Проект «Волонтерское движение как средство формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста»

ФИО: Коурдакова Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3986
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Проект «Волонтерское движение как средство формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №31 «Берёзка»

Проект:   

«Волонтерское движение  как средство  формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста».

                                                                                                       Авторы – составители: 

Коурдакова Татьяна Николаевна, 

педагог-психолог

МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»,

Алексеенко Галина Михайловна,

воспитатель,

МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»,

Киселева Марина Александровна,

воспитатель,

МБДОУ «ДСКВ №31 «Берёзка»

2024

Введение

«Из всех наук, которые должен знать человек, 

главнейшая есть наука о том, 

как жить, делая как можно меньше зла и 

как можно больше добра»

Л.Н. Толстой

 

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Характер человека формируется в возрасте до 5 лет, считают психологи. Хорошо, если до этого возраста взрослые успели заложить основы и привить ребенку полезные привычки. К моральным качествам это тоже относится. Родители могут научить ребенка не только чистить зубы, самостоятельно одеваться, уверенно читать и считать, но и быть добрым! Доброта – это не только черта характера, часто заложенная с рождения, но и привычка вести себя и относиться к другим по-доброму, которую можно привить ребенку в детстве и развивать в дальнейшем в течение всей жизни. 

Наша задача, педагогов и родителей, не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности и пренебрежения.

Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам,  «братьям нашим меньшим» – животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.

Также в работе по социализации детей дошкольного возраста имеет большое значение приобщение родителей к деятельности в данном направлении и повышение профессиональной грамотности педагогов в этом вопросе. Работа с родителями в данном направлении должна быть основана на сотрудничестве с педагогами дошкольной образовательной организации и включать в себя такие формы взаимодействия, как совместные проекты, творческие мероприятия (конкурсы, выставки и прочее), досуги, акции, информационные презентации, создание буклетов, участие в образовательных квестах и т.д.

Среди образовательных практик, направленных на социализацию детей дошкольного возраста, как одна из инновационных, но уже показавшая свою эффективность, выделяется волонтерская деятельность, в ходе которой ребенок имеет возможность проявлять инициативу и самостоятельность, доброту и милосердие, доброжелательность и отзывчивость.  Стоит учесть то, что волонтерство является совместным делом, то есть базируется на работе семьи и дошкольного учреждения.

Для создания эффективных условий, для становления социокультурного опыта, картины мира,  ценностных ориентиров, базовых жизненных навыков ребенка разработан и реализован  педагогический проект «Волонтерское движение  как средство формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста».

 

  • Паспорт проекта
  • Основные положения
Название проекта «Волонтерское движение  как средство формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Разработчик проекта Коурдакова Т.Н., педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 31 «Березка»

Аексеенко Г.М., воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 31 «Березка»

Киселева М.А., воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 31 «Березка»

Участники проекта Воспитанники, педагоги, родители
Нормативные и стратегические
документы
  • Конституция Российской Федерации; 
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Государственная программ РФ «Развитие образования» 2018-2025 г.г.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  • Федеральная образовательная программа
Краткое описание проекта Проект представляет педагогическую модель организации волонтерского движения в дошкольной образовательной организации, направленной на: 

  • приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям российского общества;
  •  овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса;
  •  оптимизацию процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию.

    Проект реализуется через три направления:

  1. Семейное волонтерство;
  2. Волонтерство в детском саду;
  3. Православное волонтерство.

     Каждое направление представлено в трех цветах волонтерства:

1. Цвет синий: событийное волонтерство
 Синий цвет – цвет моря, чистого неба и прочих спокойных радостей. А радость  – это праздники, организованные для своих друзей, близких, пожилых  и одиноких людей.
2. Цвет красный: волонтерство спасения
  Красный цвет- спасение.  Волонтеры – спасатели ищут пропавших людей, помогают профессиональным спасателям  А что могут дети? Найти семью для бездомных животных, помогать птицам, животным. Спасатели (папы) обучают дошкольников приемам первой неотложной помощи и рассказывают, что  они, так же, как и пожарные, медики, военные, готовы по первому зову приехать на место трагедии.
3.Цвет белый: социальное и корпоративное волонтерство
 Белый цвет символизирует гражданскую инициативу, чистоту и прозрачность намерений.

