ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«Если добрый, ты»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5 – 6 лет
Автор проекта: Пономарёва Любовь Васильевна
г.Нижний Тагил
1.Пояснительная записка
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей».Екатеринбург. 1901 г.)
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Понятия «нравственный» в педагогике определяются следующим образом: ;нравственность – это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
Проблему нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”.
Актуальность проекта.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно и позже приобрести.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая незрелость.
Основой нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок. Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.
Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.
Забыты и давно не употребляются в разговорной речи изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, которыми богат русский язык.
Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Нравственное воспитание на основе традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Это доказывает особую значимость и актуальность проекта по нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Условия возникновения и становления проекта.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит нравственное развитие ребёнка.
Этот проект даёт возможность решать проблемы нравственного воспитания дошкольников, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры. Категории «добро» и «зло», являясь культурными символами, включают в себя разнообразные нравственные понятия и определяют основу духовно-нравственного сознания. Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом.
Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном творчестве.
Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество, Святки, День Петра и Февронии, Масленица, Пасха). Они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем в своей речи, как пословицы, так и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.
Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, промыслы.
Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.
В наше время главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности должны занять народные традиции. Благодаря им, дети усваивают весь комплекс духовных ценностей – обычаи русского народа, нравы.
Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры – это труд, радость, приносящая бесценные плоды.
Проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности, сотрудничество с социальными партнёрами ( библиотекой, школой, музеем, пожарной частью, центром милосердия.), возможность использования работы в практике других регионов.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом, обращаясь к нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей. Мы рассчитываем, что все противоречия должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.
Теоретическая интерпретация.
Теоретическими основаниями проекта являются следующие положения:
- Теория развития способностей в детском возрасте, разработанная Л.Я. Венгером. Творческие способности проявляются в апробировании нового материала, в совместном со взрослыми и детьми, процессе освоения новых способов действия, но самое главное в формировании замыслов и их реализации.
2.Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Согласно их теории развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребенка-дошкольника это, прежде всего игра, изобразительная, литературно-художественная деятельность. Развитие способностей ребенка делает его подлинным субъектом деятельности.
Нормативно-правовые документы:
ФГОС ДО
Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N273-ФЗ)
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52).
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей».
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В Требованиях к структуре образовательной программы ДОраскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
Проект групповой, годовой, информационно – познавательно – музыкально – ориентированный
Целевая группа: дети
Участники проекта: дети старшего возраста МАДОУ « Радость» детского сада №168 и родители
Воспитатель: Пономарёва Любовь Васильевна
– анкетирование родителей, беседы с детьми, экскурсии, игры, участие в мероприятиях
– фронтальные, подгрупповые занятия;
– индивидуальная работа.
Роль родителей в реализации проекта:
– Беседы со своим ребенком по основам традиций, уклада жизни, а также об особенностях подготовки и проведения праздничных дней.
– сопровождение детей;
– участие в тематических выставках.
Цель проекта: Сохранение нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным ценностям культуры; возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания; знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
Задачи:
Развивающие:
развивать интерес к изучению истории своей страны, своего края, нравственно-патриотические чувства;
развивать эмоционально-волевую сферу: культуру, духовный отклик;
развивать исследовательские, коммуникативные, творческие навыки, музыкальные способности;
развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.
развивать память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.
Образовательные:
уточнить и расширить представления детей о семейных ценностях, на основе ознакомления с песнями, потешками, закличками, прибаутками времен их предков;
– Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре.
формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;
способствовать повышению значения семейных ценностей;
формировать впечатления об исторической, культурной традиции народа; формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь;
Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к Отчизне, к родному краю: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа;
учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим;
воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру;
организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников нравственных чувств.
повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
-Образовательная область: В данном проекте широко раскрыты следующие области:
-Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).
– Речевое развитие (приобщение к словесному искусству, в том числе развитие эстетического вкуса, развитие всех компонентов устной речи детей).
