Представление уникального опыта творческой деятельности на основе синтеза искусств «У истоков народной культуры» на примере студии ансамбля ложкарей «Ладушки»

ФИО: Калачина О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3984
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Представление уникального опыта творческой деятельности на основе синтеза искусств «У истоков народной культуры» на примере студии ансамбля ложкарей «Ладушки»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Автор:

Казарманова Лолия Анатольевна, 

педагог дополнительного образования МАОУ СОШ №17 с УИОП 

г. Екатеринбурга

 

Представление уникального опыта творческой деятельности на основе синтеза искусств «У истоков народной культуры» на примере студии ансамбля ложкарей «Ладушки» МАОУ СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов

Я, Казарманова Лолия Анатольевна, руководитель одного из творческих коллективов МАОУ СОШ №17 с УИОП г. Екатеринбурга – «Студии ложкарей «Ладушки». Какие ассоциации возникают у большинства из нас, когда мы слышим словосочетание АНСАМБЛЬ ЛОЖКАРЕЙ?  Подавляющее большинство ответит, что это – дети в народных костюмах, бодро выстукивающие ложками музыкальные незамысловатые композиции. И, само собой, выступать такие коллективы должны в номинации «Народная музыка», «Инструментальное творчество». И в самом деле, коллективы такого направления работают традиционно – звучит фонограмма или играет баянист, а дети сидя играют ритмическую композицию, чаще всего используя очень похожие ритмы и удары.   

Наша студия своим существованием опровергает все традиционные представления о данном виде творчества. 

И всё чаще, при подготовке к конкурсам, я задаюсь вопросом – в какой номинации мы должны выступать? И жюри порой бывает в тупике – как нас оценивать?  Обо всем по порядку. 

Просматривая записи выступлений нашей студии, становится понятно, что в основе творчества нашего коллектива – многожанровость. 

Я убеждена, если работать с коллективом так, чтобы это было интересно, информативно, воспитательно, образовательно – по большому счёту это СИНТЕЗ ИСКУССТВ, ОБЪЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВ (конечно на основе одного музыкального коллектива).

В моём понимании, как руководителя детского, любительского, творческого коллектива очень важно в детях воспитать понимание ЭСТЕТИКИ искусства, которым они занимаются. В это понимание заложено множество факторов. Один из ВАЖНЫХ (наряду с точностью исполнения) это то, что наше творчество не только слуховое (то, что мы слышим), но и на 50% визуальное (то, что мы видим). А значит очень важно полноценно, грамотно, доступно, элегантно представить на любой сцене Музыку, которая несёт определённую идею, в ней заложенную.

Конечно, нескольких минут будет недостаточно, чтобы глубоко освятить всю полноту работы нашего творческого направления. Здесь продумывается всё – от выбора или создания фонограммы, от ритмической основы, от движений, свойственных определённому стилю, жанру музыки до мельчайших деталей в каждом движении, до разработки костюма, который отражает суть создаваемой музыкальной картинки (ведь, согласитесь, не очень понятно будет исполнение, например, еврейской темы в русском народном костюме) и даже до рассадки детей в ансамбле.

Что бы воплотить идею от создания фонограммы до конечного воплощения, отслушивается множество оригинальной музыки, разных композиций в разных исполнениях, отсматривается множество видео танцев разных народов, разных стилей, разных направлений. Для чего? А всё для того, чтобы умело ввести их в композицию, и что бы они не помешали, а дополнили её колоритом, красками, определённой историей. Важно так же как всё это сочетается с основным направлением – инструментальный ансамбль… Как часто я детям говорю – наше искусство – это не только правильно сыграть… это определённого рода – танец, только с музыкальным инструментом в руках, это маленький музыкальный театр – где мы играем маленький спектакль без слов, или живая картинка – где мы рисуем образ музыки. 

Также крайне важным является обращение ИСТОКАМ КУЛЬТУРЫ (включая не только музыкальный фольклор, но и историю, краеведение, этнографию). КАК нарисовать картинку, если ты не знаешь истоки, историю, если ты не видел примеров?… Это невозможно! А значит мы знакомимся с той музыкой, которую играем, через разные средства – просматриваем на репетициях (или дома, с привлечением родителей) выступления различных ансамблей и исполнителей нашего направления, профессиональных музыкальных ансамблей, оркестров, танцевальных коллективов, стараясь подметить тонкости исполнения, структуру и механику движений, их особенности соответственно жанру, стилю или народности (например играя татарскую музыку знакомимся с татарскими танцами, еврейские мелодии – смотрим в разных вариациях от бытовых до профессиональных танцев, изучая казачью композицию – смотрим видеоуроки по фланкировке и отсаматриваем особенности поведения в танце исполнителей, и т.д.). Всё это несомненно отражается в воплощении в наших композициях. 

