Управление образования Уренского муниципального округа
Нижегородской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа №2»
Уренского муниципального округа Нижегородской области
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности
«Компьютерная азбука»
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет (с 9 лет)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Панова Елена Александровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Урень, 2024
Содержание
Пояснительная записка 3
Учебный план 9
Содержание учебного плана 13
Календарный учебный график 18
Формы аттестации 24
Оценочные материалы 24
Методические материалы 27
Условия реализации программы 30
Список литературы 32
Приложения 33
-
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная азбука» разработана согласно требованиям следующих документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
– Методические рекомендации по разработке (составлению) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ГБОУ ДПО НИРО;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Уренская средняя общеобразовательная школа №2» Уренского муниципального округа Нижегородской области.
Актуальность программы заключается в том, что интерес к изучению компьютерных технологий у учащихся появляется в раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему – подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Раннее изучение компьютерных технологий сейчас является не привилегией, а необходимостью, диктуемой, образом жизни современного человека. На сегодняшний день ребенок очень рано начинает сталкиваться с компьютером, но, к сожалению, областью применения являются лишь компьютерные игры. Программа является хорошим стартом для ознакомления учащихся с компьютерными технологиями. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания в жизни.
Направленность программы — техническая.
Направленность | Обобщенные ориентиры
направленности |
Направления
деятельности |
Техническая | Формируемые компетенции. В результате реализации данной программы у учащихся формируются учебно-познавательные и коммуникативные компетентности. | Информационно-коммуникационное |
Отличительной особенностью программы является то, что в ее основе лежит обучение компьютерной грамотности учащихся младшего школьного возраста. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная азбука» направлена на ознакомление ребенка с информационными технологиями. Программные средства, используемые на занятиях обладают понятным графическим интерфейсом, который легко освоить даже учащимся начального звена. Все используемые приложения русифицированы, что позволяет освоить их быстро. Теоретические знания учащийся получает в контексте практического применения данного понятия, это дает возможность изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.
Преемственность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: Занятия по программе опираются на практические умения и навыки, приобретенные на уроках математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в компьютерном классе.
Адресат программы. В объединение принимаются все желающие от 9 до 10 лет, проявляющие заинтересованность к компьютеру. Обучение по программе не требует базовых знаний по информационным технологиям. Зачисление производится по заявлению родителей.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы: 1 год, 36 часов (1 раз в неделю по 1 академическому часу).
Режим занятий. Занятия ведутся по 1 академическому часу 1раз в неделю. В процессе проведения каждого занятия предусмотрено выполнение упражнений для глаз, а также упражнения для снятия позостатического напряжения (согласно СанПиН для компьютерно-дисплейных классов).
Формы организации занятий: коллективные, групповые, на ряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Цель программы: формирование умения владеть персональным компьютером, приемами и методами обработки информации с помощью прикладных программ.
Задачи
Образовательные:
- овладеть умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- научить учащихся работать с программами WORD, PAINT;
- учить проводить исследования и оформлять результаты, чётко излагая свои мысли;
- учить обрабатывать цифровую и графическую информацию, анализировать данные и подавать новые идеи.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
- развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий;
- формировать критическое и творческое мышления учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему;
- стимулировать интересы учащихся через творческие задания, требующие работы воображения.
Воспитывающие:
- воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения;
- воспитывать умение работать в «команде».
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы:
К концу обучения в кружке учащиеся должны знать:
– правила техники безопасности;
– правила работы за компьютером;
– назначение и работу графического редактора PAINT;
– возможности текстового редактора WORD;
– понятие информации, свойства информации;
– назначение и работу программы Power Point;
– основные блоки клавиш;
– компьютерные сети;
– назначение программы Power Point;
– технологию работы с программой Power Point;
– возможности графического редактора Paint;
– основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
– технологию создания и редактирования графических объектов;
– назначение Рабочего стола, Панели задач, Панели управления;
– что такое папка и файл;
– основные действия над папкой и файлом;
– технологию обмена данными через буфер обмена;
– устройство персонального компьютера, основные блоки;
– устройства ввода и вывода информации;
– классификации вирусов;
– способы защиты информации;
– назначение программы Power Point;
– технологию работы с программой Power Point.
