Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(опыт реализации программы в
МБОУ «СОШ №11» г.Абакана)
Миргород Светлана Александровна,
канд.пед.наук, учитель МБОУ «СОШ №11» г.Абакана
г.Абакан, 2024
Содержание
1. Актуальность программы | 2 |
2. Сроки реализации | 3 |
3. Основные этапы и их содержание | 3 |
4. Ресурсы, необходимые для реализации работы психолого-педагогических классов | 4 |
5. Описание работы психолого-педагогического класса | 5 |
6. Приложение 1. Рабочая программа учебного курса по выбору «Основы педагогики» | 8 |
7. Приложение 2. Рабочая программа учебного курса по выбору «Основы психологии» | 17 |
8. Приложение 3. Рабочая программа по внеурочной деятельности
(курс «Педагогическая практика») |
23 |
9. Приложение 4. Положения о психолого-педагогическом классе МБОУ «СОШ №11» г.Абакана | 30 |
10. Приложение 5. План мероприятий психолого-педагогического класса на 2024-2025 уч.год | 36 |
- Актуальность программы
Не секрет, что в последнее время внимание Правительства обращено к проблеме нехватки учителей в общеобразовательных школах и поэтому усиливается подготовке педагогических кадров, предоставляются дополнительные возможности молодежи для получения профессионального образования в этой области. В связи с этим видится важным и своевременным возрождение системы педагогических классов в качестве профильного обучения в общеобразовательных школах. Такая работа поможет старшеклассникам лучше узнать профессиию, сделать осознанный ее выбор, поценить свои потенциальные возможности. Целью создания системы специализированной предпрофильной и профильной подготовки обучающихся мы видим обеспечение дальнейшего профессионального самоопределения, усиление интереса обучающихся к педагогической профессии, поддержание мотивации к освоению педагогической деятельности, а также формирование представлений о профессии учителя как о престижном, почетном и крайне важном в современном обществе деле.
В соответствии с программой обучения содержание психолого-педагогической подготовки дает предоставление обучающимся возможности выбора эффективных образовательных программ разного уровня, инновационных технологий обучения и воспитания. В ходе учебных занятий и практики мы в совместной работе пытаемся раскрыть профессиональные склонности к изучению психологопедагогических дисциплин.
Школа сегодня создает условия, обеспечивающие самоопределение и саморазвитие обучающихся в ходе образовательной деятельности, мотивацию профессионального выбора посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности, условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога.
На учебных занятиях работа педагога направлена на удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся в целях дальнейшей профессиональной ориентации педагогической направленности, развитие у них умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
- Сроки реализации: 2024-2026 гг.
- Основные этапы и их содержание
№ | Наименование этапа | Содержание |
1 | Организационный | 1. Изучение образовательных потребностей и интересов учащихся 9 классов с целью определения необходимости выбора психолого-педагогического профиля обучения.
2. Анализ образовательным учреждением необходимой системы условий, оценка возможностей реализации профиля. 3. Разработка учебного плана любого профиля «Психолого-педагогической направленности». 4. Знакомство родителей и обучающихся перед приемом в класс любого профиля «Психолого-педагогической направленности» с учебными планами и условиями обучения. 5. Организация приемной кампании в классы «Психолого-педагогической направленности», издание приказов о зачислении. |
2 | Подготовительный | 1. Разработка рабочих программ учебных дисциплин «Основы педагогики» (Приложение 1), «Основы психологии» (Приложение 2) и программы внеурочной деятельности «Педагогическая практика» (Приложение 3).
2. Подбор соответствующего кадрового обеспечения. 3. Разработка Положения о психолого-педагогическом классе (Приложение 4). 4. Определение сетевых партнеров (в случае необходимости). 5. Разработка учебно-методических материалов. 6. Определение куратора ППК. 7. Разработка атрибутики (брендбуки) психолого-педагогического класса. |
3 | Основной | 1. Реализация разработанных программ в учебном процессе школы.
2. Проведение мероприятий в школе в соответствии с планом работы психолого-педагогического класса (Приложение 5). 3. Организация взаимодействия с Колледжем педагогического образования, информатики и права ХГУ им.Н.Ф.Катанова с целью совместной работы в рамках внеурочного курса «Педагогическая практика». 4. Организация работы проектировочных мастерских. 5. Участие обучающихся психолого-педагогического класса в проведении перемен и динамических пауз в начальной школе. 6. Участие обучающихся психолого-педагогического класса в организации и проведении Дня самоуправления в рамках празднования Дня учителя. 7. Участие обучающихся психолого-педагогического класса в работе пришкольного лагеря (весенняя и летняя смены). |
4 | Заключительный | Проведение экзамена: мотивационное письмо, тестовые задания (автоматизированные) открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию, блока «Человек и общество», кейс по педагогическому произведению. |
- Ресурсы, необходимые для реализации работы психолого-педагогических классов:
∙ Кадровые ресурсы: для организации деятельности в психолого-педагогическом классе педагоги с достаточно большим опытом работы в области педагогики и психологии.
∙ Нормативно-правовые ресурсы: приказы, положения, согласия, меры стимулирования.
∙ Организационно-методические ресурсы: разработка программ, консультационная, методическая помощь педагогам, работающим в данном класса, организация работы куратора.
∙ Материально-технические условия: чаты/группы обучающихся и куратора.
∙ Мотивационно-стимулирующие ресурсы: благодарности, публичное признание, повышение статуса.