Следующий важный компонент деятельности – КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ ПЕДАГОГОВ (Сотворчество, Союз). Конечно, я музыкант. Не танцор, не актриса. Не чтец. И что бы воплотить многие мои идеи, моего энтузиазма, моих знаний не хватает. Идея хороша тогда, когда она имеет достойное воплощение. И когда есть возможность, и самой научиться и правильно научить детей мы к этому обращаемся. Поэтому (а вы чётко увидели в наших композициях) возникла необходимость привлечения к работе с коллективом и профессионального хореографа. И это не только для того, чтобы помочь с разработкой каких-то элементов, а прежде всего – базовая хореография на регулярной основе, как одна их обязательных репетиционных форм обучения, которая дала большой толчок в двигательном развитии детей. А значит, многие элементы при изучении новых композиций даются детям и проще, и легче, а также изучая профессиональные термины и мне легче преподать детям выполняемые элементы. На что раньше уходило по несколько репетиций, теперь делается за 10 минут. И главное – что все мы понимаем друг друга.

Ещё один из основополагающих аспектов успешной, стабильной деятельности коллектива – это Союзничество, СОтворчество с РОДИТЕЛЯМИ. Ведь, всем вам хорошо на практике знакомо – если родители заинтересованы, видят в деятельности детей перспективу, понимают, наблюдая за ребёнком что какой-то вид деятельности положительно, развивающе на него влияет, то и ребёнок считает это своим важным делом. А значит вовлечение родителей в активную поддержку коллектива должно стать не маловажной деталью для руководителя. Что и происходит в нашем коллективе с первых же дней вступления ребёнка в коллектив. Для этого существуют чаты с родителями, где сначала мною лично информируются родители о репетиционной работе в кабинете, даются рекомендации как заниматься дома, на что обратить внимание, что посмотреть, почитать. В следствии этого часто родители бывают на репетициях и уже сами отправляют в чаты увиденную своими глазами информацию. Постепенно, целыми семьями, включая и пап, и бабушек-дедушек, втягиваются в весь творческий процесс… Что это значит?… а многое…

Вместе с ними решаются многие вопросы. Участие в конкурсах, помощь в организации различных выездов, родители помогают и друг другу в доставке детей на площадки выступлений, в сценической подготовке детей.  В больших и дальних поездках (как например в Тюмень, Казань, Санкт-Петербург, в Москву) у нас никто никогда не остаётся без внимания. Заранее обсуждается «кураторство» родителей над детьми, тех, кто едет без родителей. Многие вопросы родители берут на себя, облегчая и мои заботы. Большую помощь и заинтересованность они проявляют и в подготовке образа детей на сцене в будущих композициях. Конечно, помощь родителей велика, и они становятся ПОЛНОПРАВНЫМИ И ЦЕННЫМИ ПАРТНЁРАМИ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Родители настолько вовлечены в процесс, что организовали каналы в соцсетях, где освещают творчество детей и продвигают его. И настолько привыкли к насыщенному графику, что порой, если три-четыре недели нет каких-то выступлений, какого-то движения, то даже они начинают скучать и можно сказать требовать от меня, чтобы по быстрее что-то организовать.

Важный шаг к успеху коллектива – это РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА (от любительского до профессионального содружества, партнерства). 

 В деятельности любого коллектива важна перспектива развития, результат – к чему придём, чего достигнем. И если творчество успешное, если в деле, которым занимаем мы не ищем «лёгких путей» и не относимся к нему как простой кружковой работе, лишь бы дети не скучали и были хоть чем-то заняты, а стремимся к возможному профессионализму то могут открываться перед детьми и новые возможности. Одна из таких – это живое общение с профессионалами. Причём практическое, партнёрское воплощение ВМЕСТЕ с ними. Не часто ансамблям ложкарей удаётся сотрудничать с профессионалами, но нашему коллективу в результате серьёзного отношения к своему творчеству, посчастливилось. Нас заметили. Профессионалам интересно стало воплотить некоторые проекты вместе с ними. Дети же в свою очередь воочию увидели и узнали, как работают профессиональные музыканты, как они общаются, как относятся к своему делу, что так же имеет свой и воспитательный и образовательный эффект. Ну и конечно, это и своего рода СТИМУЛ к дальнейшему творчеству.

Ярким примером такого сотрудничества стали приглашение коллектива на русский народный телеканал «Жар-Птица», где записана большая передача о коллективе и дети имели возможность пообщаться с залуженным артистом России Николаем Падуковым, дважды ребят (две разных группы) приглашали на телеканал «Россия-Урал» на передачу «Доброе утро».

Большим событием стали приглашения на значимые события в культурной жизни нашего города, которые требовали и создание новых композиций и большой качественной их подготовки. Ведь там дети выступали на ряду с профессионалами и вместе с ними – это выступление в Свердловской государственной филармонии на памятном юбилейном концерте Владимира Зыкина, руководителя профессионального ансамбля «Аюшка» и памятном концерте виртуоза балалаечника Шауката Амирова, где коллектив выступал в сопровождении ансамбля «Русичи».

Такой, не побоюсь, смелый подход, подход, возможно даже, новаторский (за что я была отмечена на одном из конкурсов дипломом «за новаторство в сохранении традиционного русского искусства») привёл наших детей на сцену Государственного кремлёвского Концертного Зала, где нам посчастливилось выступить с оркестром «Фонограф» под управлением Сергея Жилина и блистательной певицей Этери Бериашвили. И это – лишь одна из ступеней к успеху. Мы – в постоянном творческом поиске.