К концу обучения в кружке учащиеся должны уметь:
– создавать и редактировать любой графический объект;
– осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;
– соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
– включить, выключить компьютер;
– работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
– набирать информацию на русском регистре;
– запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;
– работать с программами WORD, PAINT;
– работать со стандартными приложениями Windows;
– создавать презентации;
– пошагово выполнять алгоритм практического задания;
– осуществлять поиск информации на компьютере;
– осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;
– работать с разными видами информации
– работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
– пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
– изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;
– просматривать информацию о параметрах папки и файла;
– выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
-выполнять стандартные действия с окнами;
– осуществлять запуск приложений и открытие документов и переключаться между задачами;
– создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
– создавать слайды;
– объекты на слайдах;
– запускать операционную систему Windows;
– работать с файлами (создавать, сохранять, осуществлять поиск);
– пользоваться антивирусными программами;
– осуществлять ручной поиск вредоносных программ;
– распознавать некоторые вирусы;
– составлять алгоритмы;
– осуществлять отбор нужной информации.
Метапредметными результатами являются:
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению предметов естественно-математического цикла.
уметь:
– оценивать результаты своей работы;
– осуществлять проектную деятельность;
– работать в команде.
- Учебный план
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при работе на компьютерах | 1 | 0,5 | 0,5 | Входное тестирование |
Раздел 1 «Создание папок и документов на рабочем столе» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
1.1 | Папка на рабочем столе | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа |
Раздел 2 «Программа Paint» | 7 | 3,5 | 3,5 | ||
2.1 | Знакомство с возможностями программы Paint | 1 | 0,5 | 0,5 | Тест |
2.2 | Запуск и выход Paint | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина |
2.3 | Обзор пунктов горизонтального меню | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
2.4 | Обзор пунктов вертикального меню | 1 | 0,5 | 0,5 | Демонстрация итогов работы |
2.5 | Знакомство с палитрой | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в программе |
2.6 | Создание рисунков с помощью автофигур | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа |
2.7 | Редактирование и исправление рисунка, фотографии | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельная работа |
Раздел 3 « Microsoft Word» | 9 | 4,5 | 4,5 | ||
3.1 | Знакомство с возможностями Word | 1 | 0,5 | 0,5 | Отработка основных функциональных
клавиш |
3.2 | Запуск Word. Выход из Word | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа по заданному алгоритму, умение
взаимодействовать в малой группе |
3.3 | Обзор пунктов горизонтального меню | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнение в практическом
применении разных функций |
3.4 | Подготовка первого документа. Набор текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с клавиатурой |
3.5. | Постановка текста в нужное место | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с клавиатурой и мышью |
3.6 | Удаление рамки вместе с текстом | 1 | 0,5 | 0,5 | Умение манипулировать частями текста,
изменять его |
3.7 | Вставка картинки из библиотеки компьютера. Увеличение, уменьшение и перемещение картинки | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с графической информацией – увеличение, уменьшение и
перемещение картинки |
3.8 | Знакомство с правилами редактирования текста | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа на исправление ошибок, раздвижение и сдвижение слов, перемещение предложений, удаление предложений, увеличение и уменьшение размера букв |
3.9 | Набор и печать рассказа о семье | 1 | 0,5 | 0,5 | Печать готового
продукта |
Раздел 4 «WordArt» | 2 | 1 | 1 | ||
4.1 | Вставка объектов WordArt для выделения в документе заголовка или
комментарий |
1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения по изменению шрифта, цвета, траектории |
4.2 | Создание подарочной открытки с использованием WordArt | 1 | 0,5 | 0,5 | Защита и печать готового продукта |
Раздел 5 «Power Point» | 4 | 1 | 3 | ||
5.1 | Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point
(применение шаблонов оформления, вставка картинок из коллекции) |
1 | 0.5 | 0.5 | Получение сведений о возможностях
программы |
5.2 | Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point (добавление эффектов анимации, добавление гиперссылок, вставка диаграммы) | 1 | 0.5 | 0.5 | Отработка полученных умений |
5.3 | Оформление презентации | 1 | 1 | Разбор и
демонстрация итогов упражнений |
|
5.4 | Демонстрация и защита проекта | 1 | 1 | Защита проекта перед группой | |
Раздел 6 «Создание учебных проектов» | 9 | 1,5 | 7,5 | ||
6.1 | Знакомство учащихся с проектной деятельностью
как новым видом обобщения изученного материала |
1 | 1 | Ознакомление с примерами проектов учащихся, с их составными частями | |
6.2 | Планирование сценария презентации учащегося | 1 | 0.5 | 0.5 | Обзор и обсуждение основных частей презентации обсуждения; обзор литературы и электронных источников,
распределение работы между учащимися |
6.3 | Планирование самостоятельных действий учащихся, мозговой штурм, планирование презентации | 1 | 1 | Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов | |
6.4 | Создание структуры презентации
шаблон, шрифт, размер |
1 | 1 | Подготовка своей части презентации, сбор материала и
оформление слайдов |
|
6.5 | Создание структуры презентации
цветовые гаммы |
1 | 1 | Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов | |
6.6 | Создание структуры презентации работа с
изображениями |
1 | 1 | Подготовка своей части презентации,
сбор материала и оформление слайдов |
|
6.7 | Создание структуры
презентации анимация |
1 | 1 | Подготовка своей
части презентации, сбор материала и оформление слайдов |
|
6.8 | Создание структуры
презентации анимация |
1 | 1 | Подготовка своей
части презентации, сбор материала и оформление слайдов |
|
6.9 | Создание презентации группы учащихся. Стилистические
особенности, редактирование |
1 | 1 | Объединение слайдов.
