Конспект урока по истокам
Тема урока: «Лес»
Цели:
Деятельностно-содержательные: помочь обучающимся выявить истинный смысл понятий «лес», «зелёный друг», «русский лес», «лес – богатство и гордость
России»; приобщение к истокам родной культуры, воспитание бережного отношения к природе; развивать ориентацию на видение живой красоты
леса как частице родной природы;
Методологические: развивать коммуникативные навыки во время работы; развивать умение анализировать, обобщать; развивать умение прислушиваться к мнению другого, высказывать свои мысли, принимать совместные решения; развивать умение анализировать картины; воспитывать уважение друг к другу, любовь к ближнему.
Социокультурный инструментарий: учебники, рабочие тетради, мулитимедийное оборудование, презентация, карточки-опоры с ключевыми словами…
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и обучающихся | Примечание |
Орг. момент. | У: Прозвенел и смолк звонок,
Он собрал всех на урок.
Урок сегодня необычный, собрались гости. Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку. |
|
Актуализация полученных знаний | У: Какую большую тему мы начали проходить?
Д: Родные просторы. У: О чем вы вспоминаете, слыша слова «Родные просторы»? Д: О доме, лесе…поле.. У: Да, то что нас окружает, это все родные просторы. О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Д: О ниве и поле. У: Чем отличается нива и поле? Д: Нива – площадь земли, засеянная зерном,а поле – это место где просто растет трава. |
Сл.1 |
Присоединение к теме урока | У: Сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие. А куда, догадайтесь?
аудиозапись «Звуки леса» Д: Слушают запись. У: Скажите что вы услышали? Д: … У: Где можно услышать такие звуки? Д: В лесу. У: Скажите, какая тема нашего урока? Д: Лес Задачи: – узнать какой бывает лес, узнать больше о лесе. – познакомится с тайнами леса, – вспомнить правила «как вести себя в лесу?» У: Мы совершим путешествие в лес, увидим его живую красоту, услышим, его звуки, прикоснемся к его тайнам, ощутим себя его частичкой. -Здравствуйте, лес! Чудесный лес! Полон тайн и чудес! У: Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. О чем еще мечтает лес? О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. О соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. И конечно же о лете с солнцем, которое смеется.
У: А что вы знаете о лесе? Д: рассказы детей. |
Сл.2 – 3
Сл. 4 -5 Сл. 6,7,8,9 |
Открытие нового материала
Физминутка Продолжение |
У: А сейчас мы сравним ваши высказывание с высказываниями авторов учебника и может узнаем новую информацию о лесе. (стр. 33 – 34 учебника)
Д: Чтение учебника. У: О каком лесе вы узнали? Д: Лес бывает строевой, дровяной (Это источник энергии – тепла) У: Когда лес «спит»? Д: Зимой. У: Почему лес рубят зимой? Д: В древесине меньше влаги, она более сухая. У: Сейчас мы разгадаем загадки и узнаем «Как лес служит человеку? Что он нам дает?» (найдите ответы в классе)
(родник)
На болоте росла.
Сквозь землю прошёл, Красну шапочку нашёл. (Гриб)
Очень ароматная, Ты под кустик загляни-ка, Там краснеет… (Земляника)
шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)
(Брусника)
Обе зелены и колки, Но длиннее у меня и названье и иголки. У: Как это все мы пожжем назвать? Д: Дары леса. У: Как вы ее понимаете? Д: Это все, что нам дает лес. У: Правильно, собирают в лесу грибы, ягоды, орехи, травы. Все это дары леса . А еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой – это тоже дары леса. У: Давайте сделаем небольшой вывод, для русского человека лес – это источник пищи, энергии и строительный материал. Выросли деревья в поле. У: Перед нами лесная опушка (иллюстрация). Как вы понимаете слово опушка. Д: Опушка-край леса. (Чтение в словаре) У: Здесь заканчивается мир людей, начинается царство природы, животных и птиц. Кто в лесу живет? Д: зайцы, белки, медведи, лоси, кабаны…. У: Узнали мы какой бывает лес? Узнали больше о лесе? Д: Да. У: Выполнили первую задачу? Переходим к следующей. |
Сл.10
Сл.11 Сл.12 Сл.13 Сл.14 Сл.15 Сл.16 Сл. 17 Сл. 18 |
Ресурсный круг | У: Лес таит в себе много тайн. Вспомните сказки, где рассказывается о русском лесе.Д: …..
У: «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»… У: Лес вдохновлял художников, музыкантов, писателей. Художники писали картины. Перед вами репродукция с картины Виктор Михайлович Васнецова «Аленушка» Посмотрите, какой лес изображен? Какие краски использует художник. Как вы думаете, созвучны ли эти краски настроению девушки, сидящей у пруда? Д: …. У: А вот другая репродукция с картины Васнецова «Иван Царевич и серый волк». Какой здесь лес? Можно ли сказать, что это лесная опушка? Д: Здесь мрачный таинственный лес, где растут вековые деревья, непроходимый лес – лесная глушь (глухое место, удаленное от людей) У: В лесной глуши встречаются вековые деревья (от слова «век» – сто лет), которые пережили много поколений людей, кажутся нам бессмертными. Посмотрите, ребята. Какое это дерево? Д: иллюстрация дуба. У: На кого похож дуб? Д: на великана, богатыря. У: А березка? Д: на девушку-невесту У: Людям деревья напоминают их самих, мужчин и женщин. У: А хотите побывать в лесу? В лесу можно многое увидеть, услышать и почувствовать. Чтобы легче было выразить чувства, у нас есть слова-помощники. Давайте прочитаем в полголоса. Д: …. У: Что значит почувствовать дуновение ветерка? Есть слова, которые непонятны? Д: …. У: Поможет нам ощутить себя с лесу красавица из леса – шишка. Мы будем передавать ее по кругу и рассказывать свои впечатления. Я вижу….. Я слышу ….. Я чувствую ….. Нам удалось многое увидеть, услышать и почувствовать. Какие высказывания вам больше всего понравились? Д: У: А мне особенно понравилось высказывание…Я тоже ощутила тепло от вас, от ваших улыбок. Спасибо вам большое. Давайте поблагодарим нашу шишку, которая помогла нам побывать в лесу. У: Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу? Д: (рука) У: Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга… Садитесь. |
Сл.19
Сл.20 Сл.21
Сл. 22 Сл. 23 Тепло, прохладу, дуновение ветерка, радость, спокойствие, счастье, умиротворение, блаженство, чувство свободы. |
Обобщение | У: Ребята, мы с вами говорили о красоте леса, о его необыкновенных, загадочных тайнах. Скажите, о чем говорит этот слайд? Зачем нужно беречь лес?
Д: …. У: Если не будет такой красоты, не будет чистого воздуха, людей не будет. Мы с вами гости. Кто в лесу не шумит, а наблюдает, может многое увидеть, услышать, почувствовать. Лес – богатство, его нужно беречь. Давайте вернемся к нашим задачам. Все ли мы выполнили? |
Сл. 24
Сл. 25 |
Рефлексия | Давайте подведем итог:
Я узнал…. Я научился…. Мне было интересно…. Мне было трудно…. Мне еще нужно…. (Ягоды) Я принесла вам небольшой дар леса. Попробуйте и скажите что это за ягодка и какая на вкус. Может кому-то от положительных эмоций урока показалось, что эта ягодка сладкая? |
Сл. 26 |
Домашнее задание | Тетрадь с. 25.нарисуй лес, в котором любишь бывать.Спасибо за урок!!! | Сл.27 |