Авторы:
Калачина Ольга Владимировна, директор МАОУ СОШ №17 с УИОП, г. Екатеринбург;
Шевчук Светлана Борисовна, заместитель директора МАОУ СОШ №17 с УИОП, г. Екатеринбург
Проект
«Клубное патриотическое движение как системообразующее ядро воспитательного пространства школы в рамках эффективной модели современной саморазвивающейся образовательной организации»
Введение. Обоснование актуальности проекта:
Клубное движение в истории педагогики не является кардинально новым явлением, оно активно использовалось в советский период времени и приносило значительные результаты. Сейчас, в современных реалиях, в условиях новых вызовов, нам необходимо опираться на те традиции и тот лучший опыт, который накоплен поколениями отечественных педагогов, наставников и ученых. Поэтому мы обратились к модели клубного пространства в школе.
Основополагающая проектная идея: создать на базе школы клубное пространство как центрообразующий социальный институт, направляющий в конструктивное русло вопросы социализации, самореализации и патриотического воспитания школьников.
Базовым вектором проекта является интеграция основного, дополнительного образования, внеурочной деятельности и институтов социализации через развитие клубного движения с целью реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России. Дальнейшее развитие системы патриотического воспитания должно быть направлено на предоставление молодежи возможности определять свое будущее, связывая его с национальными интересами и перспективами развития страны. Важно, чтобы вся система патриотического воспитания способствовала формированию у молодого поколения позиции творца будущего своей страны и защитника ее национальных интересов. Реализация проекта осуществляется на основе приоритета патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта.
Актуальность и значимость проектной идеи обусловлены тем, что при разработке были учтены перспективные направления развития системы образования (в рамках достижения целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»). Среди национальных целей развития РФ, определенных данным Указом, одной из основополагающих является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». В целевых показателях данной цели – «создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей», «увеличение доли молодых людей, участвующих в проектах, направленных на патриотическое воспитание», «вовлеченных в добровольческую и волонтерскую деятельность».
Цели и задачи нашего Проекта полностью коррелируются целями и задачами Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г., среди которых; «организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности»; «расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России».
Проект способствует реализации основных направлений деятельности в сфере патриотического воспитания граждан, обозначенных в Законе Свердловской области от 11.02.2016 № 11-ОЗ «О патриотическом воспитании граждан в Свердловской области» (в редакции от 25.05.2022 №52-ОЗ): «Совершенствование военно-патриотического воспитания граждан; создание условий для активизации интереса к изучению истории России и Свердловской области, формирования чувства уважения к прошлому России, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; повышение интереса граждан к краеведению; укрепление и развитие преемственности поколений; популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности».
Клубное движение поможет решить вопросы включения в воспитательное пространство всех субъектов образовательного процесса, а также расширить границы школы за счет включения в клубные сообщества социальных партнеров. Также клубы отличаются отсутствием жестких регламентных рамок, позволяют выстраивать отношения, основанные на сотрудничестве, реализовывать идеи наставничества, то есть делают воспитательное воздействие менее формализованным, более доступным и качественным.
Идея создания клубного пространства соответствует приоритетным направлениям государственной политики в области воспитания. Его жизнедеятельность невозможна без обновления технологий воспитания, связанных с решением задач социализации, самореализации и патриотического воспитания учащихся, клубы по интересам позволят вовлечь в процессы воспитания представителей общественности и семей учащихся, расширят формы социальных практик с участием учащихся.
Клубное движение (или клубная среда) в образовательной организации – это единое пространство, способствующее успешной социализации и самореализации обучающихся. Клуб – добровольная детско-взрослая общественная организация, объединяющая детей (подростков) и взрослых (учителей, родителей, представителей общественности) для осуществления совместной социокультурной патриотической деятельности различной направленности (спорт, творчество, наука, культура, общественная деятельность и пр.). Широкий спектр клубов, объединенных идеей патриотизма, позволят каждому подростку раскрыть свой творческий потенциал и получить опыт социальной практики.
Актуальность проекта также заключается в том, что его содержание направлено не на рост уровня информированности детей и молодежи, а на радикальное изменение ценностных ориентиров развития личности.
Данный проект является организационной основой и управленческим инструментом перехода школы на новую модель саморазвивающейся образовательной организации, построенной на основе деятельности детско-взрослых клубных объединений патриотической направленности.