Итоговое тестирование |
|
Раздел 7 «Защита учебных проектов» | 3 | 3 | |||
7.1 | Демонстрация и защита проекта | 1 | 1 | Итоговая работа | |
7.2 | Демонстрация и защита проекта | 1 | 1 | Итоговая работа | |
7.3 | Демонстрация и защита проекта. Подведение итогов | 1 | 1 | Итоговая работа | |
Итого: | 36 | 12.5 | 23.5 |
- Содержание учебного плана
- Вводное занятие
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием курса программы.
Практика: Включение и выключение компьютера. Тест «Компьютер-наш друг и помощник!»
Раздел 1«Создание папок и документов на рабочем столе».
- Папка на рабочем столе
Теория: Настройка параметров Рабочего стола. Представление о файле и папке.
Практика: Действия над папками и файлами. Практическая работа «Создание папки и документа на рабочем столе»
Раздел 2 «Программа Paint»
- Знакомство с возможностями программы Paint.
Теория: Назначение графических редакторов.
Практика: Запуск программы Paint. Тест: «Графический редактор Paint»
- Запуск и выход программы Paint.
Теория: Знакомство с возможностями программы Paint: окна и инструменты.
Практика: Запуск программы Paint. Викторина «Paint-инструменты»
- Обзор пунктов горизонтального меню.
Теория: Типовые действия с объектами. Инструменты горизонтального меню.
Практика: Действия с инструментами горизонтального меню. Устный опрос.
- Обзор пунктов вертикального меню.
Теория: Типовые действия с объектами. Инструменты вертикального меню.
Практика: Действия с инструментами вертикального меню. Создание рисунка в программе. Демонстрация итогов работы.
- Знакомство с палитрой
Теория: Растровая и векторная графика. Использование цветов палитры.
Практика: Работа в программе Paint. Создание рисунков в программе.
- Создание рисунков с помощью автофигур
Теория: Знакомство с автофигурами: основные понятия.
Практика: Работа в программе Paint. Создание рисунков с помощью автофигур.
- Редактирование и исправление рисунка, фотографии.
Теория: Способы редактирования и инструменты использования.
Практика: Работа в программе Paint. Редактирование и исправление рисунка, фотографии.
Раздел 3 «Microsoft Word»
- Знакомство с возможностями Word
Теория: Знакомство со структурой окна офисного приложения Microsoft Word. Клавиатура.
Практика: Запуск программы Word. Отработка основных функциональных клавиш.
- Запуск Word. Выход из Word.
Теория: Знакомство с возможностями программы Word: окна и инструменты.
Практика: Запуск и работа в программе Word. Работа по заданному алгоритму, умение взаимодействовать в малой группе.
12.Обзор пунктов горизонтального меню
Теория: Функции горизонтального меню. Инструменты горизонтального меню.
Практика: Действия с инструментами горизонтального меню. Упражнения в практическом применении разных функций.
13.Подготовка первого документа. Набор текста.
Теория: Свойства документа и алгоритм набора текста.
Практика: Работа в программе Word. Работа с клавиатурой.
14.Подготовка текста в нужное место.
Теория: Способы постановки текста в нужное место.
Практика: Работа в программе Word. Работа с клавиатурой и мышью.
- Удаление рамки вместе с текстом.
Теория: Алгоритм удаления рамки вместе с текстом.
Практика: Работа в программе Word. Умение манипулировать частями текста, изменять его.
- Вставка картинки из библиотеки компьютера. Увеличение,
уменьшение и перемещение картинки.
Теория: Алгоритм вставки картинки из библиотеки компьютера. Увеличение,
уменьшение и перемещение картинки.
Практика: Работа в программе Word. Работа с графической информацией – увеличение, уменьшение и перемещение картинки.
