“Фестиваль “Навигатор арктических профессий”

ФИО: Нохашкеева С.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3958
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: "Фестиваль "Навигатор арктических профессий"
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Паспорт педагогической практики в сфере профессиональной ориентации  

  1. Общие данные о районе и контактном лице 
1.1. Район (№. Название):  89 Ямало-Ненецкий автономный округ

 

1.2. Контактное лицо  Ф.И.О.  Иванникова Наталия Владимировна
Организация  МБУ ДО «Ямальский Центр внешкольной работы»
Должность  директор
Телефон 
Электронная почта 

 

  • Описание практики
2.1. Название практики Фестиваль «Навигатор арктических профессий»
2.2. Актуальность практики  Субъектами профориентационной работы являются школа, семья и социальные партнеры, но их деятельность является рассогласованной. Работодатели сталкиваются с существенными затруднениями в процессе реализации кадровой политики. Достаточное количество подростков не ориентированы на профессию, актуальную для конкретной территории. Многие организации проводят точечные мероприятия как ориентиры будущих профессий, но зачастую школьники не видят вариантов выбора профессий для реализации себя на той территории, где проживают. Появилась тенденция к увеличению числа выпускников школы, оказавшихся на нижней планке рейтинговой лестницы востребованных специалистов. Обозначилась проблема низкого уровня качества профориентации обучающихся.

 

2.3. Краткое описание практики   Фестиваль «Навигатор арктических профессий» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся 5-11 классов в условиях Ямальского района. 

Фестиваль «Навигатор арктических профессий – мероприятие, связанное с погружением в профессиональную деятельность. способствующим формированию у обучающихся интереса к профессиям, востребованным в регионе, развитию их профессиональных компетенций и навыков, а также повышению их информированности о возможностях продолжения образования и трудоустройства.   

Мероприятие основывается на принципах активности, дифференциации, индивидуализации, сотрудничества и рефлексии. В ходе фестиваля обучающиеся участвуют в различных формах работы: 

– индивидуальные и групповые консультации (получение информации о своих сильных и слабых сторонах, интересах, способностях, а также о спектре профессий);

– тестирования (помощь в определении уровня знаний и навыков по различным предметам и областям деятельности, выявление потенциала для развития);

– тренинги (развитие коммуникативных, творческих, лидерских и других важных качеств для будущей профессии);

– профессиональные пробы  (знакомство с профессией, её представителями, общение со специалистами, возможность попробовать себя в разных ролях и задачах, связанных с выбранной профессией);

Фестиваль «Навигатор арктических профессий» – хорошая возможность «примерить» на себя будущую профессию, которая послужит отправной точкой для каждого из ребят, посетивших данное мероприятие

При этом они получают поддержку и сопровождение от педагогов школы, специалистов центра занятости населения, работодателей и представителей образовательных учреждений СПО и ВУЗов.

Фестиваль «Навигатор арктических профессий» способствует решению следующих задач:

  • стимулирование мотивации обучающихся к профессиональному выбору;
  • расширение кругозора обучающихся по вопросам профориентации;
  • развитие у обучающихся самооценки, самоконтроля и саморегуляции;
  • формирование у обучающихся готовности к адаптации к изменяющимся условиям рынка труда;
  • повышение уровня социальной ответственности обучающихся за свое будущее.

Фестиваль «Навигатор арктических профессий» имеет следующие преимущества:

  • при его проведении учитываются особенности и потребности Ямальского района, его экономический и социальный потенциал;
  • ориентирован на индивидуальные интересы и способности обучающихся, а также на требования рынка труда;
  • при его проведении используются современные технологии и методы профориентации, такие как интерактивные игры, тесты, портфолио, кейсы и др.;
  • площадки фестиваля включают в себя разнообразные формы работы, которые стимулируют активность, творчество и сотрудничество обучающихся;
  • при его проведении предусматривается взаимодействие с различными партнерами: Центром занятости населения, работодателями, образовательными учреждениями СПО, а также с родителями обучающихся.
2.4. Цель практики  Проведение Фестиваля «Навигатор арктических профессий» как инновационно-образовательной среды для мотивации школьников 5-11 классов как навигатора в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.   
2.5. Задачи практики 1. Подготовить материально-техническую базу для создания инновационно-образовательной среды.

2. Реализация мероприятий по профориентации через сетевое взаимодействие с работодателями на территории Ямальского района.

3. Создание инфраструктуры по эффективному использованию ресурсов профориентационной среды.