Проект разработан на основе анализа имеющейся ситуации с учетом положительного опыта, накопленного образовательной организацией в области патриотического воспитания, в области организации дополнительного образования:
- успешная работа по увековечиванию памяти Героев Отечества («Аллея славы выпускников школы», «Парта Героя»);
- победы юнармейского отряда «Спарта» в военно-патриотических конкурсах Всероссийского, регионального и муниципального уровня;
- призовые места школьных творческих объединений дополнительного образования «Ладушки», «Камертон», «Классик», «Сказка» на фестивалях детского творчества различного уровня;
- опыт деятельности школьных клубов как детско-взрослой общности;
- наличие кадров, способных эффективно решать вопросы патриотического воспитания; расширение сети социального партнерства с целью консолидации усилий в области патриотического воспитания.
В то же время, при разработке проекта были учтены и проблемы, связанные с изменением внешней и внутренней среды образовательной организации, что диктует поиск новых эффективных путей организации воспитательной работы, среди которых наиболее эффективным нам видится клубное движение.
Цель и задачи проекта:
Цель: Создание эффективной модели воспитательного пространства школы, системообразующим ядром которого является клубное движение, способствующее социализации, самоопределению и патриотическому воспитанию обучающихся (в рамках реализации национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309)
Задачи:
- Организация деятельности разновозрастных детско-взрослых клубов для решения задач патриотического воспитания детей и молодежи, для повышения конкурентоспособности образовательной организации, для достижения целевых ориентиров национальных целей развития РФ (Указ №309 от 07.05.2024).
- Разработка модели, механизма и программ деятельности школьного клубного пространства, состоящей из комплексных проектов, в рамках которых апробируются новые элементы содержания, эффективные формы, методы и средства патриотического воспитания:
- 1 клуб – «Я – патриот» (на основе юнармейского отряда «Спарта» и кадетских классов МВД).
- 2 клуб – «Клуб любителей истории» (на основе деятельности школьного музея как полигона историко-культурной практики обучающихся и деятельности туристско-краеведческого объединения «Екаход»).
- 3 клуб – «У истоков народной культуры» (объединение творческих коллективов школы, направленных на популяризацию культурного наследия народов России).
- 4 клуб – спортивный клуб «Здоровое поколение» (разновозрастное объединение любителей спорта).
- 5 клуб – клуб семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей».
- Разработка пакета учебно-методических материалов, пособий и системы мониторинга для реализации и сопровождения программ деятельности клубов с целью раскрытия потенциальных возможностей и способностей школьников; создания благоприятных возможностей для патриотического воспитания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации школьников; создание банка диагностических материалов для оценки качества личностных образовательных результатов и патриотических установок.
- Совершенствование форм и механизмов сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области социализации, социализации, патриотического воспитания учащихся.
- Организация деятельности школы как консультационного центра развития компетенций педагогических работников по реализации клубного движения как инструмента самореализации, самоопределения и патриотического воспитания обучающихся; координационного центра интерактивного сетевого взаимодействия педагогического сообщества.
В основе проекта следующие методологические подходы:
- Деятельностный подход к пониманию развития личности, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию, к активной созидательной деятельности (авторы: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.).
- Компетентностный подход, который обеспечивает достижение результата не как суммы усвоенной информации, а как умение действовать в различных, в том числе нестандартных ситуациях (авторы: О.В.Акулова, В.А.Бодров, Г.А.Бордовский, Е.В.Баранова, И.Зимняя, А.К.Маркова, Н.Н.Суртаева, А.П.Тряпицына, Н.Хомский, Н.В.Чекалева и др.)
- Синергетический подход, понимаемый как методологическая ориентация в практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами (авторы: Г.Хакен, Д.Чернавский, Л.Бородкин, Г.Малинецкий и пр.)
- Основополагающие методические подходы СОдружества, СОзидания, СОтворчества, СОпричастности, СОзнательности, СОгласия, СОстоятельности, СОуправления (В.А. Караковский, И.П. Иванов).
