Конспект + презентация к уроки по Истокам. Тема: Лес.

ФИО: Коновалова Ю.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3938
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект + презентация к уроки по Истокам. Тема: Лес.
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Конспект урока по истокам

Тема урока: «Лес»

Цели:

Деятельностно-содержательные: помочь обучающимся выявить истинный смысл понятий «лес», «зелёный друг», «русский лес», «лес – богатство и гордость  

России»; приобщение к истокам родной культуры, воспитание бережного отношения к природе; развивать ориентацию на видение живой красоты 

леса как частице родной  природы;

Методологические: развивать коммуникативные навыки во время работы; развивать  умение анализировать, обобщать; развивать умение прислушиваться к мнению другого, высказывать свои мысли, принимать совместные решения; развивать умение анализировать картины; воспитывать уважение друг к другу, любовь к ближнему.

Социокультурный инструментарий: учебники, рабочие тетради, мулитимедийное оборудование, презентация, карточки-опоры с ключевыми словами… 

 

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя и обучающихся Примечание
Орг. момент. У: Прозвенел и смолк звонок,

    Он собрал всех на урок.

 

Урок сегодня необычный, собрались гости. Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.

Актуализация полученных знаний  У: Какую большую тему мы начали проходить?

Д: Родные просторы.

У: О чем вы вспоминаете, слыша слова «Родные просторы»?

Д: О доме, лесе…поле..

У: Да, то что нас окружает, это все родные просторы.

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

Д: О ниве и поле.

У: Чем отличается нива и поле?

Д: Нива – площадь земли, засеянная зерном,а поле – это место где просто растет трава. 

Сл.1
Присоединение к теме урока У: Сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие. А куда, догадайтесь?

аудиозапись «Звуки леса»

Д: Слушают запись.

У: Скажите что вы услышали?

Д: …

У: Где можно услышать такие звуки?

Д: В лесу.

У: Скажите, какая тема нашего урока?

Д: Лес

Задачи: 

– узнать какой бывает лес, узнать больше о лесе.

– познакомится с тайнами леса,

– вспомнить правила «как вести себя в лесу?»

У: Мы совершим путешествие в лес, увидим его живую красоту, услышим, его звуки, прикоснемся к его тайнам, ощутим себя его частичкой.

-Здравствуйте, лес! Чудесный лес!

                    Полон тайн и чудес!

У: Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то.

О чем думает Лес? О чем мечтает? Об осени в которой  листва на деревьях становится золотой,  животные меняют окраску шубок, а некоторые ложатся в спячку.

О чем еще мечтает лес? О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. О соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями.

И конечно же о  лете с солнцем, которое смеется.

 

У: А что вы знаете о лесе? 

Д:  рассказы детей.

Сл.2 – 3

Сл. 4 -5

Сл. 6,7,8,9

Открытие нового материала

Физминутка

Продолжение

У: А сейчас мы сравним ваши высказывание с высказываниями авторов учебника и может узнаем новую информацию о лесе. (стр. 33 – 34 учебника)

Д: Чтение учебника.

У: О каком лесе вы узнали?

Д: Лес бывает строевой, дровяной (Это источник энергии – тепла)

У: Когда лес «спит»? 

Д: Зимой.

У: Почему лес рубят зимой?

Д: В древесине меньше влаги, она более сухая.

У: Сейчас мы разгадаем загадки и узнаем «Как лес служит человеку? Что он нам дает?» (найдите ответы в классе)

  1. У: Ключик, ключик,
    Чистая волна!
    Чей-то это кулачок
    Звонко бьёт со дна.                              

    (родник)

  1. И красна, и кисла

На болоте росла.
(Клюква)

  1. Маленький, удаленький, 

      Сквозь землю прошёл, 

      Красну шапочку нашёл.

      (Гриб)                   

  1. Ягода приятная,

Очень ароматная,

Ты под кустик загляни-ка,

Там краснеет…

(Земляника) 

  1. Ствол белеет, 

шапочка зеленеет,

стоит в белой одёжке,

свесив серёжки. 

(Берёза)                            

  1. Много ягоды в лукошках,
    Тут и клюква, и морошка.
    Вот чернеет ежевика,
    Рядом – красная … 

(Брусника)      

  1. С елью стройной мы родня –

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня и названье и иголки.
(Сосна) 

У: Как это все мы пожжем назвать? 

Д: Дары леса.