∙ Психолого-педагогические ресурсы: психологическая поддержка и помощь, создание атмосферы комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения.
- Описание работы психолого-педагогического класса
Работа по созданию психолого-педагогических классов в нашей школе началась задолго до их открытия с изучения потребности общества в таких классов, востребованности у обучающихся данного профиля. Устные и письменные опросы, анкетирование среди школьников и их родителей и наличие запроса системы образования России в подготовке педагогических кадров показали, что данные классы должны быть открыты и у нас.
Любая работа по созданию чего-то нового всегда начинается с «бумажной» и аналитической работы – изучение нормативной документации, составление учебного плана, разработка рабочих программ учебных дисциплин, внеурочной деятельности, Положения о профильном психолого-педагогическом классе и многое другое. Именно это и явилось нашей первостепенной задачей.
Как куратор данного профиля основное содержание работы психолого-педагогического класса я определяла, исходя из рекомендаций, подробно представленных в Письме Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов Психолого-педагогической направленности в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования)».
Уже на этапе обсуждения деятельности психолого-педагогического класса стало понятно, что это должна быть совместная работа школы по подготовке потенциальных педагогов и психологов с педагогическими образовательными учреждениями города Абакана, в том числе Колледжем педагогического образования, информатики и права «Хакасского государственного университета им.Н.Ф.Катанова». на этапе обсуждения возможных направлений такого взаимодействия было определено, что школьники будут участвовать в проведении научно-практической конференции на базе колледжа, попробуем проводить совместно общешкольные мероприятия, будет организовано посещение учениками пробных занятий и уроков студентов колледжа, которые проходят практику на базе МБОУ «СОШ № 11 г.Абакана.
Отбирая содержание для программ по «Основам педагогики» и «Основам психологии» я четко понимала, что теории должно быть минимум, большую часть программы нужно ориентировать на практическое взаимодействие, на работу, связанную с психолого-педагогической практикой. Но, однако, совсем без теории обойтись тоже нельзя. Изучая, например, по дисциплине «Основы педагогики» историю науки, тот методический багаж, который уже достаточно сформирован, мы анализируем конкретные педагогически ситуации (в том числе и из жизни их класса), где выбор метода, приема, способа, формы работы был успешен или нет.
Большую помощь здесь также могут оказать просмотры художественных фильмов об учителях, где школьники очень хорошо видят ошибки педагогов, анализируют причины их возникновения и предлагаю уже на этапе знакомства с педагогической деятельностью возможные по их мнению варианты решения.
Курс «Основы психологии» выстроен, исходя из понимания того, что ребятам, прежде всего, нужно развить у себя способность взаимодействовать с детьми. Поэтому первое полугодие мы осваиваем секреты психологии общения.
Педагогическая же практика ориентирована на проведение фрагментов мероприятий, уроков, наблюдение за деятельностью опытных и начинающих педагогов. Вот здесь и осуществляется, в первую очередь, сетевое взаимодействие с средним профессиональным образовательным учреждением, готовящим педагогические кадры.
В частности, сначала школьники наблюдают за тем, как организуют игры на переменах студенты, затем проводят их в своем классе. И только после обсуждения всех ошибок пробуют свои силы в самостоятельной педагогической работе, организуя разнообразные игры на переменах в рекреации начальных классов.
Практически с самого первого дня обучения в психолого-педагогическом классе начала работу «Проектировочная мастерская», где на первом этапе школьники выбирают тему исследовательской работы, а затем совместно с куратором разрабатывают этапы работы на исследованием, подбирают и обрабатывают необходимое содержание, разрабатывают практический инструментарий, т.е. проектируют возможную организацию психолого-педагогической деятельности с целью решения той или иной проблемы.
С результатами обучающиеся выходят на научно-практические конференции, работы представляются в различных конкурсах (например, в проектах Общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», г.Обнинск).
Большая работа проводится по подготовке школьников к работе в летнем пришкольном лагере. На учебных и внеурочных занятиях составляем планы работы, выделяя разные направления (общекультурное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, гражданско-патриотическое). Для каждого из них в мини-группах по 2-3 человека составляют перечень необходимых мероприятий, разрабатывают их сценарии и конспекты, определяют ведущих, готовят необходимый наглядный материал, инструменты, приспособления и т.д. То есть каждая мини-группа полностью готовит материал на неделю работы в пришкольном лагере. Сначала эти занятия мы проводим на уроках среди обучающихся психолого-педагогического класса, затем уже они пробуют свои силы в работе с детьми.