В ходе разработки проекта использованы следующие фундаментальные исследования:
- вопросы патриотического воспитания и социального становления юного поколения; конструктивная концепция патриотически-ориентированного образования (О.П. Киреев, Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, В.В. Пионтковский и др.);
- основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.);
- основные положения по организации действенных практик личностного развития детей и молодежи на основе совместной деятельности (А.С.Макаренко, Л.А.Новикова, Л.С.Выготский).
- организационно-методические аспекты по формированию клубных объединений, способствующих патриотическому воспитанию детей и молодежи (А. Савенков, А. Саблин)
Принципы деятельности участников реализации проекта:
- принцип плановости – четкая, выверенная, закрепленная в нормативных документах стратегия и тактика действий;
- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность и взаимосвязанность всех компонентов деятельности;
- принцип последовательности – разбиение процесса на логически завершенные этапы, с постоянной детализацией каждого этапа, с планированием новых этапов на основе достигнутых результатов;
- принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
- принцип гражданско-патриотической направленности воспитания и социализации, устанавливающий приоритет задач формирования в ребенке патриотического, гражданского, национального самосознания, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо человека, семьи, общества;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип интеграции основного и дополнительного образования;
- принцип событийности – вовлечение всех участников образовательной деятельности в яркие события, дела, проекты, праздники, практики;
- принцип субъектности – активное вовлечение всех субъектов образования в воспитательный процесс.
Механизм реализации проекта:
Механизм реализации проекта имеет следующую структуру:
Совет руководителей клубов – это проектная группа модели клубного пространства школы, куда входят разработчики проекта, программ, сценариев мероприятий, руководители школьных клубов. К основным функциям Совета руководителей клубов относится общее руководство деятельностью, планирование, организация и анализ деятельности.
Штаб клубного движения школы (системообразующее ядро) – юнармейский отряд «Спарта». Так как «Спарта» имеет достаточный опыт взаимодействия в рамках разновозрастных групп и детско-взрослой общности, то из активистов отряда будет сформирован Штаб клубного движения, который будет координировать деятельность школьных клубов, осуществлять учебу активов клубов, осуществлять организационную функцию при проведении межклубных событий, координировать волонтерскую, добровольческую деятельность, организовывать патриотические акции.
Тематические разновозрастные клубы патриотической направленности:
- «Я – патриот» – клуб, объединяющий воспитанников юнармейского отряда «Спарта», учащихся кадетских классов МВД, а также представителей родительской общественности и социальных партнеров.
- Клуб любителей истории – клуб, объединяющий учащихся-активистов школьного музея и учащихся-краеведов, организующих экскурсии по родному краю «Екаход», а также родительскую общественность и социальных партнеров (музейные комплексы, турагентства любителей Урала).
- «У истоков родной культуры» – клуб, в состав которого входят творческие объединения школы, пропагандирующие культуру народов Российской Федерации (сообщество детей, родителей и социальных партнеров).
- «Здоровое поколение» – спортивный клуб как разновозрастное сообщество любителей спорта, пропагандирующих здоровый образ жизни и пр.
- Клуб семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» – детско-взрослое общество любителей книги. В основе деятельности клуба – читательские конференции, литературные квесты, проекты, «Наш кинозал» и пр. Участники – дети и родители.
Взаимодействие клубов в рамках модели: каждый клуб реализует свою программу деятельности (в соответствии со своей направленностью), но, вместе с тем:
- во-первых, во всех программах отражены целевые показатели достижения национальных целей развития России – волонтерская добровольческая деятельность, участие в патриотических акциях, разработка патриотических проектов;
- во-вторых, 1 раз в месяц в клубном пространстве школы проводятся единые воспитательные межклубные события, в подготовке которых участвуют все клубные объединения.
Организационно-содержательная модель проекта (программа деятельности):
В рамках данного проекта мы рассматриваем клубное движение не только как способ организации свободного времени, но и как институт, формирующий патриотические ценности. Клубы выполняют функции сохранения, преумножения и популяризации нематериального культурного наследия и традиций российского народа, обеспечения самореализации детей и подростков в различных видах деятельности (художественной, научной, спортивной, оздоровительной, добровольческой, творческой и пр.), организации межвозрастного общения по интересам. Этим самым клубы непосредственно способствуют развитию человеческого капитала.
Основной признак клубного движения: там никто никого не учит, там учатся у тех, у кого хотят учиться. там учатся все, и взрослые и дети, а педагог является наставником, помощником, сопровождающим деятельность. Клуб – это естественная система взаимоотношений, гибкая детско-взрослая общность.
