Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

ФИО: Егорова А.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3921
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



УДК 373

А. Ю. Егорова 

Муниципальное бюджетное 

дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №11 «Ручеек» 

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением 

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» 

г. Чебоксары, Россия

  1. Y. Egorova 

Municipal budgetary

preschool educational institution

“Kindergarten No.11 “Rucheek”

of a general developmental type with priority implementation

of activities for the artistic and aesthetic development of children”

Cheboksary, Russia

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

Introducing preschool children to family traditions through joint 

activities with parents

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о приобщении детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями. Отмечается, что семья призвана не только поддерживать и передавать духовно-религиозную, национальную и культурную традиции из поколения в поколение, но и активно вовлекать детей в эти традиции. Совместная деятельность родителей и детей в различных занятиях, начиная с первого года жизни, выступает как доминирующий принцип совместного созидания социокультурного пространства. В этом процессе ДОУ могут играть вспомогательную роль.

Abstract. The article considers the issue of introducing preschool children to family traditions through joint activities with their parents. It is noted that the family is called upon not only to maintain and transmit spiritual, religious, national and cultural traditions from generation to generation, but also to actively involve children in these traditions. The joint activity of parents and children in various activities, starting from the first year of life, acts as the dominant principle of joint creation of a socio-cultural space. DOW can play a supporting role in this process.

Ключевые слова: приобщение к семейным традициям, совместная деятельность, работа с родителями, дети дошкольного возраста.

Keywords: familiarization with family traditions, joint activities, work with parents, preschool children.

Приобщение детей к семейным традициям является актуальной проблемой, обусловленной как теоретической неразработанностью этого аспекта, так и современным дефицитом нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Психолого-педагогические исследования показывают, что к концу дошкольного возраста существенный процент детей не достигает ожидаемого уровня нравственной воспитанности и социальной зрелости (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. А. Рояк, О. С. Богданова, В. И. Петрова, В. И. Верхов и др.). 

Семейные традиции формируют духовную атмосферу дома, включающую в себя распорядок дня, уклад жизни, обычаи и привычки всех его членов. Зарождение традиций следует начинать на раннем этапе создания семьи, когда дети еще не рождены или совсем малы. Они должны быть простыми и естественными, а не искусственными и надуманными. 

Чем более гармоничными и увлекательными были традиции в родительской семье, тем счастливее будет ребенок в дальнейшем. Ведь традиции становятся фундаментом для сплоченной и крепкой семьи, у которой есть будущее. 

Семейные традиции являются основой для формирования нравственных ценностей, социальной зрелости и взаимоотношений между детьми и родителями. Они способствуют развитию у детей: 

  • эмпатии и взаимопонимания, совместное участие в традициях помогает детям развивать сочувствие и понимать чувства других членов семьи, уважения и благодарности;
  • традиции воспитывают чувство благодарности родителям и другим старшим родственникам, осознание их вклада в благополучие семьи; 
  • ответственности и самоконтроля: участие в традициях прививает детям чувство ответственности за свои действия и поведение; 
  • патриотизма и национальной идентичности: семейные традиции часто связаны с историей, культурой и обычаями своей страны, что помогает детям развивать патриотические чувства и гордость за свое происхождение;
  • принадлежности к семье: традиции создают чувство принадлежности к семье и укрепляют семейные связи, делая детей уверенными и защищенными. 

Воспитание ребенка начинается с отношений в семье между родителями. Дети перенимают привычки, вкусы и взгляды взрослых задолго до того, как начинают осознавать происходящее. Поэтому родители играют ключевую роль в формировании семейных традиций. Их собственный пример, участие в традициях и искренняя любовь к ним являются важнейшими факторами для детей. 

Семья призвана не только поддерживать и передавать духовно-религиозную, национальную и культурную традиции из поколения в поколение, но и активно вовлекать детей в эти традиции. Совместная деятельность родителей и детей в различных занятиях, начиная с первого года жизни, выступает как доминирующий принцип совместного созидания социокультурного пространства. В этом процессе ДОУ могут играть вспомогательную роль: 

  • организовывать тематические занятия, направленные на ознакомление детей с традициями разных народов и семей; 
  • вовлекать родителей в совместные мероприятия, демонстрирующие культурные и семейные ценности; 
  • создавать условия для формирования и поддержания семейных традиций в дошкольных группах; 
  • оказывать консультационную и методическую помощь родителям в вопросах воспитания семейных традиций. 

Приобщение детей к семейным традициям имеет неоценимое значение для их нравственного развития, социальной зрелости и благополучия семьи в целом. Совместное участие в традициях укрепляет семейные связи, формирует у детей позитивные жизненные ценности и создает прочную основу для их личностного роста. Поэтому необходимо уделять особое внимание возрождению и поддержке семейных традиций на всех уровнях общества.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. У детей нечеткие, неясные представления о семье, об уровнях ценности семьи, о значимости семейных традиций. Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становится «неполноценными». Детей необходимо приобщать к семейным традициям, повышать интерес к людям старшего поколения, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решение задачи в полной мере. 

