«Значение аппликатуры в изучении музыкального материала»

ФИО: Харланова, Кирягина И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3911
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: «Значение аппликатуры в изучении музыкального материала»
Итоговая оценка: 1 место,  81 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования 

«Детская музыкальная школа №17 им.С.З.Сайдашева» г.Казани

Методическая работа

Тема: «Значение аппликатуры в изучении музыкального материала»

   Преподаватель Закирова Х.Х.

                     г. Казань, 2024г.

Все мы знаем, что при обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура, которая помогает развивать ученика, как в техническом плане, так и в художественном: «Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с её смыслом» Г. Нейгауз.                                                                                              

Каждый ученик имеет свои возможности: музыкальные, технические способности. Учитывая это необходимо подбирать репертуар, ставить перед учеником посильные задачи. Мы часто сталкиваемся с серьёзными проблемами, когда не уделяем должного внимания одному из важных принципов методики обучения игре на фортепиано – аппликатуре. Необходимо выработать у ученика аппликатурную дисциплину. Это надо воспитывать с самых азов игры на инструменте. А в дальнейшем постоянно совершенствовать. 

Первый принцип – принцип физического удобства данной руки.                                        

Второй принцип – гибкость, изменчивость («вариантность») аппликатуры в связи с духом, характером, фортепианным стилем данного автора. 

Третий принцип – подчинён двум первым. Это принцип удобства аппликатуры для данной руки (данного аппарата) в связи с его индивидуальными особенностями с учётом характера и стиля данного произведения.

Пианист, обладающий даже самой небольшой и неудобной рукой, всегда сможет соблюдать первый и второй принципы аппликатуры, если он понимает и имеет хорошую пианистическую культуру. Но соблюдать он их будет, пользуясь своими личными индивидуальными средствами, воплощая, таким образом, третий принцип.

Нейгауз пишет, что все опытные пианисты умеют при случае заменить одну аппликатуру на другую. Но выучить надо одну, твёрдо установленную, наилучшую из возможных. Мышечная память играет огромную роль и ею не надо пренебрегать.

Пианист, пишет Г. Нейгауз, пользуется двумя родами памяти – музыкальной (духовной) и мышечной (телесной). Первая, конечно, важнее. Это хозяин и организатор, но без второй тоже не обойтись. Это исполнитель, облегчающий работу хозяину. При этом надо помнить, что нельзя заучивать механически без участия головы и слуха. Голова не должна помнить хуже, чем пальцы, не должна спать, когда пальцы что-то делают. Бывает и наоборот- голова – «крепкий хозяин», но «слуга» (рука) неисправен, не выполняет приказа хозяина. Разграничить функции хозяина и работника, определить кто же виновен в происшедшей аварии, не всегда легко, но всегда возможно. Так считает Г. Нейгауз.

В заключении методического сообщения об аппликатуре Г. Нейгауз говорит, что самая лучшая аппликатура для него – это уртекст И. С. Баха, и «12 этюдов» К. Дебюсси, где кроме «голых нот», ничего нет. Пианист, знающий музыку, себя и фортепиано, считает Г. Нейгауз, легко сумеет подобрать нужную аппликатуру. Это результат хорошей школы, опыта и инстинкта. Эта роль в работе с учениками отводится преподавателю, так как мы пока, на первых порах, не можем полагаться на правильный выбор аппликатуры ученика без нашей помощи.

В. Либерман так же пишет, что выбор аппликатуры имеет немаловажное значение в технической работе, что аппликатуру надо выбирать сознательно. Далее он говорит, что во время первых проигрываний пьесы или этюда многим не до аппликатуры. Во время занятий в медленном темпе – тоже. Так заучивается неверная, порой «варварская» аппликатура. И только в дальнейшем, при переходе к настоящему темпу, обнаруживается её непригодность. Начинается переучивание пальцев – работа, отбирающая много нервной энергии и времени. Мы все знаем, что переучивать аппликатуру значительно труднее, чем сразу заучивать верную. В этом надо убедить и ученика. 

Аппликатуру нужно выбирать в начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо изучить редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать все то, что написано в нотах. Встречаются (и нередко) неудачные, неудобные и антихудожественные (противоречащие художественному смыслу музыки) аппликатуры.

Е. Либерман приводит принципы аппликатуры Г. Нейгауза и прибавляет несколько своих советов:

1). Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе (тут можно поспорить с этим высказыванием, учитывая возможности наших учеников). Далее он говорит, что, если какой-то отрывок вызывает сомнения, следует поучить его немного и попробовать сыграть его в быстром темпе одной, потом другой аппликатурой. Затем соединить этот отрывок с предыдущим и последующим отрывками. Если аппликатура удовлетворяет, записать её.

2). В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся значительно реже. Но необходимо учитывать особенности музыки, так как аппликатура должна соответствовать характеру музыки.

3). Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной. Все знают аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но, несмотря на это нарушают их. Особенно часто приходится сталкиваться с заменой слабого четвёртого пальца с сильным третьим пальцем в арпеджио.

Подобные случаи встречаются и в аккомпанементах. Учащиеся также неохотно употребляют пятый палец в басах на чёрных клавишах, боясь не попасть на него. Это заблуждение. Пианисты знают, что на чёрные клавиши попасть легче, чем на белые, если ставить палец поперёк ставить палец поперёк чёрной клавиши.

