неравенства количества предметов. Освоение отношений равенства и неравенства (поровну, больше, меньше) способом поэлементного сопоставления является непосредственной подготовкой к овладению счетом.
У детей 3 лет формируются представления о единичности и множественности объектов и предметов. В процессе упражнений, объединяя предметы в совокупности и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый отдельный предмет и группу в целом. В дальнейшем при знакомстве с числами и их свойствами это помогает им освоить количественный состав чисел.
Дети учатся образовывать группы предметов по одному, а затем и по двум-трем признакам – цвет, форма, размер, назначение и др., подбирать пары предметов. При этом образованное определенным образом множество предметов дети воспринимают сак единое целое, представленное наглядно и состоящее из единичных предметов. Они убеждаются в том, что каждый из предметов обладает общими качественными признаками (цвет и форма, раз мер и цвет).
Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. От понимания выделенных признаков как свойств предметов старшем дошкольном возрасте дети переходят к освоению общности по количеству. У них формируется более полное представление о числах.
В процессе разнообразных практических действий с совокупностями дети усваивают и используют в своей речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет (ничего нет), мало, такой же, одинаковый (по цвету, форме), столько же, поровну; столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из всех.
Детей следует приучать объяснять способ выполнения действия, например: «Возьму еще один и положу…», «Стало…», «Становится меньше…», «Каждому зайцу дали по морковке…», «Всех кукол угостили конфетами…», «Этот кружок лишний, он мне не нужен…», «Квадратов не хватило, значит, их меньше…», «Постучал столько же раз…» и т. д.
Объяснение своих действий требует от детей использования в речи не только простых, но и более сложных предложений с союзами а, и, отрицанием не, частицей чем: «В шкафу много игрушек, и на полу много», «Большие и маленькие шары положили в коробку», «Красные шары положили в красную коробку, а синие – в синюю», «Здесь красные флажки, а этот не красный», «Мишек меньше, чем кукол».
Педагог в процессе обучения использует вопросы, выражения, отражающие количественные изменения, оценку, которые в конкретной ситуации в ходе выполнения практических действий доступны и понятны детям: «Сколько?», «Как узнать, поровну ли?», «Возьми столько же», «Проверь, здесь столько же, сколько там?», «Возьми мало», «Одинаково по количеству», «Постучи в домик столько же раз, сколько хлопков ты слышал», «Убери лишнее», «Сделай поровну», «Накладывали», «Прикладывали», «Расставили парами» и др. Дети понимают смысл этих выражений, выполняют задания, представленные в словесной форме. Эти же выражения педагог применяет при обобщении детских ответов, выделении способов осуществления практических действий.
Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами:
- Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества – самостоятельности в решении интеллектуальных задач.
- Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующее проявление интеллектуально-творческих способностей.
- Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и на логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развивать те структуры мышления, на основе которых в последствие будет формироваться основные математические понятия.
- Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.
Уровень освоения математических представлений во второй младшей группе:
Количество и счет:
- Учить выделать из группы предметов один однородный.
- Различать понятие «по одному», «ни одного».
- Находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке.
- Понимать вопрос «Сколько?»
- При ответе уметь пользоваться словами «много», «один».
- Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов.
- Знакомим с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
- Понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
Величина:
- Учить сравнивать предметы контрастных (одинаковых) размеров.
- Учить при сравнений величины предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения.
- Учить обозначать результат сравнения словами:
Длинный – короткий одинаковый (равные по длине).
Широкий – узкий одинаковые (равные по ширине).
Высокий – низкий одинаковые (равные по высоте).
Большой – маленький одинаковый (равные по величине).
Форма:
- Учить детей различать геометрические фигуры:
- Круг;
- Квадрат;
- Треугольник.
- Учить обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.
Ориентировка в пространстве:
- Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, правая рука, левая рука и др.).
- Учить отличать пространственные направления от себя:
- Впереди – позади (сзади);
- Вверху – внизу;
- Справа (слева) – направо (налево).
Список литературы
- Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2015г.
- Белошистая, А. В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 4-5 лет – Айрис-Пресс, 20012 г.
- Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 3–4 лет. Книга 2: Задания для индивидуальной работы с детьми. М.: ВЛАДОС, 2016г.
Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 3–4 лет. Книга 2: Задания для индивидуальной работы с детьми. М.: ВЛАДОС, 2016г.
- Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет – М.: Просвещение
- Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет. ФГОС ДО –Сфера, 2018 г
- Леушина, А. М. Развитие представлений о множестве в раннем детстве / А.М. Леушина // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург: ЛНПК «АРК», 2010г.
- Менчинская, Н. А. Пути формирования первоначального понятия о числе у детей до школы / Н.А. Менчинская // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург: ЛНПК «АРК», 1994г.
- Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду: (формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя детского сада / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1985г.
- Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. / З.А. Михайлова. – М.: Просвещение, 1990г.
- Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.