- Знакомство с правилами редактирования текста.
Теория: Правила редактирования текста в программе Word.
Практика: Работа в программе Word. Работа на исправление ошибок, раздвижение и сдвижение слов, перемещение предложений, удаление предложений, увеличение и уменьшение размера букв.
- Набор и печать рассказа о семье
Теория: Алгоритм выполнения работы: набор и печать.
Практика: Работа в программе Word. Набор и печать рассказа о семье.
Раздел 4 «WordArt»
- Вставка объектов WordArt для выделения в документе заголовка или комментарий.
Теория: Объекты WordArt: создание объекта, форматирование документа, вставка заголовка, специальных символов. Форматирование абзацев. Сохранение документа. Выбор цветовой палитры.
Практика: Упражнения по изменению шрифта, цвета, траектории.
- Создание подарочной открытки с использованием WordArt.
Теория: Алгоритм выполнения работы: создание подарочной открытки.
Практика: Работа с объектами WordArt: защита и печать готового продукта.
Раздел 5 «Power Point»
21. Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point (применение шаблонов оформления, вставка картинок из коллекции)
Теория: Назначение программы Power Point. Основные объекты и возможности программы: шаблоны для оформления, вставка картинок из коллекции.
Практика: Запуск программы Power Paint. Применение шаблонов оформления, вставка картинок из коллекции.
22. Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point (добавление эффектов анимации, добавление гиперссылок, вставка диаграммы).
Теория: Назначение программы Power Point. Основные объекты и возможности программы: эффекты анимации, гиперссылки, диаграммы.
Практика: Запуск программы Power Paint. Добавление эффектов анимации, добавление гиперссылок, вставка диаграммы.
23. Оформление презентации
Теория: Алгоритм выполнения работы: оформление презентации, разбор и демонстрация итогов упражнений.
Практика: Работа в программе Power Paint. Создание своей мини-презентации.
24. Демонстрация и защита проекта
Практика: Работа в программе Power Paint. Защита проекта перед группой.
Раздел 6 «Создание учебных проектов»
25. Знакомство учащихся с проектной деятельностью как новым видом обобщения изученного материала.
Теория: Ознакомление с примерами проектов, с их составными частями.
Практика: Работа в программе Power Paint. Разработка темы и структуры презентации, разделение деятельности между группой.
26. Планирование сценария презентации учащегося
Теория: Обзор и обсуждение основных частей презентации обсуждения; обзор литературы и электронных источников, распределение работы между учащимися
Практика: Работа в программе Power Paint. Сбор информации.
27. Планирование самостоятельных действий учащихся, мозговой штурм, планирование презентации.
Практика: Работа в программе Power Paint. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов.
28. Создание структуры презентации: шаблон, шрифт, размер
Практика: Работа в программе Power Paint. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов. Выбор стиля слайдов, шрифта.
29. Создание структуры презентации цветовые гаммы
Практика: Работа в программе Power Paint. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов. Выбор цветовой гаммы.
30. Создание структуры презентации работа с изображениями
Практика: Работа в программе Power Paint. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов. Поиск иллюстраций, фото.
31. Создание структуры презентации анимация
Практика: Работа в программе Power Paint. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов. Включение анимации.
32. Создание структуры презентации анимация
Практика: Работа в программе Power Paint. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов. Включение музыкальных файлов
33. Создание презентации группы учащихся. Стилистические особенности, редактирование.
Практика: Работа в программе Power Paint. Объединение слайдов, редактирование, сохранение информации. Итоговое тестирование.
Раздел 7 «Защита учебных проектов»
34. Демонстрация и защита проекта
Практика: Итоговая работа. Презентация работы группы.
35. Демонстрация и защита проекта
Практика: Итоговая работа. Презентация работы группы.
36. Демонстрация и защита проекта. Подведение итогов.
Практика: Итоговая работа. Презентация работы группы.
- Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Компьютерная азбука»
на 2024/2025 учебный год
Начало учебного года – 02.09.2024
Окончание учебного года – 30.05.2024
Продолжительность учебного года – 36 недель
Промежуточная аттестация проводится с 24 по 28 мая 2024 года
Объём учебных часов – 36 часов в год
Режим работы: 1 раз в неделю по 1 часу
Продолжительность занятия – 40 минут.
