Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
Красильникова С.И.
Интерактивные технологии и практики в образовательном процессе как средство повышения качества образования в начальной школе.
«Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом».
Л.Н.Толстой
Все активные и интерактивные технологии и методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься “на блюдечке”.
В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия
- -для обучения,
- – для взаимодействия между учителем и учеником ,
- и для саморазвития учащихся.
В современной школе невозможно представить учебный процесс без применения современных методов обучения и, в частности, интерактивных технологий.
Интерактивные технологии можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Отличаются они тем, что ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Основными составляющими таких уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Бернард Шоу говорил: «Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку, и они обменяются ими, то ничего не изменится. Но если собеседники обменяются идеями, то у каждого их станет в два раза больше»
Таким образом интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Именно это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения (где взаимодействие идет только между педагогом и учеником).
В основе интерактивных технологий положена система правил взаимодействия между педагогом и учащимися, а так же ряд специфических принципов:
принцип взаимодействия;
принцип активности учащихся;
принцип обратной связи;
принцип опоры на групповой педагогический опыт.
Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу.
Технологии интерактивного обучения распределяют на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учеников:
- интерактивные технологии кооперативного обучения.
- интерактивные технологии коллективно-группового обучения.
- технологии ситуативного моделирования.
- технологии обработки дискуссионных вопросов.
Я хочу остановиться, только на некоторых группах интерактивных технологий, которые как мне кажется, наиболее подходят для учащихся начальных классов. Хотя каждая из технологий может использоваться в той или иной мере на уроках.
К технологиям кооперативного обучения относятся такие интерактивные технологии, как:
- работа в парах,
- ротационные (сменные) тройки,
- два-четыре-все вместе,
- карусель,
- работа в малых группах,
- аквариум.
В парной работе все дети в классе получают возможность:
- обмениваться идеями и озвучивать свои мысли перед классом.
- подготовить совместно вопросы к ученикам или к учителю.
- проанализировать вместе упражнение, задачу, проблему.
- оценить работу друг друга и тд.
Технология «Два – четыре – все вместе» эффективна для развития привычек общения в группе, умений вести дискуссию.
Организация работы по этой технологии заключается в следующем:
- Ученикам задается вопрос для обсуждения, и дается 1-2 мин для индивидуального обдумывания возможных ответов.
- Далее ученики обсуждают этот вопрос в паре с целью взаимного обсуждения своих идей. На совместное обсуждение дается определенное время (1-2 мин). Важно, что бы пара обязательно пришла к соглашению или общему мнению относительно ответа или решения.
- Далее пары объединяются в четверки и обсуждают предварительно достигнутые решения . Важно, что бы четверки обязательно пришла к соглашению или общему мнению относительно ответа или решения.
- Возможно, объединить четверки в большие группы. Например, когда обсуждение идет по рядам, где участвуют уже 8 учащихся, или же обсуждение начинается со всем классом.
- Каждая группа высказывает свое мнение по вопросу обсуждения.
Технология Карусель.
Эта технология наиболее эффективная для одновременного привлечения всех участников к активной работе с разными партнерами. Ее можно применить для собирания информации по определенной теме, для проверки объема и глубины имеющихся знаний.
Организация работы состоит в следующем.
Ученики встают в два круга лицом друг к другу. Внутренний круг недвижимый, внешний – подвижный: по сигналу ведущего все его участники передвигаются и оказываются перед новым партнером. Цель – пройти весь круг, выполняя поставленные задачи.
Например урок окружающего мира. Тема: Тундра. Ученики задают вопросы и отвечают на вопросы друг друга о растительном и животном мире тундры. По сигналу учителя ученики внешнего круга передвигаются и оказываются перед новым учеником, таким образом, дети не только узнают, что – то новое, но и повторяют изученный материал.
Аквариум
Эту технологию применяют, когда ученики уже имеют определенные навыки групповой работы.
Организация работы.
- Объедините учеников в 2-3 группы.