Надо отметить, что такая организация придает старшеклассникам уверенности в свои силы, формирует у них понимание всех моментов педагогической работы, способствует развитию качеств, необходимых учителю, психологу.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №11»
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМС Протокол от 30 августа 2024 года №1 |
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ №11» от 30 августа 2024 года № 370 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Основы педагогики»
для 10 – 11 классов
Рабочая программа учебного курса по выбору «Основы педагогики» является частью ООП СОО МБОУ «СОШ №11» и состоит из следующих разделов:
- планируемые результаты освоения учебного курса «Основы педагогики»
- содержание учебного курса «Основы педагогики»;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы педагогики»
К завершению изучения курса в 10 классе обучающиеся будут:
− понимать педагогику как отрасль гуманитарного научного знания и искусство воспитания человека; – иметь представление о народной педагогике как сокровищнице мудрости воспитания; – знать основные этапы развития педагогического знания; – знать основные понятия педагогики, уметь объяснить многообразие подходов к их трактовке; – знать внутрипредметные связи педагогики; – знать межпредметные связи педагогики; – иметь представление об образовании как общечеловеческой ценности, педагогическом процессе и системе; − знать нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога; – иметь знания о педагоге как личности и профессионале; – объяснять социальные смыслы педагогической профессии; – иметь представление о будущем педагогической профессии, новых функциях педагога; – знать сущность педагогической деятельности, ее многообразие; – понимать педагогическое общение как особый вид деятельности; – знать основы педагогического взаимодействия субъектов образовательных отношений, его тактики; – знать пути профессионального становления педагога; – иметь представление о профессиональной компетентности педагога; – знать основы педагогического мастерства и пути развития педагогического мастерства; – применять элементы театральной педагогики для развития педагогического мастерства; – иметь представление о «педагогической культуре» и имидже педагога; – знать и применять приемы самовоспитания и самообразования педагога; − знать сущность обучения, уметь его интерпретировать; – знать основные этапы развития представлений об обучении в истории школы; – иметь представление о способах передачи и усвоения информации; – объяснять деятельность учителя и ученика в обучении; – привести пример закономерности обучения и объяснить ее; – привести пример принципа обучения и объяснить его; – иметь представление об эволюции целей и содержания обучения; – характеризовать традиционные и новаторские методы, средства обучения, цифровые технологии в обучении. |
К завершению изучения курса в 11 классе обучающиеся будут:
− знать сущность воспитания как педагогического и социального явления; – знать сущность понятий «воспитание», «воспитательная деятельность», «воспитатель», «воспитанник», «система воспитания» и уметь интерпретировать подходы к определению этих понятий; – знать современные цели и задачи воспитания российского школьника; – уметь привести пример закономерности, принципа воспитания и проиллюстрировать его; – уметь раскрыть содержание духовно-нравственного воспитания, гражданско-патриотического воспитания, трудового воспитания, экологического воспитания; – знать определения и основные виды форм, методов, средств воспитания; – характеризовать педагогические технологии воспитания; – иметь представление о семейной педагогике, ее традициях; – знать соотношение педагогических явлений «личность» и «коллектив»; – знать сущность, принципы и содержание самоуправления и соуправления в современной школе; – знать современные психолого-педагогические представления о лидерстве в детском коллективе; – уметь характеризовать современные детские и юношеские общественные объединения, в том числе детско-юношескую организацию «Российское движение школьников»; – уметь применять способы разрешения воспитательных ситуаций; − знать основные этапы развития школы, воспитательной практики и педагогической мысли с древнейших времен по наши дни, уметь характеризовать взгляды выдающихся отечественных и зарубежных педагогов; – уметь написать небольшое эссе по прочитанному историко-педагогическому тексту |
Раздел 2.Содержание учебного курса «Основы педагогики» (10 – 11 класс)
Раздел 1. Введение в педагогику (7часов)
Педагогика как отрасль гуманитарного научного знания и искусство воспитания человека. Народная педагогика как сокровищница мудрости воспитания. Основные этапы развития педагогического знания. Основные понятия педагогики, многообразие подходов к их трактовке. Внутрипредметные связи педагогики. Межпредметные связи педагогики. Образование как общечеловеческая ценность, педагогический процесс и система.
Раздел 2. История педагогики и образования (14 часов) Зарождение воспитательной практики в первобытном мире. Появление и развитие школы как института обучения. Воспитание в странах Древнего Востока. Идея гармоничного развития человека в афинской и европейской педагогике. Мудрое слово педагогики Древней Руси. Российские деятели Просвещения. Н. И. Пирогов об общечеловеческом воспитании. Первый русский ученый – педагог К. Д. Ушинский. Педагогический эксперимент Л. Н. Толстого в Яснополянской школе. Новаторский характер реформаторской педагогики. Христианская педагогика о воспитании человека. Творческий характер педагогики трудовой школы. Воспитание человека в коллективе и через коллектив в учении А. С. Макаренко. Гуманизм педагогических идей В. А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества как сплав традиций и новаторства.
Раздел 3. Введение в педагогическую деятельность (11 часов) Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога. Педагог как личность и профессионал. Социальные смыслы педагогической профессии. Будущее педагогической профессии, новые функции педагога. Сущность педагогической деятельности, ее многообразие. Педагогическое общение как особый вид деятельности. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательных отношений, его тактики. Пути профессионального становления педагога. Профессиональная компетентность педагога. Понятие о педагогическом мастерстве. Пути развития педагогического мастерства. Элементы театральной педагогики в развитии педагогического мастерства. Понятие о «педагогической культуре». Имидж педагога. Самовоспитание будущего педагога. Самообразование будущего педагога.
Раздел 3. Теория и практика обучения (9 часов) Сущность обучения, его характеристика. Развитие представлений об обучении в истории школы. Современные представления о способах передачи и усвоения информации. Деятельность учителя и ученика в обучении. Учение о закономерностях обучения. Понятие о принципах обучения. Эволюция целей и содержания обучения. Традиционные и новаторские методы и средства обучения. Цифровые технологии в обучении, перспективы их развития.