Дата | Тема занятия | Количество часов | Формы занятий | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
3/09 | 1.Вводное занятие. Инструктаж по ТБ при работе на компьютерах | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуально- групповая | Входное тестирование |
10/09 | 2. Создание папок и документов на рабочем столе | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальная работа с классом | Проверочная работа |
12/09 | 3. Знакомство с возможностями программы Paint. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие Фронтальная работа с классом | Тест |
17/09 | 4.Запуск и выход Paint | 1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие Комбинирован-ное занятие: фронтальная работа и
демонстрация |
Викторина |
24/09 | 5.Обзор пунктов горизонтального меню. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие
Парная работа. |
Устный опрос |
1/10 | 6.Обзор пунктов вертикального меню. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие
Групповая работа с рисунком |
Демонстрация итогов работы |
8/10 | 7.Знакомство с палитрой. | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа | Работа в программе |
15/10 | 8.Создание рисунков с помощью автофигур. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Самостоятельная работа |
22/10 | 9.Редактирование и исправление рисунка, фотографии. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Самостоятельная работа |
5/11 | 10.Знакомство с возможностями Word. | 1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие Индивидуальная работа | Отработка основных функциональ-ных
клавиш |
12/11 | 11.Запуск Word. Выход из Word. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие
Групповая работа с копьютером. |
Работа по заданному алгоритму, умение
взаимодействовать в малой группе |
19/11 | 12.Обзор пунктов горизонтального меню. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Упражнение в практическом
применении разных функций |
26\11 | 13.Подготовка первого документа. Набор текста. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие
Индивидуальная работа |
Работа с клавиатурой |
3/12 | 14.Постановка текста в нужное место. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Работа с клавиатурой и мышью |
10/12 | 15.Удаление рамки вместе с текстом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Умение манипулировать частями текста,
изменять его |
17/12 | 16.Вставка картинки из библиотеки компьютера. Увеличение,
уменьшение и перемещение картинки. |
1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Работа с графической информацией – увеличение, уменьшение и
перемещение картинки. |
24/12 | 17.Знакомство с правилами редактирования текста. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Работа на исправление ошибок, раздвижение и
сдвижение слов, перемещение предложений, удаление предложений, увеличение и уменьшение размера букв. |
14/01 | 18.Набор и печать рассказа о семье. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое
Занятие Индивидуальная работа |
Печать готового
продукта |
21/01 | 19.Вставка объектов WordArt для выделения в документе заголовка или
комментарий. |
1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие Фронтальная форма работы. | Упражнения по изменению шрифта, цвета, траектории |
28/01 | 20. Создание подарочной открытки с использованием WordArt. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие
Индивидуальная форма работы. |
Защита и печать готового продукта |
04/02 | 21.Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point
(применение шаблонов оформления, вставка картинок из коллекции) |
1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие. Практическое занятие Индивидуальная работа | Получение сведений о возможностях
программы |
11/02 | 22.Знакомство с основными приёмами работы с Microsoft Power Point (добавление эффектов анимации, добавление гиперссылок, вставка диаграммы). | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие Индивидуальная работа | Отработка полученных умений |
18/02 | 23.Оформление презентации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа | Разбор и
демонстрация итогов упражнений |
25/02 | 24.Демонстрация и защита проекта. | 1 | 1 | Практическое занятие Индивидуальная самостоятельная
творческая работа |
Защита проекта перед группой | |
4/03 | 25.Знакомство учащихся с проектной деятельностью
как новым видом обобщения изученного материала. |
1 | 1 | Обучающее занятие Фронтальная форма работы | Ознакомление с примерами проектов учащихся, с их составными частями | |
11/03 | 26.Планирование сценария презентации
учащегося |
1 | 0,5 | 0,5 | Обучающее занятие Групповая форма работы | Обзор и обсуждение основных частей презентации обсуждения; обзор литературы и электронных источников,
распределе-ние работы между учащимися |
18/03 | 27.Планирование самостоятельных действий учащихся, мозговой штурм,
планирование презентации. |
1 | 1 | Практическое занятие Коллективная и самостоятельная работа; | Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов | |
01/04 | 28.Создание структуры презентации
шаблон,шрифт, размер |
1 | 1 | Практическое занятие Индивидуальная форма работы | Подготовка своей части презентации, сбор материала и
оформление слайдов |
|
08/04 | 29.Создание структуры презентации
цветовые гаммы |
1 | 1 | Практическое занятие Индивидуальная форма работы | Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов | |
15/04 | 30.Создание структуры презентации работа с
изображениями |
1 | 1 | Практическое занятие Индивидуальная форма работы | Подготовка своей части презентации,
сбор материала и оформление слайдов |
|
22/04 | 31.Создание структуры
презентации анимация |
1 | 1 | Практическое занятие Индивидуальная форма работы | Подготовка своей
части презентации, сбор материала и оформление слайдов |
|
29/04 | 32.Создание структуры
презентации анимация |
1 | 1 | Индивидуальная форма работы. | Подготовка своей
части презентации, сбор материала и оформление слайдов |
|
6\05 | 33.Создание презентации группы
учащихся. Стилистические особенности, редактирование. |
1 | 1 | Практическое занятие
Групповая форма работы |
Объединение слайдов. Итоговое тестирование. | |
13/05 | 34.Демонстрация и защита проекта. | 1 | 1 | Практическое занятие
Групповая форма работы |
Итоговая работа | |
20\05 | 35.Демонстрация и защита проекта. | 1 | 1 | Практическое занятие Групповая форма работы. | Итоговая работа | |
26/05 | 36.Демонстрация и защита проекта. Подведение итогов | 1 | 1 | Практическое занятие Групповая форма работы. | Итоговая работа |
5.Формы аттестации
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения Программы учащимися. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися практических заданий. Промежуточная аттестация проходит в середине учебного года в форме тестирования. Итоговая аттестация проходит в конце учебного года – создание учебного проекта в виде презентации.