Нельзя играть случайными пальцами при исполнении отрывков на стаккато. Игра такими пальцами становится корявой, одна рука мешает другой. Всё это приводит к суетливости. В отрывках на стаккато надо выбирать аппликатуру, как и всюду. Я прошу ученика поучить этот отрывок на легато, чтобы каждый палец «нашёл» своё место. Затем можно переходить на стаккато.

Таким образом, учащемуся надо внушить, что хорошая аппликатура – серьёзная техническая работа.

Умение найти её приходит с опытом, а опыт накапливается в процессе сознательной работы. 

                        Что предлагает Г. Коган?

Он также говорит о том, что аппликатура проверяется при настоящем исполнении, нужно обязательно прикинуть её в быстром темпе. Полезно также поиграть пассаж в обратном направлении, с конца к началу. Это иногда помогает нащупать скрытые пороки первоначальной игры. Г,Коган из своей книги «У врат мастерства» цитирует, что неудобное может оказаться и предпочтительнее удобного, если оно точнее выражает, лучше доносит до аудитории намерения автора и исполнителя.

Изобретательность в данной области, способность находить остроумные аппликатурные решения трудных звуковых или моторно-технических задач – одна из характернейших примет пианистической одарённости и мастерства.

Что говорит В. Листова об индивидуальных особенностях пальцев?

Чтобы уметь владеть игрой, нужно постигнуть природу пальцев. Они очень различны по своим возможностям. Особенно много внимания требует к себе первый палец, в котором мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов. Это должно войти в привычку, когда палец под ладонью даже в жизни. На привычке много основано. Важно, чтобы первый палец «не уходил» с клавиатуры, когда играют другие пальцы. Играющий палец уводить с клавиатуры нельзя.

Рука – это аппарат, удивительный по своей природе. Во время исполнения она может быть и помягче, и покрепче.

Когда мы играем на инструменте мы как бы «берём» клавиатуру пальцами. Кисть при этом свободна, она движется как будто на шарнирах. Пальцы у нас все разные. И «выравнивать» их можно только слухом, верным представлением о звуке. Плюс к этому можно добиться хорошего ровного звука тогда, когда все пальцы находятся в одинаковом положении к клавиатуре.

Первый палец – земледелец, способный к тяжёлой работе. Но наряду с этим он должен знать ощущение мягкости и подвижности.

Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способный к разнообразной деятельности.

Третий палец – занимает высшее положение в руке. Он выполняет организационные функции, олицетворяя собой конструктивные силы.

  Четвёртый палец – не столь свободен и самостоятелен по своему строению. Он отзывается неохотно, но очень ценный при игре кантилены. Это певец руки, по отношению к другим пальцам – он представитель искусства.

Пятый – это олицетворение детства, так сказать баловень руки.

Таким образом, пальцы для нас как члены общества. Они каждый требуют к себе особое внимание и ежедневной тренировки.                      

Для начинающих хорошо осваивать упражнения с середины клавиатуры, постепенно охватывая всю. Упражнения даются для организации руки. Самым обязательным комплексом упражнений являются гаммы, арпеджио, аккорды.

А. Алексеев о методике работы с учениками над аппликатурой.

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы аппликатуры. Возникают и новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур. 

Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти короткий путь к достижению цели. Он также обращает внимание на то, что необходимо с первых лет воспитывать у ученика сознательное отношение к аппликатуре. Важно бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Но в то же время обозначенная аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей.

Обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подряд, а лишь те обозначать, в отношении которых может возникнуть неясность. Также хорошо приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае. А для этого необходимо знакомить его с основными аппликатурными принципами. 

1). Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это важнейший и основной аппликатурный принцип.

2). Стремиться к естественной последовательности пальцев и приучать к этому с первых шагов обучения. 

3). В секвенционных построениях и в большинстве случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует большей быстроте прочности запоминания. И здесь надо не смущаться, что приходится использовать 1-й и 5-й пальцы на чёрных клавишах. 

4). При подборе пальцев обращать внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественно – собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука.

5). При выборе аппликатуры следует руководствоваться также естественным особенностям пальцев. 

6). Большой палец – наиболее «тяжёлый» – его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков. 

7). Четвёртый – там, где требуется некоторая утончённость звучания и т.д. Этот принцип аппликатуры был разработан ещё пианистами – романтиками. Знакомить с этим принципом можно уже продвинутых учеников, так как использование его требует уже владение инструментом. 

8). Большие трудности для учеников составляют места, требующие достижения максимальной связности при помощи пальцевого легато. В таких случаях подмена пальцев, придающая игре больше плавности.  

9). Существуют и более сложные приёмы аппликатуры для достижения легато: перекладывание пальцев, беззвучная их подмена на одной клавише, скольжение пальцев с клавиши на клавишу. Здесь важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. И также воспитывать нужное ощущение в кончиках пальцев: ни один палец не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмёт следующую. Выполнение этой задачи требует неустанного слухового контроля. Здесь на помощь придут упражнения Е. Ф. Гнесиной из книги «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники».

Литература:

  1. А. А. Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано»
  2. Л. А. Баренбойм «Фортепианная педагогика»
  3. Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры»
  4. Е. М. Тимакин «воспитание пианиста»
  5. Г. Коган «У врат мастерства»
  6. Е. Ф. Гнесина «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники»