Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся посредством театрального искусства

ФИО: Павлова Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3960
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Семья, общество, приоритеты», в рамках реализации мероприятий, посвященных Году семьи в Российской Федерации
Наименование конкурсной работы: Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся посредством театрального искусства
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Павлова Н. В., методист

МОБУ ДО «Центр внешкольной работы»

Арсеньевского городского округа

 

Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание духовно – нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. 

Одним из способов духовно – нравственного воспитания является воспитание посредством театрального искусства.

Центр внешкольной работы (при поддержке управления образования) на протяжении 5 лет реализует социально – образовательные проекты, участниками которых стали учащиеся всех без исключения образовательных организаций. 

Выбор социально – образовательного проекта «Театр для всех» был определен наличием проблемы в отсутствии условий для удовлетворения потребности в творческой самореализации разновозрастных групп населения в театральной сфере.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Системе дополнительного образования отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. 

В целях реализации Концепции развития образования до 2023 года, в  Центре внешкольной работы реализуется городской социально – образовательный проект «Театр для всех», приоритетной целью которого является формирование разновозрастного театрального сообщества, способствующего развитию межличностных коммуникаций и повышению уровня образования и культуры, посредством проведения музыкальных постановок, выставок декоративно-прикладного творчества, театральных фестивалей и привлечению к организации и участию в них не менее 80% граждан г. Арсеньева разновозрастных групп. 

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Идея заключается в создание разновозрастного театрального сообщества (как универсального средства развития личностных качеств подрастающего поколения), которое способствует развитию высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, принятию культурных мировых традиций, развитию познавательных интересов, навыков самообучения, творческой самореализации, способности к формированию продуктивных, позитивных межличностных коммуникаций и единый культурно-образовательной среды, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Оригинальность проекта заключается в применении эффективной формы воспитания и социализации школьников, способствующей снижению уровня асоциального поведения в подростковой среде.

В проекте принимают участие представители образовательных организаций и организаций культуры.

В рамках реализации приоритетных направлений воспитательной деятельности: духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, повышения эффективности воспитательного потенциала образовательных учреждений, укрепление социальных связей, решаются вопросы формирования интеллектуальной, творческой, культурной и социально-активной личности. Интересы современного школьника определяют формы его досуга. Поэтому задача педагогической общественности и дополнительного образования разработать новые подходы в организации досуговой культуры.

Проект направлен на создание конкретного продукта – спектакля (мюзикла), который становится средством созидания культурных качеств личности каждого его участника. 

Итогом реализации проекта является комплексная система культурного межличностного общения участников и социальных партнеров.

Актуальность проекта

Развитие общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан, что является одним из показателей результативности образовательной системы. 

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает широкое внедрение в педагогическую практику технологий деятельностного подхода, требует поиска  эффективных форм организации воспитания и социализации школьников.

Перед учреждениями дополнительного образования  стоит актуальная задача: создание условий для социально-ориентированной деятельности молодёжи, направленной на формирование внутриличностных факторов мотивации, гражданской и культурной идентичности, стремление к  саморазвитию, самовыражению, самоутверждению. 

Одним из эффективных методов социальной практики является социально-образовательное проектирование, как эффективная сфера  социализации школьников, выявление социальной направленности личности, ценностных ориентаций подростков, применения гражданских, духовно-нравственных компетенций.

Социально – образовательный проект «Театр для всех»  направлен на широкое привлечение подростков и молодежи к творческим, культурным, событиям с целью получения навыков общественно значимой работы.

Механизмом реализации проекта являются открытие сетевые мероприятия и образовательные экскурсии.

Образовательные экскурсии являются особой формой организации работы по всестороннему развитию учащихся и их эстетическому воспитанию. В рамках проекта организованы и проведены образовательные экскурсии по театрам Приморского края: Приморский академический краевой драматический театр им. М. Горького, Театр драмы им. В. Ф. Комиссаржевской, Приморский краевой драматический театр молодежи, Приморский краевой театр кукол, Приморская сцена Мариинского театра.

Цель проекта: формирование разновозрастного театрального сообщества, способствующего развитию межличностных коммуникаций и повышению уровня образования и культуры, посредством проведения музыкальных постановок, выставок декоративно-прикладного творчества, театральных фестивалей и привлечению к организации и участию в них граждан г. Арсеньева разновозрастных групп. 

Задачи проекта:

– создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения на основе популяризация театрального искусства;

– обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

– повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

– создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

– формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, экскурсионно-туристических и других организаций;

– создание условий для творческой инициативы и самореализации участников проекта;

– создание инклюзивных условий для детей с особыми образовательными потребностями  посредством творческой самореализации;

– обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Обоснование значимости проекта 

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает широкое внедрение в педагогическую практику технологий деятельностного подхода, требует поиска эффективных форм организации воспитания и социализации школьников. Перед учреждениями дополнительного образования стоит актуальная задача – создание условий для социально-ориентированной деятельности молодёжи. Одним из эффективных методов социальной практики и актуальной педагогической технологией является социальное проектирование. Социально – образовательный проект «Театр для всех» направлен на изучение культурных театральных традиций с целью формирования у подрастающего поколения позитивного взаимодействия и устойчивого интереса к культурным мировым традициям.

Реализация данного проекта способствует расширению метапредметных связей учебных дисциплин: МХК, ОРКЭ, истории, литературы, ИЗО, удовлетворению индивидуальных творческих запросов учащихся и родителей (законных представителей) в конкретной профессиональной среде. 

Эффективное использование творческих ресурсов в повседневном общении, позволит каждому участнику реализовать индивидуальные творческие возможности посредством погружения в данный театральный проект.

Проект актуален для использования в воспитательной работе образовательных организаций Приморского края как механизм формирования: устойчивого интереса к определённой профессиональной среде и социально-культурных компетенций у подрастающего поколения.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации  социальное проектирование является ресурсом мотивации личности к творчеству, искусству и мотивирующей средой необходимой для «социального развития» подрастающего поколения.  Реализуемый социально-образовательный проект «Театр для всех» направлен на формирование разновозрастного театрального сообщества, деятельность которого позволяет проявить  коммуникативные, общекультурные, ценностно-смысловые компетенции и устойчивый интерес к определённой профессиональной среде каждому участнику проекта.

Информация об этапах реализации проекта размещается на сайтах образовательных организаций, администрации городского округа, в социальных медиа: Instagram, YouTube, Facebook, Twitter, Google. Системный подход к сохранению и предъявлению информации  обеспечивает доступ материалов в массовую практику.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Оленева М. А. Лицом к лицу: Учебная программа для театральных коллективов учреждений дополнительного образования / М. А. Оленева. — Тюмень, ИПКРО, 1997 – 193 с.
  2. Полякова Т. Н.  Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра / Т. Н. Полякова. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 208 с.
  3. Кидин С. Ю. «Театр-студия в современной школе / С. Ю. Кидин.-  Волгоград: «Учитель». 2008. – 138 с.