Программой обязательно должен предусматриваться:
– входящий контроль – тест
– промежуточный контроль – тест
– итоговый контроль – создание учебного проекта в виде презентации.
6.Оценочные материалы
Программой обязательно должен предусматриваться:
– входящий контроль – тест «Компьютер-наш друг и помощник» (тест, состоящий из 10 вопросов) Приложение 1
Цель контроля: определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения материала по программе
Система оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл (всего – 10 баллов):
- 8-10 баллов соответствует высокому уровню;
- 6-8 баллов соответствует среднему уровню;
- меньше 5 баллов соответствует низкому уровню.
– промежуточный контроль – тестирование (тест, состоящий из 10 вопросов) Приложение 2
Цель контроля: определить степень владения полученными знаниями и умениями после изучения материала по программе
Система оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл (всего – 10 баллов):
- 8-10 баллов соответствует высокому уровню;
- 6-8 баллов соответствует среднему уровню;
- меньше 5 баллов соответствует низкому уровню.
– итоговый контроль – создание учебного проекта в виде презентации.
Практическая работа (итоговая).
- В группе придумайте сюжет для презентации. Дайте ему название.
- Реализуйте свой проект средствами графического редактора и редактора презентаций. Подготовьтесь представить свою работу обучающимся.
Цель контроля: определить степень практического владения полученными знаниями и умениями.
Система оценивания:
Критерии | Баллы | ||
«5» | «3» | «1» | |
Содержательность и логичность материала | Работа выполнена содержательно, с научной точки зрения, основана на достоверных данных, материал изложен логично и последовательно, наглядный материал уместен. | Работа выполнена содержательно, однако выводы логически не обоснованы. Отсутствие достоверных данных. | Работа выполнена несодержательно, отсутствует логичность и последовательность в изложении материала. Представлена с научной точки зрения некорректно. |
Оформление | Есть титульный лист, текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики. Единый стиль презентации. Есть список литературы и ссылки на источники. | Средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации. Использован 1 эффект. Есть список литературы, без ссылок на источники информации. | Отсутствует титульный лист, число слайдов превышает 10 или меньше 5, тексты слайдов отображает полное содержание проекта. Эффекты не использованы. Список литературы и ссылки на источники отсутствуют. |
Творческий подход
|
Новизна и оригинальность презентации, эстетика оформления. | Есть оригинальные идеи и изложение материала, но оформление и эффекты отвлекают и не раскрывают тему презентации. | Презентация обычна, нет эстетики оформления. |
Защита проекта | Эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала. Авторы, чётко отвечают на вопросы, организует обратную связь с аудиторией. | В выступлении не просматривается личное отношение авторов к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы. | Чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы. |
Итоговое количество баллов | 20 |
На каждую представленную презентацию заполняется данная таблица, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 5, что соответствует определённым уровням развития ИКТ-компетентности:
– 1 балл – это низкий уровень владения ИКТ-компетентностью,
– 3 балла – это средний уровень,
– 5 баллов – высокий уровень владения ИКТ-компетентностью.
Для определения уровней владения ИКТ- компетентностью воспользуемся таблицей ниже.
