Формирование эмпатической культуры у обучающихся

ФИО: Феоктистова К.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3881
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Формирование эмпатической культуры у обучающихся
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



 

 

Формирование эмпатической культуры у обучающихся

Доклад Феоктистовой К.А. 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Формирование эмпатической культуры у обучающихся……………….……4

Заключение………………………………………………………………………6

Список использованной литературы…………………………………………..8

Эмпатия – это отклик, острое внутреннее реагирование на чувства и эмоции других людей.

                            Э. Титченер

Введение

В соответствие с ФГОС ООО перед школой ставится задача сохранения и укрепления психологического и физического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство в школе» определена одна из основных задач уроков искусства: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся. Предмет «Изобразительное искусство» является одним из тех предметов который априори несет здоровьесберегающую нагрузку. Даже если не упоминать о психологической составляющей: большая подвижность чем на др. уроках, отсутствие напряженного умственного труда, смена видов деятельности, большой процент времени выделяемый на практическую работу дают возможность обучающимся «выдохнуть» перед уроками математики, физики и др. Тем не менее некоторые приемы и методы позволяют усилить здоровьесберегающую составляющую. 

В 2021 г. школа вошла в число школ с низкими образовательными результатами. При составлении рискового профиля было выявлено, что одним из главных факторов рискового профиля является большое количество обучающихся с потенциальной учебной неуспешностью. Это дети из неблагополучных семей, дети, для которых русский язык не является родным(родной-цыганский), дети, чьи родители вынуждены работать в других регионах, дети с девиантным поведением. Мы видим такие последствия как низкая успеваемость, поведение, порой граничащее с противоправным. Но часто не замечаем причину: эмоциональное голодание, отсутствие доверительных отношений и как следствие неразвитую эмпатию. Поиск выхода из сложившейся ситуации привел к пониманию, что именно уроки искусства способны разбудить в ребенке чувства сопереживания, умение концентрировать внимание на ощущениях и эмоциях.

 

                    Формирование эмпатической культуры у обучающихся

А.А. Бодалев, советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития считал, что, «будучи по своей природе социальным явлением, эмпатическая культура на уровне индивидуальной формы бытия предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений». Всё это успешно практикуется на уроках искусства.

Компоненты и критерии рaзвития эмпатии

  1. Эмоциональный- отклик о переживаниях другого челoвека: это пассивное сочувствие, форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала, сострадание отрицательным эмоциям другого, чувство радости за положительные эмоции другого, спoсoбнoсть распознавать и понимать эмоциональные состояния другого
  2. Когнитивный- спoсoбнoсть поставить себя на место другого, понять причины, которые могли вызвать то, или иное эмоциональное состояние другого; спoсoбнoсть «мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого»
  3. Действенный – спoсoбнoсть в процеccе деятельности субъекта эмпатии корректировать сложившееся у него представление о переживаниях другого; спoсoбнoсть использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого челoвека; помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого (стремление к оказанию помощи)

На первом этапе применяются упражнения, направленные на развитие эмоциональной эмпатии: зарисовки «Какого цвета лето», «Царство теплых цветов», «Королевство холодных красок», «Прогулка под зонтом», знакомство с творчеством художников-импрессионистов, беседа «Образ матери в искусстве». Ставя перед собой цель-получить эмоциональный отклик, стоит осознавать, что ребенку трудно понять то, что хотел донести художник до зрителя если он не знает истории создания полотна, сюжетных линий, исторической основы. 

Итак, тема «Образ матери…». Предлагаю познакомить учеников со следующими произведениями:

-Микеланджело «Пьета»-как пример матери, пожертвовавшей сыном ради человечества;

-Рафаэль «Сикстинская мадонна»-нежность и жертвенность;

-К.Петров-Водкин «Петроградская мадонна»-материнство в мире, где все рушится, остается только вера в продолжение жизни;

-С. Герасимов «Мать партизана»-гимн силе и героизму русской женщины.

Глаза этих матерей, лучащиеся любовью, нежностью и в то же время наполненные страхом за своих детей непременно найдут отклик. Но прежде, дети должны услышать библейские сюжеты, узнать о хаосе в который была ввергнута Россия после революции, о миллионах погибших на войне.

Далее переход к развитию когнитивной эмпатии. Это возможно при изучении творчества русских художников 19 в. Мне кажется, что картины Левитана, Перова передают всю грусть, а порой и какую-то отчаянную печаль русской души. «Владимирка», например, заставляет сопереживать, слышать стоны и звон кандалов будучи пейзажем. Какими бы юными не были зрители, они поймут весь ужас, который испытывает Иван Грозный, изображенный И. Репиным в момент смерти сына. Не зря художник пошел против исторической правды что бы усилить эмоциональное воздействие. Кстати, это была первая картина, подвергшаяся цензуре. Александр III запретил ее показ.