Раздел 4. Теория и практика воспитания (24 часов) Воспитание как педагогическое и социальное явление. Сущность понятий «воспитание», «воспитательная деятельность», «воспитатель», «воспитанник», «система воспитания». Цели и задачи воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Духовно-нравственное воспитание. Гражданско-патриотическое воспитание. Трудовое воспитание. Экологическое воспитание. Формы, методы, средства воспитания. Педагогические технологии воспитания. Семейная педагогика, ее традиции. Личность и коллектив. Самоуправление и соуправление в современной школе. Лидер: ступени самовоспитания. Детские и юношеские общественные объединения. Детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Способы разрешения воспитательных ситуаций.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение в педагогику | 7 | |
1-2 | Педагогика как отрасль гуманитарного научного знания и искусство воспитания человека. Народная педагогика как сокровищница мудрости воспитания. | 2 |
3 | Основные этапы развития педагогического знания. | 1 |
4 | Основные понятия педагогики, многообразие подходов к их трактовке. | 1 |
5 | Внутрипредметные связи педагогики. | 1 |
6 | Межпредметные связи педагогики. | 1 |
7 | Образование как общечеловеческая ценность, педагогический процесс и система. | 1 |
Раздел 2. История педагогики и образования | 14 | |
8 | Зарождение воспитательной практики в первобытном мире. | 1 |
9 | Появление и развитие школы как института обучения. | 1 |
10 | Воспитание в странах Древнего Востока. | 1 |
11 | Идея гармоничного развития человека в афинской и европейской педагогике. | 1 |
12 | Мудрое слово педагогики Древней Руси. | 1 |
13 | Российские деятели Просвещения. | 1 |
14 | Н. И. Пирогов об общечеловеческом воспитании. | 1 |
15 | Первый русский ученый – педагог К. Д. Ушинский. | 1 |
16 | Педагогический эксперимент Л. Н. Толстого в Яснополянской школе. | 1 |
17 | Новаторский характер реформаторской педагогики. | 1 |
18 | Творческий характер педагогики трудовой школы. | 1 |
19 | Воспитание человека в коллективе и через коллектив в учении А. С. Макаренко. | 1 |
20 | Гуманизм педагогических идей В. А. Сухомлинского. | 1 |
21 | Педагогика сотрудничества как сплав традиций и новаторства. | 1 |
Раздел 3. Введение в педагогическую деятельность | 11 | |
22 | Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога. | 1 |
22 | Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности педагога. | 1 |
23 | Педагог как личность и профессионал. Социальные смыслы педагогической профессии. | 1 |
24 | Будущее педагогической профессии, новые функции педагога. Сущность педагогической деятельности, ее многообразие. | 1 |
25-26 | Педагогическое общение как особый вид деятельности. | 2 |
27 | Педагогическое взаимодействие субъектов образовательных отношений, его тактики. | 1 |
28 | Пути профессионального становления педагога. | 1 |
29 | Профессиональная компетентность педагога. | 1 |
30 | Понятие о педагогическом мастерстве. Пути развития педагогического мастерства. | 1 |
31 | Элементы театральной педагогики в развитии педагогического мастерства. | 1 |
32 | Понятие о «педагогической культуре». Имидж педагога. | 1 |
33 | Самовоспитание будущего педагога. Самообразование будущего педагога. | 1 |
34 | Итоговое занятий. Итоговый тест. | 1 |
Всего | 34 |
11 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Раздел 4. Теория и практика обучения | 9 | |
1 | Сущность обучения, его характеристика. | 1 |
2 | Развитие представлений об обучении в истории школы. | 1 |
3 | Современные представления о способах передачи и усвоения информации. | 1 |
4 | Деятельность учителя и ученика в обучении. | 1 |
5 | Учение о закономерностях обучения. | 1 |
6 | Понятие о принципах обучения. | 1 |
7 | Эволюция целей и содержания обучения. | 1 |
8 | Традиционные и новаторские методы и средства обучения. | 1 |
9 | Цифровые технологии в обучении, перспективы их развития. | 1 |
Раздел 5. Теория и практика воспитания | 24 | |
10 | Воспитание как педагогическое и социальное явление. | 1 |
11 | Сущность понятий «воспитание», «воспитательная деятельность», «воспитатель», «воспитанник», «система воспитания». | 1 |
12 | Цели и задачи воспитания. | 1 |
12 | Закономерности и принципы воспитания. | 1 |
14-15 | Духовно-нравственное воспитание. | 2 |
16-17 | Гражданско-патриотическое воспитание. | 2 |
18-19 | Трудовое воспитание. | 2 |
20-21 | Экологическое воспитание. | 2 |
22-23 | Формы, методы, средства воспитания. | 2 |
24-25 | Педагогические технологии воспитания. | 2 |
26-27 | Семейная педагогика, ее традиции. | 2 |
28 | Личность и коллектив. | 1 |
29 | Самоуправление и соуправление в современной школе. | 1 |
30 | Лидер: ступени самовоспитания. | 1 |
31 | Детские и юношеские общественные объединения. | 1 |
32 | Детско-юношеская организация «Российское движение школьников». | 1 |
33 | Способы разрешения воспитательных ситуаций. | 1 |
34 | Итоговое занятий. Итоговый тест. | 1 |
Всего | 34 |
Литература для учителя:
- Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. – М., 2006.
- Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2002.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М., 2002.
- Радугина А.А. Психология и педагогика. – М., 1999.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М.-К., 1995.
- Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)
- Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
- Кукушин В.,С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2002.
Литература для учащихся:
- Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
- Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
- Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М. 1978.
- Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. – М., 2005.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008.
