Методическая разработка урока
по курсу ОДНКНР «Семья – хранитель духовных ценностей»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье. Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Задачи:
- Формировать представления о роли семьи в традиционных религиях России: православие, ислам, буддизм, иудаизм.
- Обучать ведению учебного диалога в раскрытии значения семьи в жизни людей; организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи; обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
- Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Методы: частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, групповая(парная), фронтальная.
Оборудование: видеопроектор, презентация, видеоролик, ручки, раздаточный материал.
Формируемые УУД во время урока:
Познавательные:
-уметь найти(услышать) подтекстовую информацию. Владеть смысловым чтением, выделять главное. Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
-определять цель – проблему, выдвигать версии, работать с понятиями, использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач, уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
– понимать значение нравственности в жизни человека и общества.
Коммуникативные:
– развивать умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развивать навыки рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные :
-развитие саморегуляции;
-формирование навыков оценивания.
Личностные :
-уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей.
– уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются духовные ценности, получат возможность научиться работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: обучающиеся ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Ход урока
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
◦ Желаю (большой)
◦ Большого (Указательный)
◦ Успеха (средний)
◦ Во всем (безымянный)
◦ И везде (мизинец)
◦ Здравствуй (всей ладонью)
Здравствуйте, ребята. Желаю нам всем интересной и плодотворной работы.
II.Мотивация
Установка: подумать о смысле, заложенном в ролике https://yandex.ru/video/preview/4237750285378280122 (показ видеоролика о семье).
Обсуждение:
- Что нам хотел сказать автор?.
- Есть ли любовь в этой семье? Конечно. А еще понимание и поддержка. Это очень ценно для любого человека.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Обучающиеся формулируют тему урока). О семье и семейных ценностях.
Запишите в тетрадях тему урока: Семья и семейные ценности
Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? То есть каковы наши цели?
Цели: узнать
-Что такое семья?
-Что такое семейные ценности?
– Какие семейные ценности существуют в различных религиях?
III. Изучение нового материала
У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме». Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Что такое «семья»? (дети дают ответы)
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Работа со словарем В. Даля. Найдите в словаре значение слова «семья»?
Слово СЕМЬЯ – в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».
История слова «семья»
У каждого слова есть своя история. А, как вы думаете, как появилось слово «семья»? Помимо популярного мнения, что слово “семья” произошла от 7-я, есть еще одна гипотеза: слово семья произошло от слова “семя”, то есть появление детей, продолжение рода.
Послушайте замечательное стихотворение которое объясняет, как появилась слово семья.
«Семья»
Когда появилось слова «семья»?
Когда- то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,, Сейчас я тебе семь вопросов задам
– Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
-Кто их воспиттывает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
-Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Кто всех приласкает, украсит жильё?
«Я, я»,- тихо молвила Ева – Я,я….
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на земле появилась семья.
Что такое семейные ценности?
- Работа со словарем
Что такое семейные ценности? (дети отвечают) Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Давайте посмотрим в словаре: «Ценности – то, что человек ценит в жизни. Чему он придает особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность».
Что же может объединять семью? (дети отвечают)
Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение каких то правил ? В каждой семье свои ценности.
- Работа с иллюстрациями
К семейным ценностям относятся также и семейные традиции.Откройте учебник на с 65. О каких традициях семьи рассказывают иллюстрации? (Работа по цепочке)
- Работа с пословицами
– Вспомним пословицы о семье. Чему нас учит народная мудрость?
Задание: необходимо собрать пословицу, прочитать и объяснить о какой семейной ценности в ней говорится (Обучающиеся собирают пословицы из отдельных слов)
- Игра «Ромашка»
Детям раздаю лепестки, вырезанные из белой бумаги А4.
Задание: на лепестках написать семейные ценности. Из лепестков складывается ромашка семейных ценностей на доске (любовь, взаимопонимание, терпение, уважение, согласие, трудолюбие, верность, дружба). Каждый ученик выходит к доске, зачитывает то, что считает семейной ценностью, объясняет и приклеивает лепесток)
- Физминутка
– А сейчас поиграем в игру, которая называется “Моя семья”.
Встаньте. Слушайте внимательно и выполняйте задания:
– Присядьте те, – кто похож на маму?
– Потопайте те, – кто похож на папу?
– Покружитесь те, -кто похож сам на себя?
-Похлопайте те, -у кого есть сестрёнки?
-Покачайте головой те, -у кого есть братишки?
-Попрыгайте те,—– у кого есть и братишки и сестрёнки
-Поднимите руки те, — у кого пока никого нет?
-Похлопайте в ладоши —– кто любит свою семью и дорожит ею!
- Традиционные религии о семейных ценностях
Сейчас мы познакомимся с семейными ценностями разных религий. Будем работать парами.
Откройте учебники на с. 76. Вам нужно будет прочитать и выписать семейные ценности в тетрадь.
Ценности православной семьи
Ценности мусульманской семьи
Ценности в иудаизме
Ценности в буддизме
По окончании работы –обсуждение семейных ценности в православии, исламе, буддизме и иудаизме.
ВЫВОД: Семейные ценности в разных религиозных культурах совпадают.
VI Обсуждение притчи
– Я расскажу вам одну притчу.
Дело было в Китае. Жила-была одна семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
– Как вы думаете, какие это слова ? (Ответы учащихся)
«ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»
А в конце листа:
« СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
– И все?
– Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.
– Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
6.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Давайте сделаем вывод(один ученик)
7.Домашнее задание: рассказать или нарисовать рисунок о традициях своей семьи.