Определение уровня практического владения ИКТ-компетентностью
Количество набранных баллов | Уровни владения |
От 20 до 12 баллов | Высокий уровень |
От 11 до 4 баллов | Средний уровень |
От 3 баллов | Низкий уровень |
7.Методические материалы
Раздел | Форма занятий | Приёмы и методы организации занятий | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
Вводное занятие. | Индивидуально- групповая | Познакомить учащихся с
целями, задачами и содержанием кружковых занятий. Провести инструктаж по ТБ. |
Презентация, тестовые задания | Проектор, компьютер | Входное тестирование |
Раздел 1
Создание папок и документов на рабочем столе |
Фронтальная работа с классом | Демонстрация | Презентация | Проектор, компьютер | Проверочная работа |
Раздел 2 Программа Paint | Обучающее занятие.
Комбиниро-ванное занятие: фронтальная работа и демонстрация Парная работа. Практическое занятие. Групповая работа с рисунком. Индивидуальная работа |
Тренировоч-ные упражнения.
Комбиниро-ванное занятие: фронтальная работа и демонстрация Парная работа. Групповая работа с рисунком. Создание макета по заданной теме Индивидуаль-ная работа |
Презентация | Проектор, компьютер | Тест.
Викторина. Устный опрос. Демонстрация итогов работы. Работа в программе. Самостоятель-ная работа. |
Раздел 3
«Microsoft Word» |
Обучающее занятие Индивидуальная работа.
Практическое занятие. Групповая работа с компьютером. |
Демонстрация
Групповая работа с копьютером. Упражнение в отработке навыков. Индивидуаль-ная работа. Выбор шрифта и его размера. Исследова-тельская деятельность-упражнение в редактирова-нии текста. Редактирова-ние текста. Работа с библиотекой комьютера, обмен файлами с помощью флеш карты. Демонстрация и самостоятельная работа по редактирова-нию текста. Индивидуаль-ная работа |
Тексты
Презентация, индивидуальный раздаточный материал |
Проектор, компьютер флеш
карта |
Отработка основных функциональ-ных клавиш.
Работа по заданному алгоритму, умение взаимодейство-вать в малой группе. Упражнение в практическом применении разных функций. Работа с клавиатурой. Работа с клавиатурой и мышью. Умение манипулиро-вать частями текста, изменять его. Работа с графической информацией – увеличение, уменьшение и перемещение картинки. |
Работа на исправление ошибок, раздвижение и
сдвижение слов, перемещение предложений, удаление предложений, увеличение и уменьшение размера букв. Печать готового продукта |
|||||
Раздел 4
«WordArt» |
Обучающее занятие Фронтальная форма работы.
Практическое занятие Индивидуальная форма работы |
Фронтальная форма работы
Индивидуальная форма работы |
Презентация,
проект будущей открытки |
Проектор, компьютер флеш
карта |
Упражнения по изменению шрифта, цвета, траектории
Защита и печать готового продукта |
Раздел 5 Power Point» | Обучающее занятие. Практическое занятие. Индивидуальная работа.
Самостоятельная работа. Творческая работа. |
Демонстрация
Тренировоч-ные упражнения. Обсуждение и выбор оптимальных Вариантов. Индивидуаль-ная, самостоятельная, творческая работа |
Презентация | Проектор, компьютер | Получение сведений о возможностях
программы. Отработка полученных умений. Разбор и демонстрация итогов упражнений. Защита проекта перед группой. |
Раздел 6
«Создание учебных проектов» |
Обучающее занятие. Фронтальная форма работы
Групповая форма работы Практическое занятие. Коллективная и самостоятельная работа. Индивидуальная форма работы |
Фронтальная форма работы
Групповая форма работы Коллективная и самостоятельная работа. Индивидуаль-ная форма работы |
Презентация,
блокноты. Бумага, тестовые задания |
Проектор, компьютер флеш карта | Итоговое тестирование.
Ознакомление с примерами проектов учащихся, с их составными частями. Обзор и обсуждение основных частей презентации обсуждения; обзор литературы и электронных источников, распределение работы между учащимися. Подготовка своей части презентации, сбор материала и оформление слайдов. Объединение слайдов. |
Раздел 7 «Защита учебных проектов» | Практическое занятие.
Групповая форма работы |
Групповая форма работы | Презентация | Проектор, компьютер | Итоговая работа |
- Условия реализации программы
- Кадровое обеспечение:
– педагог дополнительного образования.
- Материально- техническое обеспечение:
-кабинет с компьютерами;
-столы;
-стулья;
-ПК;
-Стандартные программы пакета Microsoft Office;
-smart доска;
-МФУ, цветной принтер.
