Отчет о работе педагога-наставника Ефимченко Татьяны Вячеславовны
с молодым специалистом, учителем технологии
Булгаковым Дмитрием Вячеславовичем
за 2023-2024 учебный год.
Сведения о молодом специалисте
Фамилия, имя, отчество: Булгаков Дмитрий Вячеславович
Образование: среднее профессиональное
Педагогический стаж: первый год работы
Место работы: МБОУ СОШ № 37 г. Орла
Должность: учитель технологии
Предмет: технология
Квалификационная категория: молодой специалист
Сведения о педагоге – наставнике
Фамилия, имя, отчество: Ефимченко Татьяна Вячеславовна
Образование: высшее
Педагогический стаж: 26 лет
Место работы: МБОУ СОШ № 37 г. Орла
Должность: учитель технологии
Предмет: технология
Квалификационная категория: высшая
Работа с молодым специалистом на 2023-2024 учебный год планировалась на основе требований к молодым специалистам и с учетом данных рекомендаций. Исходя из этого, были определены и поставлены задачи:
Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Задачи:
- обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности;
- определить уровень профессиональной подготовки;
- способствовать становлению профессиональной деятельности педагога;
- формировать и воспитывать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании;
- помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Планируемые результаты:
- адаптация молодого специалиста
- повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
- совершенствование системы методической работы;
- овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы;
- использование в работе инновационных технологий.
Для реализации плана было организовано наставничество.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
Содержание деятельности:
- Диагностика затруднений у молодого специалиста и оказание помощи на основе его потребностей.
- Посещение молодым учителем уроков творчески работающих учителей.
- Планирование и анализ деятельности.
- Инструктаж по составлению рабочей программы, тематического планирования, по ведению школьной документации.
- Помощь в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
- Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной деятельности учащихся.
- Создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителя.
- Подведение итогов работы. Выявление профессиональных затруднений.
Формы работы:
- Индивидуальные консультации;
- Посещение уроков;
- Беседы.
На начало учебного года была проведена беседа с целью выявления затруднений у Дмитрия Вячеславовича, совместно разработан план работы по направлениям:
– Изучение обновленного ФГОС ООО;
– Планирование и организация работы по предмету;
– Работа со школьной документацией;
– Самостоятельная работа по теме самообразования;
– Работа по совершенствованию профессиональных навыков;
– Участие в заседаниях методического объединения.
В рамках адаптационного периода и предупреждения ошибок по ведению документации и заполнению ВШ проведено консультирование, даны рекомендации.
Было организовано изучение документов по обновленным ФГОС ООО. Обсуждали подготовку и участие учащихся в олимпиадах, конкурсах.
Выбрали тему по самообразованию педагога: «Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии в условиях реализации обновленных ФГОС ООО».
Обсуждали возможность прохождения курсов повышения квалификации, прослушивания вебинаров, конференций по предмету технология. Участия в семинарах и дистанционных конкурсах самого педагога и его учащихся.
Осуществлялась помощь по подбору материала к урокам (по запросу учителя).
В первом полугодии педагог-наставник посетил ряд уроков: «Техносфера и её элементы» 5 класс; «Геометрическое черчение. Правила геометрических построений. Стандарты оформления» 6 класс; «Народные промыслы по обработке металла» 6 класс.
Посещение уроков молодого специалиста с целью ознакомления с методикой преподавания и оказания методической помощи в начале учебного года выявил типичные затруднения:
– составление технологических карт урока или поурочных планов;
– распределение времени на этапах урока;
– формулировка целей и задач урока;
-аргументированное выставление оценок за урок.
С целью решения данной проблемы была проведена консультация, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;
- Актуализация учениками своих знаний;
- Поиск решения проблемы учениками;
- Применение знаний учениками;
- Рефлексия.
Кроме того, нами были рассмотрены
- современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
- формы работы с обучающимися на уроке;
- система оценивания полученных результатов.
Во втором полугодии наставник посетил уроки: «Профессия. Специальность. Должность» 8 класс. Дмитрий Вячеславович провел урок в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО.
Педагог-наставник провел беседу по итогам года (успеваемость, качество выполнения программы, анализ промежуточной аттестации).
Совместно организовали выставку-отчет по итогам промежуточной аттестации учащихся 8 классов.
Анализируя работу с молодым специалистом, можно сделать вывод, что все задачи, запланированные на этот учебный год, были выполнены. У Дмитрия Вячеславовича остались трудности с составлением технологических карт урока. Учитель всегда качественно готовился к урокам, всегда прислушивался и выполнял рекомендации педагога-наставника.
Рекомендации Булгакову Дмитрию Вячеславовичу:
- Продолжить повышать свой профессиональный уровень:
- Изучать методическую литературу по педагогике и психологии, по предмету технология.
- Использовать различные формы и методы обучения на уроке, привлекать учащихся к постановке цели и задач, формировать у учащихся умения самостоятельно добывать информацию, работать в парах, группах.
- На уроках использовать различные виды деятельности, развивать умения выявлять закономерности, выделять главное.
- Планировать занятия с увеличением самостоятельной деятельности учащихся при контролирующей, а не ведущей роли учителя.
- Посещать уроки более опытных коллег;
- Продолжить работу по теме самообразования;
- Принимать активное участие в работе МО.
Выводы по работе наставника:
- Продолжить работу по созданию условий для совершенствования педагогического мастерства через консультации, беседы, посещение уроков.
- Активизировать работу по теме самообразования.
Ефимченко Т.В. _____________________________________