Интерактивные технологии и практики в образовательном процессе как средство повышения качества образования в начальной школе.

ФИО: Красильникова С.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3951
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Интерактивные технологии и практики в образовательном процессе как средство повышения качества образования в начальной школе.
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



Учитель начальных классов 

                                                                                       МБОУ «СОШ №1»

                                                                                           Красильникова С.И.

 

Интерактивные технологии и практики  в образовательном процессе как средство повышения качества образования в начальной школе.

 

«Чтобы переваривать знания,

 надо поглощать их с аппетитом».     

  Л.Н.Толстой 

 

        Все активные и интерактивные технологии и методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься “на блюдечке”.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия 

  • -для обучения,
  • – для взаимодействия между учителем и учеником ,
  • и для  саморазвития учащихся. 

 

 В современной школе невозможно представить учебный процесс без применения современных методов обучения и, в частности, интерактивных технологий. 

 Интерактивные технологии  можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. 

Отличаются они тем, что ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. 

Основными составляющими таких уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые  не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

 Бернард  Шоу говорил:  «Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку,  и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше»   

 Таким образом  интерактивные технологии  предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Именно это  отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения (где взаимодействие идет только между педагогом и учеником).

 

 В основе интерактивных технологий положена система правил  взаимодействия между педагогом и учащимися, а так же  ряд специфических принципов: 

принцип взаимодействия; 

принцип активности учащихся; 

принцип обратной связи;

 принцип опоры на групповой педагогический опыт. 

 

         Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу. 

Технологии интерактивного обучения  распределяют на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:

  • интерактивные технологии кооперативного обучения.
  • интерактивные технологии коллективно-группового обучения.
  • технологии ситуативного моделирования.
  • технологии обработки дискуссионных вопросов.

Я хочу остановиться, только на некоторых группах интерактивных технологий, которые как мне кажется, наиболее подходят для учащихся начальных классов. Хотя каждая из технологий может использоваться в той или иной мере на уроках.

К технологиям  кооперативного  обучения  относятся  такие  интерактивные технологии, как: 

  • работа в парах, 
  • ротационные (сменные) тройки, 
  • два-четыре-все вместе,
  • карусель,
  • работа в малых группах, 
  • аквариум.    

 

В парной работе все дети в классе получают возможность:

  • обмениваться идеями и озвучивать свои мысли перед классом. 
  • подготовить совместно вопросы к ученикам или к учителю.
  • проанализировать вместе упражнение, задачу, проблему.
  • оценить работу друг друга и тд.

 

Технология  «Два – четыре – все вместе»  эффективна для развития привычек общения в группе, умений вести дискуссию.

Организация работы по этой технологии заключается в следующем:

  1. Ученикам задается вопрос для обсуждения,  и  дается 1-2 мин для индивидуального обдумывания возможных ответов.
  2. Далее ученики обсуждают этот вопрос в паре с целью взаимного обсуждения своих идей. На  совместное обсуждение дается определенное время (1-2 мин). Важно, что бы пара обязательно пришла к соглашению или общему мнению относительно ответа или решения.
  3. Далее пары объединяются в четверки и обсуждают  предварительно достигнутые решения . Важно, что бы четверки обязательно пришла к соглашению или общему мнению относительно ответа или решения.
  4. Возможно, объединить четверки в большие группы. Например, когда обсуждение идет по рядам, где участвуют уже 8 учащихсяили же обсуждение начинается со всем классом. 
  5. Каждая группа высказывает свое мнение по вопросу обсуждения.

Технология Карусель.

Эта технология наиболее эффективная для одновременного привлечения всех участников к активной работе с разными партнерами. Ее можно применить для собирания информации по определенной теме, для проверки объема и глубины имеющихся знаний.

Организация работы состоит в следующем.

Ученики встают в два круга лицом друг к другу. Внутренний круг недвижимый, внешний – подвижный: по сигналу ведущего все его участники передвигаются и оказываются перед новым партнером. Цель – пройти весь круг, выполняя поставленные задачи. 

Например урок окружающего мира. Тема: Тундра. Ученики задают вопросы и отвечают на вопросы друг друга о растительном и животном мире тундры. По сигналу учителя ученики внешнего круга передвигаются и оказываются перед новым учеником, таким образом, дети не только узнают, что – то новое, но и   повторяют  изученный материал.