– Социально-коммуникативное (развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми)
– Физическое развитие (накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у ребенка потребности в двигательной активности).
– Художественно-эстетическое развитие (приучать детей слушать небольшие произведения и песенки, эмоционально на них откликаться).
Основные принципы проекта.
Основной принцип нравственного воспитания – построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила – «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания: отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Принцип природосообразности: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Принцип культуросообразности: воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает: воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям); бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам; национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий .Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Система нравственного воспитания включает следующие направления:
– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– формирование нравственной культуры дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
– эстетическое развитие детей;
– сотрудничество семьи и ДОУ;
– обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Нравственное воспитание дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.
Формы приобщения детей к культурному наследию:
Посещение социальных объектов;
Детские акции;
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
Познавательные беседы;
Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
Экскурсии, целевые прогулки по улицам города;
Формы работы с родителями:
родительские собрания на нравственные темы;
«Домашние посиделки» для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, ИКТ);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
Таким образом, в проекте прослеживается несколько направлений работы:
Этапы реализации проекта Этапы работы:
1 этап – подготовительный
Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем; сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Проведение ознакомительных бесед с детьми (приложение 1)
Анкетирование родителей(приложение 2)
2 этап – практический
Реализация плана проекта с детьми, родителями.
3 этап – итоговый
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
2 этап: практический:
Мероприятия | Форма работы | Программное содержание | Сроки реализации |
Совместная деятельность | Сказка « История одной книги»
(приложение 3) |
– Содействовать развитию познавательной сферы | |
Целевая прогулка | Экскурсия в библиотеку
(приложение 4) |
Прививать любовь к книгам, бережное отношение к ним, уважение к труду библиотекарей. | |
Работа с родителями | Изготовление книжек-малышек | Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании. | |
Образовательная деятельность | Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания».
А. Пушкин «Осень».М.Пришвин «Лисичкин хлеб» |
||
Прогулка | Участие в акции «Покормите птиц» – | Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них. | |
Работа с родителями | изготовление кормушек | Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании. | |
Экологический досуг | Экскурсия в лес
(приложение 5) |
Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь. | |
Совместная деятельность | Чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные. | |
Целевая прогулка | Экскурсия в пожарную часть
(приложение 6) |
Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах. | |
Работа с родителями | Сопровождение детей в пожарную часть | Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании. | |
Участие в выставке «Безопасность» | Изготовление поделок по пожарной безопасности | Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании. | |
Совместная деятельность | Чтение пословиц и поговорок о добре,
(приложение 7) |
Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе. | |
Продуктивная деятельность | Изготовление божьей коровки | Закрепить понятие «доброта», «добрый», «милосердный». | |
Целевая прогулка | Акция «Символ доброты» | Развивать умение чувствовать внутренний мир другого человека, сформировать культуру общения. | |
Совместная деятельность | Дидактические игры:
– «Благородные поступки», – «Как я дома помогаю», – «Цветок добрых дел», – «Давайте говорить друг другу комплименты», – «Пирамида добрых дел» «Что такое хорошо, что такое плохо?», (приложение 8) |
Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу,воспитывать в детях культуру поведения. | |
Образовательная деятельность | Чтение сказок «Волк и козлята». «Лиса и волк». Маша и медведь» | Приобщать детей к русской культуре, помочь детям понять мораль сказки | |
Дидактические игры | Игры с флексогонами: «Пожелания», «Какой он-сказочный герой?», «Вежливые слова»
(приложение |
||
Театральная деятельность | Инсценировка сказки «Теремок» в консультационном центре и центре «Милосердие»
(приложение 9) |
Способствовать формированию заботливого отношения к младшим дошкольникам и пожилым людям. | |
Совместная деятельность | Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:
– В.Осеева «Волшебное слово», – Е.Пермяк «Самое страшное», – В.Осеева «Просто старушка», – А. Барто «Вовка – добрая душа», «Уехали», |
Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы. | |
