Творческий проект «Знакомство с русским народным праздником Кузьминки»

ФИО: Дмитриева Н.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3889
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад “Светлячок”, город Абакан.

Творческий проект

«Знакомство с русским народным праздником Кузьминки».

(подготовительная к школе группа ).

Авторы: 

Дмитриева Наталия Геннадьевна 

музыкальный руководитель1 категория,

педагог дополнительного образования – хореограф 1 категория

Ужакина Ольга Александровна.

Актуальность

На современном этапе перед системой образования стоит задача приобщение новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение её в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое –  это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор. 

Участие детей в календарных обрядах – школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев

Даннный проект является одной из форм по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере святых Кузьмы и Демьяна (Косма и Дамиан), которых почитали на Руси, показываем, что в народе ценилась честность, мастеровитость.

 

Проблема: Дети ничего не  знают о народном празднике «Кузьминки».

 

Вид проекта: информационно-творческий

 

краткосрочный (со 2 ноября по 11 ноября)

 

Участники проекта

дети подготовительной группы, 

воспитатели,

музыкальный руководитель, 

педагог-хореограф

родители.

 

Цель проекта:

Приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русским народным праздником.

 

Задачи: 

Образовательные:

формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора на примере православного праздника «Кузьминки»;

– активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

-обогащать словарь детей старинными названиями осенних месяцев, приметами сзязаными с этим праздником;

развивающие:

-развивать интерес детей к малым фольклорным жанрам – прибауткам, пословицам и поговоркам, к народным играм;

– вызвать интерес к русским народным праздникам;

расширять знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках; о труде и быте крестьян

воспитательные:

-воспитывать любовь к истории и традициям русской культуры;

-воспитывать уважение к труду людей;

-Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Методы и формы работы

Словесный метод (беседа, пояснения, чтение художественной литературы)

Наглядный метод (рассматривание картин, иллюстраций).

 Практический, игровой (разучивание и проигрывание русских народных игр, песен, танцев, игра на шумовых музыкальных инструментах) .

Ожидаемые результаты:

  1. Дети имеют представление о престольном празднике «Кузьминки».
  2. Знают и называют старинные профессии – кузнец, столяр, плотник, мастерица по вышиванию и рукоделию.

3.У детей появился интерес к русскому народному фольклору, к

народным праздникам, играм, забавам. 

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный

– Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

– Определение цели и задач проекта;

– Подбор литературы, пособий, атрибутов;

– Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

– Составление плана тематических мероприятий

  1. Основной – практический

– Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

– Совместная деятельность

– Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

– Обобщение результатов работы;

– анализ деятельности;

– народный обрядовый праздник.

II этап – основной – практический: 

 

Перспективный план

Дата проведения Тема, Цель: Совместная деятельность с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с родителями
2 ноября “Славься, Русь святая”! Развитие интереса к истории нашего народа.

Обогащение представлений детей о жизни наших предков

Беседа, просмотр презентации, слушание и разучивание русских народных песен: “Ой ты, прялица”, “На Кузьму Демьяна”. Рассматривание  книг, иллюстраций  по теме. Индивидуальные беседы о теме проекта.
3 ноября «Гости в дому, словно солнышко в терему”! Развитие интереса у детей к предметам старины, обогащение познавательного опыта Экскурсия в «Русскую избу», разучивание хороводного шага. Рассматривание предметов старины в мини-музее детского сада. Предложить родителям пополнить экспозицию русской избы предметами старины.
7 ноября «Наши ложки знает целый мир”! Приобщение детей к русскому народному творчеству Роспись ложки под хохлому, оркестр шумовых инструментов “Ой, калина”. Разучивание песни “Ложки деревенские”. Рассматривание, деревянной посуды расписанной под хохлому, раскрашивание (раскраски) Акция «Подари детскому саду красивую ложку»
8 ноября “Кузьминки по осени поминки”.

Развитие у детей интереса к истории русского народа, знакомство с историей возникновения праздника.

 

Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации. Игра с пением “Селезень”. Знакомство с танцем “Кадриль” Рассматривание иллюстраций  о празднике. Оформление папки передвижки «Кузьминки по осени поминки».
9 ноября “Русский народный костюм”.

Знакомство  детей с русским народным костюмом.