                                                                Аквариум

Эту технологию применяют, когда ученики уже имеют определенные навыки групповой работы. 

Организация работы.

  1. Объедините учеников в 2-3 группы.
  • Одна из групп садится в центре или в начале среднего ряда, и начинает обсуждение проблемы поставленной учителем за 3-5 мин. Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в ход обсуждения.  Далее когда обсуждение закончено. Дети других групп высказывают свое мнение.
  • Соглашаетесь ли вы с решением  группы?
  • Было  ли это  решение  достаточно доказанным?
  • Который из аргументов вы считаете наиболее убедительным? 

Продолжительность такой беседы – 2-3 мин. Потом место в “аквариуме” занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию. Эта технология учит детей не только слушать своих товарищей , но и слышать. Использовать «Аквариум» можно на уроках литературного чтения, когда дети дают оценку поступку или сложившейся ситуации с героями произведения.

Технологии коллективно-группового обучения

         Эти технологии предусматривают одновременную общую работу всего класса. Это такие формы работы, как: “Микрофон“, “Мозговой штурм”, “Уча – учусь“, “Ажурная пилка”, “Незаконченные предложения“, “Дерево решений”.

Микрофон

Это технология общегруппового обсуждения, она дает возможность каждому ученику высказать свою мысль. 

Организация работы заключается в том, что 

  1. Классу сообщается тема, на которую они должны высказать свое мнение.
  2. Ученику  дается  воображаемый “микрофон” (любо настоящий), он задает вопрос и подходит к ученику. Ученик отвечает, если ответ верный, остальные хлопают, микрофон передается тому, кто дал верный ответ. 

Схожа с «Микрофоном» технология «Незаконченные предложения»

Эту интерактивную технологию часто объединяют с “микрофоном”, она дает возможность развивать у учеников  речь, отрабатывать умение говорить коротко,  но  по сути и убедительно.

Организация работы состоит в том, что 

Учитель четко называет тему, по которой ученики будут высказываться 

формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Каждый следующий участник должен начать свое выступление из предложенной формулы. 

Например: “На сегодняшнем уроке я усовершенствовал свои умения…”, “На сегодняшнем уроке самым важным открытием было…”, “Этот рассказ научил меня …” и т.п.

Мозговой штурм

  • “Мозговой штурм” – это  метод решения проблемы. Эту технологию применяют, когда нужны несколько вариантов решения проблемы ( не больше 10-15 мин).

Организация работы

  • цель – собрать как можно больше идей;
  • каждый имеет право высказаться;
  • принимаются любые предложения, даже невероятные;
  • высказывание других не подвергают критике и не обсуждают;

 В конце идет обсуждение  и оценка предложенных идей.

 

Уча – учусь

Эту технологию используют во время повторения изученного или  во время изучения новой темы.

 Ее применение дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам, повышает интерес к знаниям.

Организация работы

  1. Подготовьте карточки с фактами, которые касаются темы урока, по одной для каждого ученика.
  2. Раздайте их каждому.
  3. Предложите ученикам:
  • в течение нескольких минут ознакомиться с информацией, на карточке;
  • после ознакомления пусть ученики ознакомят со своей информацией одноклассников и получат информацию от них. Ученик одновременно говорит только с одним человеком;
  • Если нужно, делает записи;
  • когда все поделились тем, что им известно, и получили информацию, ученики    рассказывают  всему  классу, что они узнали от других по данной теме.

Конечно, можно еще много говорить об  интерактивных технологиях и методах, которые применяются на уроках. 

В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: формировать предметные компетенции, развивать интерес к учению, учить учиться самостоятельно.

А главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установить эмоциональные контакты между учащимися, решает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде и как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности.

Повышается мотивация, развиваются индивидуальные способности,  которые ученик не всегда может проявить на обычном уроке.

Есть конечно и свои минусы, при организации такой работы. Они представлены на слайде. 

Но, тем не менее, использование в работе технологий  интерактивного обучения  дает очень много и ученику и классу и учителю, т.к. нестандартное отношение к организации образовательного процесса и формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях все это является важной составляющей  образовательного процесса в начальной школе.

ученику:

– сознание включенности в общую работу;

– становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

– развитие навыков общения;

– принятие правил совместной деятельности;

– повышение познавательной активности.

классу:

– формирование класса как групповой общности;

– повышение познавательного интереса;

– развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой работы;

учителю:

– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.