Совместная деятельность | Пословицы и поговорки о Родине
(приложение 10) |
Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о Родине | |
Беседа | Встреча с интересным человеком (военнослужащим)
(приложение 11) |
воспитывать уважение к воинам, чувство благодарности к защитникам Отечества. | В течение всего проекта |
Образовательная деятельность | Чтение сказок о матери «Кукушка», «Айога» | Способствовать формированию чувства почтения и любви к родителям, помочь детям понять мораль сказки | |
Совместная деятельность | Пословицы и поговорки о матери
(приложение 12) |
Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о матери | |
Работа с родителями | Фотовыставка «Мамы, папы-малыши» | Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании. | |
Совместная деятельность | Чтение художественной литературы про ВОВ
С. Алексеев. «Первый ночной таран» Пантелеев “Честное слово”, Зощенко ” Самое главное”, Носов” Огурцы” и др.) |
Воспитывать уважение к воинам, чувство благодарности к защитникам Отечества. | |
Целевая прогулка | Экскурсия в музей ВОВ «Никто не забыт и ни что не забыто»
(приложение |
||
Изготовление
«Виммельбуха» |
|||
Дать вторую жизнь книге | |||
3 этап: итоговый (аналитический)
1.Подведение итогов
2.Анализ ожидаемого результата
Ресурсы.
Кадровые ресурсы:
– заведующий детским садом (общий контроль и руководство за реализацией мероприятий проекта);
– воспитатели группы (реализация проекта).
Информационные ресурсы:
– освещение на сайте ДОУ.
Методические ресурсы:
– конспекты мероприятий с детьми.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Успешное решение задач проекта зависит от содержания речевого, музыкального репертуара, методов и приемов обучения, форм организации совместной деятельности. Все разделы проекта объединяет игровой метод, который облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон.
А результатом явится эмоциональная отзывчивость, знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества и прекрасное настроение детей.
Для реализации проекта использовали следующие методы:
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения воспитателем рассказов;
- наблюдений; экскурсий;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр; целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения пословиц и поговорок воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы воспитателя и детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Взаимодействие с семьей:
Формы сотрудничества
Интерактивная
Просветительская
Традиционная
Практикумы
Анкетирование
Участие в выставках, фото, творческих конкурсах
Консультирование
Устные сообщения
Статьи в родительском уголке
Тематические встречи
Родительские собрания
Тематические праздники
Концерты
Планируемые результаты
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание.
- Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту русской культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Родители станут активно:
сотрудничать в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
воспитывать любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
подавать пример в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
понимать, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать
Итог проекта. Результаты работы в рамках проекта.
При планировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с проектом, обращаясь к нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысилась эффективность воспитательной работы по нравственному развитию дошкольников, повысилась компетентность педагогов, родителей, расширилось воспитательное пространство, и обеспечился активный выход на социум.
Результатами проведенной работы стала активизация процесса нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников и общественными организациями. В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.
Анализ ожидаемого результата.
Повысился нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах нравственного воспитания дошкольников.
Возрос уровень знаний, относящихся к сфере духовного самосознания. Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на нравственное развитие детей. Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.
В данный момент работа над проектом продолжается, мы апробируем новые формы привлечения родителей и детей к совместным семейным чтениям, так как считаем, что проводимая нами работа позволяет не только приобщить ребенка к миру духовно-нравственных ценностей, а также дают ему возможность почувствовать себя нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро и красоту нашего мира.
В дальнейшем планируем в работе с детьми и родителями продолжать изучать и проводить русские народные обряды и праздники.
Педагогический проект может быть использован как целиком, так и отдельными блоками.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей:милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список литературы
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003г.
Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : учебно-метод.пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Макаренко А.С. Книга для родителей./ – М.: «Педагогика», 1988;
Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. – ООО «Гном-Пресс» 2000г.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.