 Что такое социальное волонтерство? Это добрые дела каждый день. Это – своими силами соорудить 

Подарки для ветеранов, детей инвалидов. Это – с командой друзей придумать и провести интересный творческий мастер-класс, концерт.  И таких возможных добрых дел – тысячи.

Православное волонтерство представлено в зеленом цвете:

 Зеленый — значимый и ценный цвет христианства, означающий обновление, оживотворение и гармонию Божественного бытия. Именно полное зелени древо явлено символом вечной жизни, как в Священном Писании, так и в церковном сознании.

Новизна проекта Заключается в разработке педагогической модели, которая поможет воспитателям ДОО компетентно организовать волонтерское движение, направленное на приобщение детей к ценностям российского общества и оптимизацию процесса социализации воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта 

(информационное и
материально-техническое
обеспечение)

Компьютерное оборудование, программное обеспечение, периферическое оборудование, программно-методические, видео материалы, электронные образовательные ресурсы
Продукты проекта Брендбук «Волонтерское движение «Твори добро», методические рекомендации «Волонтерское движение в ДОУ», сборник конспектов занятий, акций.

 

  • Цели и задачи проекта

Цель:  Создание условий, способствующих  организации волонтерской деятельности в ДОО, направленной  на приобщение дошкольников к ценностям российского общества

№п/п Наименование задачи Ожидаемые результаты
1 Создание условий, обеспечивающих деятельность волонтерского движения в ДОУ
  • создание системы работы по организации волонтерского движения в дошкольной образовательной организации; 
  • повысить уровень информированности педагогов и родителей о волонтерском движении;
  • поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского сообщества ДОУ;
  • разработка новых форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия,  трудолюбия, доброты, толерантности.
2 Поддержка освоения первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми ценностями, нормами и правилами российского общества 
  • овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников образовательного процесса; 
  • предоставление возможности для самореализации, развития организаторских качеств детей посредством участия в планировании и проведении социально-значимых дел, акций;
  • поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманности,  милосердия, человеколюбия и сострадания.
3 развитие инфраструктуры методической, информационной,

консультационной, образовательной и ресурсной поддержки

волонтерской деятельности ДОУ

  • создание методических рекомендаций по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы;
  • организация взаимодействия  с волонтерскими отрядами города Юрги.

 

  • Актуальность проекта

Дошкольное детство – начало жизненного пути человека, основа всей его дальнейшей жизни. Поэтому важно своевременно и компетентно создавать эффективные условия для становления социокультурного опыта, картины мира, ценностных ориентиров, базовых жизненных навыков ребенка.  Эффективными формами приобщения детей старшего дошкольного возраста  к ценностям российского общества выступают добровольчество и реализация волонтёрских проектов.

Организация волонтёрского движения в дошкольной образовательной организации способствует позитивной социализации ребёнка через активную деятельность, где личность выступает инициатором и организатором позитивных изменений в своём ближайшем социальном окружении. Детей с дошкольного возраста необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать слово «помощь». В Федеральной программе  Воспитания прослеживается идея о том, что движение, объединяющее детей, является важным фактором в развитии личности, её социализации, истоков гражданственности, реализации творческого потенциала в обществе. 

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей –  это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребёнка, на развитие его нравственных качеств. 

 Проект «Волонтерское движение  как средство формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста» создавался как новаторский, ориентированный на понимание и познание воспитанников ценностей российского общества. Содержание проекта ориентировано на мотивированное осмысленное освоение детьми системы ценностей, через волонтерское движение.

1.4.  Целевые группы  и описание проблемы целевой группы

  1. Воспитанники

Недостаточно развиты  коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, социокультурный  опыт,  ценностные ориентиры, базовые жизненные навыки ребенка.

  1. Педагоги, работающие с целевой группой

Отсутствие организационной структуры: в ДОУ отсутствует четкий план и организация для волонтерских программ, что может привести к хаотичному ходу мероприятий и неэффективной работе волонтеров.

  1. Родители   

Недостаток информационной поддержки: не знают о возможностях волонтерской работы в ДОУ. Недостаточная осведомленность об ее ценности и пользе для личного развития дошкольника.