Нами разработана подробная организационно-содержательная модель проекта, где по каждому компоненту модели клубного пространства определены предполагаемые участники, основные направления деятельности, сделана их конкретизация (целевые установки, содержание, формы организации и пр.), а также сроки реализации.
Главный результат реализации проекта: создание эффективной модели клубного движения в воспитательном пространстве школы, когда все имеющиеся ресурсы воспитательной работы объединены в 5 интегрированных комплексных проектов, каждый из которых дополняет друг друга и направлен на решение основной цели проекта: патриотическое воспитание, самоопределение и социализация обучающихся в рамках модели саморазвивающейся школы.
Предполагаемые результаты в соответствии с поставленными задачами:
Направление | Результат |
В области развития сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области социализации, социализации, патриотического воспитания учащихся | Создание качественной базы нормативных и организационно-методических материалов по организации взаимодействия: пакет договоров и соглашений о сотрудничестве; перспективные планы совместной деятельности по реализации задач патриотического воспитания (с расширяющимся полем взаимодействия – увеличение спектра направлений сотрудничества и точек соприкосновения). |
В области деятельности школы как консультационного центра развития компетенций педагогических работников по реализации клубного движения как инструмента самореализации, самоопределения и патриотического воспитания обучающихся | Формирование фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов школы по реализации клубного движения в воспитательном пространстве школы; разработка и тиражирование для массового использования учебно-методических материалов с описанием опыта работы.
Повышение квалификации педагогических работников по вопросам эффективных моделей организации воспитательной работы патриотической направленности – 100% коллектива. |
В области участия детей и молодежи в проектах, направленных на патриотическое воспитание (целевые ориентиры национальных целей развития РФ) | Увеличение количества учащихся, являющихся членами клубов на 25% (количественный рост участников).
Участие членов клубов в патриотических акциях и проектах – 100%. |
В области вовлечения детей и молодежи в добровольческую и волонтерскую деятельность (целевые ориентиры национальных целей развития РФ) | Включение в волонтерское движение на постоянной основе не менее 50% членов клубов, в социальные практики – не менее 80% учащихся.
Привлечение к организации добровольческой деятельности родителей и социальных партнеров. Участие в деятельности всероссийских добровольческих порталов – не менее 20% учащихся. |
Предполагаемые результаты реализации комплексных проектов деятельности школьного клубного пространства:
Комплексный проект | Предполагаемый результат |
«Я – патриот» (на основе юнармейского отряда «Спарта» и кадетских классов МВД) | Увеличение количества членов клуба не менее, чем на 20%.
Рост результативности участия в военно-патриотических конкурсах, соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Рост патриотических установок, ценностных ориентаций обучающихся (по результатам диагностики) – не менее, чем на 15%. Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Улучшение материально-технической базы для проведения тренировок и мероприятий. |
«Клуб любителей истории» (на основе деятельности школьного музея как полигона историко-культурной практики обучающихся и деятельности туристско-краеведческого объединения «Екаход»). | Увеличение количества учащихся, включенных в активную деятельность в музее – на 25%.
Увеличение экспозиций школьного музея – на 10%. Создание виртуальных экскурсий и лекций. Разработка не менее 5-ти экскурсий краеведческой направленности за год. Увеличение посетителей музея – на 10%. Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Улучшение материально-технической базы музея. |
«У истоков народной культуры» (объединение творческих коллективов школы, направленных на популяризацию культурного наследия народов России). | Реализация творческих проектов патриотической направленности.
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Включение не менее 80% учащихся в систему участия в конкурсах, фестивалях. Увеличение партнеров и платформ – организаторов олимпиад, фестивалей, соревнований и пр. |
Спортивный клуб «Здоровое поколение» (разновозрастное объединение любителей спорта). | Увеличение количества членов клуба не менее, чем на 20%.
Рост результативности участия в акциях ЗОЖ, спортивных соревнованиях, рост участия в ВФСК «ГТО». Рост патриотических установок, ценностных ориентаций обучающихся (по результатам диагностики) – не менее, чем на 10%. Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Улучшение материально-технической базы для проведения тренировок и мероприятий. |
Клуб семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей». | Увеличение количества членов клуба не менее, чем на 10%.