Приложение 2.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №11»
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМС Протокол от 30 августа 2024 года №1 |
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ №11» от 31августа 2024 года № 370 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по выбору
«Основы психологии»
для 10 – 11 классов
Рабочая программа учебного курса по выбору «Основы психологии» является частью ООП СОО МБОУ «СОШ №11» и состоит из следующих разделов:
- планируемые результаты освоения учебного курса «Основы психологии»
- содержание учебного курса «Основы психологии»;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы психологии»
Личностные результаты:
− формирование сознания школьников, их отношение к окружающей действительности;
− формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях;
− принятие норм поведения в обществе, правильное оценивание себя и своих поступков, умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
− развитие самостоятельности в определении жизненных ценностей и действий в соответствии с ними;
− развитие самоуправления и саморегуляции в учебной деятельности для будущего профессионального образования.
Метапредметные результаты:
− умение вычитывать научный текст психологического содержания;
− умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
− умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
− умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной.
Предметные:
− опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
− получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
− получение знаний о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;
− опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения;
− умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
Раздел 2.Содержание учебного курса «Основы психологии» (10 – 11 класс)
Тема 1. Введение в курс.
Психологии как наука. Значение психологических знаний для человека. Методы психологического исследования
Тема 2. Психология общения.
Определение понятия общение: социологический, психологический подходы к трактовке понятия. Виды и функции общения. Механизмы межличностного взаимодействия. Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. Особенности публичного выступления. Самопрезентация. Введение в конфликтологию.
Тема 3. Классификация профессий и проблемы самоопределения.
Самоопределение и «психологический портрет» профессионала в общественном сознании. Типичные варианты понимания человека («Я» – концепция профессионала и профессионального самоопределения). Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии.
Тема 4. Личность в деятельности и общении.
Общее понятие о личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность. Понятие общения. Общение как обмен информацией. Общение как восприятие людьми друг друга. Общение как взаимодействие.
Тема 5. Потребностно – мотивационная сфера человека.
Потребность как источник мотивации. Классификация потребностей. Социальная детерминированность мотивации человека. Мотивация. Структура мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности.
Тема 6. Характер. Темперамент. Способности.
Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Обусловленность темперамента типом нервной системы. Сила, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов. Характер и его структура. Темперамент и характер в структуре личности. Проявления характера в деятельности и общении. Типология характеров. Развитие характера. Общее представление о способностях. Общие способности. Специальные способности.
Тема 7. Психология познавательных процессов.
Ощущения. Восприятие. Внимание. Память. Мышление и речь. Воображение.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№ | Тема | Кол – во часов |
Тема 1. Введение в курс. | 5 | |
1 | Психологии как наука. | 1 |
2 | Значение психологических знаний для человека. | 1 |
3-5 | Методы психологического исследования | 3 |
Тема 2. Психология общения. | 15 | |
6-7 | Определение понятия общение: социологический, психологический подходы к трактовке понятия. Виды и функции общения. | 2 |
8-9 | Механизмы межличностного взаимодействия. | 2 |
10-11 | Деловое общение. | 2 |
12-14 | Особенности межличностного общения. | 3 |
15-16 | Правила эффективного общения. | 2 |
17-18 | Особенности публичного выступления. Самопрезентация. | 2 |
19-20 | Введение в конфликтологию. | 2 |
Тема 3. Классификация профессий и проблемы самоопределения | 6 | |
21-22 | Самоопределение и «психологический портрет» профессионала в общественном сознании. | 2 |
23 | Типичные варианты понимания человека («Я» – концепция профессионала и профессионального самоопределения). | 1 |
24-26 | Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии. | 3 |
Тема 4. Личность в деятельности | 3 | |
27 | Общее понятие о личности в психологии. | 1 |
28-29 | Человек, индивид, личность, индивидуальность. | 2 |
Тема 5. Потребностно – мотивационная сфера человека. | 4 | |
30-31 | Потребность как источник мотивации. Классификация потребностей. | 2 |
32-33 | Социальная детерминированность мотивации человека. Мотивация. Структура мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности. | 2 |
34 | Итоговое занятие. Тест. | 1 |
Всего часов | 34 |
11 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Тема 6. Характер. Темперамент. Способности. | 17 | |
1-6 | Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Обусловленность темперамента типом нервной системы. Сила, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов. | 6 |
7-11 | Характер и его структура. Темперамент и характер в структуре личности. Проявления характера в деятельности и общении. | 4 |
12-13 | Типология характеров. | 2 |
14-15 | Развитие характера. | 2 |
16-18 | Общее представление о способностях. Общие способности. Специальные способности. | 3 |
Тема 7. Психология познавательных процессов. | 16 | |
19-20 | Ощущения. | 2 |
21-22 | Восприятие. | 2 |
23-25 | Внимание. | 3 |
26-28 | Память. | 3 |
29-31 | Мышление и речь. | 3 |
32-33 | Воображение. | 3 |
34 | Итоговое занятие. Тест. | 1 |
Всего часов | 34 |
Литература для учителя:
- Радугина А.А. Психология и педагогика. – М., 1999.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2004.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001
- Ю.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001
- Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
- Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002
- Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.
Литература для учащихся:
- Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
- Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
- Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: «Академия», 2004.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». – М: Генезис, 1997.
- Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия».
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
- Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.
- Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. – М, серия «Школьный психолог», 2008.
- Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007.