У: Как вы ее понимаете?         

Д: Это все, что нам дает лес.

У: Правильно, собирают в лесу грибы, ягоды, орехи, травы. Все это дары леса .

А еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой – это тоже дары леса. 

У: Давайте сделаем небольшой вывод, для русского человека лес – это источник пищи, энергии и строительный материал.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

У: Перед нами лесная опушка (иллюстрация). Как вы понимаете слово опушка.

Д: Опушка-край леса. (Чтение в словаре)

У: Здесь заканчивается мир людей, начинается царство природы, животных и птиц.

Кто в лесу живет?

Д: зайцы, белки, медведи, лоси, кабаны….

У: Узнали мы какой бывает лес? Узнали больше о лесе?

Д: Да.

У: Выполнили первую задачу? Переходим к следующей.

Сл.10

Сл.11

Сл.12

Сл.13

Сл.14

Сл.15

Сл.16

Сл. 17

Сл. 18

Ресурсный круг У: Лес таит в себе много тайн.  Вспомните сказки, где рассказывается о русском лесе.Д: …..

У: «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»…

У: Лес вдохновлял художников, музыкантов, писателей. Художники писали картины. Перед вами репродукция с картины Виктор Михайлович Васнецова «Аленушка»

 Посмотрите, какой лес изображен? Какие краски использует художник. Как вы думаете, созвучны ли эти краски настроению девушки, сидящей у пруда?

Д: ….

 У: А вот другая репродукция с картины Васнецова «Иван Царевич и серый волк».  Какой здесь лес?

Можно ли сказать, что это лесная опушка? 

Д:  Здесь мрачный таинственный лес, где растут вековые деревья, непроходимый лес –            лесная глушь (глухое место, удаленное от людей)

У: В лесной глуши встречаются вековые деревья (от слова «век» – сто лет), которые пережили много поколений людей, кажутся нам бессмертными.

 Посмотрите, ребята. Какое это дерево?

Д: иллюстрация дуба.

У: На кого похож дуб?

Д: на великана, богатыря.

У: А березка? 

Д: на девушку-невесту

У: Людям деревья напоминают их самих, мужчин и женщин. 

У: А хотите побывать в лесу? В лесу можно многое увидеть, услышать и почувствовать.  Чтобы легче было выразить чувства, у нас есть слова-помощники. Давайте прочитаем в полголоса.

Д: ….

У: Что значит почувствовать дуновение ветерка? Есть слова, которые непонятны?

Д: ….

У: Поможет нам ощутить себя с лесу красавица из леса – шишка. Мы будем передавать ее по кругу и рассказывать свои впечатления.

Я вижу…..

Я слышу …..

Я чувствую …..

Нам удалось многое увидеть, услышать и почувствовать.  Какие высказывания вам больше всего понравились?

Д: 

У: А мне особенно понравилось высказывание…Я тоже ощутила тепло от вас, от ваших улыбок.   

Спасибо вам большое. Давайте поблагодарим нашу шишку, которая помогла нам побывать в лесу.  

У: Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу?

Д: (рука)

У: Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга…

Садитесь. 

Сл.19

Сл.20

Сл.21

 

Сл. 22

Сл. 23

Тепло, прохладу, дуновение ветерка, радость, спокойствие, счастье, умиротворение, блаженство, чувство свободы.

Обобщение У: Ребята, мы с вами говорили о красоте леса, о его необыкновенных, загадочных тайнах. Скажите, о чем говорит этот слайд?  Зачем нужно беречь лес? 

Д: ….

У: Если не будет такой красоты, не будет чистого воздуха, людей не будет.

Мы с вами гости. Кто в лесу не шумит, а наблюдает, может многое увидеть, услышать, почувствовать. 

Лес – богатство, его нужно беречь.

 Давайте вернемся к нашим задачам. 

Все ли мы выполнили? 

Сл. 24

Сл. 25

Рефлексия Давайте подведем итог: 

Я узнал….

Я научился….

Мне было интересно….

Мне было трудно….

Мне еще нужно…. 

(Ягоды)

Я принесла вам небольшой дар леса. Попробуйте и скажите что это за ягодка и какая на вкус. Может кому-то от положительных эмоций урока показалось, что эта ягодка сладкая?

Сл. 26
Домашнее задание Тетрадь с. 25.нарисуй лес, в котором любишь бывать.Спасибо за урок!!! Сл.27