«Семья с ограниченными возможностями здоровья»

ФИО: Широкова В.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3876
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: «Семья с ограниченными возможностями здоровья»
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



 

Эссе

«Семья с ограниченными возможностями здоровья»

Семья — самая важная вещь в жизни.
На днях я буду в больнице посреди четырех стен вокруг меня.
И единственные люди, которые будут со мной — моя родня.

Роберт Берд

 

Семья является первичным институтом социализации. Это некий микросоциум, в котором не просто живет ребенок, это процесс формирования его нравственных качеств, идеалов, ценностей, умения общаться и существовать в социуме.

Каждый из членов семьи вкладывает определённый «кирпичик» в развитии ребенка, что определяет его успешность, развитие социальных навыков и качеств.

Психологическая обстановка, которая складывается внутри семьи – определяет отношение ребенка к миру.

Из понятия «семья» формируется такой феномен, как «родительство». Это не просто номинальное название «мама» и «папа». Это умение взаимодействовать с ребенком, проявлять заинтересованность к его жизни.

Грамотное родительство – моральная зрелость подрастающего поколения. Это передача таких качеств, как ответственность, осознанность, адекватное поведение и т.д.

Это некий механизм, который никогда не сможет работать без определенных компетентностей. Речь идет о психологических и педагогических знаниях, без которых процесс воспитания не может носить «нормальный» характер.

Семья ребенка с ОВЗ – особая каста, которая на своем пути развития проходит множества препятствий.

Одно из них – диагноз ребенка, возможно, единственного и любимого. Его готовы оберегать всю жизнь, лишь бы никто не смог нанести ему психологическую травму. Но правильно ли это? 

Многие молодые родители, как только слышат о том, что у ребенка есть индивидуальные особенности, впадают в панику. Они не готовы принять диагноз, не готовы жить и смириться с ним.

Но, если отбросить инстинкты «идеального родителя», то сразу становится понятно – родители совершенно не знают, как воспитывать ребенка, как привить ему необходимые для жизнедеятельности качества.

И вот он тупик, развилка. Как же быть родителям особенного ребенка?

При анализе данной проблемы мы четко видим следующее – взрослые не знают основ семейной педагоги и психологии, не знают «особенностей» своего ребенка и уверены в том, что они совершенно одни.

Чего бояться родители? Все просто – реакции социума. Отношение родителей к дефекту – начальный уровень проработки ситуации в семье. Страх, стыд, негативные чувства, обвинения и  многие другие деструктивные формы поведения – шаг в никуда. Родители намеренно «исключают» свою семью из социальной структуры, тем самым ограничивая и себя, и ребенка.

На данный момент стал очень популярен термин «семья с ограниченными возможностями здоровья». Я совершенно не понимаю его значения. Семью, как ячейку общества никто ограничить в каких – либо функциях просто не может. Родители сами предъявляют себе заранее непроходимые и нерешаемые проблемы.

Давайте представим, что кто – то запрещает вам надевать джинсы с дырками. Это не прилично и неприемлемо, говорит нам социум. Но вы, наплевав на чужое мнение, продолжается их носить. А через месяц 8 из 10 молодых людей будут делать тоже самое. Это же модно!!!!!

Тогда почему родители должны прислушиваться мнения о том, что их ребенок с особенными потребностями должен сидеть постоянно дома и не показываться людям. Почему семья должна полностью закрыться от людей и каких – либо социальных взаимодействий. 

Возможно, мой пример покажется кому – то не совсем уместным в рамках заявленной темы. Но он достаточно понятен и раскрывает сущность происходящего явления – когда родители ставят себя в какие – то рамки из –за окружающих людей, из – за их некомпетентного и субъективного мнения.

Безусловно, ребенок с ОВЗ требует особых усилий и навыков, оборудования и помощи специалистов. Но это не значит, что его особенные потребности должны ставить родителей в «тупик». 

Ребенок – ценность общества. Это гарант его развития в целом. Маленький человек должен познавать этот мир, преобразовывать его. 

Родителям необходимо найти «золотую середину» в воспитании ребёнка с ОВЗ. Исключить гиперопеку и неадекватные завышенные требования. Необходимо выработать такие способы общения и взаимодействия с ребенком, чтобы он стал полноценным членом общества. Ведь, семья – отправная точка в социализации.

Подводя итог всему выше сказанному, необходимо сказать о том, что основная задача родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – сделать все, что он свободно мог существовать в социуме. 

Чтобы семья открыто взаимодействовала с окружающими, не ставя себя в рамки и не закрываясь от всего мира.