Приложение 3.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №11»
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМС Протокол от 30 августа 2024 года №1 |
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ №11» от 30 августа 2024 года № 370 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(курс «Педагогическая практика»)
для 10-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Педагогическая практика» для 10 класса является частью основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СОШ № 11». Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1) планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность выпускника на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- наличие у выпускника ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- выпускник должен уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- выпускник должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- умение давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
– освоение необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии знаний о педагогической профессии,
– её роли в жизни общества и истории возникновения;
– о путях получения педагогической профессии;
– об особенностях педагогической деятельности.
В результате изучения курса «Педагогическая практика» ученик научится:
- анализировать свою деятельность;
- организовывать жизнь и деятельность детей;
- осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю;
- иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;
- применять полученные теоретические знания и практические умения в работе с детьми.
Раздел 2.Содержание курса «Педагогическая практика» (10 класс)
Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела |
Первый этап – установочный этап.
Организационно-методические лекции |
3 ч. | Привлечь внимание десятиклассников к педагогическим профессиям, повлиять на решение молодых людей остаться в родном городе. Дать первоначальные теоретические знания о педагогике, способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Познакомить с возможными направлениями будущей профессиональной сферой деятельности. |
Второй этап –
ориентировочно-ознакомительный период (пассивная практика.). Активный период.Учебная работа Внеклассная работа по предмету 1 Воспитательная работа |
25 ч. | Педагогическая этика, сферы ответственности учителя. Вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс, обеспечение индивидуальной и совместной деятельности, эмоциональной безопасности жизни и здоровья детей. Решение педагогических задач, содержащих примеры нарушения этики педагога. Анализ решений. Посещение уроков учителей-мастеров. Обмен впечатлениями.
Технологии педагогической деятельности. Игровая технология, экскурсионная, квестовая, проектная. Разработка, проведение, анализ фрагмента урока, конспекта урока, сценария внеклассной работы по предмету (по выбору учащегося). Внеклассная работа. Направления, формы, методы. Спортивные мероприятия, интеллектуальные, метапредметные. Разработка, проведение, анализ внеклассного воспитательного мероприятия. |
Третий этап – заключительный. Итоговое совещание в школе Заключительная конференция по практике
Сбор и оформление отчётных материалов по педагогической практике |
6 ч. | Проведение мониторинга профессиональной готовности. Творческий проект «Моя будущая профессия». Защита проекта. Составление «профессионального портрета учителя». |
34 ч. |
Способ оценивания результативности обучающихся
-наблюдение за деятельностью обучающихся;
-выполнение и защита обучающимися заданий и проектов;
-работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных педагогических ситуаций, составление конспектов и проведение занятий;
-итоговый творческий зачет.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения |
Первый этап – установочный этап. 4 ч. | |||
1 | Введение. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 1 | Лекция с элементами беседы |
2-3 | Личностные качества учителя. Образ учителя в кино. | 2 | Обсуждение, дискуссия |
4 | Каким должен быть учитель? | 1 | Деловая игра по личным воспоминаниям |
Ориентировочно-ознакомительный этап. 25 ч | |||
5 | Мир педагогических профессий | 1 | Беседа |
6 | Образ «Я» Профессиональная перспектива «Я через 20 лет» | 1 | Форсайт сессия |
7 | Педагогическая этика и сферы ответственности учителя. | 1 | Практическое занятие. Решение ситуационных задач. |
8 | Профессиональная педагогическая позиция | 1 | Практическое занятие. Решение ситуационных задач |
9 | Причины возникновения педагогических конфликтов. Пути их предупреждения и решения. | 1 | Практическое занятие. Решение педагогических задач. Анализ причин конфликтов и путей их решения |
10 | Классификация уроков по содержанию изучаемого материала. | 1 | Лекция |
11 | Составление конспекта для фрагмента урока «открытие нового знания». | 1 | Практическая работа |
12 | Проведение фрагмента урока по ранее составленному конспекту | 1 | Практическая работа |
13 | Здоровьесберегающая технология | 1 | Лекция с элементами беседы. |
14-15 | Спортивные игры в начальной школе | 2 | Беседа, проведение игр |
16 | Как провести динамическую паузу в 1 классе? | 1 | Практическая работа. Составление картотеки игр для 1 класса. |
17 | Проведение динамической паузы в 1 классе | 1 | Практическое занятие |
18 | Зачем проводить внеклассную работу по предмету? | 1 | Диспут |
19 | Виды внеклассной работы по предмету | 1 | Лекция |
20 | Составление фрагмента методической разработки внеклассой работы по предмету (по личному выбору) | 1 | Практическая работа |
21. | Проведение мероприятия по ранее разработанному сценарию | 1 | Практическая работа |
22 | Анализ проведенного мероприятия | 1 | Самоанализ и анализ мероприятия |
23 | Формы и направления воспитательной работы в школе на современном этапе. | 1 | Лекция, беседа |
24-27 | Подготовка мероприятий для учащихся начальной школы. | 4 | Практическая работа |
28 | Проведение спортивного мероприятия для учащихся ГПД | 1 | Практическое занятие |
29 | Проведение интеллектуального занятия для учащихся начальных классов | 1 | Практическое занятие |
Заключительный этап 6ч. | |||
30 | Плюсы и минусы педагогической профессии | 1 | Беседа |
31 | Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать учителем? | 1 | Диспут |
32 | Портрет современного учителя | 1 | Защита своей работы (эссе, проект, размышление, сочинение…) |
33 | «Скоро лето!» | 2 | Подготовка и проведение игр с детьми на свежем воздухе |
34 | Итоговое занятие. Мониторинг профессиональной готовности | 1 | Тестирование |
Итого | 34 |
Литература для учителя
- Божович Л.И. Возрастной подход в работе школы. – М., 2000.
