«Техника выжигания рисунка»

ФИО: Бодров Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3936
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: «Техника выжигания рисунка»
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Технологическая карта учебного занятия

декоративно-прикладной направленности

«Техника выжигания рисунка»

АвторБодров Е.В., педагог дополнительного образования

Образовательное учреждение: МОУДО «Жарковский Дом детского творчества» 

Тема занятия: Технологии художественно – прикладной обработки материалов:  «Выжигание по дереву»

Возраст обучающихся: 8-10 лет.

Цель занятия: познакомить учащихся с технологией выжигания, познакомить ребят с работой творческого объединения «Силуэт».

Задачи: 

Обучающая: Научить учащихся пользоваться электровыжигателем при художественном оформлении изделия из древесины.

          Развивающая: Донести информацию о технологии художественно – прикладной обработки материалов.

Воспитывающая: Содействовать созданию атмосферы дружбы, взаимовыручки  и сотрудничества на занятии.

Форма проведения: обучающее, творческое занятие.

Методы и приёмы, применяемые на занятии: 

  • Словесные – беседа, рассказ, опрос;
  • Визуальные – показ готовых изделий, презентация; 
  • Практические – прохождение тестов, выполнение самостоятельных заданий;

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, электровыжигатель, набор для перевода рисунков, дидактический материал (дощечки, рисунки).

Ожидаемые результаты:

– Учащиеся познакомятся с правилами пользования электровыжигателем при художественном оформлении изделия из древесины.

 

– заинтересуются  занятиями в творческом объединении;

– получат положительный эмоциональный заряд.

 

Этап №1. Организационный  (4 минуты).

Задачи: Создание положительного настроя в классе.

 

Деятельность педагога Деятельность детей Методический комментарий
Поздороваться с детьми. 

Сообщение темы занятия. 

Просмотр презентации, диалог с педагогом, ответы на вопросы Настрой детей на занятие, установление контакта с педагогом. 

 

Этап №2. Теоретико-практический (20 минут).

 

Задачи: Систематизация знаний о технологии художественно – прикладной обработки материалов, сообщение нового материала, формирование умения работать в коллективе, создание положительного эмоционального фона.

 

Деятельность педагога Деятельность детей Методический комментарий
Изложение  материала. Сообщение особенностей коллективной работы.  Просмотр видео, диалог с педагогом, ответы на вопросы, выполнение предложенных заданий Просмотр видеоматериалов с комментарием педагога, обращение к опыту и имеющимся знаниям детей позволяет сформировать положительный эмоциональный фон занятия, задействует различные зоны восприятия информации.

Педагог определяет степень усвоения изложенного материала. 

Подготовка к совместному проекту «Дерево дружбы».   Выполнение предложенных заданий: 

  • учатся анализировать
  •  использовать накопленные знания
  • получают и усваивают новые знания
  • работают в команде
Формируется умение проводить анализ своей деятельности и деятельности других детей, умение работать в команде, находить верное решение. Самооценка.

Формируется устойчивый интерес к культурному наследию родного края.

Усвоение теоретических знаний.

 

Этап №3. Заключительный (5-7 минут)

 

Задачи: Подведение итогов занятия, тренировка памяти и наблюдательности, стимулирование на дальнейшую деятельность.

 

Деятельность педагога Деятельность детей Методический комментарий
Подведение  итогов  занятия: вспомнить, что нового вы узнали о технологии  выжигания. 

Выявление степени удовлетворенности занятием (опрос).

Беседа о пройденном материале,  ответы на вопросы. Закрепление полученных знаний. Завершенная работа приносит детям радость, стимулирует на дальнейшую учебно-познавательную деятельность.

 

Универсальные учебные действия

Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные Изучить устройство электровыжигателя, способы выполнения работ Узнавание
Регулятивные Планирование собственной деятельности Выполнение действий по алгоритму под управлением учителя, оценивание своей работы, умение адекватно воспринимать информацию учителя
Познавательные Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Умение организовать творческое пространство, подготовка рабочего места, совместные действия обучающихся
Коммуникативные Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. Слушать одноклассников, выполнение действий под управлением учителя
Личностные Умение провести самооценку Ориентация на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке, проявление интереса к учебному материалу, самостоятельное выполнение действий

 

Конспект открытого урока декоративно-прикладной направленности

«Техника выжигания рисунка»

составил педагог дополнительного образования

МОУДО «Жарковский Дом детского творчества» 

Е.В. Бодров

Жарковский 2023

Цели урока:

Образовательная – познакомить учащихся с техникой выжигания.

Воспитательная – воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности и точности.

Развивающая – развивать моторику рук, навыки самоконтроля при работе с выжигателем.