2.6. География реализации практики Муниципальный:  Ямальский район
2.7. Формат мероприятий 
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • профориентационные тестирования; 
  • тренинги;
  • профессиональные пробы;
  • мастер-классы по профессиям; 
2.8. Целевая аудитория, ее возрастная категория и численность  Обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций Ямальского района, родители, более 2 000 участников 
2.9. Площадка проведения  МБОУ “Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова”; 

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»; 

МБОУ «Панаевская школа-интернат»; 

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»; 

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.Лапцуя»

 «Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по муниципальному округу Ямальский район» – Филиал ГКУ «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа»;

Отделение МВД России по Ямальскому району;

ГБУЗ «Ярсалинская центральная районная больница»; 

МБУК «Ямальская централизованная библиотечная система»; 

МБУК «Ямальская централизованная клубная система»; 

ГБУ «Окружной Центр ветеринарии», Ямальский отдел; 

ИП Тибичи Л.М., салон «Аура красоты»: дошкольные образовательные учреждения Ямальского района 

 

2.10. Календарный план реализации практики
№  Мероприятие  Формат  Краткое описание  Сроки реализации  Ответственная организация 
1. Разработка документации Круглый стол Разработка Положения Фестиваля «Навигатор арктических профессий», формирование списков участников январь МБУ ДО «Ямальский Центр внешкольной работы» 
2. Медиапланирование Пресс-релиз Опубликованы пресс-релизы о мероприятии в местных СМИ, официальных источниках, сайтах образовательных организаций и предприятий-партнёров февраль ОО района
3. Проведение Фестиваля «Навигатор арктических профессий» Фестиваль – открытое образовательное пространство с включением демонстрационных площадок от работодателей Ямальского района. В программе Фестиваля предусмотрено проведение: 

  • проведение комплексного тестирования по программе “Профориентатор”
  • проведение профориентационной Акции “Ателье профессий” (имиджевая фотосъемка в формате лукбук на рабочих местах организаций-партнеров)
  • проведение “Профессиональных проб” обучение по краткосрочной программе «Как устроиться на работу своей мечты?»
  • мастер-классы по профессиям ((“погружение” в профессию на площадках организаций-партнёров)
  •  проведение интерактивных игр с изучением Атласа профессий 
март МБУ ДО «Ямальский Центр внешкольной работы» 
4. Межведомственное совещание  Круглый стол
  • проведение аналитической работы
  • организация круглого стола по результатам проведения фестиваля 
  • объявление благодарностей социальным партнерам
апрель МБУ ДО «Ямальский Центр внешкольной работы» 

 

 

2.11. Ход работы 

 

Этап  Ход работы  Сроки реализации этапа 
Стартовый этап 
  1. Разработка концепции Фестиваля, программы проведения Фестиваля. 
  2. Ведется поиск партнеров среди предприятий района. 
Январь 2023 г.
Подготовительный этап 
  1. Достигнута договоренность с организациями-партнерами, проведены встречи, составлен план мероприятий на базе предприятий-партнеров. 
  2. Информирование целевой аудитории о проведении фестиваля (посредством информационных ресурсов организации) 
  3. Определены и подготовлены площадки проведения Фестиваля.  
  4. Подготовлена материально-техническая база для проведения Фестиваля (оборудование), закуплены материалы.  
Февраль 2023 г.
Этап реализации 
  1. Открытие фестиваля «Навигатор арктических профессий»;
  2. Проведение интерактивных площадок;
  3. Проведение комплексного тестирования по программе “Профориентатор”;
  4. Проведение акции “Ателье профессий” ((имиджевая фотосъемка в формате лукбук на рабочих местах организаций-партнеров);
  5. Проведение профессиональных проб (“погружение” в профессию на рабочих местах организаций-партнеров);
  6. Реализация краткосрочной программы «Как устроиться на работу своей мечты?» по обучению самопрезентации при трудоустройстве;
  7. Проведение интерактивных игр с изучением Атласа профессий; 
  8. Изучение Атласа профессий, знакомство с арктическими профессиями.
Март 2023г.
Финальный этап 
  1. Закрытие фестиваля «Навигатор арктических профессий»;
  2. Обработаны результаты профориентационной диагностики. 
  3. Выявлены обучающиеся, заинтересованные в развитии приобретенных профессиональных навыков. 
  4. Ведется работа по дальнейшей поддержке заинтересованных учащихся. 
  5. Обсуждение результатов мероприятия с организациями-партнерами, подведение итогов, объявление благодарности организациям-партнёрам, разработка программы дальнейшего сотрудничества. 
Апрель

 

 

2.12. Результаты 
  Достигнутые результаты  Ожидаемые результаты 
Общие результаты практики Обучающиеся Ямальского района имели возможность:

  • пройти профессиональную диагностику
  • получить представление о профессиях Арктического региона: настоящих и будущих; 
  • пройти профессиональные пробы; 
  • принять участие в конкурсах профессионального мастерства на уровне образовательных организаций
Создана площадка для моделирования основных элементов разных видов профессий через коммуникацию с работодателями с. Яр-Сале

 

Количественные 

показатели 

 