Рост патриотических установок, ценностных ориентаций обучающихся (по результатам диагностики) – не менее, чем на 15%. Включение не менее 30% родителей в деятельность клуба. Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. |
Методы деятельности, используемые при реализации Проекта:
- проектирование
- моделирование с использованием методов стратегического планирования
- методы SWOT-анализа, БКГ-матрицы
- прогнозирование
- методы статистики
- рефлексивный анализ
- выстраивание локаций
- технологии интерактивного взаимодействия педагогов и обучающихся
- технологии рефлексивного воздействия
- технологии проектного обучения
- технология организационно-деятельностных игр
- технологии сценирования образовательных событий
- погружение
- межпоколенческое взаимодействие
- образовательные и патриотические квесты, исторические реконструкции, социальные практики,
- методы музейной педагогики и активного краеведения
- методы организации событийного пространства по использованию патриотического контента в системе занятий.
Мониторинг реализации проекта: Оценка результативности осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными (качественными) и количественными параметрами. В качестве изучения результативности работы по реализации проекта используются следующие методы диагностики результатов:
- Сбор и анализ статистических данных,
- Экспертиза материалов,
- анализ,
- диагностика;
- наблюдение;
- анкетирование;
- самооценка учащихся;
- анализ продуктов творческой деятельности;
- создание специальных ситуаций,
- педагогическое наблюдение (с использованием оценочных матриц) во время деятельности учащихся в межклубных событиях.
- мониторинг качества инновационной деятельности.
Календарный план с указанием сроков реализации проекта (программы) по этапам и перечня конечных результатов
№ п/п | Перечень запланированных мероприятий | Сроки, место проведения мероприятий | Перечень конечных результатов/ образовательных продуктов |
1 этап – организационно-подготовительный (проектировочный)
Сроки реализации этапа – апрель 2024 – декабрь 2024 |
|||
1 | Формирование проектно-инновационной группы по реализации инновационного Проекта. | Апрель 2024 | Утверждение состава проектно-инновационной группы с определением предполагаемого функционала деятельности (приказ по школе). |
2 | Проектировочная сессия. Анализ эффективности сложившейся в школе системы воспитательной работы. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. | Май 2024 | Продукт – универсальная форма проведения анализа внешних и внутренних факторов развития ОО для оценки перспектив развития школы в соответствии с современными вызовами (методы SWOT-анализа, БКГ-матрицы).
Результат – решение педагогического совета об участии в инновационном проекте. |
3 | Разработка организационно-содержательной модели воспитательного пространства школы на основе взаимодействия клубных сообществ различной направленности. | Май-июнь 2024 | Результат – модель воспитательного пространства школы на основе взаимодействия клубных сообществ различной направленности, созданная с использованием методов стратегического планирования.
Продукт – схема-макет модели клубного воспитательного пространства школы с определением механизма управления и взаимодействия его частей. |
4 | Разработка и запуск механизма реализации проекта клубного движения как системообразующего ядра воспитательной работы школы. | Сентябрь 2024 | Дорожная карта инновационного проекта по созданию воспитательного пространства школы на основе клубного движения как системообразующего ядра воспитательной работы. |
5 | Разработка программного обеспечения реализации модели школьного клубного пространства – интегрированных программ 5-ти комплексных проектов клубов: «Я – патриот», «Клуб любителей истории», «У истоков народной культуры», спортивный клуб «Здоровое поколение», клуб семейного чтения «Образ Защитника Отечества на страницах книг детских писателей». | Август – сентябрь 2024 | Результат – готовая организационно-методическая база деятельности клубов.
Образовательные продукты – детальные программы деятельности 5-ти клубов в рамках единого клубного пространства школы. |
6 | Корректировка модели сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №17 с УИОП с социальными партнерами в рамках реализации целевых установок проекта. | Август – сентябрь 2024 | Результат – детализированная модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
Продукт – пакет документов (включающих договоры, соглашения и перспективные планы сотрудничества) по взаимодействию с социальными партнерами школы с целью популяризации идей патриотизма и консолидации усилий в области патриотического воспитания. |
7 | Уточнение и корректировка основных показателей (индикаторов) мониторинга реализации Проекта (включая качественные и количественные показатели). | Октябрь – ноябрь 2024 | Результат – разработка технологического инструментария (в том числе ЭОР) для мониторинга и диагностики по основным показателям результативности Проекта.