- Учебно-методическое обеспечение:
– разработанные презентации по темам;
-практикумы по темам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Компьютерная азбука»
– мультфильмы из интернет-сети;
– для промежуточного контроля используются тестовые задания;
- Список литературы
Нормативно-правовые документы
- Конституция РФ.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Литература для педагога
- «Дидактические основы компьютерного обучения», Л., 2005 Г.;
- Дунаев В.В. Сам себе Web-мастер.- СПб.: БХВ-Петербург; Арлит. 2000.
- Завьялова О.А., Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005, № 11.
- Леонов В.П. Персональный компьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.
6.Роберт И.В. «Современные информационные технологии в школьном образовании», М., Школа – Пресс, 2004 г.;
7.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., 1998г.;
Литература для обучающихся:
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007.
Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007
10.Приложения
Приложение 1
Входное тестирование «Компьютер наш друг и помощник»
1.Компьютер – это … +
А) устройство для автоматической обработки числовой информации
Б) устройство для хранения информации
В) устройство для поиска, сбора, хранения, преобразования и использования информации в цифровом формате
Г) совокупность программных средств, осуществляющих управление информационными ресурсами
- На каком расстоянии следует располагаться от экрана компьютера?
А) 30 см
Б) 50 см
В) 1м
- Как правильно сидеть за компьютером?
А) Спина прямая, плечи расслаблены, локти согнуты под прямым углом, голова должна располагаться прямо с небольшим наклоном вперед
Б) Спина прямая, голова должна располагаться с небольшим наклоном вправо
В) Плечи расслаблены, голова должна располагаться с небольшим наклоном влево
Г) Спина прямая, плечи расслаблены, локти выпрямлены
- В какой группе есть лишнее слово?
А) клавиатура, мышь, системный блок, принтер
Б) ноутбук, фильтр, колонки, монитор
В) сканер, моноблок, радио, проектор
- Микрофон – это:
А) устройство вывода звуковой информации
Б) устройство ввода звуковой информации
В) устройство обработки звуковой информации
Г) устройство хранения звуковой информации
- Устройство ввода текстовой информации:
А). Клавиатура
Б). Монитор
В). Звуковые колонки
Г). Монитор
- Какое из устройств компьютера является “мозгом” компьютера?
А) память
Б) процессор
В) монитор
Г) клавиатура
Д) мышь
- Для чего школьник может использовать Интернет?
А) для учёбы и поиска новой информации
Б) для общения с друзьями и родственниками
В) все ответы верны
Г) для развлечения и отдыха
- Что такое спам-сообщения?
А) всегда безопасные рекламные сообщения
Б) это просто такой вид сообщений
В) сообщения, которые засоряют электронную почту и могут быть опасными для
Г) компьютера или смартфона
- При появлении запаха гари нужно…
А) Бежать за водой и огнетушителем чтобы предотвратить дальнейшее возгорание.
Б) Прекратить работу, сообщить учителю
В) Не обращать внимания.
Г) Быстро убежать из кабинета.
Приложение 2
Тест промежуточной аттестации:
- Как правильно сидеть за компьютером?
А) Спина прямая, плечи расслаблены, локти согнуты под прямым углом, голова должна располагаться прямо с небольшим наклоном вперед
Б) Спина прямая, голова должна располагаться с небольшим наклоном вправо
В) Плечи расслаблены, голова должна располагаться с небольшим наклоном влево
Г) Спина прямая, плечи расслаблены, локти выпрямлены
- К устройствам вывода графической информации относится …
А) сканер
Б) принтер
В) клавиатура
Г) модем
- Программа Word позволяет редактировать …
А) фотографии
Б) текст
В) музыку
- Программа для создания презентаций
А) Microsoft PowerPoint
Б) Microsoft Office
В) Microsoft Word
5.Составная часть презентации, содержащая различные объекты, называется…
А) слайд
Б) лист
В) кадр
- Чтобы создать новый слайд необходимо:
А) в меню Главная в группе Слайды щелкните пункт «Создать слайд»
Б) в меню Вставка в группе Слайды щелкните пункт «Создать слайд»
В) в меню Рецензирование в группе Слайды щелкните пункт «Создать слайд»
Г) в меню Дизайн в группе Слайды щелкните пункт «Создать слайд»
7.Можно ли вставить видео в слайд?
А) да
Б) нет
В) иногда
8.Программа Word позволяет редактировать …
А) фотографии
Б) текст
В) музыку
Г) видео
- Какой клавишей включить режим ввода заглавных букв?
А) Ctrl
Б) Caps Lock
В) Num Lock
Г) Alt
10.Как называется одна страница презентации?
А) Лист
Б) Слайд
В) Страница
Г) Альбом