Понимая важность данной проблемы, мы решили в детском саду уделить внимание такому вопросу как приобщение детей к семейным традициям. Были определены цель и задачи по реализации данного вопроса. 

Цель: повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка через укрепление связей между поколениями в каждой семье. 

Задачи: 

  • создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций; 
  • привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи; 
  • предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности; 
  • вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории; 
  • показать детям значимость семьи в жизни каждого человека; 
  • воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Проектная деятельность является эффективным средством приобщения детей к семейным традициям. В проекте должны участвовать родители и педагоги, чтобы создать комплексную воспитательно-образовательную работу с детьми. Целью проекта является обогащение представлений детей о семейных традициях и развитие их интереса к ним. Также проект должен предоставлять возможность для самостоятельной и творческой реализации этих представлений в игровой деятельности.

В проекте можно проводить занятия с детьми как вместе с родителями, так и отдельно с педагогом. Важно также закрепить полученные знания через самостоятельную игровую деятельность детей. Для успешной реализации проекта необходимо разработать и проверить серию занятий по приобщению детей к семейным традициям.

При подготовке к каждому занятию следует стремиться, чтобы оно было нужным, полезным, содержательным и интересным. Требуется определенное творчество для создания таких занятий. Важно, чтобы дети понимали, что полученные знания будут полезными для них в будущем, когда они будут жить самостоятельно.

В работе по приобщению детей к семейным традициям следует предпочитать формы и методы, которые стимулируют творческую активность, развивают самостоятельность и инициативность. Например, можно использовать наглядные и практические методы, проблемно-поисковые задания и игровые ситуации. Эти формы и методы помогут повысить познавательную активность детей и сделать процесс обучения увлекательным.

При использовании проблемного метода обучения познавательная деятельность детей приобретает творческий характер. Этот метод помогает дошкольникам подготовиться к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому на одном занятии детей и родителей можно отправить в «поисковое путешествие», где они найдут необходимые предметы для украшения генеалогического древа.  Для понимания прошлого важно создание образа ребенка, героя, исполняющего роль. Во время занятий девочки пробуют себя в роли хозяйки дома, жены. При выполнении этих ролей дети следуют определенным правилам, то есть действуют по правилам, используя определенные традиции. Для закрепления материала используются творческие занятия, например составление детьми и их родителями небольших кроссвордов.

В ходе реализации проекта возможно создание музея истории семей воспитанников «Семейный альбом хранит нашу судьбу».  Генеалогическое древо каждой семьи составляется с фотографиями всех членов семьи. Некоторые семьи могут разработать и сконструировать символы, отражающие особенности семейной жизни: платки, гимны, правила и уставы семейной жизни. Стоит сделать выставки «Семейная реликвия», «Семейная мастерская». Знания и навыки, приобретенные детьми в процессе конструирования, несомненно, пригодятся им в свободной жизни – таковы традиции оформления фотоальбомов и генеалогических древ.  Некоторые дошкольники могут создавать альбомы «История моей жизни» вместе со своими родителями. Рисуя, ребенок познает прошлое, настоящее и будущее.  Этот альбом особенно любят дети, потому что он напоминает им об их прошлом. Он хранится в надежном месте, и никто не может его взять или изучить без согласия ребенка. В будущем этот альбом обязательно будет использован для воспоминаний о прошлом и пополнится архивом семейных фотографий.

Таким образом в процессе реализации данного проекта все его участники – дети, родители, педагоги приобрели определенные знания. Дети: узнают прошлое своей семьи, семейные традиции своей семьи, понимают свое место в семье и посильное участию в домашних делах. Учатся проявлять уважение к своим родителям, членам своих семей, быть внимательными к событиям в своем доме, формируется чувство гордости и уважения к своей семье. Родители: получают знания по возрождению семейных традиций, развивают умение организовывать семейные праздники, получают возможность вести активную совместную деятельность в детско-взрослом коллективе детского сада. Педагоги: разработывают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей, лучше узнают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствует тесному сотрудничеству.

Литература

  1. Поварницына, Е. А. Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций / Е. А. Поварницына. // Педагогическое мастерство: материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). – Казань: Молодой ученый, 2022. – С. 11–15.  
  2. Шатова М. С. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

Автор:

Егорова Анастасия Юрьевна – воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г. Чебоксары, Россия

Author:

Egorova Anastasia Yuryevna – educator of the Municipal budget preschool educational institution “Kindergarten No. 11 “Rucheek” of a general developmental type with priority implementation of activities for the artistic and aesthetic development of children” Cheboksary, Russia