Продукт – материалы для проведения диагностики результатов. |
8 | Планирование и организация событийного пространства – разработка системы межклубных событий (в том числе с участием социальных партнеров в области социализации, самоопределения и патриотического воспитания).
Разработка концепций сценариев событийных межклубных мероприятий с определением роли каждого клубного объединения в событии, с определением роли социальных партнеров и родительской общественности в событии. |
Октябрь 2024 | Результат – смоделировано событийное пространство. Составлены планы организации межклубных событий. Выстроены локации в рамках клубного движения.
Продукт – конструктор планов межклубных событий с определением роли каждого клубного объединения в событии, роли социальных партнеров и родительской общественности в событии. |
9 | Составление перспективного плана профессионального роста педагогов – участников Проекта, направленного на освоение современных технологий воспитания, эффективных форм организации деятельности. | Октябрь 2024 | Результат – рост профессионального мастерства педагогов-участников проекта в области воспитания.
Продукт – готовый перспективный план профессионального роста педагогов, включающий разнообразные формы деятельности и отслеживание результативности. |
10 | Создание учебно-методических материалов для реализации программ деятельности клубов | Ноябрь-декабрь 2024 | Результат – наполнение фонда воспитательной среды школы методическим инструментарием (сегмент клубной деятельности).
Продукт – конкретные методические разработки. |
2 этап – внедренческий
Сроки реализации этапа – январь 2025 – март 2027 года |
|||
1 | Практическая реализация интегрированных комплексных проектов клубного движения (в соответствии с отдельными планами-графиками реализации по периодам):
1-й проект: клуб «Я – патриот» (на основе юнармейского отряда «Спарта» и кадетских классов МВД). Реализация программы деятельности объединения:
Организация событий клуба: подготовка и проведение военно-патриотических игр и соревнований для учащихся школы, района, города: «Зарница», «Орленок», стрелковые турниры, «Школа безопасности», Смотр строя и песни; подготовка и проведения посвящения в кадеты, посвящение в юнармейцы. Организационная деятельность клуба: разработка символики клуба (эмблема, логотип), создание страницы клуба в социальной сети, разработка правил членов клуба. Подготовка и проведение рекламной акции по привлечению в клуб новых членов. Организация взаимодействия с социальными партнерами в соответствии с направлением деятельности клуба – МВД, МЧС, юнармейские отряды города Екатеринбурга и Свердловской области. Организация волонтерской и добровольческой деятельности: событийное и социальное волонтерство. Проведение патриотических акций. Участие в межклубных событиях в соответствии с планом каждого межклубного события |
В течение всего этапа (2025-2027) | Увеличение количества членов клуба.
Рост результативности участия в военно-патриотических конкурсах, соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Рост патриотических установок, ценностных ориентаций обучающихся, навыков сотрудничества и взаимодействия (по результатам диагностики) Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Улучшение материально-технической базы для проведения тренировок и мероприятий. |
2 | 2-й проект: клуб «Клуб любителей истории» (на основе деятельности школьного музея как полигона историко-культурной практики обучающихся и деятельности туристско-краеведческого объединения «Екаход»).
Реализация программ деятельности объединений:
Создание постоянных экспозиций школьного музея: «Оружие Победы», «История школы», «Выпускники школы в истории нашей Родины» Создание виртуальных экспозиций, экскурсий, выставок. Разработка и проведение краеведческих экскурсий Организация взаимодействия с социальными партнерами: Музейные комплексы Екатеринбурга, краеведческие туристические агентства – «Тур-Урал», «Путешествуем по городу». Организационная деятельность клуба: разработка символики клуба (эмблема, логотип), создание страницы клуба в социальной сети, разработка правил членов клуба; подготовка и проведение рекламной акции по привлечению в клуб новых членов. Организация волонтерской и добровольческой деятельности: событийное волонтерство – уход за объектами культурного наследия нашего района, уход за памятными, мемориальными досками (в образовательной организации). Социальное волонтерство – операция «Забота» (помощь пожилым людям – труженикам тыла, ветеранам МВД, ветеранам труда и пр.). Проведение патриотических акций. Межклубные события: в соответствии с планом. Клуб любителей истории к каждому межклубному событию готовит выставку, экскурсию либо виртуальное путешествие в соответствии с тематикой события; а также экскурсии по городу |
В течение всего этапа (2025-2027) | Увеличение количества учащихся, включенных в активную деятельность в музее.