          Методы и приёмы, применяемые на занятии: 

  • Словесные – беседа, рассказ, опрос;
  • Визуальные – демонстрация, презентация; 
  • Практические – прохождение тестов, выполнение творческого задания;

Материалы и оборудование:

Ноутбук, проектор, выжигатель, набор для перевода рисунков, презентация, дидактический материал (дощечки с рисунками).

Ход урока.

  1. 1. Организационное начало.

1.1. Взаимное приветствие.

Здравствуйте, ребята. 

  1. Изложение материала.

2.1. Сообщение темы и целей урока.

Тема занятия: Технология выжигания рисунка.

Цель: Познакомить учащихся с техникой выжигания при художественном оформлении изделия из древесины.

Ответьте, пожалуйста,  на вопросы.

  1. Как вы думаете, что же это такое выжигание? (нанесение узоров раскаленным инструментом на деревянную пластинку) слайд
  2. На чем лучше всего выжигать? (на фанере)

слайд

  1. Как подготовить фанеру к работе? (Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой.)

слайд

 Методические рекомендации к подготовке деревянной основы к работе.

Чем мы зачищаем поверхность фанеры?

Мелкозернистая шлифовальная (наждачная) бумага.

Как правильно шлифовать фанеру?

Следует иметь в виду, что древесина лучше шлифуется поперек волокон или под углом к ним. Однако при этом, на поверхности образуются риски и ворсистость.  Поэтому более гладкой получается поверхность при зачистке ее вдоль волокон.

4.Как перенести рисунок на фанеру? (Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу.)

слайд

2.3.  Техника выжигания. 

Существуют несколько приемов выжигания.  Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам.

Так же есть прием линий и прием выжигания точками и штриховка.

Выполнение рисунка точками. 

Выполнение рисунка линиями.

Штриховка.

слайд + демонстрация работ  учащихся

Чтобы получить тонкую линию, жало следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении жала. Рукоятку эл.выжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании.. Вести жало следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.

Когда выжигание закончено, лист фанеры вторично шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой и лакируют изделие.

Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием, и для этого используют акварельные краски или цветные карандаши. А затем лакируют изделие.

демонстрация работ  учащихся

Анализ изображения.

Какими приемами выполнена данная работа?

  1. использовались штрихи, точки, различные линии 
  2. выжигание по контуру   демонстрация работ  учащихся

2.4. Техника безопасности.

Итак, ребята, перед началом работы нам необходимо повторить технику безопасности работы с прибором

    1. Когда можно работать выжигателем? Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.
  • Как правильно держать выжигатель? Держать электровыжигатель только за пластиковую часть ручки.
    1. К чему нельзя прикасаться чтобы не получить ожог? Внимание: ни в коем случае не прикасаться к металлической части электровыжигателя, можно получить ожог! 
    2. На что нужно класть выжигатель при окончании работы? При окончании работы обязательно класть на металлическую подставку.
  • Назовите мне правила о которых мы еще не говорили?

слайд

  • Оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного жала.
  • Не следует наклоняться близко к месту выжигания
  • Не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра. 
  • При работе следует проветривать помещение
  • Выключить электровыжигатель из сети, взяв за штепсель. За шнур не дергать! 
  1. Практическая часть. Текущий инструктаж. 

Сейчас я хочу предложить вам поучаствовать в нашем совместном проекте «Дерево дружбы».  слайд

Ваша задача на листках бумаги обрисовать свою ладошку. Каждый лист вы должны подписать своим именем внутри ладошки. 

А теперь приступим к работе.

Ребята работают.

Мы выполнили подготовительную часть работы. Следующий шаг – перевод рисунка на фанеру и выжигание, который мы проведем на занятиях нашего кружка. Заключительным этапом будет сборка ваших ладошек в общее дерево.

  1. Завершение занятия. А сейчас прошу вас ответить на вопросы короткого теста. Вопрос первый. слайд
  1. Выжигание – это:

А – один из видов столярных работ.

В – один из видов слесарных работ.

С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Д – один из видов укрепления поверхности древесины.

  1. Наилучший материал для выжигания

А – лист металла

В – картон

С – фанера

Д – пластик

  1. Перед выжиганием поверхность

А – шлифуют напильником

В – шлифуют наждачной бумагой

С – обрабатывают лаком

Д – полируют

  1. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью

А – цветной бумаги

В – черных листов

С – копировальной бумаги

Д – прозрачной бумаги

  1. Выжигают рисунок с помощью

А – паяльника

В – электровыжигателя

С – электронагревателя

Д – электровыключателя

  1. Рисунок сначала выжигают

А – по внутренним линиям

В – по выпуклым поверхностям

С – по внешнему контуру

Д – по вогнутым поверхностям

  1. Толстую линию получают при

А – плавном движении жала

В – медленном движении жала

С – быстром движении жала

Д – движении жала рывками               Спасибо за внимание!