Виртуальное путешествие в музей русского костюма. Разучивание частушек “Дуйте ветры”. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных костюмов. Подготовка совместно с детьми сообщения  о русском народном костюме. “Что откуда появилось”.
10 ноября “Русский народный сарафан”

Приобщение детей к народному творчеству

Знакомство с особенностями женской русской одежды в форме видеопрезентации. Раскрашивание силуэтов народных сарафанов фотографии орнамента русского сарафана.
11 ноябрь Народный обрядовый праздник “Кузьминки”. Литературное, музыкально-игровое творчество. Совместное с детьми участие в празднике, исполнение ролей.
С 2-11 ноября “Русские  удальцы плотники и кузнецы”

 Пробуждение интереса к художественной литературе, расширение кругозора детей

Чтение произведений о старинных профессиях (кузнец, плотник, столяре), знакомство с пословицами и поговорками

 

 

3 этап – заключительный.

Презентация проекта

 

1.Оформление альбома «Золотая хохлома», «Русский народный костюм».

 

  1. Народный обрядовый праздник “Кузьминки”. (Приложение 1)

 

Приложение №1


Цель: Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с календарно-земледельческим праздником ремесленников «Кузьминки»

Задачи:

Образовательная: познакомить с народными традициями и обрядами – проводы осени и встреча зимы; рассказать о народном празднике «Кузьминки»; приобщить детей к народным традициям;

Развивающая : развивать фольклорное музыкальное творчество;

Воспитательная: воспитывать культуру празднования народных праздников.

 

Ход праздника:

 

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. В честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой. В народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками».

Ой, слышу, уже идут гости!

Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят девочки подг. гр.

 

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте, как дома!

Девочки: Добрый день в вашу хату!

Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

У нас для каждого найдется и словечко и местечко. Ой, богат будет стол сегодня всыпчину да вскладчину. Тут и каша, и лепешки! И пироги, и яички! А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Девочка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяйка: Скоро, скоро будут! А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть.

1-я девочка: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я девочка: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Девочки исполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица – кокорица моя»

3 девочка: У нас девицы – на все руки мастерицы. И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

4 девочка: тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

Игра «Кто быстрее нитки смотает?»

Раздается стук в дверь, заходят еще гости- мальчики подг. гр.

Мальчики: Добрый день, молодки-лебедки!

Девчата: Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Поют частушки: дуйте ветры.

 

Мал. Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Дев. 1: у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!

Дев. 2: Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.

Дев. 3:Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!

Дев. 4: Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем.

Мал. дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!

(мальчики кланяются)

Мальчик: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Реб. 1:Праздник этот ремесла,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья!

Реб. 2: Как этот праздник наступает,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Все дети исполняют народную песню «На Кузьму – Демьяна».

Хозяйка: милые мальчики, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

1 Мал. а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники, кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Хозяйка: они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.

2 мал. А еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Хозяйка: Ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!

3 мал. Хозяюшка! А вам работнички нужны?

Хозяйка: а что вы умеете делать?

Мальчик: а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите, какие инструменты музыкальные смастерили: вот ложки хохломские, бубны, трещотки озорные,

Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

Оркестр исп. рус. нар. песню «Ой, да калина”

 

Хозяйка. Ох, и развеселый вы народ!

Становитесь-ка в хоровод! Будем в «селезня» играть – крепко-крепко целовать!

Игра «Селезень» (все играют)

Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

  1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

  1. Стоит Антошка на одной ножке.
  2. Стоит бычок, подбоченивши бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит.

  1. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

  1. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка: А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики: а как же, вот принесли! (достают игрушечных курочек в корзинке и отдают девочкам.)

Девочки: ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

игра «Лавочка»

Хозяйка. А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:

  1. Какие труды… (такие и плоды);
  2. Семь раз отмерь… (один отрежь);
  3. Землю красит солнце, а человека… (труд);
  4. Красна птица пером, а человек… (умом);
  5. Под лежачий камень… (вода не потечёт);
  6. На печи заседать, хлеба… (не видать);
  7. Труд человека кормит… (а лень портит);
  8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).

Молодцы и пословицы знаете!

раздается стук в дверь, заходит дед Егор.

 

Дед: не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Хозяйка. Надо! Надо! заходи, дед Егор! Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Дед: ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли, а ведь сегодня его праздник! (достает чучело Кузьки) давайте его повеличаем!

(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)

Все поют: Милый наш Кузюшка! (дед роняет чучело)

Дед: Ох, упал родимый. Знать конец осени!

Хозяйка: пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили. Ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все(вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

Дед. Ну и мне пора! До свиданья, детвора! (Дед уходит и уносит чучело Кузьмы.)

Мальчики. Девчатам предлагается кадриль!

Девочки. Да мы с удовольствием!

танец «Кадриль»

Ведущая. За такое веселье – наше вам почтенье!

И ждет вас вкусное угощенье!

Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие,

Желаем успеха да радости, смеха!

Хозяйка. А теперь, детвора,

Всем в группу пора!