- Одна из групп садится в центре или в начале среднего ряда, и начинает обсуждение проблемы поставленной учителем за 3-5 мин. Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в ход обсуждения. Далее когда обсуждение закончено. Дети других групп высказывают свое мнение.
- Соглашаетесь ли вы с решением группы?
- Было ли это решение достаточно доказанным?
- Который из аргументов вы считаете наиболее убедительным?
Продолжительность такой беседы – 2-3 мин. Потом место в “аквариуме” занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию. Эта технология учит детей не только слушать своих товарищей , но и слышать. Использовать «Аквариум» можно на уроках литературного чтения, когда дети дают оценку поступку или сложившейся ситуации с героями произведения.
Технологии коллективно-группового обучения
Эти технологии предусматривают одновременную общую работу всего класса. Это такие формы работы, как: “Микрофон“, “Мозговой штурм”, “Уча – учусь“, “Ажурная пилка”, “Незаконченные предложения“, “Дерево решений”.
Микрофон
Это технология общегруппового обсуждения, она дает возможность каждому ученику высказать свою мысль.
Организация работы заключается в том, что
- Классу сообщается тема, на которую они должны высказать свое мнение.
- Ученику дается воображаемый “микрофон” (любо настоящий), он задает вопрос и подходит к ученику. Ученик отвечает, если ответ верный, остальные хлопают, микрофон передается тому, кто дал верный ответ.
Схожа с «Микрофоном» технология «Незаконченные предложения»
Эту интерактивную технологию часто объединяют с “микрофоном”, она дает возможность развивать у учеников речь, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно.
Организация работы состоит в том, что
Учитель четко называет тему, по которой ученики будут высказываться
формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Каждый следующий участник должен начать свое выступление из предложенной формулы.
Например: “На сегодняшнем уроке я усовершенствовал свои умения…”, “На сегодняшнем уроке самым важным открытием было…”, “Этот рассказ научил меня …” и т.п.
Мозговой штурм
- “Мозговой штурм” – это метод решения проблемы. Эту технологию применяют, когда нужны несколько вариантов решения проблемы ( не больше 10-15 мин).
Организация работы
- цель – собрать как можно больше идей;
- каждый имеет право высказаться;
- принимаются любые предложения, даже невероятные;
- высказывание других не подвергают критике и не обсуждают;
В конце идет обсуждение и оценка предложенных идей.
Уча – учусь
Эту технологию используют во время повторения изученного или во время изучения новой темы.
Ее применение дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам, повышает интерес к знаниям.
Организация работы
- Подготовьте карточки с фактами, которые касаются темы урока, по одной для каждого ученика.
- Раздайте их каждому.
- Предложите ученикам:
- в течение нескольких минут ознакомиться с информацией, на карточке;
- после ознакомления пусть ученики ознакомят со своей информацией одноклассников и получат информацию от них. Ученик одновременно говорит только с одним человеком;
- Если нужно, делает записи;
- когда все поделились тем, что им известно, и получили информацию, ученики рассказывают всему классу, что они узнали от других по данной теме.
Конечно, можно еще много говорить об интерактивных технологиях и методах, которые применяются на уроках.
В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: формировать предметные компетенции, развивать интерес к учению, учить учиться самостоятельно.
А главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установить эмоциональные контакты между учащимися, решает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде и как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности.
Повышается мотивация, развиваются индивидуальные способности, которые ученик не всегда может проявить на обычном уроке.
Есть конечно и свои минусы, при организации такой работы. Они представлены на слайде.
Но, тем не менее, использование в работе технологий интерактивного обучения дает очень много и ученику и классу и учителю, т.к. нестандартное отношение к организации образовательного процесса и формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях все это является важной составляющей образовательного процесса в начальной школе.
ученику:
– сознание включенности в общую работу;
– становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
– развитие навыков общения;
– принятие правил совместной деятельности;
– повышение познавательной активности.
классу:
– формирование класса как групповой общности;
– повышение познавательного интереса;
– развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой работы;
учителю:
– нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.