- Возрастная и педагогическая психология / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М., 2002.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2000.
- Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М., 2000
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. – М., 1999.
- Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. – М., 2007.
- Использование игр на уроках в начальной школе / Под ред.М.И. Тарасовой. – СПб, 2006.
- Мухина B. C. Возрастная психология. – М., 2007.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. – 4-е изд. – М., 2003.
- Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока.- Воронеж, изд-во воронежского пед. института,1998.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М., 2004.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1997.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1999.
- Яриков В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе / Сост. О.В. Рыбякова. – Ростов н/Д., 2009.
Литература для учащихся
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1999.
- Использование игр на уроках в начальной школе / Под ред.М.И. Тарасовой. – СПб, 2006.
- Мухина B. C. Возрастная психология. – М., 2007.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. – 4-е изд. – М., 2003.
Приложение 4.
Положения о психолого-педагогическом классе
МБОУ «СОШ №11» г.Абакана
- Общие положения
1.1. Положение о психолого-педагогическом классе/группе (далее – Положение) разработано на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», приказа Министерства просвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», постановления Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 года № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20, Санитарноэпидемиологические правила Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 года № СП 2.4.3648-20, 28, 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», письма Министерства просвещения России от 30 марта 2021 года № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций», Устава образовательной организации.
1.2. Положение регламентирует порядок осуществления образовательной деятельности в психолого-педагогических классах/группах 2 (далее – ППК) в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.
1.3. ППК создаются в рамках обеспечения необходимых условий для формирования у обучающихся психолого-педагогических компетенций, востребованных современным рынком труда, а также осознанного выбора профессии в педагогической и социальной сферах.
- Основные цели и задачи
2.1. Целями организации ППК являются:
создание системы специализированной предпрофильной и профильной подготовки обучающихся для обеспечения дальнейшего профессионального самоопределения;
усиление интереса обучающихся к педагогической профессии, поддержание мотивации к освоению педагогической деятельности, а также формирование представлений о профессии учителя как о престижном, почетном и крайне важном в современном обществе деле.
2.3. Задачи создания ППК:
предоставление обучающимся возможности выбора эффективных образовательных программ разного уровня, инновационных технологий обучения и воспитания;
раскрытие профессиональных склонностей к изучению психологопедагогических дисциплин;
удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся в целях дальнейшей профессиональной ориентации педагогической направленности;
создание условий, обеспечивающих самоопределение и саморазвитие обучающихся в ходе образовательной деятельности, мотивацию профессионального выбора посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
создание условий для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
развитие умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
- Организация деятельности ППК
3.1. Создание и деятельность ППК осуществляется на основании решения Педагогического совета и приказов МБОУ «СОШ №11» г.Абакана в соответствии с настоящим Положением.
3.2. ППК создается при наличии: социального запроса (учет потребностей обучающегося);
кадровых возможностей МБОУ «СОШ №11» г.Абакана (наличие в образовательной организации педагогов с высшей образованием по профильным предметам, квалификационной категорией, курсами повышения квалификации по профильному предмету в течение трех лет);
материально-техническое обеспечение учебного процесса по профильным учебным предметам.
3.3. В зависимости от условий, созданных в образовательной организации, образовательная программа ППК может быть реализована на основе различных моделей:
оптимизационной (внутришкольной) за счет интеграции всех видов деятельности (урочной, внеурочной, воспитательной) и/или программ разных видов (основной и дополнительной);
сетевой за счет интеграции ресурсов и конвергенции возможностей образовательной организации/организаций, осуществляющих образовательную деятельность/иных организаций.
3.4. При организации обучения в сетевой форме реализации образовательной программы, независимо от объема и сроков реализации, обязательно заключение договора о сетевой форме реализации основной образовательной программы в соответствии с совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 года № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
3.5. При организации обучения по дополнительным общеобразовательным программам обязательно заключение договора по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с приказом Министерства просвещения России от 16 сентября 2020 года № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам».
3.6. Преимущественным правом при поступлении в ППК пользуются следующие обучающиеся:
выпускники 9 классов, получившие по итогам государственной итоговой аттестации положительные отметки (4 и 5 баллов) по профильным учебным предметам;
обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (по профильным предметам);
победители и призеры олимпиад по соответствующим профильным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) муниципального/ регионального/ федерального уровней и/или олимпиад по педагогике;
имеющие по итогам учебного года за 9 класс средний балл не ниже 4,2;
активные участники вожатских отрядов и ППК (успешно обучающиеся на уровне основного общего образования по предпрофильным программам).
3.7. Срок обучения в ППК – 2 года (10-11 классы).
3.8. При наличии вакантных мест прием обучающихся в ППК может производиться дополнительно в течение первого года обучения.
3.9. Отчисление обучающихся осуществляется на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и оформляется решением Педагогического совета образовательной организации.
3.10. По окончании обучения обучающиеся имеют возможность получить целевое направление на обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогического направления.