Не стоит думать, что только картины с драматическим сюжетом способны вызвать эмоциональный отклик. Ф. Малявин «Вихрь»-буйство красного цвета захлестывает, уносит в радостный хоровод, захватывает каждого. Даже репродукция поражает воображение. Оригинал же и вовсе обдает зрителя энергией, сравнимой с взрывной волной.

И последний этап – развитие действенной эмпатии.

Картины русских художников с историческими сюжетами-всегда пример такой эмпатии. В. Суриков «Боярыня Морозова»-целая галерея эмоций. Когда-то в детстве я прочитала статью в журнале «Юный художник». Прошло много лет, а меня до сих пор поражает юродивый с такой болью в глазах, посмеивающиеся бояре, напуганные горожанки и конечно, возвышающаяся над всеми с горящими непримиримым огнем глазами, героиня полотна. Каждый раз приходя в Третьяковскую галерею я всматриваюсь в эти лица и вновь вспоминаю статью из старого журнала. Искусствовед не просто описал картину, он сумел добиться катарсиса. И это было удивительное переживание для меня, тогда маленькой ученицы художественной школы. Теперь это одна из задач которые я ставлю перед собой идя на урок. Решить ее очень сложно. Но русское искусство дает нам всем шанс переживать катарсис при каждой встрече с ним. 

Знакомя учеников с картиной А. Иванова «Явление Христа народу» всегда начинаю с небольшой преамбулы. Однажды, в галерее наблюдала как из зала в зал «носилась» толпа туристов-итальянцев, они восторженно кричали, взывали к богоматери («О, мама миа»), хлопали экскурсоводу. Стремительно ворвались в следующий зал, готовые к новой порции восторгов и вдруг замерли, будто споткнулись о невидимый барьер, затихли. Что их остановило? Версии возникают разные, вплоть до того, что возмутилась смотрительница. И вот наступает момент, когда можно представить картину, дети могут увидеть все величие Христа, страх язычников, спокойствие и веру христиан, бессилие воинов. И возникают вопросы и зарождается интерес.

Еще об одной мимолетной встрече в Третьяковке всегда рассказываю своим ученикам. Очень пожилая католическая монахиня еле брела из зала в зал. Она была очень больна и катила перед собой огромную тележку с несколькими медицинскими аппаратами, они мигали разными огоньками, гудели, передавали ей через трубочки саму жизнь. Монахиня останавливалась перед полотнами великих русских художников и казалось, что они так же дают ей силы сделать еще один вздох, прожить еще минуту, испытать вновь счастье встречи с искусством. 

 

Заключение

Здоровье (полное психологическое, духовное и физическое благополучие) невозможно без развитой эмпатии, а в современном обществе это уже проблема не отдельной личности, а целых поколений. Решать ее можно и силами искусства, научить этому невозможно, можно только приоткрыть свои чувства, поделиться своими переживаниями и обязательно хоть одна душа откроется вам навстречу!

Трудно дать методические рекомендации, которые помогут сформировать эмпатию. Нет четких правил, никто не придумал методичек и диагностических материалов. Но есть понимание того, что человек остается таковым пока он эмпатичен. Воспитать такого человека могут только те, кто сам умеет и не стесняется проявлять эмоции.  И не столь важно восторг ли это от решенной задачи или каллиграфического почерка, огорчение от неудачного опыта или несданного норматива. Главное для учителя сегодня суметь сохранить свою способность к эмпатии и передать ее детям. В основе – прежде всего умение слушать. 

Психологи советуют:

-начните беседу с того, с чем вы согласны, это позволит расположить к себе партнера, сделать его ближе, вызвать доверие;

-избегать самоуверенности, не ставить себя выше оппонента, это сразу разрушит контакт;

-использовать весомые аргументы, а не принуждение и давление;

-не навешивать ярлыков;

-вести диалог, не превращать беседу в монолог, не давая высказаться второй стороне;

-собираясь высказаться, возразить, убедитесь, что правильно поняли услышанное, для этого помогут техники активного слушания;

-если возникает необходимость высказать критику, сначала скажите что-нибудь приятное, затем критическое замечание и закройте его снова приятным — это позволяет избежать сопротивления.

Будет ли сформирована действенная эмпатия у наших учеников? Проявление сочувствия, желание помочь, сопереживание-это дефициты нашего времени. И если мы не донесем до наших детей, что жизнь одна, и не возобновляется как в компьютерной игре, что боль надо разделять, а не причинять как герои боевиков, что человечество давно придумало правила морали, по которым надо жить – возможно они никогда об этом не узнают. Особенно нуждаются в этом те ребята которые уже оказались в тяжелой жизненной ситуации, уже столкнулись с жестокостью и злом.