  •  Критерии и показатели достижения результативности проекта

Количественные:

Проведены акции:  «День добра» – 1 октября День пожилого человека, 4 октября «День защиты животных», семейная акция «Мы выбираем ЗОЖ», «Малышам о ПДД» – театрализованное представление, операция «Чистый детский сад», акция «Аудиооткрытка для  солдата», акция «Шарик добра» и т.д.

Качественные:

Воспитанники способны  рассуждать, анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, искать варианты ответов и решений, преодолевать затруднения в разных ситуациях.

Воспитанники проявляют  самостоятельность, инициативность, готовность брать на себя ответственность за порученное дело, за успешность индивидуальной и коллективной деятельности.

Воспитанники ориентируются в социальных ролях в семье и ДОО, готовы к принятию разных социальных ролей,  могут  учитывать интересы и желания других людей, выражать свои желания и позиции в социально приемлемой форме, стремятся к взаимопониманию и взаимодействию с другими людьми – детьми и взрослыми.

Воспитанники готовы  действовать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в социуме (в семье, группе детского сада, дворовом сообществе, своем населенном пункте, этносе, стране), высказывать  свои суждения и оценки, могут сравнивать свои действия и поступки с социокультурными эталонами, зафиксированными в фольклоре (пословицы, поговорки), в произведениях детской художественной литературы и других видах искусства.

  1.   Дорожная карта проекта
Этапы Реализация мероприятий
Первый этап – август
2024
Теоретико –
методологический и
подготовительно –
организационный этап

ориентирован на формирование у детей первичных представлений

о ценностях российского общества, волонтерском движении.

  • формирование команды проекта;
  • проведение анализа ситуации, изучение опыта волонтерства;
  • определение основных понятий, разработка теоретической модели, цели – ориентиры работы;
  • проведение диагностики, выявление уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников;
  • составление Плана реализации проекта.

Второй этап – сентябрь 2024 –
май 2025
Практический этап

предполагает создание условий для формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру (природному и социальному), родной

стране, родному языку, истории и культуре своего народа.

предусматривает поддержку становления и расширения личного

опыта каждого ребенка в действиях и поступках, основанных на мотивированном

принятии ценностей.

  • организован отряд волонтеров из детей старшего дошкольного возраста;
  • организованы занятия нравственного и социального характера;
  • разработаны правила волонтеров, атрибуты волонтерского движения;
  • для родителей проведены встречи с разъяснениями о важности волонтерского движения для формирования ценностей российского общества;
  • проведены социальные акции и мероприятия под лозунгом «Твори добро»:

– помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;

– благотворительная деятельность  в отношении различных  категорий граждан: пожилых людей, воспитанников младших возрастных групп ДОУ, людей с ОВЗ;

– благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;

– пропаганда ЗОЖ.

Третий этап – июнь 2025
Обобщающий этап

  • Обратная связь от участников проекта:  

родителей, специалистов;

  • оценка результатов и эффективности реализации проекта

– показатели, критерии, инструменты;

  • создание методических рекомендаций по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы;
  • организация взаимодействия  с волонтерскими отрядами города Юрги.
  • подготовка и распространение информационных материалов о реализации проекта;

 

III.  Заключение

 

Проект «Волонтерское движение  как средство формирования духовно-нравственных ценностей у воспитанников старшего дошкольного возраста» представляет педагогическую модель (Приложение 1)  организации волонтерского движения в ДОУ, направленного на приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям российского общества. Реализация данной педагогической модели  способствует созданию условий для формирования мыслящей личности гражданина и патриота России, Кузбасса путем развития системы духовно-нравственного воспитания, способной на основе усилий педагогического коллектива детского сада, общественных организаций, родительского сообщества решать задачи воспитания высоконравственной личности.

     Согласно Федеральной образовательной программе содержание воспитательной работы   ориентировано на мотивированное осмысленное освоение детьми системы ценностей. Ценности  формируются в деятельности: активность, ответственность, осознанность.  Одним из доступных и привлекательных видов деятельности у дошкольников является волонтерское движение. 

Волонтёрская деятельность –  это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.

Участие в различных мероприятиях детского волонтерства, социальных акциях способствует усвоению исторически сложившихся духовно-нравственных норм поведения ребенка. Постепенно формируются начала нравственности дошкольников, что обеспечит потребность в социально активном поведении и оказания помощи другому человеку; поспособствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствуя такие стороны личности как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. 

Волонтерство формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному духовно- нравственному становлению личности.