- Содержание и организация обучения в ППК
4.1. Организация образовательного процесса в ППК реализуется посредством:
учебного плана образовательной организации, который формируется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования;
внеурочной деятельности обучающихся;
проектной и творческой деятельности обучающихся.
4.2. Содержание профильного обучения в ППК определяется содержанием отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (или их модулей), обеспечивающих преемственность между уровнем среднего общего образования и профессиональным педагогическим образованием.
4.3. Содержание учебных предметов может определяться инвариантной частью учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования в рамках углубленного изучения профильных предметов (не менее трех).
4.4. Содержание профильных учебных предметов определяется выбранным профилем обучения. Профильными могут являться предметы:
гуманитарный профиль – «Литература», «Иностранный язык (по выбору обучающихся)», «Второй иностранный язык (по выбору обучающихся)», «История»;
естественнонаучный профиль – «Физика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (по выбору обучающихся)»;
технологический профиль – «Математика», «Информатика», «Физика», «Иностранный язык (по выбору обучающихся)»;
социально-экономический профиль – «Математика», «География», «Экономика», «Иностранный язык (по выбору обучающихся)».
4.5. Содержание учебных дисциплин (или их модулей) может быть реализовано в основной образовательной программе среднего общего образования в части, формируемой участниками образовательных отношений:
в элективных курсах учебного плана;
во внеурочных курсах плана внеурочной деятельности.
4.6. Элективные курсы в ППК поддерживают изучение профильных учебных предметов и предоставляют возможность выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения. В учебном плане обязательно предусматривается элективный курс «Индивидуальный проект».
4.7. При реализации содержания образовательной программы ППК в сетевых формах учебный план разрабатывается на основе пункта 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В качестве сетевого партнера (организации-участника) могут выступать:
профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»;
общеобразовательные организации;
иные образовательные организации;
организации дополнительного профессионального образования (например, институты повышения квалификации работников образования);
научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
4.8. Реализация основной образовательной программы среднего общего образования в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями. Учебный план сетевой образовательной программы строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности с учетом предполагаемого направления продолжения образования обучающихся, поэтому обязательно включает дисциплины «Основы педагогики» и «Основы психологии».
4.9. Практический модуль программы «Педагогическая практика» является обязательным и может быть реализован за счет внеурочной работы.
4.10. Учебники, учебные пособия по профильным (углубленным) предметам выбираются учителями-предметниками; список учебников и учебных пособий согласовывается на Педагогическом совете и утверждается приказом руководителя образовательной организации.
4.11. В случае реализации сетевой образовательной программы выбор учебников и учебных пособий согласовывается в порядке, установленном договором о сетевой форме реализации основной образовательной программы.
4.12. Преподавание предметов ведется по рабочим программам базового или углубленного уровня, разработанным в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования, примерными или авторскими программами, согласованными на Педагогическом совете и утвержденными приказом руководителя образовательной организации.
- Права и обязанности участников образовательных отношений
5.1. Обучающиеся, из родители (законные представители) обязаны ознакомиться с Уставом образовательной организации, лицензией на право ведение образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, учебным планом, локальными актами, регламентирующими организацию учебно-воспитательного процесса образовательной организации.
5.2. Обучающиеся имеют право на:
выбор индивидуальной траектории образовательного маршрута при наличии соответствующих возможностей образовательной организации;
работу в профильных лабораториях, компьютерных классах при участии преподавателя;
участие в профильных олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности;
изменение профиля обучения в текущего учебного года при условии отсутствия академической задолженности за прошедший период обучения, наличия в аттестате об основном общем образовании по вновь выбранным профильным предметам отметки «хорошо» и «отлично».
5.3. Обучающийся обязан:
соблюдать требования Устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации;
посещать занятия согласно учебному плану, плану внеурочной деятельности и расписанию.
5.4. Учитель-предметник имеет право на:
самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания;
самостоятельный выбор тематики элективных курсов и курсов внеурочной деятельности;
самостоятельный выбор учебников, учебных пособий и материалов, методик оценки знаний обучающихся.
5.5. Учитель-предметник обязан:
соблюдать требования Устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации;
разрабатывать рабочие программы учебных предметов базового и углубленного уровней, элективных курсов и курсов внеурочной деятельности;
устанавливать график проектно-исследовательской деятельности обучающихся в пределах установленных сроков.
- Управление ППК
6.1. Деятельность ППК организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
6.2. Общее руководство ППК осуществляет представитель образовательный организации, назначенный приказом руководителя образовательной организации.
6.3. Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся осуществляет классный руководитель/тьютор, назначенный приказом руководителя образовательной организации.
Приложение 5.
План мероприятий психолого-педагогического класса
на 2024-2025 уч.год
№ | Название мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Проведение динамических перемен для обучающихся начальной школы | Октябрь – май | Обучающихся начальных классов |
2 | Проект «Мастерская Деда Мороза» | декабрь | Обучающиеся начальных классов |
3 | Выставка новогодних газет | Декабрь | Обучающиеся 10 классов |
4 | Интеллектуальная игра «Что?
Где? Когда?» |
Январь-февраль | 8 классы |
5 | Интеллектуальная
игра «Битва интеллектов» |
Февраль | 7 классы |
6 | Проект «Мастерская Весны» | Март | 5-6 классы |
7 | Выставка газет «Наше здоровье – в наших 5-9 классы
руках!» |
Апрель | 5-9 классы |
8 | Интеллектуальная игра «Своя игра» | май | 10 классы |