Я – Ужакина Ольга Александровна, педагог дополнительного образования, а именно – хореограф детского сада «Светлячок».
По роду своей деятельности мне не приходилось работать с детьми возрастного сегмента «от года до трёх», поскольку у них нет хореографии.
Но мне очень интересен это возраст, а также хотелось участвовать в инновационном проекте. Так я начала работать в качестве участника инновационной площадке, в основе которой – образовательная программа «Теремок».
Из множества пособий учебно-методического комплекта меня очень заинтересовало пособие «Развивающие игры и занятия малышей с дидактической куклой» на основе педагогической технологии «Поиграем с куклой».
Игра с куклой помогает сформировать такие нужные качества, как любовь, доброта, нежность, заботливость. Даёт возможность действовать и взаимодействовать, разговаривать, устанавливать эмоциональный контакт, познавать себя и окружающий мир.
Технология использования куклы представлена в тематических блоках с описанием увлекательных игровых ситуаций для детей раннего возраста, а так же различные стихи и потешки. Всё это помогает мне наполнить образовательные ситуации интересным для детей содержанием.
Основным условием для успешного освоения детьми культурного игрового опыта является развивающая предметно-пространственная среда, предоставляющая каждому ребёнку необходимые и достаточные возможности для его двигательной, предметной и игровой деятельности с различными материалами и игрушками. При этом взрослому отводится основное место как носителю и транслятору культурных ценностей.
В качестве средства мотивации во всех видах деятельности предлагаю использовать дидактических кукол – куклу-мальчика и куклу-девочку.
Увлечь ребёнка, неоднократными повторениями действий с предметами основная задача взрослого в данный период. Именно игровое подражание составляет характерную особенность игровой деятельности и игровой коммуникации детей раннего возраста, является важным механизмом освоения и закрепления тех или иных жизненно важных навыков.
Для этого ведётся работа с родителями и воспитателями в форме консультаций и различных памяток и буклетов.
Занятия провожу один раз в неделю в первой половине дня по 15 минут. Учитывая психофизиологические особенности детей раннего возраста, создаю условия для общения и взаимодействие с детьми как в групповой, так и в индивидуальной форме. Количество детей – участников игровых образовательных ситуаций может меняться с учётом уровня развития каждого ребёнка и освоения им содержания образовательных ситуаций.
Содержание каждой тематической недели выстроено в определённой последовательности и имеют следующие компоненты. Они представлены на экране.
В предлагаемой технологии «Поиграем с куклой» игровое взаимодействие осуществляется по спирали. Первый этап «Мы вместе», то есть это совместное действие «взрослый» – ребёнок.
Второй этап «Попробуй сам», это совместно-разделённое действие.
Третий этап «Научи куклу сам», самостоятельное действие. При этом важно понимать, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребёнка или куклы и умеющего взрослого.
Опыт показывает, что игровые действия с куклой, демонстрируемые и поясняемые взрослым, не только увлекают детей, но и вооружают их способами поведения. Это особенно важно для детей раннего возраста.
Данное пособие позволит взрослому организовать развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста, а ребёнку поможет ощутить себя умелым и самостоятельным. Игры с куклой при определённых условиях будут способствовать не только развитию познавательной деятельности ребёнка, но и становлению его личности, что необходимо для успешного перехода к новому социальному статусу дошкольника, а в дальнейшем школьника.