Увеличение экспозиций школьного музея. Создание виртуальных экскурсий и лекций. Разработка не менее 5-ти экскурсий краеведческой направленности за год. Увеличение посетителей музея. Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Улучшение материально-технической базы музея. |
3 | 3-й проект: клуб «У истоков народной культуры» (объединение творческих коллективов школы, направленных на популяризацию культурного наследия народов России).
Реализация программ деятельности объединений: дополнительных общеразвивающих программ творческих объединений школы (ансамбль «Ладушки», ансамбль «Камертон», ансамбль «Классик», театр «Сказка», вокальный ансамбль, хор и пр.). Организация творческих событий: «Хоровод дружбы», «Фестиваль патриотической песни», «Битва хоров», «Родное слово» и пр.
Организация взаимодействия с социальными партнерами в соответствии с направлением деятельности клуба: Детская филармония, КМЖ «Салют», ансамбли народной музыки «Аюшка», «Русичи», театр «Щелкунчик». Организационная деятельность клуба: разработка символики клуба (эмблема, логотип), создание страницы клуба в социальной сети, разработка правил членов клуба. Подготовка и проведение рекламной акции по привлечению в клуб новых членов. Организация волонтерской и добровольческой деятельности: культурное волонтерство – помощь маломобильным гражданам при проведении культурных мероприятий; подготовка и проведение концертов, творческих поздравлений для пожилых людей (в том числе поздравление на дому) Проведение патриотических акций. Участие в межклубных событиях соответствии с планом. Подготовка в соответствии с тематикой события творческих номеров, постановок |
В течение всего этапа (2025-2027) | Увеличение количества учащихся, включенных в активную деятельность клуба.
Реализация творческих проектов патриотической направленности, культурно-просветительских событий. Удовлетворенность всех субъектов ОП деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. Удовлетворение запросов семьи и ребенка в реализации своего творческого потенциала. Включение не менее 80% учащихся в систему участия в конкурсах, фестивалях. Увеличение партнеров и платформ – организаторов фестивалей. |
4 | 4-й проект: спортивный клуб «Здоровое поколение» (разновозрастное объединение любителей спорта).
Реализация программы деятельности спортивного клуба: спортивные события, тренировки, профилактические мероприятия по ЗОЖ. Реализация дополнительных общеразвивающих программ спортивной направленности Организация спортивных соревнований. Освещение соревнований в средствах массовой информации. Организационная деятельность клуба: разработка символики клуба (эмблема, логотип), создание страницы клуба в социальной сети, разработка правил членов клуба. Подготовка и проведение рекламной акции по привлечению в клуб новых членов. Организация волонтерской и добровольческой деятельности. Спортивное волонтерство. Проведение патриотических акций Участие в межклубных событиях |
В течение всего этапа (2025-2027) | Увеличение количества членов клуба.
Рост результативности участия в акциях ЗОЖ, спортивных соревнованиях, рост участия в ВФСК «ГТО» . Рост патриотических установок, ценностных ориентаций обучающихся (по результатам диагностики). Улучшение материально-технической базы для проведения тренировок и мероприятий. |
5 | 5-й проект: клуб семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей».
Реализация программы клуба «Образ Защитника Отечества на страницах книг детских писателей». Клуб семейного чтения – уникальная возможность выразить свое мнение через призму искусства, обсудить литературные и кинопроизведения, увидеть, как одни и те же произведения воспринимаются представителями разных поколений и пр. Семейные читательские конференции (по отдельному плану). Организация взаимодействия с социальными партнерами в соответствии с направлением деятельности клуба: библиотечные комплексы, клуб развития интеллекта Организационная деятельность клуба: разработка символики клуба (эмблема, логотип), создание страницы клуба в социальной сети, разработка правил членов клуба. Организация волонтерской и добровольческой деятельности (событийное волонтерство). Проведение патриотических акций. Участие в межклубных событиях в соответствии с планом. Члены клуба семейного чтения в рамках события готовят литературные квесты, викторины, игры по станциям «По страницам книг». Также к их функционалу относится подготовка афиш мероприятий, а также освещение межклубных событий в СМИ, на порталах и пабликах |
В течение всего этапа (2025-2027) | Увеличение количества членов клуба не менее, чем на 10%.