  • Проведено комплексное тестирование по программе “Профориентатор” (100 чел., 30 %)
  • Проведена акция “Ателье профессий” (100 чел., 30 %), 
  • Проведены профессиональные пробы (70 чел., 30 %);
  • Реализована краткосрочная программа по обучению самопрезентации при трудоустройстве (100 чел., 30 %),
  • Проведено 7 интерактивных игр (100 %), 
  • Изучен Атлас профессий (100 %), знакомство с арктическими профессиями.
  • 20% обучающихся, принявших участие в мероприятиях, участвуют в профессиональных конкурсах «Абилимпикс»; 
  • 80% из числа обучающихся ОО района, организации-партнеры, принявшие участие в фестивале «Навигатор Арктических профессий» – всего более 2 тысяч человек.
  • повышение уровня информированности о видах профессий, востребованных в с. Яр-Сале и об образовательных организациях СПО Ямало-Ненецкого автономного округа; 
  • по результатам профессиональной диагностики определен уровень готовности и мотивации школьников к профессии; 
  • популяризация общеразвивающих программ, связанных с востребованными профессиями. 
Качественные показатели 
  • подготовлены презентации, ролики, методические материалы; апробирован новый формат взаимодействия с работодателями по профориентации; 
  • проведено 2 мониторинга для обучающихся, их родителей, партнеров-организаций; 
  • наличие плана реализации проекта в рабочем режиме (до 2025 года).
  • получен первичный опыт в различных профессиональных сферах, в том числе умение презентовать себя при трудоустройстве, повышена мотивация обучающихся на участие в профессиональных конкурсах профессий (например, конкурс «ЯмалСкилс»).
  • определена значимость профессий в с. Яр-Сале, привлечено внимание общественности к вопросам профориентации подростков, в том числе для детей с ОВЗ

 

2.13. Привлеченные и задействованные ресурсы 
Вид ресурса  Ресурс  Организация, предоставляющая ресурс 
Административные ресурсы  Методическая поддержка, материалы для профориентационной диагностики обучающихся  МОЦ ЯЦВР
Бюджетное финансирование, методическая поддержка  Департамент образования  Администрации Ямальского района
Использование информационных ресурсов ЯЦВР в доведении информации о мероприятиях до целевой аудитории;  МБУ ДО ЯЦВР
Партнерские ресурсы 

 

 

Территории для проведения экскурсий для обучающихся (в рамках поездок на производство) «Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по муниципальному округу Ямальский район» – Филиал ГКУ «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа»;

Отделение МВД России по Ямальскому району; ГБУЗ «Ярсалинская центральная районная больница»; МБУК «Ямальская централизованная библиотечная система»; МБУК «Ямальская централизованная клубная система»; ГБУ «Окружной Центр ветеринарии», Ямальский отдел; ИП Тибичи Л.М., салон «Аура красоты»: дошкольные образовательные учреждения Ямальского района 

Территории проведения мероприятий МБОУ “Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова”; 

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»; 

МБОУ «Панаевская школа-интернат»; 

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»; 

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.Лапцуя»

 

Финансовые ресурсы  Бюджетное финансирование  Департамент образования Администрации Ямальского района
Привлеченное финансирование от партнеров, договоры безвозмездного пользования площадями для проведения фестиваля  Площадки общеобразовательных организаций: 

МБОУ “Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова”

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

МБОУ «Панаевская школа-интернат»

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.Лапцуя»

Материально-технические ресурсы  оборудование, инвентарь, материалы и средства, необходимые для создания инновационно-образовательной среды и проведения мероприятий по профориентации. Например, компьютеры, проекторы, интерактивные доски, мультимедийные презентации, видеоролики, плакаты, буклеты, листовки, атрибутика профессий и др. МБУ ДО «Ямальский ЦВР»

МБОУ “Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова”

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

МБОУ «Панаевская школа-интернат»

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.Лапцуя»

Человеческие ресурсы  Обучающиеся 5-11 классов, педагоги, родители, работодатели, специалисты разных профессий и другие заинтересованные лица МБУ ДО «Ямальский ЦВР»

МБОУ “Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова”

МКОУ «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

МБОУ «Панаевская школа-интернат»

МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»

МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.Лапцуя»

«Отряд противопожарной службы Ямало-Ненецкого автономного округа по муниципальному округу Ямальский район» – Филиал ГКУ «Противопожарная служба Ямало-Ненецкого автономного округа»

Отделение МВД России по Ямальскому району

ГБУЗ «Ярсалинская центральная районная больница»

МБУК «Ямальская централизованная библиотечная система»

МБУК «Ямальская централизованная клубная система»

ГБУ «Окружной Центр ветеринарии», Ямальский отдел

ИП Тибичи Л.М. салон «Аура красоты»

дошкольные образовательные учреждения Ямальского района 

 

2.14. Перспективы развития практики в своем районе Планируется развитие взаимодействия с  организациями – партнёрами 
2.15. Перспективы развития практики на региональном уровне  Взаимодействие с ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» (организация экскурсий, мастер-классов, профессиональных проб, презентаций направлений профессиональной подготовки)
2.16. Распространение информации о деятельности по практике и его результатах 

 

Распространение информации осуществляется посредством информационных ресурсов участников проекта (сайты, интернет-аккаунты), а также через официальные группы Администрации района и Департамента образования Администрации Ямальского района
2.17. Риски, которые могут возникнуть при реализации практики  и способы их преодоления  Ямальский район является труднодоступной, отдалённой территорией округа, что не позволяет собрать всех участников проекта в одном пространстве, поэтому проводятся выездные и онлайн- мероприятия по профориентации