Рост патриотических установок, ценностных ориентаций обучающихся (по результатам диагностики). Включение не менее 30% родителей в деятельность клуба. Удовлетворенность всех субъектов ОП деятельностью клуба и качеством проведения межклубных событий. |
6 | Создание канала клубного движения – медиа-центр «Патриотический вестник», освещение деятельности в рамках проекта | С января 2025 года и далее – постоянно.
Обновление не реже 1 раза в неделю. |
Результат – информационное освещение реализации проекта.
Продукт – действующий медиацентр как информационный портал с приложениями – страницами каждого клубного объединения (в сети Интернет) |
7 | Организация деятельности Штаба клубного движения: координация деятельности и учеба активов клубов.
Организация тренингов по формированию лидерских качеств. Реализация программ наставничества «Ученик – ученик». Использование «метода ролей» (проигрывание ситуаций, затем – перенос в свои объединения) |
С января 2025 года и далее – постоянно | Результат: реализация принципов соуправления и самоуправления в клубном пространстве.
Образовательный продукт: материалы учебы активов (с использованием актуальных методик и технологий воспитывающей деятельности, личностного роста и формирования лидерских качеств) |
8 | Создание виртуальных детско-взрослых проектов в рамках каждого направления клубного пространства:
|
В течение всего этапа (2025-2027) | Результат: освоение виртуального пространства, расширение границ воспитывающей среды через виртуальное сообщество единомышленников (вне территориального принципа)
Возможность демонстрировать результаты работы клуба и результаты межклубных событий широкому кругу общественности (без ограничения территориальным пространством). Образовательный продукт: качественные виртуальные проекты как эффективная форма воспитательной работы в рамках клубного пространства. |
9 | Реализация проекта «Школа профессионального мастерства»: информационно-консультативное и научно- методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий воспитания. Организация деятельности сетевых творческих групп педагогов. | В течение всего этапа | Результат – повышение уровня компетентности педагогических кадров в вопросах организации воспитательной работы.
Продукт – методические сценарии вебинаров, сетевых лабораторий, дискуссионных площадок, консультаций по теме Проекта. |
10 | Расширение фонда методических материалов по организации клубного пространства по патриотическому воспитанию учащихся. Тиражирование лучших образцов для внедрения в массовую практику. | В течение всего этапа | Продукт – учебно-методические материалы из опыта работы педагогов школы по вопросам организации клубной деятельности с целью самореализации, самоопределения и патриотического воспитания. |
11 | Анализ эффективности деятельности. Анализ событий. Анализ достижения целей и задач.
Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. |
Постоянно | Результат – коррекция проекта на основе анализа. |
3 этап – результативно-обобщающий
Апрель 2027 года – декабрь 2027 года |
|||
1 | Мониторинг эффективности реализации комплексных проектов клубного движения в рамках единого Проекта. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами. Анализ результативности. | Апрель-май 2027 | Результат: универсальная модель клубного движения, откорректированная на основе мониторинга, диагностики и анализа результативности. |
2 | Экспертиза методических разработок организации клубного движения, сценариев межклубных событий, направленных на социализацию, самоопределение и патриотическое воспитание учащихся, а также рецензирование методических материалов по обобщению опыта в этой сфере. | Сентябрь – октябрь 2027 | Результат: повышение качества методических продуктов. |
3 | Презентация педагогической общественности Электронных образовательных ресурсов, цифровых методических материалов по реализации Проекта. | Ноябрь 2027 | Продукт: готовые материалы по практической реализации данного проекта в деятельность образовательных организаций, выбравших клубное движение как способ организации воспитательной среды школы. |
4 | Разработка методических рекомендаций по реализации модели клубного движения как системообразующего ядра воспитательной работы школы.
Проведение обучающих семинаров и вебинаров для педагогической общественности. |
Декабрь 2027 | Результат: Школа – как консультационный центр развития компетенций педагогов по вопросам эффективной организации воспитательной среды, по вопросам разработки и практической реализации рабочих программ воспитания образовательных организаций; координационный центр сетевого взаимодействия с социальными партнерами. |